Глава 66. Дело Тамам Шуд

Илья Уверский
Глава 66. Дело Тамам Шуд

Если Стивен Хокинг с его загадкой про мистическую телепортацию в Ялту есть в романе МиМ, может быть такая же история имеет место и со Стивен Кингом?

***
В этом очерке я покажу небольшую сенсацию. Она стопроцентно доказуема, проверяема и весьма интересна. Вы могли бы начать разбираться и начали бы понимать, как непрост наш мир, о чем писал Стивен Кинг в повести "Парень из Колорадо". Но, разбираться, как обычно, никто не будет, кому интересно доказуемое чудо в наше время. Никому. Тем не менее я продолжу.

***
1. Одна из ключевых загадок романа "Мастер и Маргарита" - это странная телепортация Степы Лиходеева в Ялту ПРЯМО НА ПЛЯЖ перед тем, как иностранный консультант заселился в нехорошую квартиру, т.е. в Кремль, и устроил шоу-Варьете. Нет, я не о Горбачеве. И вообще не об истории.

Загадке посвящается целых две главы в романе "МиМ". Это "Вести из Ялты" и "Слава Петуху!". В них Римский и Варенуха долго разбираются, как Степа Лиходеев умудрился попасть в Ялту за невозможно короткое время. И шлет при этом телеграммы. Три штуки. Есть свидетели в Ялте. Римский с Варенухой представляют как Степа садится в такси, несется в аэропорт, садится в истребитель, прямо в кальсонах и высаживается в Ялту. Зачем??? Без документов???

Решение загадки якобы находит Варенуха. Степа не ездил ни в какую Ялту. Он в Пушкине под Москвой в кафе Ялта. В общем, ВСЕ ДЕЛО В КАФЕ "ЯЛТА". Сразу вспоминаются недавние новости, что в Пушкине открылась чебуречная "Ялта".

Скажу на опережение, чтобы не томить. В повести Кинга "Парень из Колорадо", а это повесть-загадка, до сих пор не разгаданная, все тоже самое. Только в кармане этого парня, оказавшегося на пляже на огромном расстоянии от дома, оказался СОВЕТСКИЙ ЧЕРВОНЕЦ. Зачем??? И пачка сигарет без одной сигареты, хотя он не курит. Два журналиста и девушка используют фантазию, что решить парадокс. Они представляют как будущий мертвец, выходит из офиса, несется в аэропорт, садится в реактивный чартер, долетает до места, снова садится в такси и т.д. Высчитывают время и получается полная ерунда.

К сравнениям и деталям я вернусь. Стивен Кинг не оставил четкого решения загадки "Тамам Шуд" (ЭТО РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В АВСТРАЛИИ, ДО СИХ ПОР НЕ РАЗГАДАННАЯ, КАК И ЭКСПЕДИЦИЯ ДЯТЛОВА НА ЛЫСУЮ ГОРУ). Он оставил лишь хитрые намеки. НО.

Он намекнул, что нужно плясать от КАФЕ "СТАРБАКС", в которое отправился будущий мертвец. Дело в том, что одна газета написала, что дело в повести было в 1980-ом, а вот кафе "Старбакс" ТОГДА В ДЕНВЕРЕ ОТСУТСТВОВАЛО. Кинг ответил, что он прекрасно об этом знал, это и есть один из ключей к разгадке.

2. Но фокус не только в структурных аналогиях. Все гораздо хуже. Эти истории практически списаны друг с друга. Я попытаюсь показать, хотя я не могу переписать обе книги.

Вначале обратите внимание на следующие рассуждения в главе "Вести из Ялты":

"Варенуха проделал все, что полагается человеку в минуты великого изумления. Он и по кабинету пробежался, и дважды вздымал руки, как распятый, и выпил целый стакан желтоватой воды из графина, и восклицал:

— Не понимаю! Не по-ни-ма-ю!

Римский же смотрел в окно и напряженно о чем-то думал. Положение финдиректора было очень затруднительно. Требовалось тут же, не сходя с места, изобрести обыкновенные объяснения явлений необыкновенных.

Прищурившись, финдиректор ПРЕДСТАВИЛ СЕБЕ СТЕПУ в ночной сорочке и без сапог влезающим сегодня около половины двенадцатого в какой-то невиданный сверхбыстроходный самолет, а затем его же, Степу, и тоже в половине двенадцатого, стоящим в носках на аэродроме в Ялте... черт знает что такое!

Может быть, не Степа сегодня говорил с ним по телефону из собственной своей квартиры? Нет, это говорил Степа! Ему ли не знать Степиного голоса! Да если бы сегодня и не Степа говорил, то ведь не далее чем вчера, под вечер, Степа из своего кабинета явился в этот самый кабинет с этим дурацким договором и раздражал финдиректора своим легкомыслием. Как это он мог уехать или улететь, ничего не сказав в театре? Да если бы и улетел вчера вечером, к полудню сегодняшнего дня не долетел бы. Или долетел бы?

