Марина Тюрина Оберландер. Эксп. обзор. Февр. -2022

Большой Литературный Клуб
Дорогие члены жюри и участники конкурса,

В этом году, будучи приглашённой в жюри конкурса, согласилась с благодарностью, поскольку два года назад от подобного действа получила большое удовольствие.
И не пожалела. Потому что получила удовольствие ещё большее.
Два года назад в своём общем обзоре я писала, что поэзия является индикатором состояния общества. Моё суждение остаётся в силе, поэтому повторяться я не буду. Меня порадовало то, что палитра представленных на конкурс стихотворений по сравнению с февральским лонг-листом 2020 г. поменялась к лучшему. Кроме разнообразия форм и стилей, появилась глубина, проклюнулось философское осмысление происходящего в окружающем мире и своего места и роли в нём. Практически исчезло ёрничество и «пофигизм», что отрадно. И ошибок в текстах оказалось меньше.

На этот раз в силу дикой загруженности несколькими проектами я решила сосредоточиться только на своём шорт-листе и от общего обзора отказалась. Но несколько замечаний всё же сделаю.

О ненормативной лексике: в лирических стихах даже в хорошем смысле не приемлю. И поэтому цитировать не буду (5).

О правильном написании заимствованных слов (надо проверять): чиппендейл, а не чиппидейл (11).

О правильном склонении существительных, особенно во множественном числе (к грамматике вообще надо относиться с уважением):
Но нет… лишь за дверью висящее платье – забытый участник былых парадиз. Правильно – парадизов (17);
Ступили двое в царство рельс и шпал. Правильно: рельсов (14).

Об употреблении жаргонных и «низких» слов: в лирических стихах недопустимо, поскольку сводит пафос на нет. Допустимо в юмористических и сатирических стихах, коим стихотворение автора (25) не является.
ежевика поспела ну-ка хватай и жри
можно не жрать не бегать не выбирать
В этом же стихотворении ненужное повторение «над»:
куполом небо надвисло над синевой. Логичнее и благозвучнее: нависло (25).

О других ошибках и опечатках: прежде, чем выставлять стихи на конкурс, убедитесь, что их нет. В качестве примера (естественно, правильно тысячи):
был это две тясячи первый (35).

Теперь перехожу к своему шорт-листу. Скажу сразу, что, как и два года назад, отбирала стихи по анонимному списку по принципу – зацепит или нет. Как ни странно, зацепило ровно десять. По ранжиру не выстраивала. Думаю, что по моим комментариям всем всё будет ясно.


Мой шорт-лист

Капслоком выделены исправленные мною ошибки и опечатки.

1. «Я знаю, знаю»

Мудрое стихотворение. Ностальгия воспоминаний переплетается с осмыслением прошлого и верой в будущее. Пусть холодное, но светлое. Как снег.

Я знаю, знаю, ты всегда молчишь,
давно уже ты мёртв по всем приметам,
какая здесь убийственная тишь,
как поле разлучается со светом,
как падает во тьму прозрачный лес,
смотри – скворечник красный на берёзе,
как уголь в печке, вспыхнул и исчез,
бельё заледенело на морозе
и стало как бумажные листы,
как старый снимок, на котором ты
стоишь себе в костюме чесучовом
с короткой планкой орденской. Цвета
из белого перетекают в чёрный,
и там, за этим чёрным, пустота,
кусты и зной, и листья, как пехота,
уснули в странных позах на траве,
и я иду к кладбищенским воротам
с пустым ведром на мокром рукаве,
я помню этот вечер. Что в итоге?
как камень, что я в юности отмыл,
я твёрдым стал, я всех почти забыл,
я сам ушёл от многого и многих,
и только моя музыка жива,
и чает жизни будущего века,
и в месте том горят мои слова,
где вечность обручается со снегом.


6. «бессловно»

Прелестное лирическое стихотворение о любви с завораживающими аллитерациями и мягким чувством юмора, что особенно греет душу.

