Глава 81. История России в романе МиМ

Илья Уверский
Глава 81. История России в романе МиМ

1. В этой части мы продолжим тему «Анны Андресен», которая спаслась во время казни Царской семьи. Символически она стала известна как Анастасия, то есть воскрешенная, возвращенная к жизни.

Свое имя она скрыла, либо так и не вспомнила. Как я указал в предыдущем очерке, это была Мария Николаевна Романова. Ее имя и противоречивые показания родственников и друзей являются следствием некого сговора с одной стороны и предательства с другой. А также совершенно обоснованных опасений за свою жизнь самой Анны Андерсен и ее благодетелей.

Вот всем известные воспоминания Великой Княгини Ольги Александровны:

«Ошибки, которые она допускала, никак нельзя было объяснить провалами в памяти. Так, например, НА ПАЛЬЦЕ У НЕЕ БЫЛ ШРАМ, и она уверяла окружающих, что поранила палец, когда лакей слишком резко захлопнул дверцу кареты. Я тотчас же вспомнила об этом случае. РЕЧЬ ШЛА О МАРИИ, СТАРШЕЙ СЕСТРЕ, КОТОРАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЕРЬЕЗНО ПОРАНИЛА РУКУ, но случилось это не в карете, а в императорском поезде. Со всей вероятностью можно сказать, что некто, краем уха услышав об этом, в сильно изменённом виде передал всю историю госпоже Андерсон».

Пламенный привет из прошлого. У нее сохранилось чувство юмора!

У Марии Романовым был ребенок. Ребенок был впоследствии подброшен в другую семью. Таким образом, род Романовых не прервался, хотя ребенка сильно искали. И явно не для того, чтобы короновать.

В романе «Мастер и Маргарита» Мария Романова спрятана под личностью Ивана Бездомного, который идет прямо по ее стопам: отрезанная голова в среду вечером, шок от казни, бегство, венчание и жизнь в каком-то заброшенном унылом домишке, бегство в какой-то странной мужской одежде. Ее везде сопровождает музыка Чайковского. Не композитора. Музыка из Евгения Онегина. Куда, куда Вы удалились, весны моей златые дни. Ольга. Татьяна из Евгения Онегина. Это ее сестры. Анастасия – это ее третья сестра.

Попытка самоубийства в ледяной воде. Переполох на какой-то вечеринке. Бух, потом арест. Психиатрическая больница, бурное возбуждение насчет казни и какого-то Пилата, искушение сатаной, который хочет, чтобы Иван доказал, что он чей-то сын (дочь), шизофрения, понимание, что ничего писать не нужно, как и доказывать, преследование каким-то сном, в котором казнят и докалывают осужденных, совершенная апатия к следователю, который что-то желает выяснить.

Встреча с родителями во сне. Маргарита целует Ивана (Марию) в лоб как своего ребенка и говорит:

«— Так, так, — прошептала Маргарита и совсем склонилась к лежащему, — вот я ВАС поцелую в лоб, и все у ВАС будет так, как надо... В этом ВЫ уж мне поверьте, я все уже видела, все знаю».

2. Теперь вспоминаем судьбу Анны Андерсон. Бегство в Бухарест с каким-то Александром Чайковским. Венчание. Родила ребенка. Гибель Чайковского. Бегство в Берлин. В котором поселился один из Пилатов со своей собакой (то есть Гитлер).

Дальше попытка самоубийства, прыгнув в воду. Психушка. Разговоры с профессором и родственниками. Иконка. Их попытки что-то выведать, при полной апатии Анны Андерсон. Шизофрения, как и было сказано. И так далее.

Все совпадает. Это же наша Аннушка с Садовой!

3. Но как она спаслась? Это сложно. Нужно начать с того, что «Мастер и Маргарита» структурировано по «Фаусту» Гете. Фауст, это один из многих ключей к расшифровке романа.

К примеру, в главе «Явление героя» мастер дублирует поведение и описание Мефистофеля. А для особо талантливых прямо указывает на оперу Гуно.

