Поездка на зону

Юрий Сенин 2
   Однажды меня послали в командировку в Ригу, от ВЦ, а было лето 1981 года (примерно). В принципе, не я должен был ехать, ничего я не понимал ни в вопросе, да и не было у меня в Риге ни знакомых, ни связей. Начальником ВЦ был такой Хлебнюк (если не ошибаюсь). «Задача такова…» В общем – цирк с конями, но чуть ниже о «задаче» придется сказать несколько слов. Суточные были 12 руб., самолет оплачивался, а жилье – сам придумывай.
     Цивилизация встретила меня уже на борту самолета: в ручке кресла была вделана телефонная трубка и можно было позвонить в диспетчерскую аэропорта и заказать такси. Но так как денег на такси мой бюджет не предусматривал, пришлось трубочку положить на место.
      По прилету все чинно пошли кто на такси, кто к автобусам. Одна пара, с которой я общался в салоне, предложила поехать с ними. Парня звали Юрис, а вот девушку – запамятовал. Ну и отлично, я сразу же согласился, ребята возвращались из Москвы, и там у них была типа ознакомительная экскурсия. Правда была проблема, куда мне ехать – я не знал, гостиниц мне никто не заказывал.  Да и ладно, мчимся себе, разговоры разговариваем. Ребята сказали, что они в Москву регулярно летают, просто так, пообщаться и походить по музеям. Точно так же и в Питер. А я сказал, что прилетел в командировку, что у меня максимум неделя, и что в Риге был разок, но только школьником. Тут они мне насоветовали, что мне нужно обязательно посмотреть в Риге. Я говорю, братцы, да я же по делам, и максимум на неделю. Ехали как-то странно, три их шпиля я давно уже увидел, но крутились видимо. Пара была симпатичная, явно латыши, но говорили абсолютно без акцента. За мостом Юрис говорит, мол, а гостиницу ты заказал? Ну да, только об этом и думаю!  Тут они парой фраз перекинулись, и парень говорит: Вот чего, давай ночку у нас перекантуешься, а утром разберешься с гостиницей? Так я к ним и поехал, только спросил, есть ли у них телефон.
    Жили они на первом этаже пятиэтажки, в двушке. Покидали вещи, и мы с девушкой принялись чистить картошку, а Юрис пошел в магазин. Позвонил я в контору и спросил начальство, нет, говорят, завтра утром, но лучше подъезжайте, как доехать - объяснили. Да и ради бога. Ужин у нас получился классный: картошечка с лучком, котлеты магазинные, но большие, они их котлетами не называли.  Салат, шпроты и хозяйка принесла откуда-то бутылку Токая. Странно, Токай и в Москве интеллигенция поставила бы на стол (в те времена). Ну и норм, выпили за знакомство, поговорили о том о сём, да и пошли спать. Стена в туалете была заклеена пачками от сигарет «Космос», сейчас уж таких нет, а раньше пользовались популярностью, особенно среди молодежи. 
     Утром я встал рано и поехал на зону. Дело в том, что зэки выплавляли там такие алюминиевые табуретки, из них собирался пол в зал вычислительного центра. Сверху стелили линолеум, внизу была вся проводка. ЭВМ-то вон каких размеров были, а университет купил ЕС-1055, страшно дорогую штуковину, и здание для машинки этой построил. Между прочим, собирали ее в ГДР, так что – немецкое качество. А табуретки эти алюминиевые делали только две зоны: в Риге и в Воронеже, так Хлебнюк сказал.
      Я подъехал часам к 10, на входе -  ребята с АКМами, морды серьёзные, погоны – темно-красные, хоть и утро – уже жара. Зэки в чёрных формах, на голове – чёрные бейсболки, не шучу. Начальник был деловой, говорит, будем производство смотреть? Я говорю, что мне не надо, и стал вопросы задавать (не от Хлебнюка, а для понимания). Спрашиваю, а какой вес стульчики выдержат, скажем шесть штук. Да, говорит, мы как раз шесть и испытали. Тонну, говорит! Ясно, говорю, а хрупкость? Вы пошлёте нам вагон этого дерьма, а мы получим вагон битых алюминиевых ножек, возможный вариант? Да, говорит, запросто. А знаете, какая у нас очередь за этой чепухой? Гражданские-то не берутся прессовать алюминиевую пыль, вредное производство. Н-да-с, не поспоришь. Ладно, говорю, деньги вы получили? Да, всё дошло, отгрузку начали. Ну вот, говорю, мне нужны копии документов об отгрузке, акты приемки передачи я подпишу сразу же. Буду звонить по утрам, устраивает? Договорились, в ресторан не хотите, тут места надо знать. Не, у меня свои планы. Утром в Домский собор пойду, на Баха. Вот москвичи, говорит! Все в Ригу приезжают, чтобы Баха послушать!))
