Кривые зеркала истории. Василий II Тёмный

Владимир Украинский
     «Зерцало бытия народов»(1) –
     История в трудах Карамзина,
     Но правду важных эпизодов
     Порою подменяла кривизна

     Зеркал!
           Их, идеальных, мало,
     Реальность – за чачваном (2) паранджи,
     С годами время грань стирало,
     Что отделяла истину от лжи.

     ********************

Василия Второго бремя
Легло на плечи горькою судьбой,
Которой отпустило время
Меж Куликовым полем(3) и Угрой(4) –

Ни битв победных, ни стояний,
Чью славу разделили дед и сын(5),
И всё же с болью испытаний
Для слабых княжеских дружин.

Князь – неудачник, бедолага,
Любое дело валится из рук,
Без воли случая – ни шага,
Судьбе не разорвать нелепиц круг!

Когда Василий стол Московский
Совсем ребёнком занял в десять лет,
Удельный князь Звенигородский(6)
Властолюбивый дал себе обет:

«Он, Юрий, дядюшка мальчишке,
Войной пойдёт на стольный град юнца,
Бог даст на смену городишке
Великокняжеский престол отца!»

Шли годы! Жажда власти, тлела
И вспыхнула пожаром наконец!
Весть из Москвы тут прилетела –
Василий вёл невесту под венец!

На свадьбу Юрий не поехал,
Не счёл за честь!
      Послал двух сыновей –
Для них какая-то утеха,
И праздник среди серых будних дней!

Нет свадьбы на Руси без драки:
За пояс спор с Василием Косым(7),
Вскипела кровь и у Шемяки(8) –
Пир покидали с чувством мести злым.

Князь Юрий не простил соседа,
«Иду на Вы(9)» – посмотрим, кто кого!
При Клязьме битва и победа,
Мечта сбылась – Московия его.

Ну а племянничек Василий
В Коломну сослан, там ему и жить:
«Слабак, не трать своих усилий,
Чтобы престол Великий возвратить!»

Ах, князь! Как ты недальновиден!
Бояре, коих выгнал с тёплых мест,
Лишил кормушек хлебных, ныне
Опорой стали, целовали крест

Василию Второму страстно,
С надеждой возвратить мошну(10) и честь,
Былые должности, богатство…
Да! Всех желаний попросту не счесть!

К тому же вдруг князь Юрий умер,
И Васька, не Василий Третий(11), стал
Московским князем, но «де юре»(12),
И вскоре, прихватив казну, сбежал.

Эпохи маятник качался –
То мир, то Васька, то ещё напасть:
Щепа от Золотого ханства –
Казань(13), напомнила былую власть!

Под Суздалем татары рыщут,
Неровен час, на город нападут,
Засаду князь на сабель тыщу
Сховал, а басурмане не идут!

И тут Василий (как так можно?!!)
Расслабился и бражничал всю ночь,
С дружиной, с братией безбожно,
А утром – похмелиться бы не прочь!

Пришло кровавое похмелье!
Обрушились татары саранчой,
Смертями кончилось веселье,
Был долгим пир – не долог утром бой!

Плен, снова плен – судьба заразна!
Теперь не дядюшкин, а ханский плен,
Цена свободы несуразна –
Казны Московской золото взамен,

Да сыновьям Улу-Махмета(14)
Касиму, Якубу ряд городов
«В кормление»! Расплата эта
Немыслима! Не разорвать оков!

Не разорвать! Но князь Василий
(Здесь простаком назвать его нельзя!)
Немало приложил усилий,
Чтоб выбиться царевичам в друзья.

Где сладость лести, где подарок,
Преподнесённый щедрою рукой,
Слова о красоте татарок
В беседах, где вино течёт рекой,

Где верности навек объятья,
Где в правде хитро затаилась ложь
О землях, что получат братья,
Сытней которых вряд ли где найдёшь!

Одно лишь но – Москве формально
Принадлежат кормушки-города,
Но дружба крепла, не случайно
Стал князь с Касимом – не разлей вода!

Сев в Городце, в лесах Мещерских,
Не требовал с Москвы царевич дань,
Но рядом был в походах дерзких
На Новгород и, даже, на Казань!

А главною была интрига(15) –
Касимов сын, что ныне не секрет,
Участвовал в сверженье ига,
Что длилось на Руси те триста лет.

Свершилось это после плена!
Ну а пока Московии престол
В руках Шемяки Дмитрия, кузена,
Что на Василия за брата зол.

И схвачен князь был при молитве,
Когда вершил земной поклон
За плен, за убиенных в битве,
Отправлен в Вологду и ослеплён.

С тех пор в истории стал Тёмным –
Беспомощность, бессилие калек!
Но нет, не стал он побеждённым,
Не завершён его княженья век!

В Москву вернуться – путь безумен,
Казалось так, но видимо не зря
Поход благословил игумен
Из Ферапонтова монастыря(16)!

