Стихотворение месяца 104 - обзор Алексея Ленивца

Тм Гуси-Лебеди
Здравствуйте, друзья!
Я решил оценивать ваши стихи в этот раз с точки зрения обыкновенного среднестатистического человека, который, допустим, пришёл вечером с работы, умылся, поужинал и вместо просмотра какого-нибудь очередного российского сериала или шоу-программы, взялся читать предложенные вами на этот конкурс стихи. Может такое быть? Может. Пусть с вероятностью 1 к 100 000, но тем не менее. Посмотрим, насколько вы его увлечёте и насколько он в последующем захочет повторять подобные мероприятия.

Что же, стихотворение первое.
1. "Милая соплячка"

Я глажу зиму маленькой ладошкой...
Наверно, это мой священный долг...
– Не бойся, холодов ещё дождёшься,
Не может быть зимы без холодов.

Мне жалко зиму, милую соплячку,
Десятый снег из города истёк...
Чуть-чуть покашляет, затем поплачет
И в лужах топчется дитя дитём.

Ведь ей, бедняге, негде притулиться.
Бесснежный мир зимою жутковат.
Пошила меховые рукавицы,
Да вот куда теперь их надевать?

Я глажу зиму:
– Милая, не бойся!
Всё будет, но когда-нибудь потом.
Мороз частенько путает по-свойски
Март с февралём.
Знать, память — решето...

И в марте зиму я легонько глажу.
(Не хочется, чтоб мир оледенел).
И задаю вопрос:
ну как твой кашель?
Прошёл?
Здорова?
Значит, быть весне!
*****

В общем, да, стихотворение милое. Но, как читателю, мне непонятного в нём больше, чем милого. Тут и про священный долг, и почему зима должна бояться холодов, и почему зиме зимою негде притулиться, пусть даже нет снега в городе, и т.д. Так что после прочтения остаётся два чувства: лёгкая приятность и лёгкое недоумение. Оба чувства лёгкие до воздушного, поэтому вряд ли это стихотворение мне надолго запомнится – улетучится уже к завтрашнему утру. Поставлю за приятность 4, за недоумение 3.
4/3
-----------------

2. "На площади"
 
                На площадях танцуют и казнят!
                Иван Елагин
 
Сыплют манну верхИ или слёзы льют
Иль на траурном куполе звёзд салют
Солнце правит иль бродит Луна без сна
Эта главная площадь как кровь красна
 
Тянет башня на цыпочках ввысь звезду
Небесам приколоть на крутую грудь
Тут в героях от века хоть стар хоть млад
Пресс брусчатки накаченный на парад
 
Тут в соборах за стенами прах князей
Да и тот в Мавзолее не ротозей
Тут торговлю вели и казнили тут
Пряник в руки всучая сучили кнут
 
Стыла в смутах и грелась о жар речей
Те смелей благородней а те ловчей
И разявивший рот сторговал народ
Стать империй на фантик недосвобод
 
Всяк неместный гадюкой на ноль шипит
Свой талант разменял бы на грант пиит
Тут смеясь на коньках по катку бегут
А Гаранту что крут напророчен Брут
 
Только нет на планете такой другой
За неё хоть весь мир под венец с каргой
Искандеры из боксов ползут на свет
Как из келий Ослябя и Пересвет
*****

В этом стихотворении что-то понравилось, что-то даже внутри откликнулось на отдельные строки/мысли, но в целом – показалось загрузочно как-то, декларативно, безусловно. Прочитал один раз, что-то мимоходом для себя отметил и пошёл читать другие стихи дальше – вот и всё впечатление, пожалуй.
4/3
-----------------

3. "За пять минут до расставания"