Напомню про что Фауст. Там некий товарищ вступает в сделку с дьяволом, после чего молодеет и решает приударить за слишком молодой красавицей Маргаритой. Очень молодой. Он дарит ей подарки. Но мать мешает. Потом дает какие-то капли, чтобы усыпить ее мать и встречается с Маргаритой. В конечном итоге, она рожает незаконного ребенка, заклеймена позором, оставляет ребенка где-то в лесу. Ее арестовывают и утром собираются КАЗНИТЬ.

Фауст пытается ее спасти, но та сошла с ума, никуда бежать не хочет, просит спасти ребенка, потом протрезвевает, но отказывается бежать. В конечном итоге спасена Богом. Она же и спасает в конце Фауста (якобы).

Намек автора «Мастер и Маргариты» понятен. Один из будущих палачей царской семьи влюбляется в Марию и имитирует ее убийство (слишком легко ранит ее штыком). По всей видимости, он напоил не только одного из ключевых палачей, который во время казни почти вырубился, но и почти всех солдат. Параллельно вступил в сговор с неким Левием Матвеем, который рядом ждал условного сигнала.

4. Далее, как раньше и обещал, пройдусь по конкретным цитатам из романа, отыскивая нужные ссылки на Евангелие в поисках шифра.

Начну с главы 6 «Шизофрения, как и было сказано».

«— Сколько вам лет?
— Подите вы все от меня к чертям, в самом деле! — грубо закричал Иван и отвернулся.
— Почему же вы сердитесь? Разве я сказал вам что-нибудь неприятное?
— Мне ДВАДЦАТЬ ТРИ ГОДА, — возбужденно заговорил Иван, — и я ПОДАМ ЖАЛОБУ НА ВАС ВСЕХ».

Комментарий: Анастасия (перевод. как воскрешенная) появилась в психушке Берлина в 1920 году. Она не желала раскрывать свою личность. Первая версия о ней – Татьяна Романова, которая родилась в 1997 году. В суд Андерсон подала на всех значительно позже.

5. Далее идет повторная отсылка на Александра Чайковского, который помог Анне Андерсен сбежать из России. Сашка-Бездарность, это намек на то, что он не композитор.

«Иван Николаевич покосился недоверчиво, но все же пробурчал:
— Слава те господи! Нашелся наконец хоть один нормальный среди идиотов, из которых первый — балбес и бездарность Сашка!
— Кто этот САШКА-БЕЗДАРНОСТЬ? — осведомился врач.
— А вот он, Рюхин! — ответил Иван и ткнул грязным пальцем в направлении Рюхина.
Тот вспыхнул от негодования.
"Это он мне вместо спасибо! — горько подумал он, — за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!»

Следующий отрывок отсылает к притче о добром самаритянине из Евангелия от Луки. Который спас почти убитого разбойниками человека.

«Рюхин тяжело дышал, был красен и думал только об одном, что он отогрел у себя на груди змею, что он принял участие в том, кто оказался на поверку злобным врагом. И главное, и поделать ничего нельзя было: не ругаться же с душевнобольным?!».

6. «— А почему вас, собственно, доставили к нам? — спросил врач, внимательно выслушав обличения Бездомного.

— Да черт их возьми, олухов! СХВАТИЛИ, СВЯЗАЛИ КАКИМИ-ТО ТРЯПКАМИ И ПОВОЛОКЛИ В ГРУЗОВИКЕ!».

7. Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом» отсылает к истории с искушением Христа дьяволом в пустыне. Иван пытается покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна. Что он хочет этим доказать? Галочка. Получает завтрак с хлебом при помощи звонка и какого-то матового цилиндра, похожего по своим функциям на айфон. Затем вступает в диалог с профессором, который искушает его, как Христа, чтобы Иван доказал, что он сын Царя. Но Иван этого не делает. Поясню позже.

Пройдусь по этой главе более детально:

После ванной Ивану почему-то не выдают нижнее белье. Но выдают КАЛЬСОНЫ. Потом открывают ШКАФЧИК и предлагают выбрать что-то, от чего Иван В ШОКЕ.

«Вымытому Ивану Николаевичу тут же было выдано решительно всё, что необходимо мужчине после ванны: выглаженная рубашка, кальсоны, носки. Но этого мало: отворив дверь шкафика, женщина указала внутрь его и спросила:
— Что желаете надеть — халатик или пижамку?

