Стихотворение месяца 105 - Обзор Андрея Данкеева

Тм Гуси-Лебеди
Всем здравия! Прощенья попрошу, – стараюсь никого не обижать, тем более в такое воскресенье. Но конкурс всё же конкурс, всем пятёрки поставить невозможно. Субъективны мои оценки будут, но иначе оценит пусть Литературный критик, а я – Читатель, то есть – для меня вы пишете (как я пишу для вас).

К подборке в целом относится часть комментария к ст. 8: «мне... не хватает «Чтоб песня по свету летела, Кого-то за сердце брала...» (как почти во всём лонге, за исключением пары строк в № 9 и стихотворения 12)».
1. "Надо ж, балалайку вызвали на кастинг"
 
Надо ж, балалайку вызвали на кастинг,
На всемирный конкурс, дескать от Руси!
Спикнули, вестимо: "Деку полевкасьте –
И приклейте клейма "Рай на небеси".
 
Скройте кракелюры праздничной иконой,
Из Двунадесятых, кои на Руси
Ставятся веками в угол межоконный –
Только не с вождями, Боже упаси!
 
Всё отлакируйте – это всё же кастинг,
Спереди и сзади, можно и внутри,
Да, и не забудьте интервальный фастинг,
Как и посты в меру – мир боготворит.
 
Струны поменяйте, надо золотые,
В гриф вживите стразы, это же успех,
Чтобы наши боссы, как один святые,
Получили прибыль с благостных потех.
 
Чтобы кувыркаться в конкурсном отборе,
Мало просто всяко, нужно в ультра-си
Искупаться в славе, это априори,
А, иначе: "В баню!" – кличут на Руси!
 
Конкурс именитый: из Гавайев тару,
В джонке из бамбука выловили кладь:
Струны из ротанга выгнули гитару,
А на свёртке надпись: "Груз не кантовать!"
 
Банджо-укулеле – кантри головастик
Блюграсс для шахтёров, аппалачский – свой:
В угольной пороше кока-кольный пластик,
Бленькает из клети, в шахте спусковой.
 
А у нас в России белы и прозрачны
Ночки в Петербурге и деньки в Москве,
Запад к балалайке прётся в ряд калачный,
Видно без частушек батл на волоске.
 
Льются цынцы-брынцы над огнями рампы,
В тройках и светлицах балалайки глас!
Трём волшебным струнам наши дифирамбы,
А за диким квестом нужен глаз да глаз!
_________________________________
В этом тексте мне жутко нравится словарь, эта смесь «цынцы-брынцы» с «батлом», «квестом» и т.п. Такой словарь мог бы вытянуть текст на «художественную» 5, но – написано больше, чем сказано. 36 строк на дифирамбы трём струнам – это перебор, тем более что сами три струны умеют говорить весьма лаконично.
По технике – ритм соответствует содержанию. Рифмы... увы и ах, если бы не «золотые – святые», «Руси – небеси – упаси...»

4/4

*****

2. "Я люблю"
 
Милым сердцу побыл да и был таков
Пореви
Покорми и погладь котов
Распускай словно свитер семейный быт
Что по петелькам так кропотливо свит
 
Не блескучие стразы истуар д'амур*
А тепло и забота счастливых дур
Не медяшка перформанса в стиле ню
А червоное золото Я ЛЮБЛЮ
 
Что подвальные своды души хранят
Что свербит без конца подбирать котят
Что сподвигло всю живность вокруг кормить
Что никак не позволит его забыть
-------------------------
*istoire d'amoure - любовная история
_______________________________________
Любовная история, в которую органично и симпатично вписаны коты.
Простите, автор, не понял, почему
«тепло и забота счастливых дур» = «червоное золото Я ЛЮБЛЮ»
и что здесь вообще делают «счастливые дуры».
Ну, это, может быть, моё чисто мущинское восприятие.
По технике: при моём лояльном отношении к глагольным рифмам, всё же не люблю их в концовках, тем более в небольшом тексте.

4/4

*****

3. "Старуха"
 
Горизонт разрезан напополам,
Мощный дождь регату накрыл вдали.
Старый зонт заёрзал и застонал:
"Что-то сжалось, что-то внутри болит".
 
Гуси ходят жалуясь, злой толпой,
Нет еды, полёт ещё предстоит.
Осень, всхлипнув, их взорвала покой,
Плакать стала тихо, потом навзрыд.
 
Птицам носит старица хлеб с зерном,
Ей их жаль ничейных – как и себя.
И старухе той давно всё равно
Будет сохнуть или тонуть земля.
 
Никогда она не брала зонта,
Лишь клюка в руке да корм для гусей.
И стекает с седых волос вода,
Ну и ладно. Еды бы хватило всем.
 
