Глава 75. Фрейд в романе МиМ

Илья Уверский
Глава 75. Фрейд в романе МиМ

Большая часть событий, происходящих в романе «Мастер и Маргарита», происходит во сне (там же ищите и доказательства, хотя множество читателей романа самостоятельно смогли обнаружить множество появляющихся и исчезающих предметов, как и различные метаморфозы). Кто кому снится очень сложно разобраться, также как и в «Алисе в стране чудес», но при желании возможно.
Соответственно ключи к расшифровке романа «МиМ» и скрытого послания нужно искать в толкованиях сновидений, ибо за явными образами сна зашифрована суть, которое посылает нам подсознание, использующее целый ряд механизмов, чтобы зашифровать истину. И раз уж Маргарита настаивает, то нужно поискать у Фриды, то есть Зигмунда Фрейда с его классическим «Толкованием сновидений».

В этой связи предлагаю проверить, работают ли утверждения Фрейда, применительно к роману. Про то, что устами ребенка глаголет истина, и про ребенка в главе «Полет», который говорит, что Маргариты нет и что она ему снится, я повторяться не буду. Кто этот ребенок, который снится Маргарите, пока разбираться не будем.

****

1. Начну с основного постулата Фрейда (я буду использовать статью «Толкование сновидений (по Фрейду) из Википедии, как самое простое и общедоступное на что можно сослаться):

«ФУНКЦИЯ СНОВИДЕНИЙ — ОБЕРЕГАТЬ СОН. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон».

Теперь смотрим конец предпоследней главы романа:

«— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. БЕРЕЧЬ ТВОЙ СОН БУДУ Я».

Этот постулат всем известен. Чтобы Вы случайно не проснулись, подсознание трансформирует все внешние раздражители, например, будильник, в более легко воспринимаемые предметы сна.
Вот самый легкий пример из сна про бал у сатаны.

«Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту. Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и ГРОХОТОМ волнующаяся МАССА ШАМПАНСКОГО УШЛА ИЗ БАССЕЙНА, а Нептун СТАЛ ИЗВЕРГАТЬ не играющую, не пенящуюся волну ТЕМНО-ЖЕЛТОГО ЦВЕТА. Дамы с визгом и воплем:

— Коньяк! — кинулись от краев бассейна за колонны. Через несколько секунд бассейн был полон, и кот, трижды перевернувшись в воздухе, обрушился в колыхающийся коньяк. Вылез он, отфыркиваясь, с раскисшим галстуком, потеряв позолоту с усов и свой бинокль».

Как все смогли догадаться, никакой Нептун изо рта ничего не извергал, просто кто-то во сне сделал небольшое, но ответственное дело. И кстати, это был так называемый, пример СМЕЩЕНИЯ.

«Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком».

****

2. Сновидение общается с нами через СИМВОЛЫ. Фрейд попытался систематизировать их, правда, с акцентом на сексуальные желания.

Посмотрим на основные символы, упоминаемые Фрейдом.

1) «Рождение и роды.
«Роды почти регулярно изображаются каким-нибудь отношением к воде; ИЛИ БРОСАЮТСЯ В ВОДУ или ВЫЛЕЗАЮТ ИЗ НЕЕ, спасают кого-нибудь из воды или кто-нибудь спасает из воды самого видевшего сон, что указывает на материнское отношение к этому лицу».

Такой эпизод есть. К примеру, в главе «Полет» (почти конец) Маргарита бросается в реку и купается в ней. При этом ужасно ругается, и кто-то путает имя.

Хотя аналогичный же эпизод происходит в эпизоде с купанием Ивана Бездомного. Там опять же происходит какой-то очень странный эпизод с голой гражданкой в ванне, в котором виноват был Иван.

2) Рождение и роды. «Такое же значение имеют сюжеты, связанные с «прохождением по узким улицам» (особенно если это вызывает страх).

Посмотрим тот же самый эпизод с Иваном. Нет ли здесь какого-нибудь узкого переулка. Оказывается есть.

«В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

— Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед!

