Культурная жизнь кипит. 17. 2022

Единомышьленники
 Единомышьленники
Всем привет!

 Ведущий Злобный Мышалет продолжает рассказывать о достижениях наших авторов.
Если вы участвовали в фестивале, творческом вечере, провели встречу с читателями,  у вас есть свежие публикации в журналах, альманахах или у вас вышла книга? Это прекрасно, мы об этом напишем.
Иногда мы публикуем интервью с авторами.
**********************


Сегодня вашему вниманию интервью с НИКОЛАЕМ МАКСИКОВЫМ.


 
З.М.: Расскажите о себе, о родном городе, профессии.
       

Н.М.: Родился я в довольно-таки приличном хуторе Морце Еланского района Волгоградской области: две школы, клуб и ДК, больница, детсад, магазины – вся инфраструктура, как теперь говорят. Морец – это от моря такое название. Правда, мы тут отродясь морской пучины не видели, но о том, что когда-то она в этих местах бушевала, свидетельствуют меловые горы по краям огромной впадины, на дне которой и расположился хуторок. Среди кусков мела и известняка и по сей день находят окаменевшие останки доисторических животных и растений. Дома стояли и всё ещё стоят по берегам небольшой речушки Вязовки. «Как на нитку нанизала бусы сёл и хуторов» - когда-то посвятил я ей эти строки.
        Уже не одно десятилетие проживаю в Камышине – третьем по величине городе в Волгоградской области. Население чуть более 100 тысяч жителей. Волга тут такая широкая, что противоположного берега не видно – километров восемь! Здесь очень жарко летом, и, кроме бахчевых, хорошо вызревают персики, абрикосы, виноград. О городе нашем рассказывать – никакой информационной площади не хватит. Ведь возраст его приближается к четырём столетиям. Помнит он и Разина с Пугачёвым, и Петра-I, дважды у нас бывавшего и восхитившегося местными арбузами. Именно этот факт повлиял на признание Камышина арбузной столицей России, а проводимый уже лет пятнадцать подряд арбузный фестиваль приобрёл Всероссийское значение. Не забываем мы и о том, что наш город – родина легендарного Алексея Петровича Маресьева, Героя Советского Союза, чей подвиг описан в произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
        Камышин славится талантливыми и знаменитыми людьми. Отсюда родом генерал-лейтенант Казачковский – герой войны 1812 года. Здесь родилась Ольга Сократовна Чернышевская – жена известного писателя. А писатели разных эпох В.Мухина-Петринская, Д.Гольман, Н.Орлов, В.Матушкин, И.Малохаткин, М.Рощин и многие другие – это наша гордость, конечно. Рощин, кстати, первую книжку свою именно в нашем городе выпустил.
        Здесь, в Камышине, настоящая «мекка» для краеведов и исследователей. Скоро обещают построить на Волге причал для теплоходов класса «Река-Море» и мы надеемся, что поток туристов увеличится. Хорошо бы открыть для обозрения хотя бы часть местных пещер – все они пока замурованы и хранят немало тайн о прошлом.
        О своей профессии могу сказать, что я кадровый офицер МЧС в запасе. Окончил дополнительно Волгоградский технический университет. Другими словами, как и у большинства пишущих людей, профессии мои полностью соответствуют творческому направлению. Иронизирую, конечно.

З.М.: С чего начался Ваш творческий путь? Расскажите о первых произведениях.
      

Н.М.:  Большую роль в моём воспитании сыграла бабушка. Отец её служил на Кавказе, в Тифлисе. Она имела определённого рода образование, знала классику, хорошо рисовала. С пяти лет под её началом я уже бойко читал газету «Сельская жизнь». Стихи нравились, и первые собственные строчки рождались ещё в розовом детстве. А первое стихотворение было напечатано в местной газете, когда мне исполнилось шестнадцать. Я противился этому, помню, не хотел раскрываться перед народом, ведь стихи в ту пору были о самых нежных чувствах. А потом меня «взяли в оборот» в Еланском районном литобъединении и принялись учить стихосложению. На смену лирике пришли философские мысли, какие-то фатальные суждения о жизни, но благодаря маститым писателям Ю.Щербакову и В.Ростокину творчество моё всё-таки приобрело светлые оттенки и вошло в правильное русло. В районной газете на регулярной основе стали публиковаться мои стихи, за которые даже выплачивались гонорары.