Эти серые птицы – её семья,
Нет детей, сама уж давно вдова.
По утрам выпивает кофейный яд
И бежит к гусям, нужна – и жива.
 
Я старухе той предложила зонт,
Но она взглянула, как сквозь меня,
И глазами – сразу за горизонт,
Ничего не хочет в судьбе менять.
------------------------------------------
Что-то у меня, в отличие от зонта, внутри ничего не сжалось.
При чём здесь «регата»?
«Ей их жаль ничейных» – нужна запятая после «жаль».
"старухе той давно всё равно  Будет сохнуть» – ритмическая «затычка» «той»; нужна запятая после «всё равно».
В строку «Нет детей, сама уж давно вдова» влез «уж» , тоже ритмическая «затычка».
И окончательно расстроила рифма «зонт – горизонт» в концовке.

3/3

*****

4. "У зимы уже одышка..."
 
Вдоль берёзовой аллеи по заснеженной дороге
словно байкер на харлее к нам весна спешит на помощь -
растопить сердца-ледышки у замёрзшего народа;
у зимы уже одышка и дыханье пахнет комой.
В небе солнце на корячках держит путь в пещеру ночи...
И, смакуя дым табачный, нагло пялюсь на девиц я.
Скоро март котов заставит мыслить о любви порочной
и на звёздные кристаллы по-кошачьи материться!
Я – поэт, а не прозаик: проза жизни так и душит.
На харлей весны влезаю – пусть умчит меня в "Гоморру",
где бы женщины ласкали, согревая сексом душу,
а зубастые печали взяли след ещё не скоро...
У зимы уже одышка и дыханье пахнет комой;
замучу с весной интрижку и уйду в загул до лета,
утопая в пьяном блюзе, попивая виски с колой...
Буду жить в плену иллюзий, тлея словно сигарета.
___________________________________________
Попытался представить себе байкера на «заснеженной дороге» и  «солнце на корячках». Не получилось!
Простите, автор, заявка (ваша или ЛГ – не имеет значения) «Я – поэт, а не прозаик» в моём прочтении не сработала. От прозаичности текст спасают разве что матерящиеся коты.
Но и в строках о котах: «котов заставит... по кошачьи» – а что, коты могли бы как-то по-другому?   
Не совсем понял, зачем «Гоморра» в кавычках. Автор имеет ввиду некое место разврата,  сравнимое с Гоморрой? Но пардон, о Содоме и Гоморре известно, что там мужики сексом согревались не только с женщинами, и посему любая отсылка к Гоморре воспринимается как намёк.

3/2

*****

5. "Не февраль плачет, а душа"

От чего буянит февраль,
По ночам стонет так безутешно?
Может гложет тоска-печаль,
От того и трубит мятежно?
 
Снежным облаком над землёй
День и ночь парит и кружится,
Воет с ветром и пеленой
Вдаль туманно летит, клубится.
 
От того ли, что зимних дней
До весны осталось так мало,
А быть может, что сентябрей
Не дано увидать? И алой
 
Не сорвать малины с куста,
Сладко-горький рябины вкус
Не изведать? Вокруг мерзлота,
Горизонт опечалено тускл.
 
От чего буянит февраль?
Просто – нрав безудержный, шалый,
И нет дела ему, что печаль
Пролилась через край в бокале,
 
Что судьба дала нам пригУбить,
Взбив минорный коктейль. И плачет
Не февраль, а душа. Да в бубен
Вьюга бьёт за окном. Маячит
 
Огоньком сутулый фонарь,
Одинокий, путнику в помощь,
А февраль – бродячий фигляр,
Балагурит, ветром влекомый.
________________________________
Наверное, и читательская душа должна была заплакать. Моя не заплакала.

Картинка нарисована знакомая, – наш Февраль.
Но заявленный в начале «трубный мятежный» звук так и остался заявкой.
И весь текст тусклее, чем опечаленный (с двумя «н») горизонт, и концовка вялая.
В строке «Может гложет тоска-печаль» нужна запятая после «может».
Рифма «февраль – печаль», повторённая дважды, тоже минус этому тексту.

3/3

*****

6. "Корни"

Змеятся корни, оплетают, наползают,
Скалистую тропинку растерзают.
Средь валунов бегут и поверху громад.
Гранитов гряды норовят
Корявой сетью оплести.
Над ними елей ряд. До неба дорасти!
Под ветром ветви шепчутся угрюмо:
"Опора спорная..."
И монотонным шумом
Ответствует волна, целуя камни:               
"Застыли мегалиты на века.  Мне
Ласкать их грани, рёбра, мхи шершавить,
Прибрежные питать пески...". Здесь древних память
В руническом письме. Скупы узоры
На серых глыбах. Их засыплет сором.