Следовало бы, пожалуй, спросить Ивана Николаевича, почему он полагает, что профессор именно на Москве-реке, а не где-нибудь в другом месте. Да горе в том, что спросить-то было некому. Омерзительный переулок был совершенно пуст».

Проверим главу «Полет». Нет ли и там какого-нибудь узкого переулка.

«Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в УЗКИЙ ПЕРЕУЛОК с высокими домами».

3) Смотрим дальше.

«Символами полового акта, как правило, выступают ПОДЬЕМ ИЛИ СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ (это связано как с «ритмическим характером обоих процедур»».

Смотрим опять же главу «Полет»:

«А Маргарита в это время уже поднималась стремительно вверх по лестнице, ПОВТОРЯЯ К КАКОМ-ТО УПОЕНИИ:

— Латунский — восемьдесят четыре! Латунский — восемьдесят четыре...

Вот налево — 82, направо — 83, еще выше, налево — 84. Вот и карточка — "О. Латунский".

Маргарита соскочила со щетки, и разгоряченные ее подошвы приятно охладила каменная площадка. Маргарита позвонила раз, другой. Но никто не открывал. Маргарита стала сильнее жать кнопку и сама слышала трезвон, который поднялся в квартире Латунского.
…..
Тогда во весь мах Маргарита понеслась вниз, отсчитывая этажи, долетела донизу, вырвалась на улицу и, глядя вверх, отсчитала и проверила этажи снаружи, соображая, какие именно окна квартиры Латунского».

А в целом, тема спуска и подъема по лестнице является одной из ключевых в романе. Через нехорошую лестницу проходят Поплавский, Соков, ее же наблюдает Аннушка этажом ниже.

4) «Смерть. Символ смерти — отъезд, поездка по железной дороге, поезд»

Поезд опять же встретился Маргарите в главе «Полет». Но само собой, что в романе смерть в первую очередь символизирует трамвай. Который так же неумолим, как и сцена казни в романе «Идиот» Достоевского.

5) Я продолжаю смотреть символику снов по Фрейду в статье из Википедии, так как ни один нормальный человек его томики в оригинале искать не будет.

«Половые органы вообще изображаются в сновидениях в виде различных машин и АППАРАТОВ».

Итак, аппаратура (глава «Черная магия и ее разоблачение».

«Весьма принужденно и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том, где аппаратура артиста.

— Алмаз вы наш небесный, драгоценнейший господин директор, — дребезжащим голосом ответил помошник мага, — наша АППАРАТУРА всегда при нас».
Или вот другой пример из той же главы.

«С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.

— Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...

— АППАРАТУРА! — подсказал клетчатый.

— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

— Да, это важнейший вопрос, сударь».

А вот зашифрованное сном описание....
" — Ну что ж, входите, раз звонили! — сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.
 Андрей Фокич охнул, заморгал глазами и шагнул в переднюю, снимая шляпу. В это время как раз в передней зазвенел телефон. Бесстыжая горничная, поставив одну ногу на стул, СНЯЛА ТРУБКУ с РЫЧАЖКА и сказала в нее:
 — Алло!
 Буфетчик не знал, куда девать глаза, переминался с ноги на ногу и думал: "Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!" И чтобы спастись от пакости, стал коситься по сторонам".

***

6) «Человек. Символ человека в целом — дом». Как несложно догадаться, именно в этом доме находится нехорошая квартирка.

7) Ну и теперь, раз уж, пришлось читать Фрейда, этого не избежать:

«Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на половой член по форме — палки, ЗОНТЫ, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить — НОЖИ, КИНЖАЛЫ, КОПЬЯ, сабли, огнестрельное оружие (ружья, ПИСТОЛЕТЫ, револьвер); предметы, из которых льется вода — ВОДОПРОВОДНЫЕ КРАНЫ, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину — ВИСЯЧИЕ ЛАМПЫ, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты — пилочки для ногтей, МОЛОТКИ и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься — воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также ШЛЯПА и ПАЛЬТО».

«Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают предметы, имеющие свойство «ограничивать полое пространство, способное быть чем-нибудь заполненным» — шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ЯЩИКИ, карманы и т. д

Весь роман насыщен всеми перечисленными символами. К примеру, вернусь к главе «Полет», в которой Маргарита усиленно поднималась по лестнице, что я уже расшифровал чуть выше.

«….по возвращении из кухни Маргариты в руках у нее оказался тяжелый МОЛОТОК.

Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения. Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый ЖАЛОБНЫЙ ВОЙ. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный ИНСТРУМЕНТ. Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под ударом молотка верхняя полированная дека. Тяжело дыша, Маргарита рвала и мяла молотком струны. Наконец, уставши, отвалилась, бухнулась в кресло, чтобы отдышаться.

В ванной страшно гудела вода и в кухне тоже. "Кажется, уже полилось на пол", — подумала Маргарита и добавила вслух:

— Однако рассиживаться нечего.

Из кухни в коридор уже бежал поток. Шлепая босыми ногами в воде, Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ЯЩИКИ письменного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей ЖГУЧЕЕ НАСЛАЖДЕНИЕ, но при этом ей все время казалось, что РЕЗУЛЬТАТЫ получаются какие-то МИЗЕРНЫЕ. Поэтому она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами в той комнате, где был рояль. Не докончив этого, возвращалась в спальню и кухонным НОЖОМ резала простыни, била застекленные фотографии. Усталости она не чувствовала, и только пот тек по ней ручьямиц».

Кончается весь этот процесс полным потопом, который я расшифровывать с Вашего позволения не буду.

«В это время в квартире N 82, под квартирой Латунского, домработница драматурга Кванта пила чай в кухне, недоумевая по поводу того, что сверху доносится какой-то грохот, беготня и звон. Подняв голову к потолку, она вдруг увидела, что он на глазах у нее меняет свой белый цвет на какой-то мертвенно-синеватый. Пятно расширялось на глазах, и вдруг на нем набухли капли. Минуты две сидела домработница, дивясь такому явлению, пока, наконец, из потолка не пошел настоящий дождь и не застучал по полу. Тут она вскочила, подставила под струи таз, что нисколько не помогло, так как дождь расширился и стал заливать и газовую плиту, и стол с посудой».

Но довольно очевидны две вещи. Первое. Латунский явно был у себя дома, нас обманули, что его не было. Второе. Его квартира, конечно же, пострадала, но явно не от погрома.

Но проверим, правильно ли мы все поняли. Посмотрим главу «Извлечение мастера». Обратите внимание на то, как краснеет Маргарита и стыдливо потупились собеседники.

«— Что это за критик Латунский? — спросил Воланд, прищурившись на Маргариту.

Азазелло, Коровьев и Бегемот как-то СТЫДЛИВО потупились, а Маргарита ответила, КРАСНЕЯ:

— Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.

— Вот тебе раз! А зачем же?

— Он, мессир, — объяснила Маргарита, — погубил одного мастера».

— А зачем же было самой-то трудиться? — спросил Воланд».

8) Вы, конечно же, спросите, а где же зонтик, пальто и шляпа? А вот видение в окне у Римского (глава «Слава петуху!»). Само собой, это ТВ.

«В ярком свете сильнейших уличных фонарей он увидел на тротуаре внизу под собой даму в одной сорочке и панталонах фиолетового цвета. На голове у дамы, правда, была ШЛЯПКА, а в руках ЗОНТИК.

Вокруг этой дамы, находящейся в состоянии полного смятения, то приседающей, то порывающейся бежать куда-то, волновалась толпа, издавая тот самый хохот, от которого у финдиректора проходил по спине мороз. Возле дамы метался какой-то гражданин, сдирающий с себя летнее ПАЛЬТО и от волнения никак не справляющийся с рукавом, в котором застряла рука».

***

9) Теперь, наверное, будет понятна и история со скачкой Наташи на Борове из главы «Полет» (что за портфель, еще раз смотрите символы сновидений). При этом как волшебный крем оказался у него лбу мы не знаем, но догадываемся. Как и о том, почему Боров так переживает, что Наташу с ним кто-нибудь может услышать.

