Иван - Царевич и Серый Волк

Светлана Кузнецова 32
      Картина Васнецова "Иван - Царевич и Серый Волк" сыграла довольно странную, и в каком-то смысле, судьбоносную роль в моей жизни. Но начну с  самого начала.

      Когда я ещё была совсем маленькой,помнится - мы с мамой часто ходили в гости к одной маминой сослуживице. И надо сказать, что однажды попали к ней очень удачно - хозяйка пекла блины. Тётя Тоня встретила нас радушно: помогла мне раздеться, пододвинула табуретки к столу и усадила нас. Вскоре тесто закончилось, а на столе возвышалась стопка ажурных, поджаристых блинов. Хозяюшка достала из буфета красивые тарелочки, стала раскладывать на них блинчики, сложив их вчетверо. На край тарелок положила по доброй ложки густой сметаны и по ложке малинового варенья. Женщины в полголоса о чём-то разговаривали, а я сидела, скучала...

     - Анечка! Тебе скучно с нами. А ты походи по дому, посмотри что интересно. Кстати, в зале есть игрушки. Можешь поиграть, - сказала мне тётя Тоня.

       Я с удовольствием отправилась обозревать тёти Тонин дом. А жила она в финском домике, расположение комнат было не такое, как у нас. Наш дом "смотрел" окнами на улицу, а у тёти Тони впереди как зайдёшь - глухая стена, а окна на боковых сторонах. И вот я открываю дверь в зал, окна закрыты плотными шторами. Из-за полумрака в комнате всё выглядит жутковато, таинственно. Взглянула на стену впереди... и меня охватывает дикий ужас! Прямо на меня бежит огромный волк с высунутым красным языком. Я выскакиваю из зала и захлопываю дверь.

       Недавно мы всей группой детского сада ходили в зоопарк. Наша воспитательница рассказывала о разных животных и о волках тоже. Так что я хорошо знала как они выглядят. Кажется, я что-то кричала. Перепугала и маму, и хозяйку. Тётя Тоня подошла к двери зала, я же истошно заорала:

     - Не ходите туда! Там волк! Тётя Тоня повернулась к нам и, прижимая полотенце к лицу, расхохоталась.

     - Женя! - обратилась она к маме. - Я купила ковёр "Иван - Царевич и Серый Волк". Пойдите, посмотрите!

       Она первая вошла в зал, раздвинула шторы. Полумрак моментально рассеялся. В окна "глядело" морозное, солнечное утро. И мы увидели на стене огромный ковёр. Мама подошла, потрогала, погладила против ворса и даже понюхала этот ковёр. А я всё же не отважилась подойти поближе - стояла в дверях. Я видела восторженный мамин взгляд и понимала, нам такое не по карману. Стало жалко маму, но с другой стороны - хорошо, что у нас нет такого волка.Я помнила рассказ воспитательницы о том, что волки - злобные хищники. Я их боялась.

       Прошло несколько лет. Я уже училась в третьем классе. И вот однажды наша учительница объявляет нам на переменке, что в наш город привезли передвижную, картинную галерею. И что нам это должно быть очень интересно. Видя наши "кислые" физиономии, особенно у мальчишек, сказала, что надо стремиться быть всесторонне развитыми людьми: разбираться в поэзии, живописи, музыке, любить читать книги, и, конечно же, любить братьев наших меньших.

     - Людмила Константиновна! А как Вы думаете? Волк - брат меньшой нам? - спросила я.

     - Швецова! А к чему эти разговоры о волках? При чём они тут? А, ты , наверное, знаешь, что на экспозиции будет демонстрироваться картина "Иван - Царевич и Серый Волк". Но это всего лишь картина. Скоро будем изучать хищников. И у тебя будет возможность блеснуть знаниями на уроке зоологии. Вот и ответишь на вопрос: волк - брат нам или всё-таки волк...

       Вскоре мы всем классом отправились в музей. Там выставлялись репродукции известных художников прошлого столетия: Серова, Поленова, Васнецова, Репина и Шишкина. Некоторые картины писались особым стилем. Я, как зачарованная, смотрела на полотна. Будто художник накладывал мазки на холст и забывал растереть краски. И они, эти краски, так и застывали. У меня возникло непреодолимое желание смазать пальцем такой бугорок и попробовать на вкус. Я оглянулась, как бы кто не догадался о моём неуместном желании. И вдруг ребята стали расходиться в стороны, и меня кто-то потянул за рукав. Двое работников вносили картину "Иван - Царевич и Серый Волк". Я видела картины Виктора Васнецова: "Алёнушка", "Три богатыря", а про "Волка" и не вспомнила. Поинтересовалась у рабочего: почему, мол, только сейчас вынесли эту знаменитую картину, на что он ответил, что вчера кто-то умудрился выколоть глаз "Волку". Вот и пришлось срочно реставрировать. А мне подумалось тогда:

     - Как же он, Волк, будет бежать без глаза? Вон какой непроходимый лес. Хорошо, что есть такие умелые работники, вернули зрение животному.