На тихом взморье дышится легко.
Пустить бы корни...
Выборг. Монрепо.
_____________________________
А если не Выборг и Монрепо, что по существу изменится в тексте?
Ели на скалах много где ещё можно увидеть.
А что изменится, если ели заменить соснами?
Этюд неплохой, но этюд, не картина.
К технике не буду особо придираться – потому что вольный ямб ныне редкость)
В надежде на будущую картину –

4/4

*****

7. "Соперницы"

То хмурый день, то день погожий,
Зима готова лезть из кожи,
Но утверждается весна.
Соперницы в извечной схватке,
Мгновения победы сладки,
А жизнь без подвига – пресна.

Зима всю ночь латает лужи,
Устала быть в работе лучшей,
Стежки ложатся кое-как.
А днём – насмарку все старанья,
Лучами лёд смертельно ранен
И ткани нет на белый флаг.

Весна идёт походкой смелой,
Стремится к быстрым переменам,
Подмокшим снегом город сыт.
Её команда строит планы,
Шумят ветра, берёзы пьяны,
На всех термометрах – плюсы…

Зима стремительно уходит,
Врагу оставлены угодья,
Вкус поражения горчит.
Сегодня в мире столько сбоев,
Но ярче небо голубое,
И к нам уже летят грачи.
__________________________
Заключительные строки – пример того, как концовка делает из текста стихоТворение.
Но мне всё же не хватает «Чтоб песня по свету летела, Кого-то за сердце брала...» (как почти во всём лонге, за исключением пары строк в № 9 и стихотворения 12)
Лететь это стихоТворение может, оно лёгкое и светлое, но за сердце меня не взяло.
Весна всё-таки не «стремится к быстрым переменам», но сама эти перемены создаёт.

5/4

*****

8. "Не станем торопить свою весну"

Не станем торопить свою весну:
мгновенья ожидания – прекрасны!
А дни, по льду коньками проскользнув,
умчатся прочь, став прошлому подвластны.
Послушай, как опять звенит капель,
слезой прозрачною стекая с крыши!..
Без марта не ворвётся к нам апрель –
ещё февраль седой на ухо дышит.
А поутру разбудит ветра вой –
метель снегами стылыми завьюжит...
Мне кофе ароматный будет нужен,
но больше – поцелуй горячий твой.
Давай не строить планы наперёд:
вздыхая, вечно думать о насущном.
Кто сеет счастье, тот любовь пожнёт,
заполнив ею закрома в грядущем.
____________________________________
Тяжело читается, некоторые строки перегружены согласными. А по смыслу должно быть легко!
«слезой прозрачною стекая с крыши» – ненужная инверсия, почему не «прозрачною слезой стекая с крыши»? Капели более свойственно стекать слезами, чем слезой.
Концовка слабая и к тому же дидактическая.

4/3

**********

9. "Ветер"
 
Ветер седыми космами
Дни февраля полощет,
Тянет пустые, слёзные,
Полные жара – ночи.
 
Тени от свечки тычутся,
Бродят сюда-обратно...
Видно, зима владычество
Сбросить боится марту.
 
За ночь всю душу выстудит,
Что ж, охладить – не лишне…
Шепчет судьбу над письмами,
Тюль на окне колышет.
 
В боли своей неистовой
Что-то мычит, буянит,
Зная тоску российскую,
Беды пророчит пьяно.
 
Станет меня изматывать:
Будто бы странник сгинул,
Будто бы старой матери
Век не увидеть сына.

Кажется – гость непрошенный
Белой горячкой бредит...
В стены стучит порошею,
Вольно гуляет ветер.
_______________________________
"пустые, слёзные,
Полные жара – ночи" – определиться бы, – пустые ночи или полные?
"Шепчет судьбу», «бредит белой горячкой» – это как?!
Чуть дрогнула душа вот здесь: «Будто бы старой матери Век не увидеть сына».
Может быть, на этом сто`ит закончить? Заключительные строки вялые и ничего не добавляют. Не могу представить, как это «стучать порошею».

Порадовали рифмы. Я вообще неравнодушен к дактилическим, а когда они ещё и не банальные, так мне и неточные не помешают поставить за технику 5.

5/4

*****

10. "Купипродайка"
 
Стихи на вынос и на вброс,
На распродажу:
Баллада, эпос, пылесос,
Комод винтажный.
Зима прошла, созрел июль,
Денёчек славный:
По случаю набор кастрюль,
Стишок забавный.
Авито, инстаграм, озон,
Фейсбук, роскосмос –
Не расширяя горизонт,
Несём, несёмся,
Как тараканы из щелей,
Как мыши – в норы,
На ярлыки и на елей
Щедры и скоры.
Как на базаре толчея –
Купипродайка –
По лицам тут и там печать
Скользит клондайка.
 