               Друзьям из Пушкиногорского Дома Ветеранов

Ноябрь дождём оплачет наш отъезд.
Глаза у дам немного повлажнеют...
Грустить не будем! Скажем наотрез:
"Есть чувства в жизни грусти поважнее!"
Пусть нас родные дома подождут...
Как жаль: мы уезжаем слишком рано...
Спасибо, медики, за ваш нелёгкий труд,
Пушкиногорцы Дома Ветеранов!
Мы обрели тут множество друзей.
А разве об экскурсиях забудешь?
Друг! Фиточай в стакан налей
С вопросом на засыпку: "Третьим будешь?"
...Пусть память сохранит всё так, как есть –
Ворчанье потревоженной соседки,
Салюты искр прощального костра,
Прогулки наши... встречи у беседки...
...Ну, вот и всё! Разлука – не беда!
Нас ждёт домой обратная дорога.
Мы вас, друзья, запомним навсегда,
И дай вам Бог нас помнить... Хоть немного...
Здесь моря нет, и это очень жаль...
Я б так хотел от моря отвернуться,
Монетку в кулаке своём зажав,
С одним желаньем: вновь сюда вернуться!
Прощай, Пушкиногорская земля,
Хранящая от Пушкина преданья!
И всё ж: "Прощай!" – неправильно, друзья!
Точнее будет просто: "До свиданья!"
*****

В этом стихотворении много прозы – простое перечисление различных кратких фактов из жизни автора в Пушкиногорском Доме Ветеранов и отдельных авторских впечатлений об этом. Для читателя, впрочем, вполне всё понятно и приемлемо и авторскую теплоту и радость читатель вполне может разделить при прочтении, но каких-то особых собственных запоминающихся впечатлений читатель из этого текста вряд ли вынесет. Кстати, строка «Друг! Фиточай в стакан налей» заметно выбивается из общего ритма и в окончаниях строк  «как есть – костра» вообще куда-то рифма пропадает. Не думаю, что так задумано, скорее всего авторская небрежность и, скорее всего, стихотворение написано за один присест, без дополнительной работы над ним, без корректировки.
3/4
-----------------

4. "слушая проповеди войны и море"

восход такой, что слёзы это мелочь –
внезапно понимание того,
кого здесь нет /совсем/, без исключений:
за наступлениями ужин и отбой!

прихОд неважен в церкви или прИход,
когда темнеет мир в полудень знойный.
ты сам не свой, а свой за левым тихо,
сентиментально млеет, слушая прибой.

волна пришлёт в моллюсках тапок-
скиталец, испытавший тяжесть блюд.
души в нём нет /зачем пластмассе благость/,
но благостен "коралик" для моллюсков.

морская истина, война и темнота.

еда обыденности спазмами в желудке.
молитвы – пломбами за кончиками нервов.
зеркалит прошлое на глади жизни-кружки.
глоток-плевок последний, горький, перв-...
*****

В этом стихотворении я смог понять только то, что автор пытается быть оригинальным. Наверное, это не плохо. Но в чём оригинальность – я так же не смог понять. Однако, перечитывать третий раз стихотворение желания уже не возникло, хотя дважды всё-таки перечитал – не забывайте, я читатель, пришедший с работы и вместо телевизора взявшийся за чтение стихов. Это, своего рода,  тоже ещё какая оригинальность.
3/3
-----------------

5. "Чёрная дыра"

Что тебе этот мир, этот век, этот миг?
Этот бронзовый дождь за спиной?
Ветер странствий внезапно под кожу проник.
От беды и корысти людской,
От постыдного страха – рванёшься, безлик,
В безвоздушный, безмолвный покой.

Квантом света промчишься в космическом сне.
Бездна чёрной дыры захлестнёт,
Увлечёт...  Исчезает двойник твой в огне.
Продолжаешь опасный полёт.
Вне пространства привычного, времени вне,
Событийный пройдёшь горизонт.

Невредимый, по-прежнему мыслишь, живой,
Ты ребёнок, а может, старик,
Постигающий вечности зов неземной,
Открываешь свой подлинный лик.
Обнуляется память безжалостной тьмой.
Этот мир, этот век, этот миг...
*****

Тот случай, на мой взгляд, когда сказано и много, и ничего. Вроде и масштаб был космический, а как-то всё незаметно промелькнуло стороной  - ни кванта света, ни чёрной дыры на память не осталось.
4/3
-----------------

6. "Откуда берутся зловредные тетки"

Откуда берутся зловредные тетки –
С нахмуренным взглядом, оплывшие телом,
С тяжелою ношей и грузной походкой,
В чьих душах огонь не Венеры, а стервы?
Они все по полочкам дома разложат,
И лекцию вам прочитают от скуки,
Накормят, напоят и на ночь уложат
Невестку, зятька и безбашенных внуков.
И может быть даже пол-третьего ночи
Себя не узнают,  проснувшись от жара.
И может напишут нелепые строчки,
Пронзая штыком одиночества жало?
Раскроют альбом и давнишние фотки,
И станут лелеять вчерашнюю память.
Ведь девичий век до безумья короткий –
Обиды прошли, а душа словно камень.
А бывший любимый – не волк, а волчонок -
Устало косится в экран монитора:
Ах, сколько красоток! Ах, сколько девчонок!
Не думая, что ожидает их скоро
Такая же участь отверженной тетки,
Ведь есть на такой поворот все причины,
Пока будет мир прогибаться от водки,
Пока на земле существуют  мужчины.
*****

