3 тур. Итоги. Комментарии

Кубок Стихиры
ч.1 ИТОГИ



01.Полонина Ирина «Забытый смех.» vs  Владимир Зозуля «Человеческое.» -  1:4
(Лидия Ковалевская vs  Вячеслав Ильин, Сергей Скловский,Татьяна Игнатова, Тимофей Бондаренко)

02.Ольга Грубская «Голубка.»vs Тамара Гаврилова 5 «Тик-так» - 2:3
( Вячеслав Ильин, Татьяна Игнатова vs Сергей Скловский, Лидия Ковалевская, Тимофей Бондаренко)

03.Елена Толоконникова 2 «Перчатка» vs Юлия Александровна Михайлова «Тихо и светло.» - 4:1
(Татьяна Игнатова, Сергей Скловский, Лидия Ковалевская, Тимофей Бондаренко vs Вячеслав Ильин)

04.Виктор Колесников 6 «Редеющих лесов и тающих созвездий  vs  Алина Махолёт «Снежная баба» - 2:3
((Сергей Скловский, Лидия Ковалевская    vs   Татьяна Игнатова, , Вячеслав Ильин Тимофей Бондаренко)

05.Влад Деми «Arriva.» vs Елена Анатольевна Антонова «Летний вечер.» - 2:3
( Вячеслав Ильин, Сергей Скловский   vs  Татьяна Игнатова, Лидия Ковалевская, Тимофей Бондаренко)

06.Ирина-Сова «Может, стоит?» vs Анна Герасимова 4 «Город пах Рождеством» - 3:2
(Вячеслав Ильин, Татьяна Игнатова, Тимофей Бондаренко  vs  Сергей Скловский,
 Лидия Ковалевская )

07.Яленка «Африканские страсти предзимья» vs  Лана Юрина «Слишком поздно» -  2:3
(  Татьяна Игнатова, Тимофей Бондаренко  vs Сергей Скловский, Вячеслав Ильин, Лидия Ковалевская )

08.Василий Толстоус «В пять утра без будильника солнце. vs  Поликарпова Дарья «Старуха» -3:2
Тимофей Бондаренко,   Лидия Ковалевская, Вячеслав Ильин vs Татьяна Игнатова,  Сергей Скловский)



ч.2  КОММЕНТАРИИ:

01.Полонина Ирина «Забытый смех.» vs  Владимир Зозуля «Человеческое.» -  1:4
.
Татьяна Игнатьва:

И снова в представленной  паре сошлись два возрастных одиночества в эпилоге жизни. Насколько жизненно воспринимаются стихи? Со вторым соглашаешься быстрее, потому как есть примеры из жизни. Пленяет простота формы, соответствующая содержанию, не лишённая хороших рифм и доверительной атмосферы, которая располагает без всяческих красивостей и замороченной надуманности. Что видим в первом… Стихотворение на пике творчества поэтессы написано давно, почти 10 лет назад, в последствии на протяжении многих лет уже мало чего пишется. И в этом изысканном слоге с претензией «на» я увидела некоторую отчуждённость от реальной действительности. Но этот укачивающий ритм увлекает за собой; образ лодки, даже символ, который в разных ролях выступает на протяжении описываемой жизни, включая воспоминание далёкой молодости, формирует ощущение старения и предчувствие неизбежного финала. Приплыли куда? «Он смех ей вернёт, а она ему – счастье...» Этот финал меня разочаровал окончательно. Потому как образ Харона перевозящий души в тот «лучший» мир рассыпается. Что-то у меня выпадает в этой зарисовке, не хватает детали. Какой именно? Возможно, сам старик плывущий в ночь, аллюзия на Харона, сам себя перевозит к любимой. Или нет? Ведь он плывёт к причалу, где забыт его смех, чтобы встретиться с любимой и вернуть ей смех. Т.е. смех его там (видимо, с её уходом) забыт, он его возьмёт и ей вернёт. А она ему вернёт за это счастье… Т.е. чтобы стать снова счастливым, надо умереть! Как-то слишком замысловато. И почему именно 120 ударов весла до этого причала? И почему осталось всего 100 ярдов? Причём здесь англо-американская система исчисления. Где это стихотворение писалось? Мною овладевают сомнения… Ну, хорошо, допустим, захотелось именно так написать, отмечу замечания по технике исполнения: 2 раза сдвиг ударения на Её, а также на Она  и Ему. Но на это многие не обращают внимание. Мелочи. И всё же… Стихотворение эффектно написано, если сильно не вчитываться и не задумываться.
.
Вячеслав Ильин

