Глава 53. 7 свистков романа МиМ

Илья Уверский
Глава 53. 7 свистков романа МиМ

Как все знают, в Апокалипсисе большая роль принадлежит СЕМИ ТРУБАМ, в которые трубят ангелы, и семь бед поражают человечество. В романе «Мастер и Маргарита» вместо них присутствуют эпизоды со СВИСТКАМИ. Здесь я перечислю эти эпизоды и попробую сделать некоторые интересные наблюдения. Тем более, что во время чемпионата мира по футболу не поговорить о свистках было бы даже обидно.

1. ПЕРВЫЙ СВИСТОК. Предупреждение Ивана Бездомного о пришествии Воланда и погром в ресторане «Грибоедов» (гл.5).

«Пока официанты вязали поэта полотенцами, в раздевалке шел разговор между командиром брига и швейцаром.

– Ты видел, что он в подштанниках? – холодно спрашивал пират.

– Да ведь, Арчибальд Арчибальдович, – труся, отвечал швейцар, – как же я могу их не допустить, если они – член МАССОЛИТа?

– Ты видел, что ОН В ПОДШТАННИКАХ? – повторял пират.

– Помилуйте, Арчибальд Арчибальдович, – багровея, говорил швейцар, – что же я могу поделать? Я сам понимаю, на веранде дамы сидят.

– Дамы здесь ни при чем, дамам это все равно, – отвечал пират, буквально сжигая швейцара глазами, – а это милиции не все равно! Человек в белье может следовать по улицам Москвы только в одном случае, если он идет в сопровождении милиции, и только в одно место – в отделение милиции! А ты, если швейцар, должен знать, что, УВИДЕВ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, ТЫ ДОЛЖЕН НЕ МЕДЛЯ НИ СЕКУНДЫ, НАЧИНАТЬ СВИСТЕТЬ. Ты слышишь?

Ополоумевший швейцар услыхал с веранды уханье, бой посуды и женские крики.

…..
– Смотри, Николай! Это в последний раз. НАМ ТАКИХ ШВЕЙЦАРОВ В РЕСТОРАНЕ И ДАРОМ НЕ НАДО. Ты в церковь сторожем поступи. – Проговорив это, командир скомандовал точно, ясно, быстро: – Пантелея из буфетной. Милиционера. Протокол. Машину. В психиатрическую. – И добавил: – СВИСТИ!».

Смысл понятен. Как только увидите людей в одном белье, идущих не в сопровождении полиции, могут быть небольшие проблемы. Нужно свистеть, как судья на футбольном матче.

2. ВТОРОЙ СВИСТОК. Странный бардак за окном у Римского в главе 14 «Слава петуху!».

«Публика потоками выливалась из здания Варьете на улицу. До чрезвычайно обострившегося слуха финдиректора вдруг донеслась отчетливая милицейская трель. Сама по себе она уж никогда не сулит ничего приятного. А когда она повторилась и к ней на помощь вступила другая, более властная и продолжительная, а затем присоединился и явственно слышный гогот, и даже какое-то улюлюкание, финдиректор сразу понял, что на улице совершилось еще ЧТО-ТО СКАНДАЛЬНОЕ И ПАКОСТНОЕ. И что это, как бы ни хотелось отмахнуться от него, находится в теснейшей связи с отвратительным сеансом, произведенным черным магом и его помощниками. Чуткий финдиректор нисколько не ошибся.

Лишь только он глянул в окно, выходящее на Садовую, лицо его перекосилось, и он не прошептал, а прошипел:

— Я так и знал!

В ярком свете сильнейших уличных фонарей он увидел на тротуаре внизу под собой даму в одной сорочке и панталонах фиолетового цвета. На голове у дамы, правда, была шляпка, а в руках зонтик.

Вокруг этой дамы, находящейся в состоянии полного смятения, то приседающей, то порывающейся бежать куда-то, волновалась толпа, издавая тот самый хохот, от которого у финдиректора проходил по спине мороз. Возле дамы метался какой-то гражданин, сдирающий с себя летнее пальто и от волнения никак не справляющийся с рукавом, в котором застряла рука.

Крики и ревущий хохот донеслись и из другого места — именно от левого подъезда, и, повернув туда голову, Григорий Данилович увидал вторую даму, в розовом белье. Та прыгнула с мостовой на тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая публика преграждала ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой проклятого Фагота, мечтала только об одном — провалиться сквозь землю. Милиционер устремлялся к несчастной, БУРАВЯ ВОЗДУХ СВИСТОМ, а за милиционером поспешали какие-то развеселые молодые люди в кепках. Они-то и испускали этот самый хохот и улюлюканье.