Ветра крутили пакостно и зло,
Опять листвы к порогу нанесло,
Опять бесснежно, муторно, бессонно,
И в голове бесстрочно и
бессловно.
Вращаю зажигалки колесо,
И стелется, слоисто-невесом,
Дым выдоха, НЕСЛЫШНО и устало.
А ты стоишь в проёме с одеялом,
Взъерошенный смешно.
И я жива.
Нам, как обычно, не нужны слова.
Ты кутаешь меня — не мёрзла чтобы —
Бубнишь, мол провалился чёртов штопор
Куда-то. Вот скажи, за что ты мне?
Внутри моих печалей и вовне.
Немая своевременность касаний.
За что ты мне ниспослан небесами?
Прагматик, реалист, бурбон, мужлан…
Но, Боже правый, как она нежна,
Не тронута красивыми речами,
Твоей руки забота над плечами.
Вот греешь в турке красное вино
И что-то врёшь, мол, якобы, оно —
Нет-нет, без этой нездоровой тяги —
Лунатикам и чокнутым во благо.
И так уютны наши декабри,
И надо бы уже бросать курить.
Из форточки — не закрывай, не надо! —
Предчувствие струится снегопада.


8. «Козерог»

Ещё одно любовное стихотворение, теперь уже от лица мужчины, интересное и по ритмике, и по перетекающим в рифмы аллитерациям в каждой строфе. Замечательны метафоры: женских слёз неповаренная соль и тропинки, усыпанные ложью, самой честной на свете любви.

Твоё фото, покрытое пылью,
Былью,
Болью,
Вчерашней любовью,
Женских слёз неповаренной солью,
И теплом поцелуев моих,

Прикрываю сегодня ладонью,
Бронью,
Бранью
Засохшей гортани,
Обветшалой сердечною тканью,
Охраняя от взглядов чужих.

Я машу с НЕПРИКРЫТОЙ корыстью
Кистью,
Костью,
Поломанной тростью,
Приглашая тебя, словно гостью,
В потайные владенья свои.

На пути к твоему побережью
Брешью,
Брошью,
Приколотой с дрожью,
По тропинкам, усыпанным ложью,
Самой честной на свете любви,

Мои чувства испытаны снегом,
Бегом,
Богом,
Небесным чертогом.
Я родился и жил козерогом,
Мне упрямости не занимать.

Первый блин на двоих вышел комом,
Громом,
Гримом,
Постельным режимом.
Я ушёл от тебя пилигримом,
Умудрившись себя потерять.


13. «Январь в Израиле»

В этом стихотворении зацепили шестистрочные строфы и составные рифмы.

Уже январь спускается по сходням,
он полон сил в зачине новогоднем,
в затеях и делах неутомим.
Народ накрыл столы и строит планы,
а снег лежит, не тая, на Голанах
и белит золотой Иерусалим.

У нас на Юге снега не бывает,
который день погода штормовая:
и холодно, и ливень сплошняком.
Колотит ветер мокрые дома и
ревёт, и ветки толстые ломает,
а может и деревья целиком.

Толкает в спину, гонит, как врага, и
союзник зонт спастись не помогает,
лишь гнётся,
но, теряя свой престиж,
решает сняться в роли парашюта.
И ты летишь, не ведая маршрута,
не тонешь, как машины, а летишь.


14. «Наискосок»

Неспешный рассказ-воспоминание вызывает щемящее чувство утраты и желание помочь героине выбраться на верный путь. Тем и цепляет. Помните у Высоцкого –«запреты снимут»?
Одну строку я бы посоветовала переписать, так как форма «рельс» неправильная. Во множественном числе родительный падеж от «рельсы» – «рельсов». У меня сразу нарисовалась замена, но озвучивать не буду. Предоставляю автору сделать это самостоятельно. Подсказка: «царство» заменить на односложное слово (синоним) и поменять в строке порядок слов.

Платком очистив руки от земли,
вдыхая запах сосен и теплыни,
две женщины от кладбища пошли,
чтоб срезать путь, местами нежилыми.
Автобусом они пренебрегли,
приберегли последние сантимы.
Опоры ЛЭП маячили вдали
и корпуса складов необозримых.
Ступили двое в царство рельс и шпал,
изношенных, как бабкино корыто.
Там полусонно товарняк искал
какой-нибудь заводик незакрытый.
Двух женщин с рюкзаками за спиной
я знала очень близко и не скрою,
что младшая была когда-то мной,
другая же была моей свекровью.
Мы миновали бывший совбытстрой
и промчермета ржавые останки.
О, как мой город, прежде золотой,
показывал зловещую изнанку!
В пути попался серпентарий труб –
железные питоны и гадюки.
Повсюду громоздились ввысь и вглубь
приметы запустенья и разрухи.
И так весь путь – по шпалам, по репью,
по пыльному, истоптанному лету.
Я не забыла, это был июль.
Год тоже помню: девяносто третий.
Да, в этот год, лихой сверх всяких мер,
на улицах стреляли то и дело,
строчил свои указы Робеспьер,
к тому же бушевал мятеж в Вандее.
Вот бред несу, в мозгу переучёт –
на двести лет так глупо обсчиталась.
Свекровь сказала: если повезёт,
к весне Андрюше памятник поставим.
Потом про газ, кулеш из ячменя,
про то, что плохо спит без нембутала,
а я молчала, видимо меня
не очень в тот момент существовало.
Мы всё держали путь наискосок,
Ленивей мысли стали, тени резче,
и кто-то прошептал, должно быть, Блок,
о том, что вечер догорал на рельсах,
о том, что взгляд обжёг и ослепил,
про чёрный поезд, пламенные дали.
А Бог молчал, хоть где-то рядом был.
Что скажешь, если женщины устали.
По срезанной дороге непрямой,
в тоске железной, по дорожной ветке
мы шли и, наконец, пришли домой
под небом ночи, словно небо вечным.
Зачем же ветер памяти принёс
сюда воспоминание об этом?
Я до сих пор иду наперекос,
а верный путь как будто под запретом.


