Стихотворение месяца 104 - Обзор Речной Нимфы

Тм Гуси-Лебеди
1. "Милая соплячка"

Я глажу зиму маленькой ладошкой...
Наверно, это мой священный долг...
– Не бойся, холодов ещё дождёшься,
Не может быть зимы без холодов.

Мне жалко зиму, милую соплячку,
Десятый снег из города истёк...
Чуть-чуть покашляет, затем поплачет
И в лужах топчется дитя дитём.

Ведь ей, бедняге, негде притулиться.
Бесснежный мир зимою жутковат.
Пошила меховые рукавицы,
Да вот куда теперь их надевать?

Я глажу зиму:
– Милая, не бойся!
Всё будет, но когда-нибудь потом.
Мороз частенько путает по-свойски
Март с февралём.
Знать, память — решето...

И в марте зиму я легонько глажу.
(Не хочется, чтоб мир оледенел).
И задаю вопрос:
ну как твой кашель?
Прошёл?
Здорова?
Значит, быть весне!
*****
Техника хорошая. По содержанию: не поняла, почему «гладить зиму маленькой ладошкой» – священный долг. В начале не очень благозвучная рифма «ладошкой – дождёшься». А сравнение зимы с ребёнком мне понравилось!
4/4
---------------------

2. "На площади"
 
                На площадях танцуют и казнят!
                Иван Елагин
 
Сыплют манну верхИ или слёзы льют
Иль на траурном куполе звёзд салют
Солнце правит иль бродит Луна без сна
Эта главная площадь как кровь красна
 
Тянет башня на цыпочках ввысь звезду
Небесам приколоть на крутую грудь
Тут в героях от века хоть стар хоть млад
Пресс брусчатки накаченный на парад
 
Тут в соборах за стенами прах князей
Да и тот в Мавзолее не ротозей
Тут торговлю вели и казнили тут
Пряник в руки всучая сучили кнут
 
Стыла в смутах и грелась о жар речей
Те смелей благородней а те ловчей
И разявивший рот сторговал народ
Стать империй на фантик недосвобод
 
Всяк неместный гадюкой на ноль шипит
Свой талант разменял бы на грант пиит
Тут смеясь на коньках по катку бегут
А Гаранту что крут напророчен Брут
 
Только нет на планете такой другой
За неё хоть весь мир под венец с каргой
Искандеры из боксов ползут на свет
Как из келий Ослябя и Пересвет
*****
Как я поняла, это про Красную площадь в Москве. Но стихотворение мне совершенно не понравилось. Много непонятных образов. К примеру, как может быть пресс брусчатки «хоть стар хоть млад»? Слово «раззявивший» пишется с двумя «з».
3/2
---------------------

3. "За пять минут до расставания"

               Друзьям из Пушкиногорского Дома Ветеранов

Ноябрь дождём оплачет наш отъезд.
Глаза у дам немного повлажнеют...
Грустить не будем! Скажем наотрез:
"Есть чувства в жизни грусти поважнее!"
Пусть нас родные дома подождут...
Как жаль: мы уезжаем слишком рано...
Спасибо, медики, за ваш нелёгкий труд,
Пушкиногорцы Дома Ветеранов!
Мы обрели тут множество друзей.
А разве об экскурсиях забудешь?
Друг! Фиточай в стакан налей
С вопросом на засыпку: "Третьим будешь?"
...Пусть память сохранит всё так, как есть –
Ворчанье потревоженной соседки,
Салюты искр прощального костра,
Прогулки наши... встречи у беседки...
...Ну, вот и всё! Разлука – не беда!
Нас ждёт домой обратная дорога.
Мы вас, друзья, запомним навсегда,
И дай вам Бог нас помнить... Хоть немного...
Здесь моря нет, и это очень жаль...
Я б так хотел от моря отвернуться,
Монетку в кулаке своём зажав,
С одним желаньем: вновь сюда вернуться!
Прощай, Пушкиногорская земля,
Хранящая от Пушкина преданья!
И всё ж: "Прощай!" – неправильно, друзья!
Точнее будет просто: "До свиданья!"
*****
Доброжелательное, такое обычно пишут по особому случаю, а читают по настроению. По технике: «пушкиногорцы» здесь пишем с маленькой буквы, даже если очень их уважаем и любим. «Забудешь – будешь», «соседки – беседки», «отвернуться – вернуться» и «преданья – свиданья» - не лучшие рифмы, а «как есть – костра» - вообще не рифма.
3/4
---------------------