    Теперь нужно было решить вопрос с жильём, в смысле, с ночлегом. Вытащил я газету и прим от секретарши начал звонить. Это было даже весело, предлагали на сентябрь! Начальник говорит, чтобы времени не тратил, а гнал в Юрмалу, может быть там что-то и найдётся. Но был у меня киевский и львовский опыт, так что нашел я на карте Латвийский Университет и поехал на бульвар Райня. Идея была простая: пойти к ректору, бухнуться в ножки и попроситься на ночлег. К ректору я не попал, а вот проректор по учебной работе был на месте, но очень спешил. Встреча конечно была не такая душевная как в Киеве, но результат примерно такой же. Спрашивает: ну как там Москва-то? Да ничего, шумит Москва, куда она денется?! Мне нужно до конца недели перекантоваться, билет ему студенческий показываю (он уже лет пять назад как стал недействительным, еще до армии). Ладно, говорит, езжайте в аспирантское общежитие, я позвоню, но за белье надо будет заплатить. Да не вопрос, говорю, и спасибо большое. Разместился я чрезвычайно удобно, один в комнате, из окна – вид на узкую рижскую улочку. Полнейшая красота.
    На следующее утро ни на какого Баха я не пошёл, а поехал я на электричке в Юрмалу. Вышел на станции Дубулты и пошел по песочку в сторону от Риги. Народищу было видимо-невидимо. Все млели на лежаках (или топчанах) и под кустиками. Я тоже расстелил полотенце и пошел окунуться. Прикинул, что до вечера млеть тут – крайняк. А тут и там девушки и женщины между рядов гуляют, разносят пиво и мороженное. Пиво было «Рижское», прохладное, но - не Рио де Жанейро. Вообще-то, я не из тех, кто лежание на песке считает отдыхом, так что через час поплелся я дальше. Ну скучно ведь! Поболтался по Юрмале, да и вернулся в Ригу.
      Я тогда Ригу совершенно не знал, так что так и ходил с картой. Купил билеты в Домский собор на два сеанса, буду приобщаться. Когда-то, классе в 9-м, мы ездили в Ригу на осенние каникулы. Я тогда первый раз попал на концерт органной музыки, и как раз это был Бах. Он меня оглушил и разодрал в клочья, так что хотелось сходить. Та поездка была очень романтической: «Ночью в узких улочках Риги…» и т.д. Жили мы в школе, съездили и посмотрели Саласпилс, говорят, сейчас там всё разваливается. Но главное - какая тогда была Рига! Все эти кафешки с ромашками на столах, улицы из деревянных многоэтажных домой, сувениры, свечки, ключи от Риги. А раз как-то мы удрали от Химозы с товарищем и попали в маленький ресторанчик. Там было-то всего два столика и стойка, но вы могли попросить всё, что угодно. Какой-то старик, к примеру, ел суп. Атмосфера была очень уютная, говорили и по-русски, и по-латышски. Так мне тот ресторанчик и запомнился. Мы взяли по капле Рижского бальзама.
    А утром мы ходили на демонстрацию. Все было, примерно, как в Москве, но пьяных было значительно больше. Демонстрация была на набережной Даугавы. Был ледяной ветер, так что мы сразу же ушли, осталась ли Химоза – я не знаю. Еще нас водили в Музей Атеизма (сейчас там снова собор) и Музей судебной медицины.
    В один из последних дней в Риге я попытался найти то место, где мы тогда школьниками останавливались, но неудачно: то ли все перестроили так всё, то ли уже забылось. А потом я довольно часто бывал в Риге, отдыхал с семьей в Юрмале, был и проездом, и пролётом, но первоначальная сказочная Рига так и осталась особняком, и поездка на зону – за алюминиевыми стульчиками – тоже отдельная история.

Рига.Улица Бривибас, 1981 г.

11.2.2022