Откуда берутся зловредные тётки стало понятно. Неясно теперь откуда берутся зловредные дядьки. Это как курица и яйцо – что вначале неизвестно. Ладно, для того, чтобы вызвать читательскую улыбку, текст вполне подходящий, несмотря на то, что «память – камень» ну ооочень притянутая за уши рифма.
3/4
-----------------

7. "Встреча"

Мы встретились на перекрёстке
Огней, машин, людей, миров.
Нас поторапливали хлёстко
Гудки и маты шоферов.

Но вверх взметнувшиеся руки
Яснее говорят о нас,
Чем недослышанные звуки
Речей, лукавящих подчас.

Руки не тронуло касанье
Другой протянутой руки,
Но что-то торкнулось меж нами
Их некасанью вопреки.

Как говорят, еще не вечер,
Хоть будущее прячет мгла,
Но все-таки случилась встреча,
И не случиться не могла.
*****

Текст незамысловатый и понятный для любого читателя, конечно. Но простого описания определённого события, на мой взгляд, мало для хорошего стихотворения. Это как набросок картины карандашом – идея есть, а картины ещё нет. Нужны краски, а краски в стихах – это чувства, эмоции, это многогранность.
4/3
-----------------

8. "5G"
 
Проснулся, выглянул в окно:
Природа счастьем дышит.
Клюют воробушки зерно,
А "карлсоны" на крыше
 
Жужжат, стараются 5G
Раздуть по белу свету,
Чтоб я на энном этаже
Был ближе к интернету.
 
Какое счастье по утрам
Выглядывать в окошко!
Вдруг понимаешь: где-то там
Какой-то бог Митрошка
 
И о тебе, хоть иногда,
Но вспоминает тоже.
Гудят антенны, провода,
5G на кванты множа.
 
Несутся лихо кванты вдаль -
Куда там воробьишкам!
Через года придёт печаль.
Что быстро. Очень. Слишком.
*****

Что тут скажешь. В общем, интересно было читать. Так, проскочили в голове некоторые мелкие придирки при чтении: например, образ «карлсонов» у меня как-то не связался со словом «раздуть» - что-то в этом нелепое есть или, например, 5G я читаю как пять Джи, а рифма к этому идёт «этаже», то есть надо, значит, читать пять Же.
4/4
-----------------

9. "Депрессия"

Бывает жизнь порою бьёт жестоко –
Ударом боли отражается в судьбе.
Всё опостылет, мыслишь однобоко,
Вдали виднеется чернеющий рубеж.

Тупик в сознании и блекнут краски,
Подавленность в душе, повсюду серый цвет,
Нет больше сил... От депрессивной встряски
Глухой стеною замурован белый свет.

И ощущаешь мглу никчёмной жизни,
Замки на двери все повесив бытия,
Как в отдаленье – одинокий мызник*,
В котором властвует депрессии стезя...

Ничто не вечно, ни добро, ни лихо,
И так случается, что на мели твой плот.
Поверь в себя, и знай, найдётся выход:
"Вода лишь под лежачий камень не течёт".
--------------------------------
*Мы;за — отдельно стоящая усадьба, дом на отшибе.
*****

С депрессией многие из нас в современном мире знакомы не понаслышке, в том числе и я. В стихотворении описаны её симптомы, описаны верно в общем, но в том то и дело, что – в общем. Да, симптомы одинаковы для всех – потому и подпадают под один диагноз, но в данном случае (это же стихотворение всё-таки) – хочется именно чего-то индивидуального авторского, чтобы поверить ему, проникнуться, посочувствовать, разделить. Этого нет. А ещё это явно лишнее слово «лишь» в финальной строке и совершенно неказистая инверсия там же – очень портят впечатление.
4/3
-----------------

10. "Весенняя прогулка"

Апрель. Вторая половина.
День прибавляет наяву.
Тепло понежило долины,
А у забора куст калины
Примерил новую листву.