4. "слушая проповеди войны и море"

восход такой, что слёзы это мелочь –
внезапно понимание того,
кого здесь нет /совсем/, без исключений:
за наступлениями ужин и отбой!

прихОд неважен в церкви или прИход,
когда темнеет мир в полудень знойный.
ты сам не свой, а свой за левым тихо,
сентиментально млеет, слушая прибой.

волна пришлёт в моллюсках тапок-
скиталец, испытавший тяжесть блюд.
души в нём нет /зачем пластмассе благость/,
но благостен "коралик" для моллюсков.

морская истина, война и темнота.

еда обыденности спазмами в желудке.
молитвы – пломбами за кончиками нервов.
зеркалит прошлое на глади жизни-кружки.
глоток-плевок последний, горький, перв-...
*****
Извините, но у меня нет хороших слов для этого стихотворения, и хороших оценок нет. По-моему, это вообще не стихи.
2/2
---------------------

5. "Чёрная дыра"

Что тебе этот мир, этот век, этот миг?
Этот бронзовый дождь за спиной?
Ветер странствий внезапно под кожу проник.
От беды и корысти людской,
От постыдного страха – рванёшься, безлик,
В безвоздушный, безмолвный покой.

Квантом света промчишься в космическом сне.
Бездна чёрной дыры захлестнёт,
Увлечёт...  Исчезает двойник твой в огне.
Продолжаешь опасный полёт.
Вне пространства привычного, времени вне,
Событийный пройдёшь горизонт.

Невредимый, по-прежнему мыслишь, живой,
Ты ребёнок, а может, старик,
Постигающий вечности зов неземной,
Открываешь свой подлинный лик.
Обнуляется память безжалостной тьмой.
Этот мир, этот век, этот миг...
*****
Лично я совсем не разбираюсь в астрофизике, но писать «событийный горизонт» вместо «горизонт событий» так же неправильно, как называть теорию относительности «относительной теорией». Технически неплохое стихотворение, но в части художественности оно полностью прошло мимо меня.
4/3
---------------------

6. "Откуда берутся зловредные тетки"

Откуда берутся зловредные тетки –
С нахмуренным взглядом, оплывшие телом,
С тяжелою ношей и грузной походкой,
В чьих душах огонь не Венеры, а стервы?
Они все по полочкам дома разложат,
И лекцию вам прочитают от скуки,
Накормят, напоят и на ночь уложат
Невестку, зятька и безбашенных внуков.
И может быть даже пол-третьего ночи
Себя не узнают,  проснувшись от жара.
И может напишут нелепые строчки,
Пронзая штыком одиночества жало?
Раскроют альбом и давнишние фотки,
И станут лелеять вчерашнюю память.
Ведь девичий век до безумья короткий –
Обиды прошли, а душа словно камень.
А бывший любимый – не волк, а волчонок -
Устало косится в экран монитора:
Ах, сколько красоток! Ах, сколько девчонок!
Не думая, что ожидает их скоро
Такая же участь отверженной тетки,
Ведь есть на такой поворот все причины,
Пока будет мир прогибаться от водки,
Пока на земле существуют  мужчины.
*****
«Полтретьего ночи» пишется не так, как в этом стихотворении (это мне автокорректор Ворда подсказывает). Слово «может» следует обособить запятыми. Что такое «огонь Венеры», «огонь стервы» и «одиночества жало» - я не поняла, хотя очень старалась. И если ответы на главный вопрос про зловредных тёток – водка и мужчины, то это неправильные ответы. Я, например, стала зловредной стервой по другим причинам : )
3/3
---------------------

7. "Встреча"

Мы встретились на перекрёстке
Огней, машин, людей, миров.
Нас поторапливали хлёстко
Гудки и маты шоферов.