Да и московское боярство
Василию Второму бьёт поклон:
«Не пожалеем сил, богатства,
Освободим великокняжий трон,

Он твой, Василий, был все годы!
Хотя ты Темный, то бишь ты слепой,
Зато не Галицкой породы,
А наш, законный князь Московский, свой!»

И снова маятник качнулся –
Междоусобицы сошли на нет(17),
Вор трона больше не вернулся
В историю –
       простыл Шемяки след(18)!

Считался слабым князь когда-то:
- Держал Звенигород Московский трон
Мечом дружин кузена-брата,
Нарушив дедов праведный закон;

- Зависимость от Византии
В делах церковных – грек митрополит;
- Татарский плен – стыд для России;
- Власть хана болью душу бередит;

- Да слепота!
            Василий Тёмный
Не сдался под ударами судьбы,
Великий князь, не покорённый
В перипетиях(19) бед и лет борьбы.

Москве теперь не продиктует
Свои условия казанский хан!
Решать за морем будет всуе(20),
Кому отдать митрополита сан.

От византийского собора
Тут Патриарх в Московию прислал
Митрополитом Исидора,
Который дух российский презирал,

Себя он мнил послом-легатом(21),
Для Папы Римского – с амвона(22) сонм(23) похвал!
Поил католицизма ядом
Люд православный, и к измене звал.

В Василии вскипела ярость:
Врага в темницу, а церквам наказ
Москвы митрополитам в радость –
Прощай Константинополя указ!..

Жизнь не прошла впустую мимо,
Иван, сын князя(24), выполнил завет –
Москву назвали Третьим Римом(25),
Четвёртому не быть вовеки, нет!


Примечания:

1) «Зерцало бытия народов» – определение истории в первой фразе Предисловия к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
2) Чачван – сетка из конского волоса прикрывающая лицо женщины при ношении паранджи.
3) Куликово поле –
место битвы 8 сентября 1380 года между войсками великого князя московского Димитрия и золотоордынского темника Мамая.
4) Угра – река, в районе которой велись военные действия («стояние на Угре») в 1480 году между войсками хана Большой Орды Ахмата и войсками великого князя московского Ивана III, завершившие свержение монголо-татарского ига на Руси.
5) «дед и сын» – дед Василия II великий князь Дмитрий Донской, сын Василия II великий князь Иван III.
6) Князь Звенигородский – удельный князь Юрий, дядя Василия II.
7) «За пояс спор с Василием Косым» – золотой пояс Дмитрия Донского.
Василий, по прозвищу – Косой, сын князя Юрия, пришёл на свадьбу в этом поясе, который являлся краденой религией великокняжеского престола. Спор стал поводом к очередному конфликту между потомками двух сыновей Дмитрия – многолетней междоусобицы.
8) Шемяка – прозвище Дмитрия, князя Галицкого, брата Василия Косого, князя Звенигородского, оба – сыновья князя Звенигородского Юрия.
9) «Иду на Вы» – легендарное выражение полководца Древней Руси великого князя киевского Святослава I Игоревича, предупреждение о начале активных действий против недруга.
10) Мошна (устар.) – мешок для денег, кошелёк; (перен. разг.) – деньги, богатство.
11) «Васька, не Василий Третий» – Василия Косого, ставшего князем Московским после смерти Великого князя Юрия, даже не учитывают в истории при нумерации государей по имени Василий.
12) «де юре» (лат. de iure) «юридически» – латинское выражение, которое обозначает формальное положение дел.
13) «Щепа от Золотого ханства – Казань» – к середине XV века Золотая Орда тогда распалась, самой крупной ее частью стало Казанское ханство.
14) Улу-Махмет – казанский хан, пленивший Василия II.
15) Интрига (в военном деле) – способ достижения цели путём разработки и реализации замыслов и планов противостояния и манипулирования противником, относится к сфере тактики и стратегии.
16) «Игумен из Ферапонтова монастыря» – Игумен Мартиниан Белозерского мужского монастыря в селе Ферапонтово, благословивший Василия II на поход против захватившего Московский престол Дмитрия Шемяки.
17) Сошли на нет –  исчезли полностью, бесследно, без остатка.
18) простыл след (разг.)  – кто-то исчез, скрылся, пропал.
19) Перипетия (греч. Peripeteia) – внезапные события, обстоятельства, неожиданные повороты, перемены, осложняющие жизнь.
20) Всуе – напрасно, зря.
21) Легат – дипломатический представитель Папы Римского в различных государствах.
22) Амвон – специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, произнесения проповедей.
23) Сонм –множество.
24) Иван, сын князя – Иван III выполнил последнюю волю умершего родителя Василия II – объединение значительной части русских земель вокруг Москвы.
25) «Москва – третий Рим» – теологическая и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи Второй Рим – Константинополь рухнул, и после венчания Великого Князя московского Ивана III и византийской принцессы Софьи Паолог Третьим Римом назвали Москву.