Усатый худой лихач подлетел к первой раздетой и с размаху осадил костлявую разбитую лошадь. Лицо усача радостно ухмылялось.
Римский стукнул себя кулаком по голове, плюнул и отскочил от окна.
Он посидел некоторое время у стола, прислушиваясь к улице. СВИСТ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ ДОСТИГ ВЫСШЕЙ СИЛЫ, А ПОТОМ СТАЛ СПАДАТЬ. Скандал, к удивлению Римского, ликвидировался как-то неожиданно быстро».

Что это за событие, понять сложно.

3. ТРЕТИЙ СВИСТОК. Маргарита на Арбате разбивает какой-то дорожный знак. Осколки падают наземь. Нужно быть осторожней со знаками (глава «Полет», 21).

Маргарита летела беззвучно, очень медленно и невысоко, примерно на уровне второго этажа. Но и при медленном лете, у самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то ОСВЕЩЕННЫЙ ДИСК, НА КОТОРОМ БЫЛА НАРИСОВАНА СТРЕЛА. Это рассердило Маргариту. Она осадила послушную щетку, отлетела в сторону, а потом, бросившись на диск внезапно, концом щетки разбила его вдребезги. Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, ГДЕ-ТО ЗАСВИСТЕЛИ, а Маргарита, совершив этот ненужный поступок, расхохоталась. "На Арбате надо быть еще поосторожнее, — подумала Маргарита, — тут столько напутано всего, что и не разберешься".

4. ЧЕТВЕРТЫЙ СВИСТОК. Маргарита разгромила квартиру Латунского (глава 21). Глава отсылает нас к крушению Титаника, но также и рассказывает о странном событии, когда окна начинают разбиваться сами по себе без чьей либо помощи.

«— Ну, зазвонили, пора собираться, — сказала Маргарита. Она села на щетку, прислушиваясь к тому, как женский голос кричит в скважину двери:

— Откройте, откройте! Дуся, открой! У вас, что ли, вода течет? Нас залило.

Маргарита поднялась на метр вверх и ударила по люстре. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Крики в скважине прекратились, на лестнице послышался топот. Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки. Маргарита поехала к следующему окну. Далеко внизу забегали люди по тротуару, из двух стоявших у подъезда машин одна загудела и отъехала. Покончив с окнами Латунского, Маргарита поплыла к соседней квартире. Удары стали чаще, переулок наполнился звоном и грохотом. Из первого подъезда ВЫБЕЖАЛ ШВЕЙЦАР, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять, ВСУНУЛ В РОТ СВИСТОК и БЕШЕНО ЗАСВИСТЕЛ. С особым азартом под этот свист рассадив последнее окно на восьмом этаже, Маргарита спустилась к седьмому и начала крушить стекла в нем.

Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда, ШВЕЙЦАР ВКЛАДЫВАЛ В СВИСТ ВСЮ ДУШУ, причем точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей. В паузах, когда она перелетала от окна к окну, он набирал духу, а при каждом ударе Маргариты, надув щеки, заливался, БУРАВЯ НОЧНОЙ ВОЗДУХ ДО САМОГО НЕБА.

Его усилия, в соединении с усилиями разъяренной Маргариты, дали большие результаты. В ДОМЕ ШЛА ПАНИКА. Целые еще стекла распахивались, в них появлялись головы людей и тотчас же прятались, открытые же окна, наоборот, закрывались. В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей, старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита».

5. ПЯТЫЙ СВИСТОК. Бегемот и Коровьев (близнецы) сжигают центр международной торговли, то есть Торгсин, при этом обрушивают башенку из шоколадок, проглатывают золотую обертку в основании башенки и т.д. Слова «Палосич! Палосич!» отсылают к главе 18 Апокалипсиса «Пал, пал, Вавилон…», где речь идет о падении города-блудницы на 7 холмах (Вашингтон, Америка). Хотя Центр международной торговли также состоял из 7 башен. Глава 28.

«Совершенно пожелтев, продавщица тоскливо прокричала на весь магазин:

— Палосич! Палосич!

Публика из ситцевого отделения повалила на этот крик, а Бегемот отошел от кондитерских соблазнов и запустил лапу в бочку с надписью: "Сельдь керченская отборная", вытащил парочку селедок и проглотил их, выплюнув хвосты.

