Отношение к Киеву и Киевской Руси

Наталья Викторовна Никитина
     Помню с детства, как при словах "Киев", "Киевская Русь" душу охватывало сильное душевное волнение. Это отношение трудно было понять и передать. Сказочные и исторические персонажи сливались в единое целое, они казались такими родными и близкими. Позднее такое трепетное отношение стало осознаваться, как чувство существующее на генном уровне. передающееся от поколения к поколению. По мере взросления отношение не проходило, скорее росло, мужало. Приходило понимание, что мы потомки единого народа, одной культуры.
       Любовь к истории привела к чтению "Русской истории" В.О. Ключевского. Особенно запомнились его слова о Киеве и Киевской Руси, которые во многом  объясняли и дополняли мои чувства и отношение к прошлому. 
      Он писал" "И народ, и историки до сих пор относятся к этой Руси с особенным сочувствием, которое кажется неожиданным, при том хаотическом впечатлении, которое выносим из изучения этого периода.Чем могла заслужить благодарное воспоминание в народе Киевская Русь  со своей неурядицей, вечной усобицей князей, и нападениями степных поганых". Между тем для него старый Киев - только предмет поэтических и религиозных воспоминаний. Язык до Киева доведет - эта народная поговорка значит, что каждый вам укажет туда дорогу, потому, что по всем дорогам идет народ в Киев. Народ доселе знает и помнит старый Киев с его князьями и богатырями, с его Софией и Печерской лаврой. Любит его, как не любил ни одну из столиц.
   Столь же сочувственно относится к Киевской  Руси и наша историография. Эта Русь не выработала прочного политического порядка,способного выдержать внешние удары, "Бессмысленные драки княжеские" были по выражению Карамзина, прямым народным бедствием. Зато в князьях так живо было родственное, точнее генеалогическое чувство, так много удали, стремления голову сложить за землю русскую, а на поверхности общества так много движения. А люди вообще неравнодушны к временам исполненным чувства и движения.
Ярослав и Мономах умели собирать в свои руки силы  всей земли и направлять их в ту или иную сторону.  Без них, по мере того, как их слабые родичи и потомки запутывались в своих интересах и отношениях, общество все яснее  видело, что ему самому приходится искать выхода из затруднений, обороняться от опасности. В размышлениях о средствах для этого киевлянин все чаще думал о черниговце, о новгородце и все вместе о русской земле, об общем земском деле.
     Пробуждение во всем обществе мысли о русской земле, как о чем-то цельном, общем деле всех и всякого - это и было коренным фактом времени. Эпоха,  в которой народ принимал участие и через это участие почувствовал себя чем-то цельным, глубоко врезались в народной памяти. В 11-12 вв. таким стереотипом была русская земля, о которой так часто говорили и князья и летописцы. Последующие поколения  вспоминали о Киевской Руси, как о колыбели русской народности".
       Много воды утекло со времен Кивской Руси , немало и с написания В.О Ключевским "Русской истории". Но отношение к Киеву и Киевской Руси  все еще живо в нашем народе или его части, тем острее ощущается то, что происходит сегодня на просторах "Киевской Руси". А когда говорят о современном Киеве, подразумевая политику государства, то чувство сильного душевного волнения происходит уже от боли и горечи за все происходящее.  Больно от того, что, мягко выражаясь,ослабло ощущение общности земли у потомков, чувство ответственности за эту землю.
    Неужели усобицы - эта вечная проблема, приносящее великое  бедствие народу в разные исторические времена? Как востребованы сегодня Мономахи и Ярославы, способные собрать  общие силы и повести их  по верному пути. Сколько можно путаться в своих отношениях и интересах? И куда девалось то родственное, генеалогическое чувство и желание постоять за землю общую, русскую?
   Наверняка ошибочной является и политика направленная на лишение памяти об истоках, о колыбели русской народности. Ошибочной в желании ее присвоить, приватизировать, переписать в угоду личным и корыстным интересам, не считаясь с чувствами других.
  "Общее дело всех и всякого и желание постоять за землю русскую" - не об этом ли мы все больше грустим, вспоминая Советский Союз", где, не смотря ни на что, были великие Победы и свершения, много движения и чувства.
     Может настало время вспомнить, как наши предки презрительно называли внешних врагов, отчего пал Киев, земля русская, и в очередной  раз осознать.  кому на руку эти наши междуусобицы.