Очень интересная идея про «забытый смех». Сам по себе образ многообещающий, оригинальный, но на мой взгляд совершенно не разработан. Просто упомянуто, что «там забыт смех» и всё. Зато очень много других деталей, создающих неверное и путаное восприятие. Когда я читаю: «120 ударов весла… Доплыть!.. Грести!...» создаётся очень динамичная картина словно герой гребёт через шторм против ветра, и не понятно, что ему мешает (ведь шторма нет). Начинаешь вчитываться – герой в странном состоянии, то спит, то гребёт, и это состояние мне сложно понять через этот текст, да и все эти восклицания «Грести!» путают. Героя «опять укачало» (он блюёт, простите?) тем более там про алкоголь что-то сумбурное. С общем, агрегатное состояние лирического героя воспринять не удаётся.
Образы истории, которые лирический герой вспоминает – очень уж киношные. Девушка вплетает цветок в косы, спят на рыбацких сетях и живут в лодке и вдруг она умерла безо всякой причины – просто потрясающе картонная история, дешёвая манипуляция чувствами читателя. «Он смех ей вернёт, а она ему счастье» – какая-то романтическая глупость, со смехом так и не разобрались, как и где он там валяется, почему был забыт хозяйкой?
Ну и очень уж простые рифмы «причала – укачало, лодка – в глотку» и др, делают картину совсем дешёвой.
.

02.Ольга Грубская "Голубка" vs Тамара Гаврилова 5 "Тик-так" – 2:3

Лидия Ковалевская
.
Считаю стихотворение "Голубка" интересной и достойной работой. Поэтическое иллюстрирование полотна Павла Федотова "Сватовство майора" выполнено мастерски, вдохновенно, а завершающий катрен – просто шедевр:

Кажется, камня плотней тишина,
Чуть от вина зарумянилась кожа.
Если не слюбится, стерпит она.
Если не слюбится, стерпится, может...

Однако при голосовании я отдала предпочтение стихотворению "Тик-так", при этом замечу, что "Тик-так" по технике выполнения уступает "Голубке", – я отдала свой балл исключительно за разумное поучение (здесь даже просторечное слово "дурак" кстати):
Весной, когда уймутся холода,
родится сын в краю озёр и сосен,
о нём ты не узнаешь никогда –
ни как зовут, ни что с ним будет после.
Беги за ней, скажи, что ты дурак,
что зря вспылил, что будет всё иначе…
.

 Татьяна Игнатова:
.
Мне понравились оба произведения. Но «Голубка» настолько замечательно исполнена, зримо и выдержано, стилизованно под старые добрые времена, которыми зачитываешься у классиков, что оно пленяет и хочется выдохнуть и сказать: «Отчего так не пишут сегодня?» И ещё, всё стихотворение как рассматривание картины – все детали хорошо прописаны. В стихотворении «Тик-так» тоже картина расставания с прорисовкой дальнейшей перспективы. Но у меня целостность картины нарушается. Хотя бы здесь, после точки посередине строчки:

..пустой квартиры. Будут поезда
в окно стучаться чудищем сторуким
и бормотать: ушла-ушла-ушла.

Я так поняла, речь идёт о ветках деревьев, которые бьются в окно, или пустая квартира с окнами на ж/д пути? И каждый проходящий поезд приводит в движение растущие под окном деревья… Во всяком случае. Уезжает она, в поезд садиться она, и скорее чудище сторукое будет стучать у неё в окно вагона. Я так себе это представляю. Поэтому в этом месте я теряюсь в догадках. Обрывочный финал с меняющейся схемой рифмовки и усечением строки вообще никак не воспринимается. Но стихотворение жизненное, настроенческое, оно впечатляет и не оставляет равнодушным. Можно на этом и остановиться.


