Наедине с собой

Александр Коро
«Из цикла «Служитель». Часть I»


У академика живописи В.И. Нестеренко есть замечательная, очень трогательная и полная духовной философии картина. Её название – «Наедине с собой». Анализировать это творение здесь не будем, а вот о ряде коллег изображенного на полотне монаха, я попытаюсь рассказать в небольшом эпизоде.

– Как бы нам получить землицы в Истринском районе, а? – обратился ко мне мой начальник М…к В…ч.
Мы работали на тот момент в Московском государственном учреждении по связям с соотечественниками, проживающими за рубежом. М…к по занимаемой должности был замдиректора, я же – начальником отдела. При этом на мне ещё отдельно лежала важная обязанность – я был ответственным за связь с Московской патриархией, располагающейся в Свято-Даниловском монастыре, а точнее – с Отделом внешних церковных связей (чтобы не использовать по тексту такое длинное название, то эту структурную часть буду называть – Отдел).
– Так ведь приехать надо в администрацию, написать заявление о выделении земли и … ждать решения. По закону не должны отказать – ответил я.
– Так-то оно так, да всё уже давно роздано – настаивал М…к – Может попробовать через Отдел … Идея в чём – мы предложим Отделу строительство Паломнического центра для наших подопечных, и спонсоров найдём. А с ним обговорить место, где можно этот проект реализовать … ну и самим … и ещё кому-нибудь немного землицы под дачные дела … подумай.
Задачу мне поставили. Я понял, что она была уже обсуждена в верхах и меня задействовали на её реализацию.
Когда обдумывал возможность создания такого центра, в эти моменты в мою голову «пришло», что реализация такого проекта будет уместна рядом с Борисоглебским монастырём, что в селе Аносино. Всё вроде укладывалось в нужные исходные рамки – и рядом с Москвой, место знатное для верующих, и находится в Истринском районе.
Следующий шаг – «Как встретится с игуменьей этого монастыря (монастырь тот есть женский) чтобы запустить переговорный процесс?».
Звоню сотруднику Отдела, выделенному для связи с нами по всем вопросам. Прошу встречи и говорю, что, мол, есть очень необычный вопрос.

Мы встретились на нейтральной территории. Я ему всё изложил. Как ни странно, представителю идея понравилась, и он пообещал продумать «ходы и выходы».
Не помню, сколько прошло времени для выработки алгоритма действий, но через два дня, получаю звонок.
– Игуменья ничего не решает, а надо встречаться с отцом С…м. Его поставил на ведение всех хозяйственных дел сам Святейший. Но он человек для встреч не всем доступен. Будем думать дальше.
«Дальше» тоже заняло где-то около двух дней.
– Есть возможность обсудить этот проект с игуменом монастыря, что находится на такой-то улице в Москве, отцом П…м – доложил мне ответственный сотрудник Отдела. Он с отцом С…м в одногруппниках находится со времён обучения в лавре. А с отцом П…м мы возможность встречи всегда имеем.
Вот такой сложился алгоритм первых шагов. Его я доложил М…у, а тот довёл его на верх. Мне назад вернулась такая информация – «Если, что нужно, то готовы поддержать, а также и выделить всё необходимое для обсуждения».
Вскорости ответственный от Отдела назначил мне встречу у монастыря для знакомства с отцом П…м.

Мы (я и ответственный Отдела) встретились у центрального входа в монастырь. Заходим на территорию и идём в храм, где отец П…р вёл службу. Подождали, пока он закончит и пока проведёт исповедь прихожан. Дождавшись окончания необходимых дел, мы подошли к нему.
Сотрудника Отдела он знал, а меня отцу П…у сопровождающие представил. Для продолжения беседы мы уже втроём отправились в помещение Синоидального отдела (определенного названия) Русской православной церкви, начальником коего являлся тот же отец П…р.