Вороны каркают в запарке –
Ремонтом гнёзд заполнен день.
Походу метят иномарки,
А вдоль дорожек в нашем парке
Цветёт и буйствует сирень.

А мы гуляем по аллеям
На нас свалившейся весны.
От этой прелести шалеем,
И новым ветряным идеям
Все наши мысли отданы.

Катают новые коляски
Мамаши в парке не спеша.
Не раздражают даже маски…
Вновь хрупкий мир теплом обласкан,
И наслаждается душа!
*****

Придирки при чтении возникают сразу – причём какие-то детские даже, несерьёзные, но ведь заметные же. Вот, например, «день прибавляет наяву». Разве может быть не наяву? И почему «прибавляет», а не «прибавляется», ведь правильнее будет «прибавляется»? Или вот «походу метят иномарки» - для летающих ворон слово «походу» вообще странно звучит и почему только иномарки? здесь эта подробность явно лишняя.
Плюс автора в этом стихотворении – его оптимистическое настроение. За настроение – 4, в остальном – 3.
3/4
-----------------

11. "про враньё"
 
врут и судьи, и свидетели,
прокуроры с адвокатами
ложь — изнанка добродетели:
врать и с матом, и без мата мы
 
можем плебсу и правительству
ведь они же не стесняются
от Хабаровска до Витебска
врут и трезвые и пьяницы
 
врут из каждого паяльника
всякий со своей позиции:
оппозиция — лояльности
а лояльность — оппозиции
 
врут артисты и писатели
ребятишки и родители
это как бы обязательно
вовсе не предосудительно
 
потому что это
здорово!
 
потому что это
весело!
.....
вот и я наврал с три короба —
чё вы уши-то развесили?!
*****

Да, действительно, чего тут уши-то развешивать?  5/5 – стихотворению!
Хотя нет – вру (все врут и я туда же).  Поставлю за весёлость
4/4
-----------------

12. "Утро в курятнике"
 
Утро в курятнике. Там, где давно не бывало лис,
Где суета так привычна и так уютна,
Где каждая кухня — свой грёбаный парадиз.
Случается, тени сомнений и там промелькнут, но
 
Куры проснулись. Куры кормят цыплят.
Куры чистят до блеска посуду и перья.
Кого сосчитают - думать о том не хотят,
Но знают, что осень уже притаилась за дверью.
 
В розовом мире густых сериальных страстей
Сладко песочить товарок, оттачивать лясы...
Глупые куры, готовьте своих сыновей:
У лис много пушек, а пушки питаются мясом.
*****

Образ прозрачен. Понятно где курятник и кто куры. Непонятно только что курам-то со всем этим делать? Как им в журавли записаться? Или может яйца перестать нести в знак протеста против нелёгкой куриной доли? Для меня стихотворение повисло в воздухе. Автор сказал общеизвестное «А» и даже не удосужился намекнуть хоть на какое-то авторское «Б».
4/3
-----------------

13. "Луна"
 
Луна всю ночь в моё окно смотрела:
Небесное сияющее тело
Не прятало за тучу наготу –
Задумалась, застыла онемело.
 
Глаза открыты, брови – коромысло.
От удивления, наверное, зависла.
Не сжёванное облако во рту
Прокисло, потеряло каплю смысла.
 
Светило ночи замерло опять –
Сияет – ни к чему свечу держать,
И вообще, кому какое дело
Когда ложусь и с кем делю кровать?
 
Светло, как днём и снова не до сна:
Так близко мы с тобою и – луна.
*****

- Луна! Третьей будешь?
Эротично.
Про каплю смысла, правда, ни капли не понял, которая потерялась у не сжёванного облака. А в остальном – вполне себе поэтичная фантазия.
4/4
-----------------

14. "Гости понаехали"