Но вверх взметнувшиеся руки
Яснее говорят о нас,
Чем недослышанные звуки
Речей, лукавящих подчас.

Руки не тронуло касанье
Другой протянутой руки,
Но что-то торкнулось меж нами
Их некасанью вопреки.

Как говорят, еще не вечер,
Хоть будущее прячет мгла,
Но все-таки случилась встреча,
И не случиться не могла.
*****
А кто с кем встретился, можно узнать? А то ничего не понятно, извините. И не шоферА, а шофёры, они же водители. И если ещё можно вообразить себе перекрёсток миров, то перекрёсток машин (людей, огней) я себе представить не смогла. Понравилось красивое слово «некасанье», но рядом с «торкнулось» оно выглядит нелепо.
3/3
---------------------

8. "5G"

Проснулся, выглянул в окно:
Природа счастьем дышит.
Клюют воробушки зерно,
А "карлсоны" на крыше
 
Жужжат, стараются 5G
Раздуть по белу свету,
Чтоб я на энном этаже
Был ближе к интернету.
 
Какое счастье по утрам
Выглядывать в окошко!
Вдруг понимаешь: где-то там
Какой-то бог Митрошка
 
И о тебе, хоть иногда,
Но вспоминает тоже.
Гудят антенны, провода,
5G на кванты множа.
 
Несутся лихо кванты вдаль -
Куда там воробьишкам!
Через года придёт печаль.
Что быстро. Очень. Слишком.
*****
Ещё одно стихотворение про кванты на этом конкурсе – к чему бы это? А стихотворение хорошее, стихотворение мне понравилось! Не поняла, почему у бога имя Митрошка, не знаю, можно ли «раздуть» сеть 5G и умножить на кванты, но я поставлю максимальную оценку.
5/5
---------------------

9. "Депрессия"

Бывает жизнь порою бьёт жестоко –
Ударом боли отражается в судьбе.
Всё опостылет, мыслишь однобоко,
Вдали виднеется чернеющий рубеж.

Тупик в сознании и блекнут краски,
Подавленность в душе, повсюду серый цвет,
Нет больше сил... От депрессивной встряски
Глухой стеною замурован белый свет.

И ощущаешь мглу никчёмной жизни,
Захлопнув напрочь восприятье бытия,
Как в отдаленье – одинокий мызник*,
В котором властвует депрессии стезя...

Ничто не вечно, ни добро, ни лихо,
И так случается, что на мели твой плот.
Поверь в себя, и знай, найдётся выход:
"Вода лишь под лежачий камень не течёт".
--------------------------------
*Мыза — отдельно стоящая усадьба, дом на отшибе.
*****

«Опостылеет» или «опостылет», вот в чём вопрос… А мызник здесь для чего? Мызнику нужно за хозяйством следить, ему некогда «ощущать мглу никчёмной жизни, захлопнув напрочь восприятье бытия». Вывод в конце стихотворения правильный, жаль только, что не оригинальный. А само стихотворение удручает мрачностью и унынием, несмотря на обещание снять плот с жизненной мели.
3/3
---------------------

10. "Весенняя прогулка"

Апрель. Вторая половина.
День прибавляет наяву.
Тепло понежило долины,
А у забора куст калины
Примерил новую листву.

Вороны каркают в запарке –
Ремонтом гнёзд заполнен день.
Походу метят иномарки,
А вдоль дорожек в нашем парке
Цветёт и буйствует сирень.

А мы гуляем по аллеям
На нас свалившейся весны.
От этой прелести шалеем,
И новым ветряным идеям
Все наши мысли отданы.