В рабочем помещении кроме одной женщины (похоже, она находится в статусе – волонтёра), накрывшей нам стол на троих (горячая картошечка варёная, квашенная капустка и солёные огурцы) уже никого не было. Мы присели за него, а женщину отец П…р отпустил.
Для зачина разговора отец П…р достал откуда-то из недр, расположенных под лавками, литровый штоф с водкой и наклейкой –«Путинка».
– Сейчас пост, я ни-ни, а вы примите! – предложил он нам (надо заметить, что сотрудник Отдела был не в сане).
– А как же пост, батюшка? – поинтересовался сотрудник Отдела.
– А она … – постучал отец П…р по штофу и произнёс –Не из мяса!
Выпили по стопочке, закусили тем, чем Бог послал руками женщины-волонтёра. Опрокинули ещё по единой. Отец П…р рассказал о своих достижениях в науке религиоведения, об издательской деятельности возглавляемого им отдела, да и просто за жизнь.

Приняв с чувством еще «по единой» мы перешли к вопросу, интересовавшему нас и о возможной помощи отца П…а для встречи с отцом С…м. Я поведал в разговоре, как мог о проекте создания центра для паломников-соотечественников, проживающих за рубежом. Идея была поддержана отцом П…м и он уверил нас в своей поддержке нашей идеи, а также то, что он свяжется с отцом С…м и договорится с ним о приватной встрече. Я с отцом П…м обменялись номерами телефонов и на дорожку … ещё по единоой. В знак знакомства отец П…р подарил мне с автографом свою книгу «Афонская трагедия» (об имябожническом бунте на Афоне). На том и разошлись.

Звонок от отца П…а поступил не быстро. Вообще сам процесс был затянут, ну, да и мы не спешили. Начали заниматься проблемой ещё зимой, а на дворе уже была весна, да в самом её разгаре.
– Александр Иванович, в здраве будьте – отец П…р.
– И Вы, батюшка!
– Отец С…н ждёт нас в начале июня. Не передумали?
– Батюшка, мы не передумали … Да уже начали подумывать, что не состоится наша встреча.
– Состоится. Приезжайте этак … (такого-то) числа … пойдёт? Да машину возьмите, чтобы меня грешного отвезти к отцу С…у и обратно, конечно … Хе, хе, хе.
– Конечно, батюшка, устраивает, и машина будет (на свой страх и риск) – ответил я.
Об этом разговоре я рассказал М…у. М…к удалился к директору и вскорости вернулся.
– Возьмёшь нашу машину … Директор домой своим ходом доедет – обнадёжил М…к.
Настал день «че». Накануне я уточнил у отца П…а к какому часу быть с машиной.
В назначенное время я и машина со мной стояли у центрального входа в монастырь. Забрав отца П…а, тронулись в путь в неизвестность к Борисоглебскому монастырю.
Дорога из центра Москвы и по ближнему Подмосковью до Аносино была ничем не примечательна, кроме наличия большого количества заторов и пробок из автомашин по пути нашего следования.
Вот и Аносино … а в нём белые невысокие монастырские стены. Отец П…р позвонил и спросил в какие ворота въезжать. Ворота оказались не парадные, а хозяйственные. Въехали. Мы вышли из авто. Навстречу нам шел «купец» в рясе.
Если бы не реакция отца П…а на идущего к нам мужчину в серой рясе, выраженная в радостной улыбке и приветственными словами, никогда бы мне и не понять, что перед тобой сам отец С…н.
– Спаси Господи, батюшка!
– Спаси Господи, батюшка!
Он был высок ростом, крепкого телосложения, черноволос и круглолиц. Борода была не густая, чёрного цвета и кучерявилась. Ряса слегка облегала тело и подчёркивала выступающее сытое пузцо. По пузцу и далее по талии, шёл тонкий ремешок.
Они обнялись и троекратно приложились в имитации поцелуя, начиная с левой щеки. Отец Пётр представил меня. Со мной обошлось рукопожатием и без троекратного целования – я-то ведь мирской!
Вся компания пошла с хозяйственного двора, минуя монастырские постройки, за монастырскую стену. Вошли во двор, огороженный высоким глухим деревянным забором, который огораживает двухэтажный большой рубленый дом из фрезерованного, оцилиндрованного бревна. Жил отец С…н особняком.
Вошли в дом. В доме суетилась какая-то женщина.

