Егор Мирный. Экспертный выбор. Февраль-2022

Большой Литературный Клуб
Обзор будет очень коротким. Сложившаяся в стране ситуация не очень способствует моим мыслям о поэзии, а призывает к утроенной работе и обучению новым навыкам для дальнейшего существования. Но это проза, а у нас тут есть кое-что и другое.

Вот эти тексты я отобрал как наиболее мне приглянувшиеся

(примечание редколлегии БЛК: обзор делался по анонимному лонг-листу; под комментариями приведены полные тексты стихотворений с восстановлеными именами авторов и ссылками):

9. «рыбье»
Не сказать, чтобы прям очень понравилось, хотя лет 10 назад отметил бы с восторгом и без разговоров. Сейчас для меня в подобных вещах больше театральности, чем драматизма, и больше игры со словами, чем игры за словами, но определённо у автора текста есть всё для более интересного вещания.

СЕРЁЖКА ПОПОВ «рыбье»
http://stihi.ru/2020/06/03/950 квота ГР за редактирование отборочного тура

рыба ныряет в сушу, не зная броду.
рыба, из моря выйдя, нага, безнога,
жабрами чувствует запах своей свободы,
в девственный лес плавниками торит дорогу

и, от нырка до нырка, рыбий бог печален,
паству свою не видя в чужой стихии.
если у рыбы нет слов — что тогда вначале?
если у бога нет рук — чем тогда обнимет?

круговорот вещей ничего не значит,
если его сакральность уму сокрыта.
рыба выходит в люди, и люди плачут.
люди уходят в небо, и плачет рыба.

рыба выходит в космос, и космос — вторит.
рыба подходы ищет к его чертогу.
падает с неба, камнем на дно уходит,
и возвращается прямо в объятия бога.



27. «Строитель Растворин»
Выразительно прописанная картина без лишних наворотов и барочности. Хотя всё равно некоторое ощущение необязательной многословности осталось.

САША НЕМЕСТНЫЙ «Строитель Растворин»
http://stihi.ru/2021/12/27/7333  квота Сергея Бондарюка за ведение рубрики "В гостях у..."

Кирпич к кирпичу.
Всё выше во тьму.
Во имя страны и закона.
Он строит особенную тюрьму
Для внешних врагов Вавилона.

Строитель Растворин закончил свой ряд.
Садится светило за домом.
С работы идут мастера. Говорят.
Язык их понятен любому.

Растворин поужинал. Близкие спят.
За окнами воет собака.
Он не ощущает в себе зиккурат
Растущий из пепла и мрака.

Всё — ночь, каждый — сон, а над всем — пустота,
Но где-то с шинарского края
Ползком на этаж наступает этаж,
В душе облака попирая.

А башня растёт и растёт. В глубине
Трещит, расползаясь, фундамент.
Растворин ворочает камни во сне,
На подлых врагов наступает.

А башня растёт, прорывается сквозь
Вершины его подсознаний.
Острится кадык, разрушается мозг
И вены вскрываются сами.

Лишь зёрнышко мысли осталось в конце,
Укрыться нашло в себе силы.
И сеть мелких трещин на бледном лице
В пустых зеркалах отразилась.

Печален рассвет в пролетарской семье,
Беда отворяет ворота.
"Чюс" — сердце сказало.
Слух молвил — "Дзя не".
"Гудбай" — прохрипела аорта.

Как кровь из артерии, красный Евфрат
Зерно оросил по эпохам.
"Джьенкуэ" — пел голос,
Глаз молвил — "Рахмат",
"Cпасибо" — ответили бронхи.

Строитель Растворин не верит в судьбу,
В нём зреет зерно непростое.
А черви в его персональном гробу
Кишат, размножаются, строят.

Они строят замок в могильном песке,
Клянутся — мол, в небе мы будем!
Они говорят на одном языке
И верят, что равные людям...

Зерно прорывается бешенством сил,
В земле начинается ропот:
Где были глазницы — растёт Иггдрасиль,
Легко проломив крышку гроба.

И тьма заслоняет тюремщикам свет,
Кругом колыханье и трепет.
Из новой тюрьмы видно — кладбища нет,
И гриб поднимается в небо.

Растёт Иггдрасиль, превращается в храм,
Пускает невидимый корень
Сквозь стены, которые некогда клал
Искусный строитель Растворин.



19. «Из скандинавской тетради»

После прочтения в голове возникло: “Кто к нам с кнутом придёт – от кнута и погибнет.”
Отчизна щепок не обольщается свободой.
“Пора понять, что мир суров и прост.”

АЛЛА ШАРАПОВА «Из скандинавской тетради»
http://stihi.ru/2022/02/01/3967  номинатор Елена Ительсон

У каждой щепки есть отчизна, Кнут.
Пусть молнии былое зачеркнут.
На гребни волн уронит ясень ветви,
Расплачутся гудки, и на рассвете
Рыбачьи лодки остров обогнут.


Мы за руку простимся, по-мужски.
Тебе не удержать моей руки,
И родине твоей мою свободу
Не обольстить. Таких же волн разводы
Размоют черноморские пески.


Пора понять, что мир суров и прост.
Нам надо распрямиться во весь рост.
Мы все смогли бы, мы бы все сумели...
И трудно верить, что на самом деле
Мы родились при свете мертвых звезд.


Они висят над кружевом воды,
Две яркие осенние звезды.
Они сгоревшие. Не оттого ли
Мы равнодушны к нестерпимой боли
И глупо плачем из-за ерунды?


