Взятие Тулона глазами психолога

Алексей Зайков
 Взятие Тулона Наполеоном является не только историческим событием, но и в не меньшей мере психологическим явлением и примером для подражания, если при этом отбросить военный аспект и рассматривать этот феномен как проявление духа и воли конкретного человека, который в нужное время очутился по воле Судьбы или Провидения (как кому будет угодно) в нужном месте.

 Следует сказать, что взлету Наполеона, как и его маршалов, способствовала Великая Французская революция (как позднее уже Октябрьская революция-взлету красных маршалов), а также революционные войны, которые потребовали талантливых и блистательных полководцев, многие из которых в обычное время французского абсолютизма не смогли бы сделать столь блистательных и головокружительных карьер.Их воля и действия шли рука в руку с духом времени, в котором ломались старые порядки, а также провозглашались новые идеалы и ценности.

 Итак, 16 сентября 1793 года Наполеон был назначен начальником артиллерии в армии генерала Карто, человека безграничного невежества в военном деле и вдобавок надутого революционной спесью (Мережковский, с. 364) Этот генерал и независимый от него другой генерал Лапуап окружали своими войсками улон и пояс его защитных фортов.(Чандлер, с.45-46)

Как писал Мережковский : "Укрепленный лагерь Тулона, со своими могуществеными фортами и двумя великолепными рейдами, считался тогда одной из неприступнейших позиций в мире. Мощный англо-испанский флот и английская артиллерия еще усиливали лагерь...

 Город защищался героически; осада затянулась : орешек был не по зубам Конвенту. Войско его состояло на четверть из нищего, пьяного и буйного сброда, заражавшего остальные три четверти".(там же)

 К этому следует добавить, что Тулон был не только военно-морским арсеналом Франции, но и ключом к ее господству в Средиземном море, утрата которого наносила тяжелый удар по репутации Республики  в стране и за ее пределами. В Париже понимали, что если его не вернуть, то неизвестно как далеко может располстизь пламя мятежа, уже вовсю полыхавшего в Вандее.

 С самого начала своего появления в армии Наполеон продумал необходимые шаги. Пожалуй. он был первым, кто понял, что овладение французами выступом  с высотой Мон-Кэр,оканчивающегося мысом Л Эгийет, вынудит союзников эвакуировать Малый рейд и набережные Тулона; путь к победе лежал через изоляцию Тулона с моря и с суши. Однако у Карто и Лапуапа были совсем другие планы.

 С присущей ему энергией и при поддержке Саличетти и Поля Барраса Наполеон принялся исправлять положение. Он взялся за сооружение двух батарей, названных батареями Горы и Санкюлотов, выбрав для них место на склоне холма, обращенным к западным берегам Малого рейда. После недолгой бомбардировки Наполеон вынудил адмирала лорда Гуда переместиться с судами ближе к Тулону - то есть в задуманную им ловушку. Через два дня он вынудил Карто атаковать Ле-Кер. Однако эта атака не принесла желаемого результата, ибо ее осуществляли незначительные силы. К этому следует добавить, что очнулись, наконец, и союзники, которые не только выслали на мыс Л Эгийет значительные силы. но и быстро построили в этом районе большие земляные укрепления, прозванные французами "Малый Гибралтар".(Чандлер, с.45-47)

  Мережковский писал : "Маленький командир артиллерии делал в армии такие чудеса, что люди глазам своим не верили : упорядочивал хаос, буйные силы революции превращал в стройные ряды войны, наглых санкюлотов-головорезов - в храбрых и честных солдат, покорял их тихим взглядом, умным словом, шуткой, лаской или строгостью.

 Верным чутьем угадывали в нем солдаты Вождя и Человека...Если неожиданная еылазка неприятеля застигала их врасплох, все командиры постов в один голос кричали : "бегите к Бонапарту, он знает, что делать". И он знал. Знал их всех, видел насквозь; каждого оценивал с первого взгляда и ставил на свое место ; лучших отличал и приближал к себе..

 Всех зажигал своим огнем, заражал своей отвагой и всепожирающей деятельностью; был всем для всех: то пехотинец, то всадник, то сапер, то канонир. Не жалел себя: скомандовав как генерал. шел в огонь как рядовой; делил все лишения с солдатами; ел черный хлеб, спал на соломе, под пушками, не на словах, а на деле осуществлял революционное братство и равенство...

 На батарее у Малого Гибралтара был такой убийственный огонь, что люди отказывались стоять под ним. Бонапарт велел прибить на видном месте дощечку с надписью: "Батарея бесстрашных людей", и люди начали добиваться, как особой чести, стоять на ней. Но и здесь не слово, а дело решило все: командир был впереди всех под огнем." (Мережковский, с.365)

 16 ноября начальником Наполеона стал способный и умный ветерн генерал Дюгомье, который 17 декабря  отдал приказ на штурм "Малого Гибралтара". Рано утром под прикрытием сильного огня 6000 солдат Мьюрона штурмом захватили "Малый Гибралтар", а на северо-восточной окраине Тулона бригадный генерал Массена овладел фортом Д Артиг; через несколько часов Бонапарт тоже захватил более мелкие укрепления на мысе Л Эгийет и соседний бастион Балакьер. Под ним была убита лошадь, и он сам получил штыковую рану в бедро. К вечеру 18-го батарея из десяти пушек была готова к обстрелу внутренней гавани.

 Это был поворотный момент осады. Едва Наполеон открыл огонь по британскому флоту, как лорд Гуд приказал эвакуировать Малый рейд. Вечером англичане взорвали арсенал, а через несколько часов союзники покинули Тулон на транспортных судах. На следующий день в 9 00 революционные войска вошли в город.

 Так завершилась осада Тулона. Хотя официально Наполеон был всего лишь командиром артиллерии, он стал общепризнанным творцом замысла операции, а 22 декабря ему было присвоено звание бригадного генерала.(Чандлер, с.48-51)

 Какие уроки мы можем извлечь для себя на основе этого короткого рассказа. Во-первых, Наполеон хорошо чувствовал свое предназначение, умел расположить к себе людей и даже настоять на своем, вопреки мнению бездарного начальства. Во-вторых, поражает его целеустремленность и кипучая деятельность на пути к поставленной цели. Увлекая других, он сам служил объектом для подражания. В-третьих, если следовать исторической логике, то Тулон рано или поздно был все же захвачен республиканскими войсками, но именно настойчивость и целеустремленность Наполеона вкупе с его зарождающимся военным гением ускорили его падение.

                Литература.

Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Данте. Наполеон - М., 2000

Чандлер Дэвид Военные кампании Наполеона. Триумф и трагедия завоевателя.