03.Елена Толоконникова 2 «Перчатка» vs Юлия Александровна Михайлова «Тихо и светло.» - 4:1

Сергей Скловский:
.
Стихотворение «Тихо и светло» сходу радует читателя авторской способностью различить застенчивое пыхтение и тихое оханье стоящего на плите чайника…
Стихотворение получилось очень хорошее, с яркими образами, выдержанным размером и хорошими рифмами. Немного напрягают неочевидные выражения, типа, «истомно белого» сахара и «на … сыре плавилась слеза» - смысл слова «истомный» не связывается у меня с белым цветом, так же, как и слеза - она никак не может плавиться…
«Что сказка – чушь, звенящая в душе» - эта авторская сентенция находит свой отклик у читателя, если последний пытался сочинять что-нибудь сказочное…
Однако, мой выбор в этой паре оказался на стороне визави – более цельного произведения… ))
.
Татьяна Игнатова:


Сочувствую автору «Тихо и светло», потому что стихотворение это действительно замечательно. Но для меня «Перчатка» - лидер с самого начала. Кому я его ещё не читала! Оно удивительное от начала до конца – от ощущения моросящего дождя до оставшегося запаха запястья – это шедевр, не побоюсь этого слова. Вот тебе и нарратив!
В стихотворении «Тихо и светло» прекрасные рифмы и форма, я бы сказала даже, что оно в этом выигрывает при сравнении. Его ироничный тон пленяет и придаёт лёгкость слогу. Однако, есть и мелкие замечания. К примеру: местами смущают ритмически плавающие интонации с ударением на первых стопах на предлог «от», «на», пиррихии «пОтерять», «Ядовитый». Неблагозвучие в виде бормотания «ВЕсь ВНЕшНий», «обраЗЫ СВЯЗАть», стыки согласных К-Г, СЬ-С, М-М, скопления  СЬ-ВС.
Но это всё мелочи. Ведь финал удался! А с ним забываешь обо всём, или вообще не обращаешь внимания! Однако, мне показалось всё-таки стихотворение «Перчатка» немного сильнее. И потому очень жаль, что приходится делать выбор не в пользу сказочному, передающему творческое настроение, которое очень знакомо по состоянию, наверное, каждому пишущему…


04.Виктор Колесников 6 «Редеющих лесов и тающих созвездий  vs  Алина Махолёт «Снежная баба» - 2:3

Вячеслав Ильин
.
В стихотворении «Редеющих лесов…» очень мощная концовка:
Не тленом, не бедой - ромашкой поле пахнет,
И, как чертёж, в рулон завёрнуты пути.
Просто шикарная концовка, вкусная, оригинальная. Но всё остальное стихотворение мною воспринимается как вторичное, как приближение к концовке. Само стихотворение – абстрактно-пафосное, что-то такое завернул автор с претензией на изящество и высокий слог, но оригинальных образов я не нахожу и изящество скорее вычурное «и не избыть печаль. И не исчислить следствий». Стихотворение же соперник гораздо более динамичное и цельное. Драма медленно нарастает, пейзаж хорошо миксуется с переживаниями, очевидно шаблонных фраз и образов нет, зато оригинальных в достатке, концовка и драматичная и ироническая – очень здорово.

