Нартский эпос
Часть III. Сослан
Под вечер как-то на нихасе*
сидел знакомец наш Сослан**.
Вдруг видит, сгорбившись в показе,
идёт с охоты нарт алан.
То Урызмаг*** идёт кручинясь,
«Что за беда стряслась с тобой?!»
В ответ: «Я в жизни много вынес,
Но это – диво, не покой.
Сам в камышах присел и вижу:
светло, то ль солнце тянет длань?!
Лучи ль его глаза мне лижут?!
Глядь - на полянку вышла лань.
И блещет шерсть её отливом,
как будто с золота она.
Прополз на выстрел, боязливо –
спугнуть её, от сатана!
Прицелился, но снова диво,
как будто слеп я стал на раз.
И вроде вижу, но в противу -
исчезли стрелы все в тотчас.
Тут я за меч, схватил из ножен,
и меч «растаял» иль пропал…
Бог мой и дрожь бежит по коже,
и ноги в землю, как вкопал.
А лань стремглав летит, за нею,
опомнившись, я побежал…
Но лань пропала, цепенею…
Да, случай», - Урызмаг брюзжал.
Сослан задумался: «Эк, диво!
хлопок, руками вдруг всплеснул.
«Поймать б ту лань, вот – перспектива!», -
Сослан в эту ночку не уснул…
А в ранний час, минув окружье,
лишь видев солнце в кромках гор
накинул бурку, взял оружье
и в камыши, был очень скор…
Вот в камышах, рукой раздвинул…
И чудо чудное вдруг зрит.
Пасётся Лань, он взгляд лишь кинул,
та в блеске золота форсит.
Вся в блеске чудном, многогранном,
СлепИт, как свет от костерка.
И отблеск колет глаз Сослану,
вот да чего она ярка…
«Поймать бы мне её с азартом,
Да привезти с собой глумя.
Была бы слава среди нартов», -
Сослан подумал про себя.
И он крадучись, боязливо
пополз в траве, от сатана….
Кругом все блещет, шерсть с отливом,
Лань будто с золота, одна.
Прицелился, но снова диво,
как будто слеп он стал на раз.
И вроде видит, но в противу -
исчезли стрелы все в тот час.
Он тут за меч, схватил из ножен,
«Не опозориться бы мне!»
Бог мой, но дрожь бежит по коже,
Нет! Не уйти тебе одне!»
А Лань проворна - непоседа
рванула вглубь пещер засим.
Сослан не думал наш, не ведал,
Что не простая лань пред ним.
Дочь Солнца то, сама АцЫрухс****,
Что семь уаигов***** берегут.
Стоит батыр, дыханье сбилось,
И мысли разные бегут…
Побрёл в пещере, время ялось******
Глядь - семиярусный замок.
И дверь открыта в нижний ярус
Сослан вошёл и враз размок…
То для гостей покой, как грёзы,
А на стене висит фандыр*******.
Он многострунный, из берёзы,
путепроводчик в нужный мир.
Сослан взял в руки, небылицы,
И так искусно заиграл,
На звук сбежались звери, птицы
Слетелись, чтоб прознать сигнал.
Качались стены и визжали,
и горы стали подпевать.
В покой два мальчика вбежали,
Сослан, увидев, стал взывать…
«Я нарт Сослан, стопы стремимо********,
направил к вам я в этот час.
Без войн и пира жизнь не мила,
Вот почему я здесь сейчас».
Мальцы ушли на ярус верхний,
Где семь уаигов, семь их душ.
Всё передали…
«В час вечерний
нас посетил достойный муж!
Коль нужен пир - мать к нему выйдет,
Война нужна – придёт отец.
Так передайте, пусть он выждет,
И даст ответ нам, наконец!»
К Сослану те быстрей бежали
и передали весть-совет.
«Зачем мне пир, когда в скрижали
Война стоит – вот мой ответ».
Ярился в душах черный пламень,
спустился с замка в этот свет.
Ножи точить, где Чёрный камень,
и ждать батыровый увет.
*)нихас – ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов. В общественной жизни осетин с древнейших времен нихас играл важную роль. Термин «нихас» в буквальном смысле значит «разговор»
**)Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским заимствованием из Сосруко (
***)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
****)Ацырухс - (осет. Ацырухс, Уацирохс - буквально «сверхъестественный свет») - персонаж осетинского нартского эпоса, лучезарная дочь Хура (осет. Солнце) - божества, жившего на небе.Ацырухс жила в пещерном семиярусном замке под покровительством семи великанов уаигов и была ими воспитана. Ацырухс была третьей женой прославленного нарта Сослана, который отбил её у небесного жениха. Чтобы взять Ацырухс в жёны, Сослан должен был выполнить обязательное условие великанов уаигов добыть обладавшие целебными свойствами листья волшебного Аза-дерева, которое росло в стране мёртвых.
*****)Уаиги или ваюги (осет. Уйгуыт) - одни из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе.. Уаиги - это одноглазые великаны, имеющие семь голов, среди них есть даже стоголовые. Созданные Богом намного раньше нартов, уаиги были наделённые огромным ростом и силой; вели борьбу с нартами, но постоянно, несмотря на свою величину, терпели от них поражение, потому что были глупы и неуклюжи.
******)ялось - пристойно, годиться
*******)фандыр (осет. дала фндыр) - осетинский народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Дала-фндыр является «сольно-сопровождающим» инструментом.
********)Стремимо – направленно.
Продолжение следует…