Сели за большой стол, стоявший в деловой части первого этажа (об этом можно было понять по офисной мебели).
– Матушка, а посмотри-ка в холодильнике бутылку сухого вина белого. Сегодня вроде клали – обратился отец С…н к женщине.
– Да Господь с тобою, батюшка, ведь пост же – ответила из кухни женщина.
– Так у тебя сегодня внучка родилась, да гости с дороги – парировал отец С…н.
– Ну, рази так, сейчас гляну – смирилась под нажимом весомых аргументов экономка.
Через некоторое время она принесла и поставила на стол бутылку сухого белого вина, три винных бокала, тарелку с нарезанными овощами – болгарский перец, огурцы и зелень, ломтики слабосолёной семги.
Поблагодарив женщину, отец С…н предложил до начала разговора закрепить знакомство бокальчиком вина.
– Вино сухое, итальянское и неплохое, в магазин в Аносино завезли. Велел купить для гостей – начал беседу отец С…н, разливая рекламируемый продукт.
– Со свиданьицем!
Что происходит далее после этих слов известно всем.
Разговор занялся.
В процессе разговора отец С…н разливал и разливал. По началу разговор завязался между батюшками. Первым говорил отец П…р. Он начал рассказывать о своих научных работах, о том, что готовит к изданию, какие статьи опубликовал.

Затем речь перешла к отцу С…у. Он посвятил её своей хозяйственному обеспечения жизни монастыря.
Надо отдать ему должное – он своей кипучей деятельностью восстановил строения и здания монастыря из руин. В своё время это место считалось «Женской «оптиной» и процветало. В советское время монастырь был в сильном упадке и запустении. В результате стараний отца С…а наблюдался полностью восстановленный монастырский комплекс.
Также стараниями отца С…а был налажен аграрный комплекс, состоящий из оранжерей и теплиц, а также процветало выращивание овощей в открытом грунте. Мы ели болгарские перцы и огурцы, которые происходили с монастырского огорода и были выращены в открытом грунте. Это-то в начале июня!
Слава о достигнутых высотах в овощеводстве докатилась до самого Патриарха всея Руси Алексия II. И монастырь стал поставлять овощи к его столу.
Кроме земляных дел отец С…н наладил холодильники, содержание небольшого стада скотины. Было свежее молоко, а из него производили всё то, что можно из него получить.
Из его рассказов о его руководящей роли в монастыре можно было понять, что работает у него отнюдь не православный люд (кроме обслуживания в доме), а гастарбайтеры из бывших республик СССР. С ними он особенно не церемонился – ежели кто чего набедокурил или украл, то отец С…н выламывал из забора кол и гонял повинившихся так, что было мочи, налаживая правовую несправедливость. Кому-то и доставалось от той орясины. Забор потом лихоимцы и бедокуры чинили.

«Бутылка» подошла к концу. Отец С…н покричал экономку. Женщина спустилась со второго этажа и вопросительно глянула на звавшего её.
– Давай-ка нам вторую, матушка!
– Так нету, батюшка, её второй-то!
– Как так нету, я ж велел купить несколько штук!
– А не помнишь, днём к тебе приезжали из какой-то конторы, так ты с ними и опростал три штуки! Запамятовал?
– Эка незадача. Сходи в село, купи ещё, только в разговор вошли с гостями.
Экономка, что-то про себя ворча, пошла из избы.

В этот момент отец С…н обратил своё внимание на меня. До этого я сидел молчаливо. Наслаждался разговором двух батюшек. Не каждый день бываешь в такой компании.
Я изложил отцу С…у, как заученные стихи «мантру» о создании центра для паломников, нашей работе по оказываемой поддержке соотечественникам, проживающим за рубежом, о том, что я ответственный за связь с патриархией, о помощи Москвы православному миру за рубежом. Информация вызвала у отца С…а определённый интерес. Несмотря на то, что выглядел он как «купец в рясе», лицо он был духовное! И, как батюшка, он трепетно относился к православному миру и поддержанию его на нужном уровне.
Пересказывать о его обещании по применению своей протекции у местной власти не имеет смысла. Отец С…н дал мне свою визитку почти обезличенную – на ней была надпись «Отец С…н и номер телефона» – надо понимать не для всех была такая.