З.М.: Как долго длится работа над одним произведением, будь то стихотворение, рассказ или повесть?
      
Н.М.:  Стихи, в основном, удаются легко. Но это в случае малых форм. Правда, периодически к некоторым, наиболее понравившимся, возвращаюсь, дорабатываю. С крупными формами по-другому. Роман в стихах «Поезд в Сталинград» создавался, например, несколько месяцев. Около года ушло на роман «Не ворошите старую грибницу». И это, по сути, получился лишь эскиз для более крупного произведения. Но это, видимо, уже не в этой жизни. За год, думаю, удастся завершить книгу переводов с немецкого – две сотни стихотворений Д.Гольмана; работа по просьбе наследников писателя и поэта, проживающих в Германии, ведётся давно и близка к завершению. На рассказы так же приходится затрачивать немало времени, так как зачастую они несут в себе какие-то исторические факты, и хочется соблюсти их достоверность. Более года уже пишу роман из области фантастики – жанр для меня абсолютно новый и неведомо как свалившийся на мою голову. Почти окончен сборник пьес – не достаёт единственной – комедии. Это самое трудное, оказывается, смешить людей. Пьесы в основном двухактные, одна из них – в стихах, рассчитана на подростковый возраст. Подводя итог, скажу: каждому «овощу» – свой срок.



З.М.:  Из каких этапов складывается рабочий процесс?



Н.М.: Во-первых, нужно вдохновиться. Не ждать, когда вдохновение само придёт – именно заставить его пробудиться внутри себя. Для этого стараюсь окунуться в предполагаемое для описания событие.
Во-вторых, изучение темы(если это требуется).
В-третьих, составление плана работы. Он примерный, но схематически уже представляет будущее произведение.
В-четвёртых, собственно работа. Она сопровождается всеми перечисленными до этого этапами.
Наконец, коррекция написанного. Это самый ответственный этап, с которым я веду себя подчас совершенно безответственно. По разным причинам. Хочется много успеть – это главное.

З.М.: Что помогает Вам призвать вдохновение? Вы пишите каждый день?
Да, пишу практически ежедневно. Если возникает пауза, то заполняю её участием в каких-то конкурсах, пробую себя в песенном жанре и т.д. Остановка – это удар по вдохновению. В его костре не должны заканчиваться поленья.

Н.М.: Что больше всего цените из написанного?
        Всё лучшее, мне кажется, где-то впереди. Роешься в прошлом – обнаруживаются какие-то досадные огрехи. Самокопание – мой постоянный спутник.


З.М.: За что вы получили свою первую награду? Какая из наград самая дорогая?
      

Н.М.:   Первую награду уже и не вспомню. Из литературных, конечно. Но самой дорогой (денежный эквивалент вообще не рассматриваю, хотя были и такие) стала, пожалуй, награда за участие в литературном конкурсе «Бессмертный Сталинград» к 75-летию Победы. Лауреаты вписали свои страницы в книгу с одноимённым названием, составленную Почётным гражданином Волгоградской области, заслуженным учителем РФ Ю.Лепёхиным. Событие так было представлено организацией «Царицынская муза», что помнится и сейчас с трепетом и поклонением.


З.М.: Как относитесь к критике?
Н.М.:  Нормально. Это же тень любого творческого человека. Есть, правда, нюанс. Я часто спорю по поводу того, что критика и критиканство – вещи разные и последнего быть не должно. Но оно есть. Есть, так как для многих индивидуальное восприятие – основа процесса. Я выступаю за соблюдение определённых правил. Стихосложения, например. Приветствую их наличие. Не против разумных экспериментов.

З.М.: Любимые писатели и поэты и что читаете именно сейчас?
Н.М.: В наступившем году перечитал Салтыкова-Щедрина «Пошехонская сторона», Толстого «Князь серебряный», М.Алексеева «Ивушка неплакучая» (дочитываю). На очереди «Современная японская новелла». Обожаю классиков. В том числе и зарубежных.
На столе у меня стихи В.Козлина, Ф.Х.Дагларджа, П.Зирнитиса, А.Бодренкова, Л.Завальнюка, А.Наумова. А.Навои, Н.Зиновьева. Всё разноплановое. Но чем-то эта разноплановость меня привлекает.