19. «Из скандинавской тетради»

Тут сразу зацепило «из скандинавской» и Кнут, поскольку я филолог-скандинавист.
Стало интересно. И чем дальше читала, тем интереснее становилось. Третья строфа просто великолепна. И вообще пятистрочная строфа интереснее традиционной четырёхстрочной. А Кнут действительно смешное имя. Тем более, что значение его в скандинавских языках совпадает с русским: кнут, плеть.

У каждой щепки есть отчизна, Кнут.
Пусть молнии былое зачеркнут.
На гребни волн уронит ясень ветви,
Расплачутся гудки, и на рассвете
Рыбачьи лодки остров обогнут.

Мы за руку простимся, по-мужски.
Тебе не удержать моей руки,
И родине твоей мою свободу
Не обольстить. Таких же волн разводы
Размоют черноморские пески.

Пора понять, что мир суров и прост.
Нам надо распрямиться во весь рост.
Мы всё смогли бы, мы бы всё сумели...
И трудно верить, что на самом деле
Мы родились при свете мёртвых звёзд.

Они висят над кружевом воды,
Две яркие осенние звезды.
Они сгоревшие. Не оттого ли
Мы равнодушны к нестерпимой боли
И глупо плачем из-за ерунды?

Смешная жизнь. Смешное имя — Кнут.
Одним ударом даль перечеркнут.
Чужих гитар изломанные звуки
Умолкнут, дрогнув. И чужие руки
В чужое море лодку оттолкнут.
31. «Петя»

Здесь зацепили две последние строки, в которых вся соль. Стихотворение вроде незатейливое, а смысл несёт глубокий. Вспомнился телевизионный фильм 1972 года «Большая перемена». Нынешнее поколение молодых поэтов о нём, скорее всего, и не слышало, но там был герой, очень похожий на героя этого стихотворения. Когда в классе писали сочинение на тему «На кого ты хочешь быть похожим», он написал следующее: «Я, Григорий Ганжа, хочу быть похожим только на самого себя». И всё.
В 1972 году мои сверстники (и я в том числе) заканчивали университет и вступали в самостоятельную жизнь. Увы, не все остались самими собой. Некоторые пошли за Петей…

— Что ты валяешься? Быстро с койки!
Ленишься вечно, хватаешь тройки!
Нет у тебя никаких талантов,
Только играешь весь день, и ладно.
Ты посмотри, остолоп, на Петю:
Он на уроке на «пять» ответит…
Петя всегда чем-то важным занят…
Петя сдаёт выпускной  экзамен…
И в институте готово место…
Глядь, и для Пети нашлась невеста.
В двадцать он женится. Нет, не рано!
(Пети жена — это дочь декана)
А к тридцати — подрастают дети…
Петя на должность крутую метит….
И на Пхукете бывает Петя…
Скоро он купит жильё на «третьем»…

— Мама, пока ещё верится в чудеса,
Солнышко мне улыбается на рассвете,
Слышишь, пожалуйста, можно я буду сам?
Я не хочу как Петя.


33. «Ясак»

Зацепила музыка стиха. Плавно текущая строка. Смысл проявляется при неспешном чтении нараспев. Тем стихотворение и замечательно.
 