Прикрепленный к новому жилищу насильственно, Иван едва руками не всплеснул от РАЗВЯЗАННОСТИ женщины и МОЛЧА ТКНУЛ ПАЛЬЦЕМ в пижаму из пунцовой байки».

Далее у будущей Анны Андресон выспрашивают все, что можно о ее прошлом. О родственниках, о дяде, о казни. Кстати, информация о ДЯДЕ Эрни Гессенском, его визите в Россию в 1916 году, тогда являлась государственной тайной.

«Полностью этого осуществить не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов. Намек на болезнь корью также имеется.

«И у Ивана ВЫСПРОСИЛИ РЕШИТЕЛЬНО ВСЕ НАСЧЕТ ЕГО ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ, вплоть до того, когда и как он болел СКАРЛАТИНОЙ, лет пятнадцать тому назад. Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в белом перешла к РАССПРОСАМИ О РОДСТВЕННИКАХ Ивана. Началась какая-то канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли венерическими болезнями, и все в таком же роде. В заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись.

Затем на помощь мужчине пришла ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА, и Ивана кололи, но не больно, чем-то в спину, рисовали у него ручкой молоточка КАКИЕ-ТО ЗНАКИ НА КОЖЕ груди, стучали молоточками по коленям, отчего ноги Ивана подпрыгивали, кололи палец и БРАЛИ из него КРОВЬ, кололи в локтевом сгибе, надевали на руки какие-то резиновые браслеты...

Иван только ГОРЬКО УСМЕХАЛСЯ про себя и размышлял о том, как все это глупо и странно получилось. Подумать только! Хотел предупредить всех об опасности, грозящей от неизвестного консультанта, собирался его изловить, а добился только того, что попал в какой-то таинственный кабинет затем, чтобы рассказывать всякую ЧУШЬ ПРО ДЯДЮ ФЕДОРА, пившего в Вологде запоем. Нестерпимо глупо!».

А вот и встреча с самим Стравинским, которая отсылает на искушение Христа дьяволом, где тот предлагает Христу поклониться ему взамен на власть над миром. Можно догадаться о ком идет речь, если покопаться в списке визитеров Анастасии.
«И он дождался его, и очень скоро после своего завтрака. Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами. ВСЯ СВИТА оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. "Как Понтий Пилат!" — подумалось Ивану.

Да, это был, несомненно, ГЛАВНЫЙ. Он сел на табурет, а все остались стоять.

— Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно.

— Вот, Александр Николаевич, — негромко сказал кто-то в опрятной бородке и подал главному кругом исписанный Иванов лист.

"ЦЕЛОЕ ДЕЛО СШИЛИ!" — подумал Иван. А главный привычными глазами пробежал лист, пробормотал: "Угу, угу..." И обменялся с окружающими несколькими фразами на малоизвестном языке.

"И по-латыни, КАК ПИЛАТ, ГОВОРИТ..." — печально подумал Иван. Тут одно слово заставило его ВЗДРОГНУТЬ, и это было слово "ШИЗОФРЕНИЯ" — увы, УЖЕ ВЧЕРА ПРОИЗНЕСЕННОЕ ПРОКЛЯТЫМ ИНОСТРАНЦЕМ на Патриарших прудах, а сегодня повторенное здесь профессором Стравинским.

"И ведь это знал!" — тревожно подумал Иван».

Пояснение: В своем диалоге Стравинский использовал некий условный знак, слово, который свидетельствовал об информированности о казни Царской семьи. По этому знаку было понятно, что раскрываться Ивану Бездомному не стоит.
А вот перемигивание профессора и Ивана Бездомного. Тот его еле заметно о чем-то предупреждает.

«Морща лицо, он, в свою очередь, спросил у Стравинского:

— Вы — профессор?

На это Стравинский ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО-ВЕЖЛИВО наклонил голову».