А над вознёй сорвать джек-пот
(весьма условный)
С недосягаемых высот
Смеётся Слово.
___________________________
«Смеётся Слово»?
Плачет оно, бедное, над всем этим базаром (базар – это я не о стихотворении)
Уточнение сезона – «Зима прошла, созрел июль» здесь лишнее. «Набор кастрюль» и прочей «купипродайки» одинаковый во все сезоны.
«Скользит клондайка» – инверсия.

4/4

*****

11. "Турнир стихов"

В строчках стихов зависали занозы:
рифмы порочили мифы ушедшей
славы, морочили блицами падшей
совести ум, шельмовали прогнозы.

Сладко-пахучие ныли мимозы;
шмякалось слово убийцы-гипноза.

Зритель вопил о душе, о компосте
власти в стихах-оригами и постил*
белую белочку в хостел с песцами.

----------------------
пОстил*– глагол, от слова "пост" (публикация в интернете),
а не "пост", как религиозный обряд.
______________________________________________________
Текст-заноза. Хорошо, что шмякнулся где-то далеко в стороне от ума и сердца,
никуда, к счастию, не вонзившись.
Не представляю «зависающую занозу».
«рифмы порочили мифы» – что здесь подлежащее, рифмы или мифы?

«морочить блицами падшей совести ум» – неразгаданный мной ребус.
Кто и зачем притащил на турнир ноющие мимозы?! Зачем Зрителю «по`стить белую белочку в хостел с песцами»?

4/2

*****

12. "Благодарю"

Я обхожу красивые слова,
а ты их в буднях терпеливо ищешь.
Два разных человека – два ствола,
соединённых общим корневищем.

Переросли друг в друга, приросли,
переплелись в единое ветвями.
Нас греет незаметно изнутри
неяркий огонёк... Любовь ли? Память?

Воспоминаний сладость и печаль
по каплям пьём, чтоб стать чуть-чуть моложе –
пока не стерла времени печать
забвением и эту радость тоже...

Благодарю судьбу и не ропщу,
за то, что нас на прочность проверяла,
полсотни лет стоим плечом к плечу –
но сколько ни отпущено, всё мало.

Я не умею подбирать слова,
к тем чувствам, что пугливы, словно птицы.
Но я жива, ты слышишь – я жива,
пока во тьме хоть искорка лучится.
_________________________________________

Хотя я также терпеливо ищу «красивые слова» в буднях,
здесь обойду стороной все слова, и красивые и прочие.

Стихотворение легло на душу и Словом и Звуком.

5/5

*****

13. "Летнее нижегородское"
 
               Посвящается нижегородскому Арбату.
 
Лето. Выходной. Встаю с постели,
надеваю классные кроссовки,
капри, топ и ветреной газелью
я гуляю по Покровке.
 
Здесь всегда народ и много шума.
(А к чему мне тихие задворки?)
Оглядев товары шоу-рума,
я гуляю по Покровке.
 
Хорошо в кафе у Драмтеатра
сделать небольшую остановку:
флирт под кофе, впрочем, без азарта –
я гуляю по Покровке.
 
Пусть нас напрягает что-то вечно,
и по жизни ходим, как по бровке,
но пока свободна и беспечна,
я гуляю по Покровке.
__________________________________________
Гуляйте на здоровье! Но для посвящения мало. Конкретная картина Вашей Покровки не нарисована. Кафе у Драмтеатра в каждом крупном городе найдётся. Народ и много шума – тоже.
Я вот гуляю по Пушкинской – вам это интересно?!
К технике претензий нет.

5/2

*****

14. "Конец пути"
 
Ещё не зная даже, отчего –
мы поняли: ну вот и началось,
а мы ведь знали, верили, хотели.
Пришла весна, весь мир в её горстях.
А мы всю зиму маялись в гостях,
пора домой, под солнце и капели.
 
Товарищ, расстегни свою шинель.
Замёрз? Так не сиди, вставай живей.
Нам дотемна бы выйти на просёлок.
Теперь-то мы, конечно, молодцы –
всё будет: дом, и дерево, и сын,
и добрый конь, ухожен и осёдлан.
 
А нынче мы пешком, не привыкать.
Постой-ка, что за странная река?
Её здесь не было, но вот – течёт, струится.
И мой товарищ обратился в тень.
И следом я, и тьма пожрала день.
И мы прошли свой путь.
И вышли к Стиксу.
_____________________________________
Что ж, все в конце пути к этой реке выйдем.
Жаль, конечно, что для героев стихотворения это случилось весной.
Рубцов вспомнился: «...а весною ужас будет полный...»
В стихотворении сказано больше, чем написано. Чувствуется застрочный мир.
Вопросы, конечно, есть, например, зачем товарищу, тем паче предположительно замёрзшему, шинель расстёгивать.
Стихотворение беспокоит более ум, чем душу. Хочется, чтобы было наоборот.

4/4