Стараешься, стараешься – придут, всё сожрут разом,
а я с плитой воюй – не печет, зараза.
Но стол-то ломится,
помогла бессонница.
Холодец, пироги с капустой,
всё – по-русски.
Приехали, сели, телефоны рядом с тарелками,
я ещё на кухне, кручусь белкою.
Слышу, они вилками звякают,
утка вместе с яблоками – аж крякают!
Окунь глаза таращит:
"Чего не отсиделся в чаще?"
Ну, нет у них уток.  Они ж – москвичи,
и вот им, словно из печи,
щи суточные по-гиляровски,
(смотрю: от рыбы остался остов).
Нет, вы не люди, а прожоры,
какие им разговоры!
Сидят, довольные, щурятся,
глазки как щупальца
что бы ещё поесть,
калорий набрали – жесть.
Пора и культурной программы,
а тут и я (голодная), со стихами.
Ну!
Скисли как мои щи,
вот таким и трещи
разными голосами.
А шли бы вы все… к своей маме!
*
эх, дети, мои детки, – теперь вы иные –
приходите, не только на выходные.
*****

Интересное ритмическое построение текста: как бы несколько небрежное, свободное, разговорное - к авторской теме подходит идеально. За это автору плюс, несомненно. Ещё плюс за настроение и финал. К минусам я бы отнёс глагольные рифмы «звякают – крякают», даже в шуточном варианте они выглядят явно и совсем невзрачно притянутыми друг к другу; не понял про окуня: кто бы лучше отсиделся в чаще? окунь что ли? Рифма «программы – стихами» тоже очень кислая, прямо как хозяйкины щи.
4/4
-----------------

15. "Ворона"
 
Открылась дверь подъезда и оттуда -
Она. В спортивном, кеды, капюшон.
И побежала. А вокруг безлюдно,
Такая рань. Лишь скопище ворон.
 
Сначала - очень мелкою трусцою,
Потом быстрей, ещё быстрей, и вот
Уж крылья появились за спиною,
Взлетела чёрной точкой. Небосвод
 
Как будто ждал и протянул ей руку,
Туман раскрылся, словно дверца в дом.
К тому спешила, с кем была в разлуке.
На старом дубе - тёплое гнездо.
 
Там ворон ждал с лазоревым отливом,
Сидел застыв, глаз не сводя с небес.
Она сказала, каркнув: "Здравствуй, милый,
Так торопилась вырваться к тебе!"
 
Вдохнула свежий теплый запах перьев,
Подумала: "Остаться б до утра!
Нельзя, другой не выдержит потери".
Лишь каркнула: "Прости, уже пора!"
 
И полетела снова в сонный город,
Сложила крылья и зашла в подъезд,
Поднявшись в лифте, дверь открыла бодро,
Услышала: "Вернулась? Будешь есть?"
*****

Про кур стихотворение было выше, теперь вот про ворону. Вообще, в народе таких ворон называют несколько иначе – грубее гораздо, но не стоит, в данном случае, вдаваться в подробности. Стихотворение написано неплохо, образно, поэтично. Есть сюжет, есть его добротная подача. Не понравились мне монологи вороны – какие-то они искусственные, шаблонные, бесцветные. Ну и хотелось неожиданной концовки, признаться. Не просто неприглядного быта, о который уже не одна любовная лодка разбилась. Но – мало ли чего кому хочется.
4/4
-----------------

16. "О белом снеге"
 
О белом снеге, ну о чём ещё
слагать стихи, там в далях заоконных
взмахнуть широким с крыльями плащом,
как будто нету гравитационных
земных пристрастий, потихоньку взмыть
в молочное морозное пространство,
чтоб птицей полететь или поплыть,
и сверху вниз на зимнее убранство
смотреть и нЕжить Око. Ни о чём
конкретном, бытовом, пустом и зряшном
не думать, взгляд почувствовать плечом
родной и тёплый в бездне леденящей.
*****

Я не против глагольных рифм и они имеют абсолютное право быть, но, на мой взгляд, они самые простые из всех других возможных и, опять-таки только на мой личный взгляд, они как будто принижают авторский труд, представляют автора неким банальным простачком, который не ищет ничего нового в поэзии, а пользуется многовековыми проверенными поэтическими рецептами. Я не говорю, что это плохо или хорошо, я говорю, что у каждого на этот счёт есть своё мнение и я своё высказал.
Стихотворение лёгкое, понятное, ничего дурного я по прочтении сказать не могу, как ничего не могу сказать и восторженного. Всё обыкновенно, всё на определённом широко востребованном на Стихире уровне. Запомню я его вряд ли.
4/4
-----------------

17. "Реминисценции"

В руинах пряничного домика
Растаял прошлогодний воск.
Горчило счастье (джин без тоника)
И тонкой струйкою лилось.
Сурок проснулся на полчасика
И в январе включил весну.
Из окон что-то там из классики
Гремело так, что не уснуть.
Под утро снегопад открыточный
Засыпал крыши и шоссе.
Реминисценции - избыточны.
Жаль, мне запомнились не все.
*****

Автор стихотворения, чувствуется, достаточно опытный в поэтических делах. Не везде я уловил логическую связь между строк, но в целом – приятное впечатление от прочитанного.
5/4
-----------------

18. "Цель"

Небо — голубеющий овал
в рамке земляничного рассвета,
словно мир его нарисовал
кистью разгоревшегося лета.