Вот еще одна часть истории Анны Андерсон:

«Возьмем ваш вчерашний день, — тут он повернулся, и ему немедленно подали иванов лист. — В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как знакомый Понтия Пилата (В ДАННОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ ПОД ПИЛАТОМ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ЦАРЬ НИКОЛАЙ 2), вы вчера произвели следующие действия, — тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана, — повесили на грудь иконку. Было?

— Сорвались с забора, повредили лицо? Так? Явились в ресторан с зажженной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна. Так? Спрашивается: возможно ли, действуя таким образом, кого-либо поймать или арестовать? И если вы человек нормальный, то вы сами ответите: никоим образом. Вы желаете уйти отсюда? Извольте-с. Но позвольте вас спросить, куда вы направитесь отсюда?».

«— Так. А что же вы скажете в милиции в первую очередь?
— Про Понтия Пилата, — ответил Иван Николаевич, и глаза его подернулись сумрачной дымкой.

— Ну, вот и славно! — воскликнул покоренный Стравинский и, обратившись к тому, что был с бородкой, приказал: — Федор Васильевич, выпишите, пожалуйста, гражданина Бездомного в город. Но эту комнату не занимать, постельное белье можно не менять. Через два часа гражданин Бездомный опять будет здесь. Ну что же, — обратился он к поэту, — УСПЕХА Я ВАМ ЖЕЛАТЬ НЕ БУДУ, ПОТОМУ ЧТО В УСПЕХ ЭТОТ НИ НА ЙОТУ НЕ ВЕРЮ. До скорого свидания! — и он встал, а свита его шевельнулась».

7. И наконец, самое главное. Далее Стравинский для тех, кто до сих пор в бронепоезде рассказывает про КАЛЬСОНЫ. Именно про кальсоны, хотя в клинике Иван Бездомный итак уже одет в КАЛЬСОНЫ. Дело в том, что роман «Мастер и Маргарита» очень часто отсылает нас к другим произведениям М.А.Булгакова, для поиска нужных шифров. История с кальсонами, которые из-за смешной путаницы, предложил выдать женщинами некий служащий, потерявший свой паспорт, детально описана в «Дьяволиаде». Это очень странный рассказ. Он рассказывает об огромной путанице, которая была вызвана двумя братьями близнецами с фамилией Кальсонер, а также непонятно откуда взявшимся ДВОЙНИКОМ ЭТОГО САМОГО СЛУЖАЩЕГО, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ ПАСПОРТ.

Вот слова Стравинского про кальсоны:

«— Главным образом Понтий Пилат. Но и КАЛЬСОНЫ также. Ведь казенное же белье мы с вас снимем и выдадим вам ваше одеяние. А доставлены вы были к нам в КАЛЬСОНАХ. А между тем на квартиру к себе вы заехать отнюдь не собирались, хоть я и НАМЕКНУЛ вам на это. Далее последует Пилат... И дело готово!».

Все правильно. Вместо настоящей Анны Андерсон вскоре подсунули какую-то другую Анну Андерсон, которая и внесла окончательную путаницу в это дело. Что касается истории с необходимостью поехать домой и взять свою одежду, то это отсылка к Евангелию, где сказано следующее (Мф., глава 24, 15-19).

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад ВЗЯТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!».

8. Вместе с тем доброжелатель Стравинский кое-что предлагает Аннушке.

«— Хорошо-с, но самому-то зачем же бегать? ИЗЛОЖИТЕ НА БУМАГЕ ВСЕ ВАШИ ПОДОЗРЕНИЯ и ОБВИНЕНИЯ ПРОТИВ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. Ничего нет проще, как переслать ваше заявление куда следует, и если, как вы полагаете, мы имеем дело с преступником, ВСЕ ЭТО ВЫЯСНИТСЯ ОЧЕНЬ СКОРО. Но только одно условие: не напрягайте головы и старайтесь поменьше думать о Понтии Пилате. Мало ли чего можно рассказать! НЕ ВСЕМУ НАДО ВЕРИТЬ».

У Ивана, конечно же, не сразу получилось изложить все на бумаге, как я покажу далее. Но, возможно, в недалеком будущем мы сможем прочитать этот рассказ.