Вошла экономка в таком же состоянии, как и ушла – на ходу ворча что-то себе под нос, но с пластиковым пакетом в руках, в котором оттопыривались бока от поклажи.
– Нету того вина, взяла то, что было – с недовольством пробурчала экономка.
В этот момент дверь в избу отворилась, и без стука внутрь её вошёл в черной рясе и черной скуфейке батюшка.
– Батюшка, отец В…р, Спаси Господи, какими судьбами?! – воскликнул отец С…н.
– Спаси Господи, батюшка – поприветствовал отца С…а в ответ отец В…р – Да вот по делам к тебе и с ночевой, если оставишь?
– Оставлю, как не оставить, батюшка! Гость такой дорогой! – обрадовался отец С…н.
Отец П…р и я, сидевшие к двери спиной, повернулись к вошедшему.
– Отец П…р, батюшка, и ты тут, Спаси Господи! – воскликнул отец В…р.
–Спаси Господи, батюшка! – поприветствовал того в ответ отец П…р – да вот познакомься – Александр Иванович, по делам соотечественников наших зарубежных.
Встреча тут же приобрела совсем другой смысл. Хорошо, что я успел высказаться отцу С…у по своему вопросу с каким приехал.

Батюшки кроме словесного приветствия провели ритуал с целованием. Напомню, что я и отец П…р сидели за столом по левую руку от отца С…а, который восседал во главе стола. Отец В…р сел напротив отца Петра – по правую руку от отца С…а.
Экономка принесла четвёртый бокал и еще закуски.
К отцу В…у посыпались вопросы о его житье-бытье, службе Господу.
Из разговора между батюшками выяснилось следующее – они втроём учились вместе в лавре. Отец С…н потом пошёл служить по хозяйственной части (тоже ведь есть послушание), восстановил из разрухи много монастырских комплексов. Отец П…р ушёл в науку, потом был послан на Афон, а по возврату поставлен игуменом монастыря в Москве. А отец В…р получил назначение в ярославскую губернию и по сей день там и служит. А ещё я понял, что не виделись они в таком составе чуть-ли не с момента окончания лавры.
Приглядевшись к отцу В…у у меня, внутри возникло некое чувство ирреальности происходящего. С картины В.И. Нестеренко «Наедине с собой» сошел в избу тот самый задумчивый служитель Господу! Даже ряса была на нём, в отличие от его сокурсников, вся штопана – перештопана и в тех же местах, как на образе с картины.
Отец С…н и отец П…р вкратце поделились с отцом В…м информацией о своей жизни.

Отец В…р рассказал им о своей жизни:
«Как СССР развалился, так власти местные там, где я служу Господу, тоже прекратили свою работу. Пришли ко мне жители окрест лежащих деревень и прихожане мои.
– Давай помогай нам, батюшка, дров надо на зиму, продукты надо возить да хозяйственные товары. Где взять-то? Погибнем …
Я им.
– Да я же не власть тут.
– Как не власть? Ты для нас сейчас самая власть – от самого Господа. Давай батюшка помогай … Вымрем же!
– Помнишь, батюшка (это было к отцу С…у), обратился я к тебе с просьбой машиной помочь хоть какой … Да хоть на время. Прислал ты мне КАМАЗ. Он до сих пор на ходу. Так вот этим КАМАЗом миром и спаслись – и дрова на нём, и продукты, и ребят в школу, больных и рожениц в больницу. Всё на нём и все выживали. Да мало того, узнали в других сёлах о делах наших. Пригласили меня служить у них в храмах. Храмы, как и многие в то время лихое, тоже в запустении были. Мы всем тем нашим миром и храмы восстановили да жизнь наладили! Служу в трёх приходах. Еле успеваю окормлять! Никуда не уеду от своего народа, никуда! Вот, как КАМАЗ, подарок твой, батюшка, народ русский спас!».

Батюшки и я слушали молчаливо, не перебивая и не охая, в полной тишине!
Отец В…р закончил о своём житье-бытье. Тишину нарушал ход напольных часов, а потом от них часовой бой – было 20.00.

