Царскосельский Моцарт. Знал ли Пушкин музыку Моцар

Зера Черкесова Новеллы
Рецензия на «Царскосельский Моцарт» (Игорь Джерри Курас)

Остроумная миниатюра. Спасибо, вышла из рецок других авторов на неё.

Позвольте маленько процитировать, иначе контекст будет неясен:

Всем известно, что Моцарт перед смертью получил приглашение работать в России, но заболел и умер.
А что было бы, если бы Моцарт не умер? Ну, выжил как-то, поправился?
(...)
И вот уже Моцарт — придворный композитор и преподаёт музыку в Царскосельском Лицее.
Целая плеяда будущих величайших композиторов гуляет аллеями у Царскосельского пруда.
Пишет свою первую симфонию Пушкин, с восторгом принимает публика скрипичный концерт Дельвига, клавирным сонатам Кюхельбекера рукоплещет Европа. Россия превращается в центр мировой музыкальной культуры...
---------------

Автор!
А ведь нас с вами обманули! Россия и была европейским да и мировым центром в том числе музыкальной культуры!
Что вам известно о Русском Барокко?
Что вам скажут имена Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Зимина(учились в Италии - отправленные туда правительством, как отправили Михайла Ломоносова и его одноклассника Виноградова учиться в Германию), а например имена Джузеппе Сарти, Галуппи(итальянские композиторы при Русском Дворе).

Что широкому слушателю и читателю известно о Шереметевской опере 18 века в Петергофе, а не только морозовской в которой Шаляпин сподобился начинать?
А Йозеф Мысливечек? Кто знает, что юношей Вольфганг-Амадей — который Моцарт, да! — учился у чешского гения Мысливечека, дружил с ним, сохранилась переписка. А потом на два века Моцарта вознесли в боги музыки, а об Мысливечеке впервые написала советская писательница Мариэтта Шагинян книгу, материал которой по крупицам собирала по всей Европе, во всех архивах нот и рукописей. И только после выхода этой книги Мысливечек впервые стал исполняться даже в Чехии!
О Мысливечеке, называвшегося в Италии "Божественный богемец"(Богемия старое название Чехии в тогдашней Австро-Венгерской империи).

Я вам настоятельно советую послушать концерты для скрипки с оркестром Мысливечека - и попытаться найти 5 отличий от скрипичных или клавесинных концертов Моцарта. При том, что Мысливечек был представителем старшего поколения по отношению к Моцарту. И заглянуть в комментарии, где хором:а ведь это моцартовский стиль!

Нет. Это стиль более ранний. Стиль блестящего непостижимого в своем великолепии Барокко. Музыкального, литературного, архитектурного, философски-научного...
Моцарт — самый известный, завершающий эту эпоху гений. Но не Моцартом единым...
Не бывает гения, выскочившего из ниоткуда и настолько далекого от всего, на чем он воспитывался. Просто некоторым делают чрезмерную рекламу, а учителей и предшественников замалчивают.

И сколько еще таят в себе, возможно навсегда, закрома исчезнувших миров?

Поэтому ваша заметка — отражение той фальсифицированной истории нашего государства и российской цивилизации, в которой продолжают воспитывать отрочество.

А насчет того, что Пушкин или его лицейский круг товарищей предпочли бы стать композиторами, будь у них Моцарт при русском Дворе... Вы думаете, они не слышали Моцарта? А вспомните "слаще звуков Моцарта"(через МоцАрта ударение) в балладе Томского из 1д. И еще раз внимательно переслушайте Романс Графини из оперы Чайковского Пиковая дама по повести А.Пушкина. Опера на пушкинский сюжет 18 века, в которой Петр Ильич местами стилизует музыку барокко 18 века и воспроизводит в этой жемчужине — то что слушали в русском обществе той эпохи. Да и хор вначале — где дамы за клавесином музицируют.(Дуэт Лизы и Полины). Старая Графиня вспоминает молодость в Европе, часть романса(песенки) на французском, она называет имена французского короля-Солнце и его свиты. Как они слушали её, русскую аристократку-певицу, исполнявшую французский романс, и это было в порядке вещей. Всё было едино. Не удивляет это теперь? Читала Графиня новинки из Европы - книги на французском, может быть и других языках. Книги доставлялись в Россию из Европы. Русское общество уже в то время первой-второй четверти 18в. выписывало европейскую периодику, книги на иностранных языках.

Россия была полностью интегрирована в европейскую культуру, а может быть была её ведущим авангардом.

---------------
Иллюстрация:гостиная в доме-музее Василия Павловича Пушкина, дяди поэта А.С. Пушкина. Вот фортепиано той эпохи с кипой нот. Далее выписка с сайта музея:
 
"Один из углов гостиной занимает фортепиано, конфигурацией напоминающее массивный стол (габариты продиктованы требованиями размещения комплекта струн, используемых в инструменте для извлечения музыкальных звуков). Такое фортепиано компактнее рояля в длину, а по высоте меньше, чем пианино с вертикальными струнами.

Разнообразие нот на откидном пюпитре и крышке фортепиано говорит о широте музыкальных интересов пользователей инструмента.
...
Посещение дома музея В.Л. Пушкина позволяет полнее узнать о литературной жизни в России XIX века, о борьбе за влияние на содержание отечественной словесности".

https://countryscanner.ru/dom-muzey-v-l-pushkina/2/

14/03/2022

https://zera-cherkesov.livejournal.com/239740.html