ко мне пришел читатель и говорит пишите
пишите не дышите дышите не пишите
а я сижу на лавочке какой ни есть а житель
подъезда дома города в руках огнетушитель

как будто бы пожар вокруг и я такой рассеянный
лишь помню в каждом городе есть улица бассейная
и улица строителей к чему она нужна
не побежит по ней к неве смятенная княжна

здесь кто-то скажет ленинград воскликнет ленинград
и будет прав ведь ленинград ни в чем не виноват
дома стоят как на плацу матросы в октябре
за рядом ряд за рядом ряд две точки и тире

и я иду промеж домов промеж седых дерев
бубню себе под нос слова немного нараспев
дышу и не дышу дышу здесь сырость на века
большой выносят каравай гранитные бока

я откусил и с солью съел отравленный бугор
и чудом лишь остался цел анкор ещё анкор
о одиночество моё хоть я не одинок
пожалуйста тяжёлый хлеб доешь за мной сынок

прими на ярком рушнике надкушенный ясак
ты раньше у меня встречал в стихах и дом и сад
сейчас в моих руках стоп-кран – пора остановить
вот этот слог вот этот смог у спаса на крови


36. «аве мария»

Как же легко вашей аве марии
в без-препинаньевой стихо-стихии
и пожелаю я автору просто
в творчестве не-уклонимого роста

аве мария о чём тебе нынче грустится
что тебе снится когда на минуту задремлешь
вышиты брызги вина на неношеном ситце
ветер несет семена в отдалённые земли

слышишь он просто скользит по окну не пытаясь
в дом залететь и тебе совершенно не страшен
полная чаша а лёгкая словно пустая
знаешь мария какая была она раньше

люди порой говорят неразумные речи
ты их не слушай не в них настоящая правда
что ты читаешь когда не кончается вечер
вновь ничего не случилось а ты и не рада

зря ты стараешься что-то припомнить не надо
память о том чего не было странная милость
тени гуляют дорожками старого сада
всё остальное поверишь ли только приснилось

радость несбывшихся снов это то что осталось
прошлые дни догорают в её эйфории
прячется долгая боль отступает усталость
аве мария пожалуйста аве мария

38.  «Особенности почерка»

Это стихотворение зацепило сразу. И не только сквозной аллитерацией на «п». Моментально вспомнились письма деда из СевУралЛага на обёрточной бумаге.

Чернила выцвели и слов не разобрать
но я их слог по счастью не забыла
о как красиво он умел писать
и научил меня
то было
было

Сильное стихотворение. И красивое. Спасибо Автору.

Особые приметы почерка —
петля на «д», петля на «у».
На полотно и на обочину,
на рыжий гравий и траву
слетают писем треугольники,
мелькают, тают на глазах,
им легче сквозь ушко игольное
пройти, чем в Тулу и Рязань.
Когда завьётся путь верёвочкой,
чего на свете не отдашь
за клок бумаги упаковочной
и еле видный карандаш.
Плывут особенности почерка,
петля на «у», петля на «д»,
одно письмо дойдёт, а прочие
дождём размоет в лебеде.
И перед тем, как кануть камушком,
исчезнуть в девяти кругах,
сквозь время замаячит тамошним
скользящим почерком рука.
Игла потянет нить суровую,
ещё помедлит на краю,
пока системы поисковые
хотя бы строчку выдают.
Летят особенности почерка,
на «д» — петля, на «у» — петля,
и стынет по лесным урочищам
полян просевшая земля.



(Шорт-лист с восстановленными именами авторов и ссылками:

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Я знаю, знаю»
http://stihi.ru/2022/02/02/6055 номинатор Термитник поэзии

НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА «бессловно»
http://stihi.ru/2022/01/13/9155 номинатор Наталья Голышкина

БОРИС ГОЛУБЧИК «Козерог»
http://stihi.ru/2019/09/20/3320 номинатор Алла Арцис

ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Январь в Израиле»
http://stihi.ru/2018/01/01/2698 квота Юрия Семецкого за редактирование отборочного тура

ЛАНА СТЕПАНОВА «Наискосок»
http://stihi.ru/2022/01/01/4058 номинатор Ильдар Харисов

АЛЛА ШАРАПОВА «Из скандинавской тетради»
http://stihi.ru/2022/02/01/3967 номинатор Елена Ительсон

СЕРАФИМА 17 «Петя»
http://stihi.ru/2022/01/17/7644 отборочный тур

ИРИНА РЫПКА «Ясак»
http://stihi.ru/2022/01/01/3349 отборочный тур для резидентов

АЛЕКСАНДР РА 2 «аве мария»
http://stihi.ru/2022/01/05/5982 отборочный тур для резидентов

АННА ГЕРМАНОВА  «Особенности почерка»
http://stihi.ru/2022/01/02/3527  отборочный тур для резидентов)