       Вот и окончена школа, позади одиннадцать лет учёбы, позади экзамены и даже прощальный школьный бал тоже позади. Передо мной чудесный, светлый мир, выбирай свой путь и - вперёд! С ребятами из класса, теперь уже бывшего, решили съездить на Юг, в последний раз побывать вместе где-то, отдохнуть, позагорать и т, д. В августе многих из нас ждут экзамены в ВУЗЫ.

       Мы молоды, сложности и тяготы дороги нас не испугали. Устраиваемся на постой к престарелой женщине. Цена за койку вполне приемлема. Разбираем свои наряды и отправляемся на пляж. А впереди столько соблазнов! Тут тебе и фотограф с обезьянкой. Можно с ней сфоткаться. Расфуфыренные блондинки предлагают разные вкусности: разноцветное мороженое, попкорн, сладкую вату на палочках, беляши, чебуреки и так далее. Какой-то длинный, как фитиль, парень жонглировал шариками прямо перед носами прохожих. Потом эти шарики доставал у кого из кармана, или из уха, у кого-то из волос. Порядком надоел.

      И вдруг вижу большую картину "Иван - Царевич и Серый Волк" Подхожу ближе и понимаю, что она написана небрежно, далека от оригинала. И, вообще, это не картина, а трафарет. И кто создавал это чудо? Художник такой, по моему убеждению, от слова "худо". И тем ни менее к трафарету стояли люди. Хотели запечатлеть себя верхом на волке, вставив свои физиономии в продолговатые отверстия для лиц. Девушки и парни заходили за полотно и вставляли лица в отверстия. Фотограф - маленький, юркий мужичок суетился, поправлял лица, фотографировал. Потом просил прийти за своими фото через некоторое время.

      Мы расположились недалеко от предприимчивого фотографа, наблюдали за его работой, отдыхали. Я лежала без всяких мыслей в голове, смотрела в голубое небо, поглядывала и на волка. И опять, как в детстве, мне стало жаль это несчастное животное, хоть и сказочное. - Это ж сколько людей он на себе держал? - пришла странная мысль. Он от Царевича и Елены за этот век никак не отделается, а тут ещё толпы людей... Мне даже показалось, что от безысходности у волка язык стал длиннее, и сам вот-вот упадёт.

     И тут вижу:подходит парень,посмотрел на волка и прошёл за трафарет. Фотограф сказал, что это групповой должен быть портрет. Нужна девушка. А дальше... дальше всё происходило как в тумане. Этот парень подошёл ко мне и предложил с ним сфотографироваться. Я стала отнекиваться. Шутя сказала, что волк за день и так устал. На что парень ответил: - Ну, ещё-то одну пару выдержит. Молодой человек был хорошо сложен, загорелый. Он тащил меня за руку к картине, а когда оборачивался - меня "обжигал" струящийся, голубой цвет его глаз.

      После мы долго гуляли по узким, кривым улочкам южного городка. Влад оказался военным. Он, так же, как и я, решил съездить на Юг, отдохнуть перед отправлением к первому месту службы. Впоследствии он стал моим мужем и мы много лет "кочевали" по военным городкам - так называемым "точкам", вдалеке от крупных городов. Мы воспитали двух сыновей и теперь помогаем им растить своих детей - наших внуков.

      А внуки у нас замечательные! Серёжа занимается спортом: борьбой "карате", самбо. Молодому человеку надо быть спортивным, мужественным - это стойкое моё убеждение. А Леночка - внучка наша тихая и спокойная. Хорошо учится, занимается в кружке народного танца, посещает кружок домоводства. Для будущей хозяйки дома такие навыки необходимы. Их учат вести домашнее хозяйство, варить,печь, а также вышивать, вязать, шить.

      Мне уже шестьдесят и я решила отметить свой юбилей в кругу самых моих близких и дорогих людей. За столом сидят мои сыновья, их жёны и внук. Глядя на них, вспоминаю о муже. Как бы он теперь радовался, но уже два года как его ни стало. Все ждём мою внученьку, что-то она припаздывает. Я, то и дело, прислушиваюсь: не зазвенит ли звонок у входной двери. Дети меня просто засыпали цветами, подарками. Я, конечно же, рада. Но где же моя Елена Прекрасная? Ну, наконец-то, звонок!

    - Бабушка! У меня для тебя сюрприз - он же подарок! Ты закрой глаза - интереснее будет!- произносит Леночка - внучка.

      А в дверях собралось всё моё семейство. Хотят знать, почему я не иду к столу. Я же с закрытыми глазами.  Слышу: внучка шуршит бумагой. Ну, наконец-то, разрешает открыть глаза. Передо мною сверкает и переливается миниатюрная копия картины "Иван - Царевич и Серый Волк". Леночка вышила её бисером специально для меня, зная моё отношение к этой картине. И теперь этот "Волк" всегда со мной.