.
Татьяна Игнатова

В стихотворении «Редеющих лесов и тающих созвездий» мне очень понравилась заключительная строка. Но для выбора этого мало. Остальное – не понятно о чём и когда. Я бы тоже задрала бы за автором голову посмотреть  на звёздное небо, чтобы увидеть тающие созвездия, но как белеет паутина я в тоже самое время не увидела бы и не заметила, для этого надо оказаться днём осенью. Иззябшая река… А лес покровы скинул. Ну вот, я совсем растерялась и не успеваю прочувствовать и увидеть картину, описываемую в … поэтической миниатюре в три катрена. И уж, конечно, поверить, что в то же самое время поле пахнет ромашкой я не смогу никак. Да простит меня уважаемый мной автор. Красивый замысел, написано, видимо, на одном дыхании, но надо было поработать с текстом и продумать детали ради целостной картины восприятия. Что-то может сейчас пахнуть, а что-то может потом, но должна быть последовательность и логика. Рифмы точные, но есть и прямые грамматические. Ритмически почти выстроено на 1-3-4-6 сильных стопах, но не везде. По эти причинам отдаю предпочтение визави «с морковкой и … пустым ведром». Оно замечательное!


05.Влад Деми «Arriva» vs Елена Анатольевна Антонова «Летний вечер.» 2:3

Татьяна Игнатова

Как ни странно именно в этой паре я выбрала то стихотворение, за которое до этого не голосовала ранее, и наоборот, «Arriva» не выбираю, как раньше. Так бывает, когда сравнивается разное выполнение поставленных задач. Автор второго в паре стихотворения «Летний вечер», на мой взгляд, справилась лучше с той ритмической задачей, которая, видимо, была поставлена. Известно, немногословие, или краткость, что почти одно и то же, сестра таланту. И здесь надо не промахнуться. Все слова должны стоять на своём месте. Лишних слов не должно быть. Именно это и можно отметить во втором стихотворении. Посмотрите, в «Летнем вечере» ни одного лишнего слова! И вот именно на этом фоне  первое стихотворение проигрывает.  Если ещё взять слова невнятно несущие смысл, то вот, что получается. Выпишу лишние слова и выражения невнятные – отдельно:
Лишнее: ту, так всегда, эти, свой, всё…
Невнятица: «где я под чертой, а ты сверху»; «заставляя тебя (кого? Только одного заставляют летать, а второго?) летать»; «Цепеллины.. срывают крыши (воспринимается в переносном смысле)», «Древний блюз» (Зародился в конце XIX века! Древность! Вспомнила свою прабабушку 1880 года рождения, как она мне косички заплетала!); «Погружаюсь в себя и остаться один боюсь» (Уйдя в себя, можно вполне быть одному и в присутствии другого под скопление согласных, производящих свистящий звук СЬ-ВС), «под тяжестью белой (!)китовой туши» (???)
К довершению всего – оказывается это всё вспоминается под кубинским небом и при тишине Whats App … Обсуждение кто из двоих сверху и почему летает, а другой при этом под тяжестью китовой туши почему-то задыхается и уходит в себя, боясь остаться один – не считаю нужным. Лучше не представлять, далеко можно зайти. Но вопрос завис без ответа: «Но куда мы спешим». Видимо, спешим по молодости, а теперь рассуждаем, оглядываясь назад, не торопясь. А это иногда получается неуклюже. Но остановлюсь на положительной ноте: мне понравилось выражение: «Зарастаю травой, засыхающей без полива. Сердце, дроби считая, сбивается без конца.» И само стихотворение ритмически выполнено хорошо, и рифмы хорошие. И вообще, ассоциации на музыкальное исполнение могут быть любыми, но у меня что-то не срослось по восприятию. Оценивала как стихи, простите. Но по сноске прошла, прослушала…
.
Тимофей Бондаренко