Тут мне в голову пришло такое сравнение с Троицей (прости меня Господь за такое тщеславие, не по корысти и ненароком это):
– отец С…н, как строитель, создатель, хозяин – сродни деяний Отца;
– отец В…р, как спаситель людей, ему доверившихся, на путь направляющий – прообраз сына Божьего;
– отец П…р апологет, хранитель веры и развивающий её – деяния Духа Святого.
Невольно в мою голову также пришли мысли о составляющих веры, олицетворением которых стали эти три священника и три судьбы их!
Чтобы принять аскезу и жить в ней, надо совершить гражданский и духовный подвиг! Не всяк выдержит.
Вместе с тем, замечу о том, что были они людьми из нашей же среды. Сними с духовного лица рясу и никак не отличить его от окружающих человеков! Те же джинсы, ботинки, куртки – разницы не видно. Про машины молчу – тут единство миров.
И только по одетой рясе можно сориентироваться кто из мира духовного, а кто – из мирского. Эта тонкое суконное изделие есть символ границы, разделяющей мирянина с его делами и грехами, от мира посвящённых в таинство веры, принятия от верующей души откровения и покаяния в неправедной жизни своей.
Вот она (ряса) в данном случае символизировала собой то, у какого батюшки в каком состоянии эта граница.
У отца С…а ряса была блестящая, шёлковая, серо-голубого цвета – чисто халат барина. Он и сталкивался с «холопским» миром. А поясок подчёркивал его начальственную должность при монастыре.
У отца П…а все было по канону. Ряса чёрного цвета, ни дырочки, выглядела как новенькая. От ручки-самописки не протрется. Пояска не было. Крест нательный на цепи находился слегка под углом к телу, лежал на небольшом пузце. Всё в нём выдавало иерарха для паствы своей.
У отца В…а картина состояния его рясы говорила о многом. Была она вся в заштопанных метках, лоск или блеск давно сошёл с неё. Эта ряса была сродни спецовки рабочего, чтобы быть членом окружающего его рабочего коллектива.

Не мне судить, но отец В…р в своем служении Господу нашёл свой путь в соединении Господа и сердец людей (помните – «Ты наша власть!»). Этот путь можно сформулировать так – «Не быть посредником между человеком и Господом, а быть в вере нужным простым людям в их болях и чаяниях, с помощью Божьей себе помогать им!».
Служение двух его коллег никоим образом не отрицается, но простому человеку мало интересно о выращивании овощей для патриаршего двора или о научных статьях в сфере религиоведения. От этого ему кусок хлеба на столе не появится в тот момент, когда самому есть нечего.
Работники веры нужны разные, но более всего импонируют сельские священники. Они сродни наличия семейного врача, учителя, психолога! Жаль, что материально поддерживать нуждающихся в них, они не могут. Да и за то, что они делают – Храни их Господь!

Отец С…н встал и вышел из избы.
Отец П…р с отцом В…м еще о чем-то поговорили. Приходам в его окормлении в Ярославской губернии надо было и литературы кое-какой раздобыть, а потом раздать её среди прихожан, для просветления голов.
Отец П…р засобирался в дорогу.
– Поедем, пока светло! – обратился он ко мне.
Я позвонил водителю и вызвал машину для нашей доставки до дома. Из избы вышли втроём. Отец С…н сидел на крыльце избы. В руках у него была «воздушка». В углу забора, на «перепялине», были расставлены металлические банки из-под пива, пластиковая тара из-под жидкости разной емкости. Отец С…н тренировал глаз на меткость!
Отец П…р и я попрощались с отцом С…м и отцом В…м. Сели в автомашину.
Проходило начало лета, а в ясный день и до 10 вечера светло. Ехали мы обратно домой в прекрасном настроении и в мягких лучах заходящего Солнца, почти молча.

Все мы дети Господа и он знает о каждом из нас всё и хорошее, и плохое. Только по Его мнению, а не по мнению жителей земных, он судит каждого!
Вечером каждый из батюшек остался наедине с собой и предстоящим пред киотом... в итоге пред Создателем! О чем каждый думал пред иконами? Думаю, что эта встреча между священниками заставила лишний раз каждого задуматься о делах духовных, какой цели они служат, что с того служения людям?
Я же перед сном поблагодарил Всевышнего за то, что дал мне сегодня! А также попросил Его дать мне то, что мне нужно!
К слову – меня пригласили на работу в Роструд, и что происходило дальше в том учреждении с описанным проектом мне не известно. Наверно с созданием паломнического центра ничего не вышло … Изначально в проект была заложена корыстная составляющая – «землицы под дачи приобрести».

Не надо смешивать божий промысел с земными страстями!
Аминь!

А. Коро, сентябрь 2019 г.