— Палосич! — повторился отчаянный крик за прилавком кондитерского, а за рыбным прилавком гаркнул продавец в эспаньолке:

— Ты что же это делаешь, гад?!

Павел Иосифович уже спешил к месту действия. Это был представительный мужчина в белом чистом халате, как хирург, и с карандашом, торчащим из кармана. Павел Иосифович, видимо, был опытным человеком. Увидев во рту у Бегемота хвост третьей селедки, он вмиг оценил положение, все решительно понял и, не вступая ни в какие пререкания с нахалами, махнул вдаль рукой, скомандовав:

— СВИСТИ!

На угол Смоленского из зеркальных дверей вылетел ШВЕЙЦАР и ЗАЛИЛСЯ ЗЛОВЕЩИМ СВИСТОМ. Публика стала окружать негодяев, и тогда в дело вступил Коровьев».

6. ШЕСТОЙ СВИСТОК. Свистит кот-Бегемот. На Воробьевых горах, где мастер прощается с городом над каким-то обрывом. Кстати, стадион «Лужники» неподалеку. Вот описание.

«Группа всадников дожидалась мастера молча. Группа всадников смотрела, как длинная черная фигура на краю обрыва жестикулирует, то поднимает голову, как бы стараясь перебросить взгляд через весь город, заглянуть за его края, то вешает голову, как будто изучая истоптанную чахлую траву под ногами.

Прервал молчание соскучившийся Бегемот.

— Разрешите мне, мэтр, — заговорил он, — СВИСТНУТЬ перед скачкой НА ПРОЩАНИЕ.

— Ты можешь испугать даму, — ответил Воланд, — и, кроме того, не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились.

— Ах нет, нет, мессир, — отозвалась Маргарита, сидящая в седле, как амазонка, подбоченившись и свесив до земли острый шлейф, — разрешите ему, ПУСТЬ ОН СВИСТНЕТ. Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье? Пусть посмешит он нас, а то я боюсь, что это кончится слезами, и все будет испорчено перед дорогой!

Воланд кивнул Бегемоту, тот очень оживился, соскочил с седла наземь, вложил пальцы в рот, НАДУЛ ЩЕКИ И СВИСТНУЛ. У Маргариты зазвенело в ушах. Конь ее взбросился на дыбы, в роще посыпались сухие сучья с деревьев, взлетела целая стая ворон и воробьев, СТОЛБ ПЫЛИ ПОНЕСЛО К РЕКЕ, и видно было, как в речном трамвае, проходившем мимо пристани, снесло у пассажиров несколько кепок в воду. Мастер вздрогнул от свиста, но не обернулся, а стал жестикулировать еще беспокойнее, поднимая руку к небу, как бы ГРОЗЯ ГОРОДУ. Бегемот горделиво огляделся.

— СВИСТНУТО, НЕ СПОРЮ, — снисходительно заметил Коровьев, — действительно СВИСТНУТО, но, если говорить беспристрастно, СВИСТНУТО ОЧЕНЬ СРЕДНЕ!».

— Я ведь не регент, — с достоинством и надувшись, ответил Бегемот и неожиданно подмигнул Маргарите.

7. СЕДЬМОЙ СВИСТОК. Страшный и последний предупредительный свист Коровьева. Пора! Продолжение той же сцены.

«— А дай-кось я попробую по старой памяти, — сказал Коровьев, потер руки, подул на пальцы.

— Но ты смотри, смотри, — послышался суровый голос Воланда с коня, — без членовредительских штук!

— Мессир, поверьте, — отозвался Коровьев и приложил руку к сердцу, — пошутить, исключительно пошутить... — Тут он вдруг вытянулся вверх, как будто был резиновый, из пальцев правой руки устроил какую-то хитрую фигуру, завился, как винт, и затем, внезапно раскрутившись, свистнул.

ЭТОГО СВИСТА МАРГАРИТА НЕ УСЛЫХАЛА, НО ОНА ЕГО УВИДЕЛА В ТО ВРЕМЯ, КАК ЕЕ вместе с горячим конем БРОСИЛО саженей на десять В СТОРОНУ. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами. К ногам храпящего коня Маргариты швырнуло убитую свистом Фагота галку. Мастера вспугнул этот свист. Он ухватился за голову и побежал обратно к группе дожидавшихся его спутников.

— Ну что же, — обратился к нему Воланд с высоты своего коня, — все счета оплачены? Прощание совершилось?

— Да, совершилось, — ответил мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду прямо и смело.

И тогда над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда:

— ПОРА!! — и резкий свист и хохот Бегемота».