Здесь я проголосовал за второй стих.
Первый мне менее понравился по ряду причин.
Прежде всего - он о чем-то близком автору, но весьма далеком от среднего читателя.
И к тому же изложено так, что трудно понять, что хочет сказать автор.
"Барабанная дробь на неправильную похожа,
ту, где я под чертой, а ты сверху.
И так всегда!
На спине «Моби Дика»* нам Бонем готовит ложе,
задавая свой ритм, заставляя тебя летать."
= Я немного играю на ударной установке, знаю ноты ударных.
Но в упор не понимаю, о чем эти строчки. Для меня - это плохо зарифмованная бессмыслица. Всегда-летать  не лучшая рифма...
Далее идут какие-то строчки, в которые автор, вкладывает что-то понятное только ему. Какие-то ассоциации, видимо, навеянные расставанием с кем-то. Но с кем, почему и при чем тут "похожесть дроби на неправильную" - аллах ведает.
И кстати, с ассоциациями не очень. Если сентябрь , осень, то с чего трава "без полива"?
Ну, и в концовке намек, что ЛГ слушал рок по Whats App?
Стих вроде о чем-то, но конкретно ни о чем.
"Заковыристый" эпиграф только подчеркивает выдрючистость стилистики и ничего не проясняет.
Ну и вставление иностранных слов (аж на двух разных языках) в текст стиха не могу одобрить.
Что же касается технической формы стиха - то тут нечего особо похвалить. Рифмы разнородные, но не блещут точностью и богатством.
Разбивка строки на две - тоже отнюдь не гроссмейстерский прием, и свидетельствует о том, что нормальная строка самого же автора не устроила.
И в общем, стих, видимо, рассчитан на поклонников Цеппелинов, а для обычного читателя описания и пояснения автора остаются вещью в себе. Я в свое время немного слушал их, но далее не стал. И эмоционально меня все эти ассоциации никак не трогают.



06.Ирина-Сова «Может, стоит?» vs Анна Герасимова 4 «Город пах Рождеством» - 3:2
.
Сергей Скловский

Очень хорошее стихотворение «Город пах Рождеством» в этой паре мне понравилось больше конкурента (буквально убившего меня «коньячком» в холодильнике), что, правда, не совпало с мнением большинства арбитров…
Наверное, здесь сработали воспоминания: я однажды в предновогодние дни тоже оказался в Праге, и многое из описанного автором, мне знакомо…
Стихотворение «Может, стоит?» более аккуратно написано, в нём, в отличие от визави, нет глагольных рифм. Правда, есть носки – в подарок и коньяк в холодильнике (бр-р-р..). Читателю становится понятно, что с таким раскладом к Лирической Героине её мужчина вряд ли вернётся, разве что только по очень большой любви, про которую – ни словечка… Впрочем, автор сам именует описанные обстоятельства «большой игрой», для которой уже сочинила «точку»…
Из замечаний: «ночник отражает в стену»… Ночник может что-то проецировать на стену, отражать – это свойство зеркала или оконного стекла.
.
Татьяна Игнатова

1:0 Ирина-Сова «Может, стоит?»
Стихотворения, нмв, находятся приблизительно на равных позициях по техническому исполнению, да и по замыслу, считаю, тоже. Оба выполняют свои поставленные задачи. Настроение ли, житейская ситуация, воспоминание о хорошо проведённом времени в Европе – всё на своём месте. Считаю, что в моём решении играют роль мелочи. Перечислю их в отношение стихотворения «Город пах Рождеством»:
1)  почти все рифмы, начиная со второго катрена,  прямые грамматические – скучно 
2) сдвиг ударения на Её, и разговорный вариант ударения в слове «тотчАс», или в последнем сой ритма.
3) стыки согласных СЬ-С, ТЬ-Т, В-ДВ
4) в анапесте два ударения падает на слово «пОшелохнУться»




07.Яленка «Африканские страсти предзимья» vs  Лана Юрина «Слишком поздно»  2:3
.
Лидия Ковалевская:
.
В огнедышащей лирике стихотворения "Африканские страсти предзимья" во всю силу искрит отчаяние: "Скачет и мечется... тени мятутся бешено... из пламени вырвутся – не сдержать!"
Стихи переполнены яркими образами, хотя некоторые из них кажутся недостаточно осмысленными. Например, "Слышишь ты, твердокаменный, или на сердце ржа?". Если он "твердокаменный", то почему "на сердце ржа"? Ведь у "твердокаменного" на сердце скорее будет мох, чем ржа, так как мшистые камни, как говорится, сплошь и рядом, но ржавые – вряд ли...
Между прочим, данному стихотворению такие метафоры, с лёгкой сумасшедшинкой, очень даже к лицу)
В стихах нет сюжета – сплошные эмоции. Конструкция стихотворения своеобразная: строфика – три четверостишия и один дистих; рифмовка смежная, рифмы не стараются придерживаться какого-то одного вида (в первом четверостишии – точная, во втором – приблизительная, в третьем – глагольная...).
Кроме того, в строке "Нынче камином лечится горькое, отболев…", по-моему, неуместно применено умолчание, а в завершающем двустишии инверсия слегка нарушает согласование:

Лижет поленья заживо болью моей камин…
Утро измажет сажею… Больно, чудак, пойми…

Но, согласитесь, причём "согласование", если больно) как известно, любящий подобен больному...Почему я проголосовала за стихотворение "Слишком поздно"? За естественность.

.
Татьяна Игнатова:

Оба стихотворения великолепны и кажется об одном и том же, но совершенно по-разному описывают состояние! Отдаю предпочтение более яркому! От того огня можно согреться даже в самую лютую зиму. И вроде бы тоже боль, выплаканный сюжет, но с какой страстью, с какой жизнью написано! С таким посылом всё ещё будет! Это знакомо до боли… А вот «Слишком поздно», несмотря на несколько уникальных метафор, создаётся такое впечатление, что читаешь не первый раз. И с другой стороны... Такое прочитаешь, согласишься, но вспомнишь ли через неделю?



08. Василий Толстоус «В пять утра без будильника солнце. vs  Поликарпова Дарья «Старуха» -3:2
.
Татьяна Игнатова

.
В пять утра так много произошло, что мне показалось, что автор поместил сюда два сезона как минимум – начало весны и разгар лета с тополиным пухом. Что-то я здесь растерялась и впечатление расползлось и улетучилось. И с пастухом у меня что-то не сложилось. Возможно, это такой прошлый век, что уже и не рисуется подобный Лель без Снегурочки.

Тимофей Бондаренко

Здесь первый стих и написан более мастеровито, и по содержанию поэтичнее.
Во втором стихе в первой же строке - перенос. И строка читается:
"Поизносилась жизнь на пыльных поворотах".
И как бы ни читать - получается, что рулила и мечтала - некая жизнь.
Третья строка
"Ломилась медным лбом в закрытые ворота"
- просто грубость. ЛГ - тупая дура.
"гнала на красный свет асфальтовым катком"
- а это просто кривое сравнение: на катке не погоняешь и красный свет тут ни к селу.
"Ей было не до сна, весёлой и пригожей," - не вяжется с образом тупой и упрямой дуры, нарисованным в первом катрене.
"и каждый час, как миг, сгорал в её руках." - что-то невнятное. Руки тут не очень уместны.
"Теперь опять не спит, прошедшее итожа,
ссыпая в закрома несбывшегося прах."
Вторая строка загадочна. То она итожит свою бурную молодость, в которой даже спать было некогда, то вдруг откуда то прах несбывшегося, который в какие-то закрома ссыпается.
"густая седина" - намек, что волосы густые но седые?
Далее описание симптомов гипертонии.
И вдруг перескок на какой-то вокзал и немой ушат. :-)
К истоку от исхода - скорее так бы врач-психиатр сказал.
А зачем портить черновик?
"И двери на замке и не найти ключа" - ну такое откровенное заимствование не стоило делать. Тем более, что в отличие от оригинала, здесь это невнятно.
"Ползут минуты вдаль, как скользкие ужи." - корявое сравнение. Скользкие ужи, ползущие вдаль...
Концовка
"И безмятежный взгляд на пожелтевшем фото
напоминает ей: поизносилась жизнь."
А если бы взгляд был мятежным? И фото не пожелтело?
(у меня вот фотки не пожелтели - потому как нормально были обработаны :-)).
"поизносилась жизнь" - выражение неудачное.
Поизносилась ЛГ, а не жизнь.
Но это - банальность. Любой старик "поизносился".
И к чему здесь эта банальность декларируется?
Зачем она поставлена как итог стиха?
Даже просто переставив пары строк в концовке - уже можно несколько улучшить стих, убрав этот ненужный "гвоздь".
-------------------------
Обзор стихотворений завершен.
Л.К.6.02.2022