— Сколько километров до Ялты? — спросил Римский.

Варенуха прекратил свою беготню и заорал:

— Думал! Уже думал! До Севастополя по железной дороге около полутора тысяч километров. Да до Ялты накинь еще восемьдесят километров. Но по воздуху, конечно, меньше.

Гм... Да... Ни о каких поездах не может быть и разговора. Но что же тогда? Истребитель? Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? Зачем? Может быть, он снял сапоги, прилетев в Ялту? То же самое: зачем? Да и в сапогах в истребитель его не пустят! Да и истребитель тут ни при чем. Ведь писано же, что явился в угрозыск в половине двенадцатого дня, а разговаривал он по телефону в Москве... позвольте-ка... тут перед глазами Римского возник циферблат его часов... Он припоминал, где были стрелки. Ужас! Это было в двадцать минут двенадцатого. Так что же это выходит? Если предположить, что мгновенно после разговора Степа кинулся на аэродром и достиг его за пять, скажем, минут, что, между прочим, тоже немыслимо, то выходит, что самолет, снявшись тут же, в пять минут покрыл более тысячи километров? Следовательно, в час он покрывает более двенадцати тысяч километров!!! Этого не может быть, а значит, его нет в Ялте.

Что же остается? Гипноз? Никакого такого гипноза, чтобы швырнуть человека за тысячу километров, на свете нету! Стало быть, ему мерещится, что он в Ялте! Ему-то, может быть, и мерещится, а Ялтинскому угрозыску тоже мерещится? Ну, нет, извините, этого не бывает!... Но ведь телеграфируют они оттуда?"

***

3. Теперь лишь пара отрывков из книги "Парень из Колорадо", чтобы было понятно, насколько две истории близки.

Глава 16:

"– Это правда, но позволь мне все равно отрезать кусочек, – ответил Винс. – Допустим, двери лифта закрылись в десять двадцать по горному времени, идет? Допустим, чисто теоретически, что все это планировалось заранее и его ждал автомобиль с работающим двигателем.

– Хорошо, – кивнула Стефани, не сводя с него глаз.

– Чистая фантазия, – фыркнул Дейв, но интерес читался и на его лице.

– Конечно, такое трудно себе представить, – согласился Винс, – но он был там в четверть одиннадцатого, а через пять с небольшим часов оказался в «Дженс». Это тоже трудно себе представить, но нам известно, что это факт. Позволите продолжить?

– Фантазируй дальше, Макдафф, – кивнул Дейв.

– Если его ждал автомобиль с прогретым двигателем, он мог добраться до аэропорта Стэплтон за полчаса. И конечно же, он не полетел обычным рейсом. Мог заплатить наличными и взять билет на вымышленное имя – тогда с этим не возникало проблем, – но прямых рейсов из Денвера в Бангор не было. Если на то пошло, из Денвера не было прямых рейсов в любой аэропорт Мэна.

– Вы проверяли.

– Само собой. А если лететь с пересадкой, он прибыл бы в Бангор в шесть сорок пять вечера, то есть гораздо позже того времени, когда его видела девушка за прилавком. Более того, в то время года он опоздал бы на последний паром к Лосиному острову.

– В шесть вечера отплывал последний? – спросила Стефани.

– Да, и так до середины мая, – подтвердил Дейв.

– Значит, он летел чартерным рейсом, – заявила Стефани. – На зафрахтованном реактивном самолете. В Денвере были компании, которые предоставляли самолеты для фрахта? И мог он позволить себе зафрахтовать реактивный самолет?

– Да – на все вопросы, – ответил Винс, – но полет обошелся бы ему в пару тысяч баксов, а с их банковского счета таких денег не снимали.

– Не снимали?

Винс кивнул.

– Вплоть до исчезновения этого парня существенных сумм со счета не снимали. Тем не менее он мог уложиться в означенный период времени. Я наводил справки в нескольких чартерных компаниях, и везде мне сказали, что в хороший день – когда атмосфера спокойная, а маленький «лир», тридцать пятый или пятьдесят пятый, взлетает в середине дня – такое путешествие занимает три часа. Или чуть дольше.

– Из Денвера в Бангор, – уточнила Стефани.

– Из Денвера в Бангор, ага… а ближе к нашей части побережья нет ни одного места, где может приземлиться одна из этих керосиносжигалок. Слишком короткие полосы, понимаешь?

Она понимала.

– Так вы связались со всеми чартерными компаниями Денвера?