«Настигая Маргариту, он все более обозначался, стало видно, что кто-то летит верхом. А наконец он и совсем обозначился. Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа.

Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела ВЕРХОМ на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах ПОРТФЕЛЬ, а задними ожесточенно МОЛОТЯЩЕМ воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на шнуре, а ШЛЯПА то и дело наезжала борову на глаза. Хорошенько всмотревшись, Маргарита узнала в борове Николая Ивановича, и тогда хохот ее загремел над лесом, смешавшись с хохотом Наташи.

— Наташка! — пронзительно закричала Маргарита, — ты намазалась кремом?

— Душенька! — будя своими воплями заснувший сосновый лес, отвечала Наташа, — королева моя французская, ведь я и ему намазала лысину, и ему!

— Принцесса! — плаксиво проорал боров, ГАЛОПОМ НЕСЯ ВСАДНИЦУ.

— Душенька! Маргарита Николаевна! — кричала Наташа, СКАЧА РЯДОМ с Маргаритой, — сознаюсь, взяла крем. Ведь и мы хотим жить и летать! Прости меня, повелительница, а я не вернусь, нипочем не вернусь! Ах, хорошо, Маргарита Николаевна! Предложение мне делал, — Наташа стала тыкать пальцем в шею СКОНФУЖЕННО ПЫХТЯЩЕГО борова, — предложение! Ты как меня называл, а? — кричала она, наклонясь к уху борова.

— БОГИНЯ, — завывал тот, — НЕ МОГУ Я ТАК БЫСТРО ЛЕТЕТЬ. Я бумаги могу важные растерять. Наталья Прокофьевна, я протестую.

— Да ну тебя к черту с твоими бумагами! — дерзко хохоча, кричала Наташа.

— Что вы, Наталья Прокофьевна! НАС УСЛЫШИТ КТО-НИБУДЬ! — моляще орал боров.

Летя галопом рядом с Маргаритой, Наташа с хохотом рассказывала ей о том, что произошло в особняке после того, как Маргарита Николаевна улетела через ворота.

Наташа созналась в том, что, не прикоснувшись более ни к каким подаренным вещам, она сбросила с себя одежду и кинулась к крему и немедленно им намазалась. И с нею произошло то же, что с ее хозяйкой. В то время, как Наташа, хохоча от радости, упивалась перед зеркалом своею волшебною красой, дверь открылась, и перед Наташей явился Николай Иванович. Он был взволнован, в руках он держал сорочку Маргариты Николаевны и собственную свою ШЛЯПУ и портфель. Увидев Наташу, Николай Иванович обомлел. Несколько справившись с собою, весь КРАСНЫЙ КАК РАК, он объявил, что счел долгом поднять рубашечку, лично принести ее...

— Что говорил, негодяй! — визжала и хохотала Наташа, — что говорил, на что сманивал! Какие деньги сулил. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает. Что, скажешь, вру? — кричала Наташа борову, и тот только сконфуженно отворачивал морду.

— Венера! — плаксиво отвечал боров, пролетая над ручьем, журчащим меж камней, и копытцами задевая шорохом за кусты орешника.

— Венера! Венера! — ПОБЕДНО ПРОКРИАЛА Наташа, подбоченившись одной рукой, а другую простирая к луне, — Маргарита! Королева! Упросите за меня, чтоб меня ведьмой оставили. Вам все сделают, вам власть дана!

И Маргарита отозвалась:

— Хорошо, я обещаю!

— Спасибо! — прокричала Наташа и вдруг закричала резко и как-то тоскливо: — ГЕЙ! ГЕЙ! СКОРЕЙ! СКОРЕЙ! А НУ-КА, НАДБАВЬ! — она сжала пятками похудевшие в безумной скачке бока борова, и тот рванул так, что опять распорол воздух, и через мгновение Наташа уже была видна впереди, как черная точка, а потом и совсем пропала, и шум ее полета растаял».

Вот такие истории получаются, если использовать методики расшифровки снов по методике Фрейда.