Самолёт легко несёт меня —
белая, стремительная птица.
Зеленью внизу плывёт земля,
на вершинах горных снег искрится.

Только гул, иного звука нет,
я один в пронзительном моменте.
В памяти оставит время след,
как чернильный штамп на документе.

У меня в груди "живой мотор",
а в стальной груди "живое сердце",
в унисон ведя свой разговор,
с самолётом мы сумели спеться.

Сколько будет длиться мой полёт,
ни к чему гадать сейчас напрасно.
Но найду я свой аэропорт —
там меня любовь обнимет страстно.
*****

Первые три строфы мне больше понравились, чем последующие две. В первых трёх есть образность, есть живость, есть красота. Затем – автор как будто потерял взятую высоту и опустился до реально трафаретного финала. Вместе с самолётом. Выдохся что ли? Но скорее всего – поспешил.
4/4
-----------------

19. "Где честь дворянская задета"
 
Отцу возлюбленной Гертруды
отправил я письмо намедни.
Собраться с духом было трудно
(глухим не служат две обедни).
 
Я написал письмо стихами –
ответ пришёл угрюмой прозой.
Был холоден и твёрд, как камень
остзейский немец Карл фон Розен.
 
Себя в письме моём любезном
узрел он в неприглядном виде.
Сказал:
– Вы жалкий шут и бездарь.
Дуэль. Перчатку поднимите.
 
Пришлось стреляться на рассвете.
Смертельно раненый
лежал он.
И я сказал ему:
– Поверьте,
моя любовь превыше жалоб.
 
Нельзя любовью больно сделать,
любовь – для счастья и во благо.
За что душе в разлуку с телом?
За строчки, рифмы? За бумагу?
 
За дочь, что любит и любима,
осиротевшую напрасно?
За честь без сплетен и без дыма,
теперь подчёркнутую красным?
 
Что я скажу печальной Труди?
Что долг уплачен, жребий брошен?
Отца ли, мужа ли не будет –
но честь дворянская дороже?
*****

Сколько вопросов! От их количества можно незаметно впасть в хандру. Такой красочный яркий сюжет был и вот, пожалуйста, - три финальные строфы отданы любимому занятию философов, демагогов, неудачников и т.д: вопрошать. Понимаю, что каждый вопрос несомненно важен и серьёзен, но я больше симпатизирую уверенности, принципиальности и решительности в человеке. Поэтому, стихотворение мне понравилось лишь отчасти, однако, вполне отдаю должное авторскому мастерству – оно (мастерство) в данном случае очевидно.
5/4
  -----------------   -----------------   -----------------   -----------------

В послесловии сделаю вывод среднестатистического человека, посвятившего вечер трудового дня чтению ваших стихов. Понравилось ли ему это занятие больше, чем просмотр телепередач? Вряд ли. Он и телевизор-то смотрит, перещёлкивая 200 каналов туда-обратно по 200 раз. Редко, когда остановится на чём-то его заинтересовавшем и останется смотреть до того момента, когда пора уже будет ложиться спать. Так и со стихами – прочёл, перещёлкнул, прочёл, перещёлкнул. Потраченного времени он жалеть, конечно, не станет: любое творчество человека – это всё-равно нечто особенное и потому всегда интересно, пусть даже этот интерес оказывается мимолётным. Жизнь коротка, её очень и очень на многое не хватит, поэтому каждый выбирает только лучшее для себя и, если ваши стихи не стали для кого-то лучшими, не злитесь на него – вы просто не вмещаетесь в ограниченное пространство его жизни, он бы и со всем удовольствием, но не резиновое же оно: всем не поможешь, всех не запомнишь, всех не согреешь.
Добра и успехов, друзья!