Трубадуры и катары упущенные возможности истории

Алексей Зайков
По мнению немецкого социолога Макса Вебера, "капитализм" и "капиталистические" предприятия с достаточно рациональным учетом движения капитала существовали во всех культурных странах земного шара-в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в среднеземноморских государствах древности, средних веков и Нового времени. Одним из звеньев  в цепи событий. повлиявших на его утверждение в странах Европы, правда не столь значительным, стало развитие протестантизма, принесшего своеобразные этические понятия. Однако, продолжая мысль Макса Вебера, следует заметить, что протестантизм и протестантская этика возникли в Европе не на пустом месте. Их предтечами были всевозможные ереси, наиболее значительной из которых, которая действительно могла повернуть ход не только европейской, но и мировой истории, стала катарская.

Как писал в свое время другой немецкий ученый Отто Ран, вся катарская литература была уничтожена, и вследствие этого мы знаем о них крайне мало. И именно он проводит параллель между трубадурами и катарами.

"Между альпийскими ледниками и залитыми солнцем Пиренеями, от виноградников Луары до райских садовых террас Лазурного берега и Кот-Вермей в начале нашего тысячелетия существовала блистательная, любезная и остроумная культура, где господствовали законы любви и поэзии, Эти законы ,leys d'amors  (законы любви). были получены первым трубадуром от сокола. сидевшего на ветке золотого дуба.

Законы любви включали в себя тридцать одно предписание. Высшим из них было то,согласно которому "миннэ"(поэтическая любовь) исключала плотскую любовь и брак."Миннэ" воспринималась как союз душ и сердец, на брак же смотрели как на союз телесный. Любовь представляет собой страдание, которое быстро проходит при получении чувственного удовлетворения, Для того же, кто носит в сердце настоящую любовь, "миннэ", тело возлюбленной не явдяется объектом вожделения. Он желает получить лишь ее сердце."(Отто Ран, с.10-11).

Даже в свое время движение трубадуров было загадкой. По всей видимости оно возникло из ниоткуда. не имело корней, и появилось уже сложившимся в своей окончательной форме. Его внешней стороной был целиком местный и отчасти уклоняющийся от нормы причудливый образ, лелеямый среди не слишком родовитых сеньоров и захудалых аристократов, которые воздыхали о любви Прекрасной Дамы"

При этом Прекрасной дамой могла оказаться и посудомойка, и кухарка. Но к какому бы сословию ни принадлежала она, неизменной оставалась объединяющая идея: женщина была шедоступной, а любовь ее поклонника-безнадежной.

Существенно, что эта дама была недоступной даже в обычном, социальном смысле, потому что была замужней женщиной. При этом ее муж не считал такого воздыхателя своей жены ни врагом, ни даже соперником.

За более чем полтора века активности движение трубадуров такого уровня утонченности жизни и стандарта культуры, равного которому не было на протяжении 500 лет, Потом все таинственным образом исчезло, а культура Прованса вновь возвратилась к уровню варварства.( Скотт, с.112-114).


Трубадуры были поэтами, а поэты всегда томятся невыразимой тоской. И если их томление не находило исхода в любви, они становились катарами.

Катары переносили законы любви в область духа "Вместо женской благосклонности они искали освобождение духа. Вместо дамы сердца-"утешителя"

Молитва и поэзия сливались воедино, В то время это было естественно, потому что люди воспринимали дар поэта и пророческий дар (то. что сегодня мы называем интуицией и вдохновением) одинаково. Молитва катара, трубадура, обращенная к Богу, была только частью гимна к светлому божеству, который каждый слышал в великолепии красок и звуков своей родины....

Катары были настолько уверены в лучшей жизни после смерти, что полностью презирали эту жизнь, смотря на нее, как на время, данное, чтобы подготовить себя к жизни истинной, ожидающей их в надзвездном мире".(Отто Ран, с:64-65).

            Литература,

1.Вебер М.Избранное: Протестанская этика и дух капитализма.-М.,СПб, 2013.

2.Ран О. Крестовый поход против Грааля.-М,, 2004.

3.Скотт Э. Люди тайны.-М., 2006.