Смешная жизнь. Смешное имя — Кнут.
Одним ударом даль перечеркнут.
Чужих гитар изломанные звуки
Умолкнут, дрогнув. И чужие руки
В чужое море лодку оттолкнут.




25. «здесь никого лучше тебя и нет»
Неплохая попытка смешать в любовной лирике высоту и страх. И страх высоты.

ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «здесь никого лучше тебя и нет»
http://stihi.ru/2021/07/03/5053  номинатор Александр Мартынюк

Лене

здесь никого лучше тебя и нет
куполом небо надвисло над синевой
боже хранит тебя от незримых бед
зримые растворяются сами собой
лодка течёт смолою вот-вот стечёт
мостик под ней шатается — инвалид —
голову прячем под мостик вдруг напечёт
колокольчик вон там качается и звенит
ежевика поспела ну-ка хватай и жри
синие ягоды синим связали рот
если вот так болтаемся у зари
то-то сегодня благость на нас сойдёт
можно не жрать не бегать не выбирать
можно сидеть у речки и вдаль глядеть

как нарождается в купольном небе рай
как расплескалась по речке утицей смерть
в белой рубашечке ходит туда-сюда
рыбу подолом сбирает в перо взяла
и приказала ближнему не смотреть

Смотри в себя, смотри на этот свет
Смотри сквозь кровь и толстые сплетенья
Как прорастают эти дерева
Как начиняется любовь и заблужденья
Как убегает солнце от тебя



22. «Снега?»

Честно, вопрос этот надоедает уже к третьему разу и вызывает зуд и желание смены в дальнейшем. Но смены нет. А есть любовь. Кажется.

САША САБЕЛЬНИКОВ «Снега?»
http://stihi.ru/2022/01/27/3693  номинатор альманах "Витражи"

У дверей на улицу из её дома человек подбрасывает монету
Монета всё время падает на ребро, даже, когда он бросает её плашмя:
— Вот бы белого, чтобы взять, вот так, и написать по нему
О том, как хорошо, что радость в жизни — одна, а несчастий — не больше ста
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, листа

По проспекту сквозь районы человек оборачивается с переднего:
— Вот бы белого, хоть немного, чтобы горячий стакан, фары и колея
Чтобы день через ночь, и друзья позвонят, и мать жива
Вот бы каждый день видеть белого, как эти все, а не по распределению Парето
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, белого света


На набережной, пока в реку летят ключи, человек тихо в чёрную воду:
— Вот бы белого, каждому из моих, вот бы порадовались сыновья
А достанется же, знаю, только, может быть, одному
Или совсем, как же не хочется этого счастья «не выбран никем, так — святой»
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, платья с фатой

Человек возле входа с жёлтой витриной с запахом гренадина и неба:
— Вот бы белого, как когда-то, много, как дыма в вишнёвом вейпе из бытия
Ведь это же так хорошо — не доверять словам
Вот и ты молчишь, будто, ты — мастер слов, а я должна сожалеть об утрате
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, поэта Белого. Получшего, чем ты, кстати

Пока мы проходим мимо, человек, смотря в ночное, чёрнопадающее в зрачки:
— Вот бы белого-белого и не быть той точкой, что проглотила змея
Чёрной стороны разломанного пополам Дао
Да обо мне чтоб, и ждали б, пока я не вернусь, а это — только «пока»
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, потолка

Человек, задергивая занавески, чтоб в щель — эта зима и её лэд-подсветка
— Вот бы белого, столько, чтоб не промолчать, как, одновременно, твоя
И — нет, и, как готова так просто забыть — зачем
Даже готова смириться бы с тем, как искали, но никто не обрёл
— Снега? — спрашиваю я
— Да нет, вина, — отвечает она

И, сняв, бросает лонгслив на пол




29. «Менахем»
«Вот он строит завод, не учитывая розу ветров,
И смог от завода заменяет кому-то кров.»

По большей части за эти  строчки, да.
Остальное, мне кажется, можно делать лучше.

ОЛЬГА ГАЛАТ-КОРОТАЕВА «Менахем»
http://stihi.ru/2022/01/06/1867  номинатор Татьяна Воронова

У Геннадия Яковлевича папа был, Яков.
Сам же он, пожалуй, когда-то носил имя Менахем.

— Менахем, идём ужинать, – звала его мама –
Менахем!

Я его повстречала, когда ему было за восемьдесят.
Глядя на него, мне казалось – после восьмидесяти время теряет счёт.
Оно то замирает,
То снова течёт,
Но уже не так важно годом – больше или меньше.
Потом
Сразу около ста,
Можно и не заметить это,
Просто очень устать.

А он всё работал и работал, не покладая ума,
И за ним волочилась его сума,
Ударяясь о камни и судьбы,
Временами давала течь,
И Геннадий или Менахем произносил речь.

Вот он строит завод, не учитывая розу ветров,
И смог от завода заменяет кому-то кров.

— Менахем, идём ужинать, время идёт.

Девяностые стирают ошибки, уничтожив завод.
И кому-то становится легче дышать,
А время делает следующий шаг –
Подрастает, взрослеет, стареет сын.
У Геннадия Яковлевича путь не мог быть простым.

После восьмидесяти,
Около ста,

Девяносто – не в счёт.

— Менахем, идём ужинать!
Время
Мимо течёт.


Перечитал весь лонг по третьему разу и нет – ничего больше добавить не захотелось. Прощу прощения, если кого разочаровал. Всем здоровья, мира и тепла!