Пришлось поверить

Таня Станчиц
     Признаюсь честно - я собиралась начать разговор с такой фразы: "Я никогда не верила советской пропаганде". Эээ, нет, голубушка! Очень даже верила. В розовом детстве, в шестидесятые годы, я искренне радовалась, что родилась в СССР, а не в США. Потому что в Америке негров обижают, а они ведь такие симпатичные! Потому что там из работяг последние соки жмут. Потому что там запросто можно гигнуться от аппендицита, если денег нет на лечение. Потому что проклятые буржуины хотят войны, просто спят и видят. Куда бы это ещё атомную бомбочку сбросить?.. Ужас! Я благодарила бога, в которого не верила, что меня не угораздило родится в США.
     Шестидесятые... Настала оттепель... В доме постоянно было включено радио, из которого что-то просачивалось и в мою детскую голову. Помню, как бабушка (репрессированная жена "врага народа"), вытаращив глаза и остолбенев, поперхнулась "беломором", когда я вдруг спросила: "Ба... А кто лучше - Ленин или Сталин?"...
     Но со временем наша пропаганда стала принимать всё более уродливые формы. Или это я, взрослея, стала острее замечать её топорность и затхлость. Пыльные "красные уголки"... Нудные политинформации... Кошмарные материалы съездов, которые требовалось заучивать для сдачи экзаменов... Повсеместные идиотские плакаты с лозунгами типа: "Правильной дорогой идёте, товарищи!" - это на перекрёстке двух дорог в чистом поле!.. Лучше бы указатели повесили - что там впереди, налево и направо. Куда ехать добру молодцу?..
     Мои родители были хорошими, толковыми инженерами. Папа - фронтовик, танкист. Мама - труженица тыла. Оба - принципиальные беспартийные, светлая им память... Я вступила в комсомол когда полагалось, ещё в школе. Без этого дорога в институт была бы закрыта. Помню, как я попала в апартаменты нашего институтского комитета комсомола (меня мобилизовали на работу по поводу всесоюзной смены комсомольских билетов). Конечно, я знала что в комсомол и в КПСС многие (не все!) идут из карьерных соображений, но то, что я там увидела, меня потрясло. Поведение комитетчиков было отвратительно. Мат, блуд, выпивка, неприкрытый цинизм. Словно туда собралось всё отребье. Педиатры, называется... Надеюсь, детей они лечить не стали. Нашли потеплее местечки.
     Когда власть партии рухнула - словно свежим ветром повеяло. Появились в свободной продаже те книги, о которых мы так долго мечтали: Пушкин, Лермонтов, Толстой. Евтушенко, Ахматова, Цветаева! И почти неизвестные ранее - Набоков, Солженицын, Гинзбург... Это было прекрасное время надежд, прозрений, открытий. Пружина пропаганды, сжатая до невозможности, вдруг разжалась. И маханула в другую крайность. А недоверие к пропаганде, как горькое наследие Советского Союза - оно-то осталось! Поэтому, когда руководством страны говорилось о враждебности "западного мира" к России - не верилось. О стремлении раздербанить Россию на кусочки - не верилось. О стремлении натравить на Россию соседние страны - ну что вы, как можно! Да, недолюбливали нас и прибалты, и украинцы ещё во времена Советского Союза, помню... Но не до такой же степени!
     Очень хитро, однако, придумано было врагами России: приманить, соблазнить сладкой жизнью наших соседей, и вместе с тем раздуть национальное чванство, фашистское чувство исключительности и превосходства над другими. И, как следствие - патологическую ненависть к несогласным. В итоге им удалось, как и мечталось, и впрямую заявлялось, попросту стравить народы. "Разделяй и властвуй" - чудесный лозунг на все времена. А Z - это ведь знак Зорро. Zащитник.
     Не верилось мне, не верилось... Пришлось поверить.