З.М.:Расскажите о своей литературно-общественной деятельности.
Н.М.:  Я поэт, прозаик, драматург, переводчик. В Камышине литобъединение посещаю лет шестнадцать уже. Последние десять из них – руководителем. Литобъединению в этом году исполнится 95 лет. С коллегами по цеху ставили небольшие спектакли. Сыграл М.Нагульнова по Шолохову, И.Карамазова по Достоевскому. Был и Фонвизин. Недавно открыли при Свято-Никольском кафедральном соборе литературный клуб «Вера. Надежда. Любовь». Появилась новая аудитория. Порадовало, что посетители клуба достаточно молодые, начитанные, увлекающиеся литературой. Есть надежда открыть дополнительно литстудию. Издаём за счёт бюджета литературно-художественный альманах.



З.М.: Расскажите о своих сборниках, книгах.
Н.М.:  Впервые был издан в коллективном сборнике, в котором представлены поэты Еланского района. С тех пор появились и собственные книги, о некоторых я уже упомянул. Их с десяток наберётся. При поддержке зарубежных коллег мои стихи звучали на международном радио, а так же печатались в федеральных журналах «Академия поэзии», «АлександрЪ», «Таврия литературная».
*******************************************

Дорогие стихиряне! Прочитаем стихи НИКОЛАЯ МАКСИКОВА:


Народная мудрость

Подметил истинно народ,
всё ясно мудрость объяснила:
с другими борется лишь тот,
кто одолеть себя не в силах.


Смотри в себя

Блажен, кто понял сердцем и умом,
что взор на мир зеркально обоюден:
чем больше доброты в тебе самом,
тем и в других она заметней будет!


Грабитель поневоле

–Как вы решились, подсудимый, как?
А тот в ответ, глаза в испуге пряча:
–Простите, Ваша честь! Ограбить банк
Решился я, когда он первым начал!


Вера в чудо

Уже осталось несколько минут,
когда часы, привычно и помпезно
пробьют двенадцать; дальше побегут
по кругу стрелки, свой верша маршрут,
и в новый год откроет время бездну.

Но праздник этот не ко мне пришёл.
Любая радость кажется некстати.
Всего на свете светлого лишён,
я, трогая волос знакомых шёлк,
сижу бессонно третью ночь в палате.

Моя жена, с которой тридцать лет
прожили мы дыханием единым,
лежит недвижно, как живой скелет,
а я и сам, терзая табурет,
едва спасаюсь тут валокордином.

Не каждому под силу этот груз.
Врачи сказали: ей всё так же худо.
А я, слезинку пробуя на вкус,
в душе молюсь, молюсь, молюсь, молюсь
и верю в изумительное чудо.
 


Утро

Ещё за миг до петушиных оров
Густая дрёма грела тишину,
В которой даже здешний волк матёрый
Стыдился выть с поляны на луну.

Для каждого был снов богатый выбор –
О чём угодно, только пожелай.
Спала в рогозе стая резвых рыбок,
Забился в кроны ветер-шалопай.

Клевала носом сонная кукушка,
Храпел медведь – нечёсан и космат,
И вслух о чём-то непривычно-скучно
Чуть слышно бредил горный перекат.

Недвижно облаков виднелись пятна,
Мгновенно тлел комет случайных след.
Был миру мил иллюзий лад приятный,
В котором нет ни зла, ни горьких бед.

Вот так бы спать, чаруя вечность тишью,
Вот так бы плыть среди счастливых грёз...
Ещё бы благодати часик лишний
Волшебник в дар бесценный преподнёс!

Но взвился петушиный крик побудный,
Очнулось солнце за крутой горой
И в небеса привычной амплитудой
Лучом пустило ярких красок рой.

Уходит ночь, в огне рассветном тая,
И кладовая промелькнувших снов
Уже пуста, как чаша испитая,
А день грядущий светлой явью нов.