Катают новые коляски
Мамаши в парке не спеша.
Не раздражают даже маски…
Вновь хрупкий мир теплом обласкан,
И наслаждается душа!
*****
Стихотворение наполнено простой и понятной радостью от наступления весны. И это хорошо. А вот «день прибавляет наяву» и «гуляем по аллеям весны» - плохо, косноязычно. В ту же коробку с ошибками я отправила и «ветряные» идеи (вместо «ветреные»).
И ещё одно. Автор, объясните мне после деанона, что за таинственные долины у вас «тепло понежило»?
3/4
---------------------

11. "про враньё"
 
врут и судьи, и свидетели,
прокуроры с адвокатами
ложь — изнанка добродетели:
врать и с матом, и без мата мы
 
можем плебсу и правительству
ведь они же не стесняются
от Хабаровска до Витебска
врут и трезвые и пьяницы
 
врут из каждого паяльника
всякий со своей позиции:
оппозиция — лояльности
а лояльность — оппозиции
 
врут артисты и писатели
ребятишки и родители
это как бы обязательно
вовсе не предосудительно
 
потому что это
здорово!
 
потому что это
весело!
………………………………
вот и я наврал с три короба —
чё вы уши-то развесили?!
*****
Я развесила уши, потому что это стихотворение – настоящий шедевр!!! Но нет, это я вру, конечно : ) Нормальное такое стихотворение, звонкое, весёлое. Но есть вопросы. Разве ложь – изнанка добродетели? Я-то думала, что добродетели разные бывают... Предположим, что от Хабаровска до Витебска все врут. А восточнее и западнее - только правду говорят? А кроме плебса и правительства есть в стране ещё кто-нибудь? Спросила у коллег – они мне сказали, что плебса у нас нет, что они не такие : ) А как можно врать из паяльника? Нет, я понимаю, что это юмор, но всё-таки паяльник тут не в тему.
5/3
---------------------

12. "Утро в курятнике"
 
Утро в курятнике. В том, где давно не бывало лис,
Где суета так привычна и так уютна,
Где каждая кухня — свой грёбаный парадиз.
Случается, тени сомнений и там промелькнут, но
 
Куры проснулись. Куры кормят цыплят.
Куры чистят до блеска посуду и перья.
Кого сосчитают - думать о том не хотят,
Но знают, что осень уже притаилась за дверью.
 
В розовом мире густых сериальных страстей
Сладко песочить товарок, оттачивать лясы...
Глупые куры, готовьте своих сыновей:
У лис много пушек, а пушки питаются мясом.
*****
Про пушки совсем не поняла. Откуда у лисиц пушки? Если же это иносказание, то мещанки-куры какие-то неубедительные, да и лисы в текст дальше крайних строк не заходят, оттого там и парадиз, наверное : ) По технике – хорошо, особенно рифма «уютна – промелькнут, но».
4/3
---------------------

13. "Луна"
 
Луна всю ночь в моё окно смотрела:
Небесное сияющее тело
Не прятало за тучу наготу –
Задумалась, застыла онемело.
 
Глаза открыты, брови – коромысло.
От удивления, наверное, зависла.
Не сжёванное облако во рту
Прокисло, потеряло каплю смысла.
 
Светило ночи замерло опять –
Сияет – ни к чему свечу держать,
И вообще, кому какое дело
Когда ложусь и с кем делю кровать?
 
Светло, как днём и снова не до сна:
Так близко мы с тобою и – луна.
*****
За технику пять. По содержанию: вторая строфа на мой взгляд неудачная. Где у Луны глаза и брови? А рот где? И зачем Луне жевать прокисшее облако? Далее: это не сразу бросается в глаза, но после «задумалась, застыла онемело» через строфу идёт «светило ночи замерло опять». Опять – это после чего? Во второй строфе Луна не движется, она зависла. И самое главное: я так и не поверила, что люди вдвоём в постели будут всю ночь Луну за окном разглядывать, и капли облачного смысла считать : )
5/3
---------------------

14. "Гости понаехали"

