Имена и люди часть 112

Александр Крапивин 2
Имена и люди часть 112

Остатки казанского гарнизона укрылись в крепости. В этот момент Пугачёв открывает двери тюрем. В казанских казематах сидели сотни его сторонников, включая семью Пугачёва и даже игумена Филарета, который был под подозрением в том, что надоумил донского казака принять имя покойного императора.
Как водится, сразу же начались грабежи. Но уже к вечеру к Казани подошли войска полковника Михельсона. Завязавшийся бой был упорным и кровавым. Пугачёвцы бились отчаянно. Только введя в бой последний резерв - конницу, Михельсон смог одержать решающую победу.
Результаты битвы были для Пугачёва сокрушительными. Только убитыми он потерял около двух тысяч человек. Несколько тысяч сдались в плен, шесть тысяч разбежались. У Пугачёва осталось не больше двух тысяч воинов.
Впрочем, Пугачёву снова удалось уйти. Стало очевидно, что против регулярной армии пугачевские войска, использующие партизанскую тактику, смысл которой сводился к молниеносным нападениям и быстрым отходам, не действуют. Что было хорошо для взятия небольших крепостей, не годилось для крупных сражений. Тем более, что пугачевское войско не любило рисковать и при первом серьезном натиске разбегалось, унося с собой награбленное.

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр,
Чернь его любит за буйство и удаль.
С.А. Есенин «Пугачёв»
 
Пугачев предпринял последнее средство. Он издал манифест, по которому земля передавалась крестьянам. Это возымело действие. Поволжье, и до того не отличавшееся спокойствием, стало подниматься на войну за «дарованные» земли. С новой силой запылали помещичьи усадьбы. До этого люди и верили, и не верили в ожившего царя. Но после манифеста о земле вера в Пугачёва укрепилась. Вслед за освобождением дворянства по указу Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (Манифест о вольности дворянства) в стране ждали освобождения крестьян, которое, как считали многие, было бы логичным шагом. И которого не последовало, причиной чему называли смерть Петра III. Якобы был готов указ, да императрица его спрятала, а мужа убила.
И вот теперь, наконец, чудом выживший «император» обнародовал долгожданный манифест. Восстание Пугачёва действительно перерастает в крестьянскую войну. По иронии судьбы это случилось на излете. Ему самому оставалось жить совсем немного. А свободу крестьянам пришлось ждать еще почти сто лет.
Пугачевский манифест наделал шуму и в столице. Если раньше волнения на Яике рассматривались как помеха в ведении войны с Турцией, то теперь война с Турцией рассматривалась как помеха для ведения войны с Пугачёвым.
16 июля пугачевская армия переправляется на правый берег Волги. С ним уже нет Салавата Юлаева, которого из-за ранения отправили лечиться в деревню. Отряды Юлаева вместе со своим предводителем уходят в башкирские земли. У Пугачёва остается совсем не много сил. Он вынужден постоянно отступать. Хотя, после обнародованного манифеста о земле его везде встречают как царя. Правобережье Волги - это в основном русское крепостное население. Восстание охватывает одну губернию за другой. Казанская, Нижегородская, Симбирская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Воронежская земли вовлечены в орбиту крестьянской войны. Войско Пугачёва пополняется очень быстро, впрочем, как и редеет после каждой неудачи - крестьяне попросту разбегаются по домам. Все это время происходят непрерывные казни дворян, которых крестьянские отряды приводят Пугачёву в качестве пленных. Но кроме того, заметно нежелание крестьян уходить далеко от дома. Войска Михельсона идут за повстанцами по пятам.

Пугачев открывает двери тюрем, льет рекой казенное вино, но день ото дня его войска редеют. В конце лета происходит решающее сражение. Возле Черного Яра Михельсон разбивает пугачевское войско.
Переправившись на один из островов, Пугачёв предпринимает отчаянные попытки спастись. У него почти не осталось людей. Награбленное имущество также по большей части растеряно во время поражений последних месяцев. Переправившись через Ахтубу, Пугачёв собирает совет. Предложений несколько. Спуститься по Волге к Каспию, чтобы оттуда уйти на Украину. Там Пугачёв надеялся найти поддержку запорожских казаков, также не испытывавших симпатий к императрице, и с их помощью продолжить восстание. Другой план состоял в том, чтобы пробиваться в Турцию, чтобы организовать там поселения. Третий план предусматривал отступление в Сибирь, где можно вновь соединиться с Салаватом Юлаевым, отрядами башкир и заводскими рабочими.
Но казаки не принимают ни одно из предложений Пугачёва. Видимо это происходит от того, что уже созрел план по выдаче вожака правительственным войскам в обмен на помилование. В заговоре участвуют приближенные Ф. Чумаков, И. Творогов, И. Федулев. Пугачевский отряд отправился в сторону Узений. К тому моменту его предводитель сам практически не руководил уже ничем. Дисциплина в войске была подорвана.
У Большого Узеня, воспользовавшись тем, что часть войска находилась на марше, заговорщики связали Пугачёва и стали готовиться к переговорам о его выдаче. Для этого было решено отправиться к Яицкому городку. На пути к нему отряд сотника Харчева принял плененного Пугачёва. Предпринятые попытки сбежать оказались тщетны. Заговорщики выполняли роль охранников лучше, чем правительственные тюремщики. Следователь Маврин, первым допрашивавший «злодея», отмечал, что тот держался с большим достоинством и мужеством.
Екатерина II прислала для подавления восстания генерал-поручика Александра Васильевича Суворова. Однако знаменитый полководец к решающим боям уже не успел, и вместо лавров победителя самозванца, ему пришлось довольствоваться ролью его тюремщика. Впрочем, и эту роль Суворов исполнял с прилежанием и искренним интересом. Полководец не раз отпускал караул, лично оставаясь на часах, с любопытством расспрашивая Пугачёва о его военных успехах.

