1942 год. Трасса Мужества – Абакан-Тайшет. Кошурников. Стофато. Журавлёв.
Не предъявляя ультиматум,
Без объявления войны,
Напали полчища Германии
На сёла, города и хаты,
Не ждущей ворога, страны.
Когда ещё все тихо спали,
В предутренний рассветный час
Ватаги Гитлера напали,
Сжигали всё, всё разрушали,
Стреляли и бомбили нас...
Но просчитался враг проклятый,
Не состоялся их " Блицкриг" –
Второй уж год звучат раскаты,
Сменяя зори и закаты,
Но враг победы не достиг...
Страна ведёт войну с фашизмом.
Разбиты немцы под Москвой,
А Сталинград – оплот Отчизны –
На острие военной жизни,
Там каждый наш солдат – Герой!
***
А вот в тайге сибирской тихо,
Не слышно грохота войны,
Лишь треснет сук, да птица криком,
Иль зверь какой тревожным рыком
Покой нарушат тишины.
В Сибири формируют силы
Для фронта, со святой мечтой –
Разбить врага!.. За близких, милых
Шли танки в бой, летели ИЛ-ы,
За Родину, за дом родной...
Война-войной, а здесь в Сибири
Россия продолжала жить: -
Учились, строили, творили,
В бескрайние вгрызались шири,
Дела чтоб славные вершить...
***
От Транссибирской магистрали
Нужны пути через Саян.
Трёх изыскателей послали,
Чтоб путь на карте намечали –
Тайшет* - Саяны - Абакан... * Вначале предполагался Нижнеудинск.
Кошурников* в работе "дока" * Кошурников возглавлял изыскательный отряд.
Прокладки трасс "же-де" путей,
На дело не смотрел свысОка,
Решенья выдавал до срока
И полон ценных был идей.
С ним в экспедицию ребята,
"Спецы" младые включены.
Один был Константин Стофато.
Да Лёша Журавлёв. - И свято
Парням быть нужным для страны.
Их путь – не гладкая дорога –
Непроходимая тайга.
До цели вроде бы немного,
На самом деле, как до Бога,
Дойдёшь ли-нет, решит судьба...
***
И путь для трассы выбирая,
Они вошли в лощины гор.
Река, ущелье раздвигая,
От лишних глаз себя скрывая,
Рвалась куда-то на простор.
Нрав у Казыр-реки ретивый,
Каскад порогов – здесь Саян.
Она быстра, шумна, бурлива,
То кажется слегка игрива,
То мчит на камни, как таран.
Цепляясь за макушки сосен
По небу мчались облака.
Врастала в зиму эта осень
И пусть мороз пока не грозен,
Смерзалась с берегом река.
Они сквозь чащи прорубались
Сплавлялись на плоту, шли вброд,
Упав, вставали, продирались,
Бывало крепко "выражались",
Но всё-же двигались вперёд.
Им оставалось уж немного
Чтоб выйти к тёплому жилью.
Но нет уж сил, и нет дороги...
И пищи нет... "Остаться" Богом
Им суждено в глухом краю!
Мороз с рекою ладит счёты,
Местами сковывая льдом.
И вот под лёд уходит плот и,
Стофато скрылся под водой,
А Лёша выбраться не может
И гибнет в "корке" ледяной...
Пишу*, видать, в последний раз. * Это дневник Кошурникова.
Сегодня, может быть, замёрзну.
Иду пешком. Но сил уж нет,
Без пищи, мокрый и голодный...
А снег всё шёл стеной холодной
И укрывал последний след...
Они погибли, выполняя
Заданье Партии, Страны.
"Соломки подстелить" бы, зная,
Что ранняя зима и злая
Прервёт их жизнь здесь у реки...
***
Конечно, их искали после,
Но лишь случайно, через год,
Нашли лишь одного,* а возле * Это был сам Кошурников.
В неровных записях, но всё же,
Доступный к чтению блокнот...
***
Пройдёт почти-что четверть века
И будет здесь проложен путь –
На юг до Абакана "ветка",
Используя на карте метки –
Кошурникова то заметки,
Те, что он НАМ успел черкнуть...
***
Героев чтят! Их обелиски
На Трассе Мужества стоят.
Среди других – три остановки,
Где три фамилии неброско
Встречая поезда, горят.
* * * *
Февраль, 2022 года.
В этом году(2-го и 3-го ноября 2022 г.) исполнится ровно 80 лет с тех пор,
когда в сибирской тайге, в Саянах, на реке Казыр погибли изыскатели отряда
Кошурникова – Алексей Журавлёв, Константин Стофато и он сам.
Об экспедиционном изыскательном отряде Александра Михайловича
Кошурникова, который намечал привязку ж/д трассы Тайшет(изначально
предполагался Нижнеудинск) - Абакан, уже было написано очень много, в
том числе и стихов.
Поэтому в данном стихотворении автор о подробностях этого трудного и
трагически закончегося похода, не пишет.
Они вышли на маршрут только 5-го октября 1942 года, вместо задуманного
изначально, не позднее 20-го сентября. И это, как оказалось, стало
основной причиной их гибели, т. к. в том году зима, с её холодами и
обильными затяжными снегопадами, пришла очень рано.
Были и другие причины, как-то: недооценка трудностей трассы в тайге и
начавшая рано замерзать река Казыр, по которой на плотах(река разбила у
них шесть плотов) сплавлялся отряд (река с множеством порогов, перекатов,
камней, разветвлений, островов, крутых поворотов и т. д.), а также
переоценка своих сил и возможностей.
Но при всём том они были - сильные, смелые и мужественные люди,
положившие свои жизни на алтарь развития и укрепления своей страны.
Группа была недоукомплектована самыми необходимыми вещами и
средствами для выживания в дикой, замерзающей, вступающей в зиму, тайге,
и самым необходимым оборудованием.Так, у них были: один топор и одна
пила, одна кастрюля, кружки и две столовые ложки(на троих!), правда было одно
ружьё, но не дали рацию, не было палатки и т. д. Как оправдание этому - было
трудное для страны время, шла война с фашистской Германией, к тому же...
близко была южная граница страны, и не дай Бог...
9 декабря 1965 года трасса Абакан - Тайшет – Трасса Мужества – была принята Госкомиссией в постоянную эксплуатацию и по ней пошли поезда.
Кошурникову было 37 лет. Просился на фронт, но не отпустили, сказали, что с его опытом работы, он здесь нужнее... Последняя его запись в дневнике: 3-го ноября.
Журавлёву - 29 лет. Замёрз 2-го ноября в ледяной корке, не сумев выбраться, у берега реки.
Стофато - 27 лет. Ушел под воду вместе с плотом 2-го ноября.
Все были женаты, имели детей.