Стараешься, стараешься – придут, всё сожрут разом,
а я с плитой воюй – не печет, зараза.
Но стол-то ломится,
помогла бессонница.
Холодец, пироги с капустой,
всё – по-русски.
Приехали, сели, телефоны рядом с тарелками,
я ещё на кухне, кручусь белкою.
Слышу, они вилками звякают,
утка вместе с яблоками – аж крякают!
Окунь глаза таращит:
"Чего не отсиделся в чаще?"
Ну, нет у них уток.  Они ж – москвичи,
и вот им, словно из печи,
щи суточные по-гиляровски,
(смотрю: от рыбы остался остов).
Нет, вы не люди, а прожоры,
какие им разговоры!
Сидят, довольные, щурятся,
глазки как щупальца
что бы ещё поесть,
калорий набрали – жесть.
Пора и культурной программы,
а тут и я (голодная), со стихами.
Ну!
Скисли как мои щи,
вот таким и трещи
разными голосами.
А шли бы вы все… к своей маме!
*
эх, дети, мои детки, – теперь вы иные –
приходите, не только на выходные.
*****
В этом стихотворении ясно различим авторский голос, и это важное обстоятельство. Окунь, конечно, в чаще не живёт, но к этому я придираться не стала : ) А вот напутствие детям «шли бы вы все… к своей маме!» - от лица мамы звучит сильно, мои аплодисменты!
4/4
---------------------

15. "Ворона"
 
Открылась дверь подъезда и оттуда -
Она. В спортивном, кеды, капюшон.
И побежала. А вокруг безлюдно,
Такая рань. Лишь скопище ворон.
 
Сначала - очень мелкою трусцою,
Потом быстрей, ещё быстрей, и вот
Уж крылья появились за спиною,
Взлетела чёрной точкой. Небосвод
 
Как будто ждал и протянул ей руку,
Туман раскрылся, словно дверца в дом.
К тому спешила, с кем была в разлуке.
На старом дубе - тёплое гнездо.
 
Там ворон ждал с лазоревым отливом,
Сидел застыв, глаз не сводя с небес.
Она сказала, каркнув: "Здравствуй, милый,
Так торопилась вырваться к тебе!"
 
Вдохнула свежий теплый запах перьев,
Подумала: "Остаться б до утра!
Нельзя, другой не выдержит потери".
Лишь каркнула: "Прости, уже пора!"
 
И полетела снова в сонный город,
Сложила крылья и зашла в подъезд,
Поднявшись в лифте, дверь открыла бодро,
Услышала: "Вернулась? Будешь есть?"
*****
Необычная история, написанная в жанре поэтического фэнтези. Женщина на утренней пробежке оборачивается вороном и летит к милому, а потом возвращается (уже в человеческом обличии) к своему «другому». Непонятные моменты: небосвод (т.е. небесный свод) – это всё видимое небо целиком, и очень сомнительно, что небосвод может протянуть руку : ) Если пробежка была ранним утром, то до какого тогда утра героиня хотела остаться в гнезде с вороном? До следующего, на целые сутки? Думаю, её бы уже к тому времени с собаками искали!
4/4
---------------------

16. "О белом снеге"

О белом снеге, ну о чём ещё
слагать стихи, там в далях заоконных
взмахнуть широким с крыльями плащом,
как будто нету гравитационных
земных пристрастий, потихоньку взмыть
в молочное морозное пространство,
чтоб птицей полететь или поплыть,
и сверху вниз на зимнее убранство
смотреть и нЕжить Око. Ни о чём
конкретном, бытовом, пустом и зряшном
не думать, взгляд почувствовать плечом
родной и тёплый в бездне леденящей.
*****
Изящное стихотворение, мне понравилось. Приятные рифмы (если не считать «заоконных – гравитационных», «взмыть-поплыть» и «пространство – убранство»), хороший финал. Показалось странным соседство слов «гравитационный» и «око». Кстати, а почему не око, а Око?
4/5
---------------------

17. "Реминисценции"