Вот еще одно свидетельство дружественных и ТАЙНЫХ НАМЕРЕНИЙ Стравинского, которого я все же сам раскрывать не буду:

«— О нет, — уверенно возразил Стравинский, — ОН НИКУДА НЕ УЙДЕТ, РУЧАЮСЬ ВАМ (здесь уже под Пилатом, то есть верховным правителем, подразумевается Ленин). И помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? — ВДРУГ МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНО спросил Стравинский и завладел ОБЕИМИ РУКАМИ Ивана Николаевича. Взяв их в свои, ОН ДОЛГО, В УПОР ГЛЯДЯ В ГЛАЗА Ивану, повторял: — ВАМ ЗДЕСЬ ПОМОГУТ... Вы слышите меня?.. Вам здесь помогут... вам здесь помогут... Вы получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно. Вам здесь помогут...».

Теперь, на всякий случай возьмите фото Марии Романовой и Анны Андерсен и глядите в ГЛАЗА. Посмотрите еще раз на их ГЛАЗА.

9. В главе «Раздвоение Ивана» хорошо описано, как ВНАЧАЛЕ воспоминания Ивана о казни разбивали его память на мелкие листочки:

«Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные Иваном листки валялись на полу; их сдуло ветром, влетевшим в комнату перед началом грозы.

Попытки поэта сочинить заявление насчет страшного консультанта не привели ни к чему».

Пришлось лечить его укольчиками.

«Врач оказался прав. Вскоре заречный бор стал прежним. Он вырисовался до последнего дерева под небом, рассчистившимся до прежней полной голубизны, а река успокоилась. Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола, и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу, раскинувшуюся по небу».

10. Но не переживайте, Иван все же кое-что написал. Вот отрывок из главы «30. Пора!Пора!».

«Иванушка просветлел и сказал:

— Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял.

Мастер ВЗВОЛНОВАЛСЯ от этих слов и заговорил, присаживаясь на край Иванушкиной постели:

— А вот это хорошо, это хорошо. ВЫ О НЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАПИШИТЕ!

Иванушкины глаза вспыхнули.

— БеднЫЙ, беднЫЙ, — беззвучно зашептала Маргарита и наклонилась к постели.

— Какая красивая, — без зависти, но с грустью и с каким-то тихим умилением проговорил Иван, — вишь ты, как у вас все хорошо вышло. А вот у меня не так, — тут он подумал и задумчиво прибавил: — А впрочем, может быть, и так...

— Так, так, — прошептала Маргарита и совсем склонилась к лежащему, — вот я ВАС поцелую в лоб, и все у ВАС будет так, как надо... В этом вы уж мне поверьте, Я ВСЕ УЖЕ ВИДЕЛА, ВСЕ ЗНАЮ».

11. К моменту расследования и суда Анне Андерсон уже были безразличны его результаты. А может быть это уже была и не Аннушка… Вот отрывок из главы 27 «Конец квартиры №50».

«Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы, и в комнату вошел молодой, круглолицый, спокойный и мягкий в обращении человек, совсем НЕПОХОЖИЙ НА СЛЕДОВАТЕЛЯ, и тем не менее один из лучших следователей Москвы. Он увидел лежащего на кровати, побледневшего и осунувшегося молодого человека, с глазами, в которых читалось ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА к происходящему вокруг, с глазами, то обращающимися куда-то вдаль, поверх окружающего, то внутрь самого молодого человека.

О, как торжествовал бы Иван, если бы следователь явился к нему пораньше, хотя бы, скажем, в ночь на четверг, когда Иван буйно и страстно добивался того, чтобы выслушали его рассказ о Патриарших прудах. Теперь сбылось его мечтание помочь поймать консультанта, ему не нужно было ни за кем уже бегать, к нему самому пришли именно затем, чтобы выслушать его повесть о том, ЧТО ПРОИЗОШЛО В СРЕДУ ВЕЧЕРОМ».

Пояснение. Царская семья была казнена в среду вечером.

«Но, увы, Иванушка СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛСЯ за то время, что прошло с момента гибели Берлиоза. Он был готов охотно и вежливо отвечать на все вопросы следователя, но равнодушие чувствовалось и во взгляде Ивана, и в его интонациях. Поэта больше не трогала судьба Берлиоза».