– Я пытался. Удовольствия не получил. Из пяти компаний, которые использовали самолеты первой или второй модели, только в двух соизволили поговорить со мной. Ага, имели полное право не говорить. Я всего лишь газетчик из крошечного городка, расследующий случайную смерть, а не коп, ищущий убийцу. Более того, в одной из компаний мне сказали, что неправильно проверять только БАО, самолеты которых приписаны к Стэплтону…"

Ну, и т.д.

Кому интересно, что дальше, найдите повесть и прочитайте 16 главу.

4. Теперь более тонкие детали. Дело в том, что Парень из Колорадо, которого нашли мертвым на пляже, был с разжеванным куском мяса в глотке, червонцем, а также с пачкой сигарет в кармане, в которой не хватало одной сигареты, хотя он и не курил.

ТЕПЕРЬ КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ в повести Стивена Кинга (как и в деле "Тамам Шуд", кстати там тоже были РАЗНЫЕ СИГАРЕТЫ В ОДНОЙ ПАЧКЕ и странные шифровки, похожие на шифровки из наколки на руке в деле экспедиции Дятлова).

"Голова у Стефани варила хорошо (о чем оба старика знали), и она тут же вспомнила пачку сигарет, выпавшую на песок пляжа Хэммока, когда мертвец завалился набок. Джонни Грэвлин (нынешний мэр Лосиного острова) поднял ее и вернул в нагрудный карман мертвеца. И тут Стефани осенило: озарение полыхнуло слепящим пламенем. Стефани дернулась, словно от укола. Ее нога задела стоявший на полу стакан и опрокинула его. Кола, пузырясь, растеклась по старым доскам террасы, через щели закапала на камни и сорняки внизу. Старики не обратили на это внимания. Они прекрасно знали, что происходит – человеку открылась истина, – и наблюдали за своей стажеркой с интересом и радостью.

– АКЦИЗНАЯ МАРКА! – Стефани едва не вопила. – На дне каждой пачки есть акцизная марка!

Старики зааплодировали, негромко, но искренне".

Теперь посмотрим начало романа "МиМ".

"— Вы хотите курить, как я вижу? — неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, — вы какие предпочитаете?

— А у вас разные, что ли, есть? — мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.

— Какие предпочитаете? — повторил неизвестный.

— Ну, "Нашу марку", — злобно ответил Бездомный.

Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:

— "Наша марка".

И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно "Наша марка", сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник".

Естественно, что "НАША МАРКА" - это не сигареты. Это "черная метка".

5. Теперь посмотрим дело "Тамам шуд", где, тоже были разные сигареты.

У погибшего наши сигаретную пачку "Army Club" с сигаретами марки "Kensitas".

6. Теперь что касается разжеванного куска мяса в глотке у "Колорадского парня". Над этой загадкой долго бьются герои повести.

Посмотрим в роман "Мастер и Маргарита" ("Неудачливые визитеры").

"Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку.

— Покорнейше... я...

— Нет, нет, попробуйте!

Буфетчик из вежливости положил кусочек в рот и сразу понял, что жует что-то действительно очень свежее и, главное, необыкновенно вкусное. Но, прожевывая душистое, сочное мясо, буфетчик едва не подавился и не упал вторично. Из соседней комнаты вылетела большая темная птица и тихонько задела крылом лысину буфетчика. Сев на каминную полку рядом с часами, птица оказалась совой. "Господи боже мой! — подумал нервный, как все буфетчики, Андрей Фокич, — вот квартирка!"

Вы, конечно же, спросите, в чем же секрет разгадки и к чему все это?

Ну, Стивен Кинг, к примеру, его до конца, так и не раскрыл, только дал ориентиры.

Но я, все же подкину.

7. Это конец 16 главы.

"– Бредовая какая-то история.

Винс со вздохом кивнул:

– Согласен целиком и полностью.

– И вы не нашли ни одного из этих водителей?

– Нет.

Она вновь задумалась, на этот раз наклонив голову и наморщив обычно гладкий лоб. Старики опять не прерывали ход ее мыслей, и минуты через две Стефани подняла глаза.

– Но почему? ЧТО ТАКОГО ВАЖНОГО ЗАСТАВИЛО КОГАНО ВСЕ ЭТО НАВОРОТИТЬ?

Винс Тиг и Дейв Боуи переглянулись, потом вновь посмотрели на нее.

– Это хороший вопрос, – заметил Винс.

– Глыба-вопрос, – кивнул Дейв.

– Главный вопрос, – согласился Винс.

– Естественно. И всегда был.

А потом Винс мягко ответил:

– Мы не знаем, Стефани. Никогда не знали".


А теперь роман "МиМ" (Разоблачение черной магии)


"— Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...

— Аппаратура! — подсказал клетчатый.

— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

— Да, это важнейший вопрос, сударь".


8. Но так и быть. Ключи к разгадке в самом начале повести Кинга, в истории с заменой чаевых.