В руинах пряничного домика
Растаял прошлогодний воск.
Горчило счастье (джин без тоника)
И тонкой струйкою лилось.
Сурок проснулся на полчасика
И в январе включил весну.
Из окон что-то там из классики
Гремело так, что не уснуть.
Под утро снегопад открыточный
Засыпал крыши и шоссе.
Реминисценции - избыточны.
Жаль, мне запомнились не все.
*****
Хорошее стихотворение. По технике: только «домик – тоник» бледная рифма, остальные все отличные. По содержанию: тоник тоже горчит, поэтому джин с тоником будет не слаще. Реминисценции – это неявные отсылки к известным произведениям искусства. Здесь я увидела только пряничный домик (без пояснений и расшифровки), ну и сурка, конечно. Чтобы вы знали, сурок на полчасика проснуться не может, если его вывести из спячки сильно раньше положенного, то он может умереть. Итого, у нас есть полторы или две отсылки (домик и сурок). Где же здесь избыточные реминисценции?
5/4
---------------------

18. "Цель"

Небо — голубеющий овал
в рамке земляничного рассвета,
словно мир его нарисовал
кистью разгоревшегося лета.

Самолёт легко несёт меня —
белая, стремительная птица.
Зеленью внизу плывёт земля,
на вершинах горных снег искрится.

Только гул, иного звука нет,
я один в пронзительном моменте.
В памяти оставит время след,
как чернильный штамп на документе.

У меня в груди "живой мотор",
а в стальной груди "живое сердце",
в унисон ведя свой разговор,
с самолётом мы сумели спеться.

Сколько будет длиться мой полёт,
ни к чему гадать сейчас напрасно.
Но найду я свой аэропорт —
там меня любовь обнимет страстно.
*****
Хорошее стихотворение, техника на приличном уровне (минус за четыре парные грамматические рифмы), понравилась строка «с самолётом мы сумели спеться». Концовка неожиданно слабая: вместо раскрытия темы «человек и самолёт» всё съехало на «там меня любовь обнимет страстно», такая банальность. Если это стихотворение про любовь – нужны хоть какие-то подробности, кто кого любит и т.д. Заодно можно пояснить, чем чувство любви будет вашего ЛГ обнимать : )
4/4
---------------------

19. "Где честь дворянская задета"
 
Отцу возлюбленной Гертруды
отправил я письмо намедни.
Собраться с духом было трудно
(глухим не служат две обедни).
 
Я написал письмо стихами –
ответ пришёл угрюмой прозой.
Был холоден и твёрд, как камень
остзейский немец Карл фон Розен.
 
Себя в письме моём любезном
узрел он в неприглядном виде.
Сказал:
– Вы жалкий шут и бездарь.
Дуэль. Перчатку поднимите.
 
Пришлось стреляться на рассвете.
Смертельно раненый
лежал он.
И я сказал ему:
– Поверьте,
моя любовь превыше жалоб.
 
Нельзя любовью больно сделать,
любовь – для счастья и во благо.
За что душе в разлуку с телом?
За строчки, рифмы? За бумагу?
 
За дочь, что любит и любима,
осиротевшую напрасно?
За честь без сплетен и без дыма,
теперь подчёркнутую красным?
 
Что я скажу печальной Труди?
Что долг уплачен, жребий брошен?
Отца ли, мужа ли не будет –
но честь дворянская дороже?
*****
По технике замечаний нет, зато есть по содержанию: вот ЛГ пишет отцу невесты письмо в стихах. Автор, вы серьёзно? Он бы ещё комикс нарисовал, тогда бы и слуги посмеялись за компанию. Будущий тесть говорит дочкиному жениху: надо тебя убить, а то вдруг внуки в тебя дурака пойдут. Но ваш дурак сам отца любимой завалил, да ещё и нотации ему перед смертью читает. Типа – вы сами виноваты, зря мои стихи ругали, а с дочкой вашей у нас любовь, так что не сердитесь. Просто сказка Андерсена! Я бы такого зятя сразу отравила. Это из пистолета можно промахнуться, а ложкой с крысиным ядом я в кастрюлю всегда попаду.
5/4