Пугачёва посадили на телегу, заключив в специально изготовленную для него клетку, в которой он не мог выпрямиться в полный рост. Так в согбенном состоянии Пугачёв поехал сначала в Симбирск, а затем в Москву. Дабы не было соблазна отбить самозванца, вместе с телегой шел довольно большой отряд.
В Симбирске началось расследование по делу Пугачёва. Он дает свидетельство о том, что восстание готовилось давно. Также Пугачёв показал, что в подготовке, проведении и финансировании восстания участвовали иностранные государства, стремившиеся ослабить Россию, отвлечь ее силы на борьбу с повстанцами. Все сведенья были доставлены в столицу. Однако позднее, когда началось более тщательное расследование, выяснились, что эти признания якобы были выбиты под пытками.
В конце октября Пугачёва повезли в Москву. В дороге он занемог. Организм был измотан походами и последним ранением в руку.
Екатерина II всерьез озаботилась здоровьем самозванца, поскольку без следствия, суда и публичной казни подавление восстания не могло быть окончено благополучно. К Пугачёву приставлен лекарь, который врачует также и других заговорщиков, которых вместе с самозванцем этапируют в Москву для проведения следствия. 4 ноября команда, занимающаяся доставкой Пугачёва, в сопровождении солдат и нескольких пушек въезжает в первопрестольную. Пугачёва помещают в подвал Монетного двора у Воскресенских ворот Китай-города. Следствие ведется особой следственной комиссией - Тайной экспедицией Сената. В нее входят московский губернатор генерал-аншеф князь М.Н. Волконский, обер-секретарь Тайной экспедиции С.И. Шешковский, генерал-майор П.С. Потемкин. Причем последний участвовал в допросах Пугачёва в Симбирске, где тот показал, что к восстанию его подвигли иностранцы, которые присылали военных инструкторов.

Здоровье Пугачёва продолжало ухудшаться. Екатерина II вновь замечает, что ей было бы неприятно, «если бы кто из важных преступников, а паче злодей Пугачёв от какого изнурения умер и избегнул тем заслуженного по злым своим делам наказания, тем более, что П. С. Потемкин по приезде в Москву гораздо слабее его нашел против того, каков он из Симбирска был отправлен».
Наконец следствие было окончено. Назначен состав суда из 14 сенаторов и 11 персон первых трех классов, четырех членов Синода и шести президентов коллегий. Заседание суда состоялось в тронном зале Кремлевского дворца. 31 декабря 1774 г. Пугачёв признал свои преступления. Вердикт суда был суровее, чем хотела императрица. Опасаясь осуждения Европы, она стремилась избежать мучительной казни, обойдясь быстрым умерщвлением. Но суд счел иначе: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».
Не повезло и другим заговорщикам. Перфильева, как и Пугачёва, приговорили к четвертованию, троих приговорили к повешению (М. Шигаева, Т. Подурова, В. Торнова), И. Зарубину–Чике, должны были отрубить голову. Казнь решили перенести в Уфу. По мнению судей, город, который осаждали отряды Чики-Зарубина, должен видеть «казнь этого разбойника». После Рождественских праздников назначили казнь на Болотной площади в Москве.

«Прости народ православный...». Художник В. Маторин

Пушкин в «Истории Пугачёва» утверждал, что вопреки традиции, казнь по приказу императрицы была смягчена. Сначала отрубили голову, а затем руки и ноги. Пугачёв перед смертью перекрестился на кремлевские соборы и попросил прощения у православного народа. Семья Пугачёва была помещена в крепость. Причем наказание получила, как первая, так и вторая жена, а также дети. Казни продолжились во всех землях, которые были охвачены восстанием. Наказанию были подвергнуты тысячи повстанцев и сочувствующих.

Прости, народ православный, отпусти мне, в чем я согрешил перед тобой… прости, народ православный!
Пугачёв
Создав достаточно крупные воинские соединения, Пугачёв захватывал крепости, города, заводы, где наладил выпуск оружия. Его восстание на какое-то время потрясло Россию. Особого внимания заслуживает тот факт, что регулярным правительственным войскам противостояли часто необученные крестьяне. Действия пугачёвского войска отличалось крайней жестокостью, а эхом восстания стали массовые расправы над людьми, в нем участвовавших. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
ШЕЛЕХОВ-РЖЕШЕВСКИЙ А.В., писатель

Литература
Пушкин А.С. История Пугачёва. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.8. Л., 1977-1979
Буганов В.И. Емельян Пугачёв. М., 1984
Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв. М., 1955
Щепетов К.Н. Из жизни крепостных крестьян России XVIII - XIX веков: по материалам шереметевских вотчин. М., 1963
 Материал основан на информации открытых источников.