Рыбзавод

Юрий Сенин 2
В последнее время в голову приходят вопросы, на которые у меня нет ответов.
Например, почему в Союзе практически не было межнациональной розни? Если не считать тлеющих остатков вековых конфликтов, и может быть отношения к евреям, но тут я не могу что-то особенное сообщить, в науке тогда на мой взгляд ничего этакого не было. Да и очень большая часть крупных ученых были евреи, всеми уважаемые люди с кучей привилегий. Половина моих преподавателей были евреи, и это были лучшие преподаватели. Знаю, что в некоторые вузы путь евреям был заказан, но они все-равно попадали как-то и учились. И еще, мне недавно сделали замечание об анекдотах про чукчей, но это сущая ерунда, это же художественный образ. Была масса анекдотов о Василии Иваныче и Петьке, о Брежневе с его любовью к поцелуям, а обычные: «Однажды немец, француз и русский решили…». Еще было Армянское радио. Во всём этом не было ни грамма национальной розни, так вот, каким образом удавалось держать в узде национализм? Возможно, это частично можно объяснить марксистской идеологией: все люди братья, и т.д. Если тебе это вколачивают с пелёнок, да еще «Миру – мир», это сказывается, а лозунг этот я видел примерно так же часто, как «Слава КПСС!»
    Однажды мы отдыхали недалеко от Пицунды, были там так называемые «Ущелья», так вот в третьем ущелье был пансионат от завода, где работал отец, вот им с матерью и выдали бесплатные путевки. Кстати, в том же ущелье был лагерь от МГУ. Они взяли с собой Ритку, так что месяц она купалась в Черном море, а потом приехали мы с женой, срок путевки закончился, и мы проводили отца с матерью, а сами обошли со стороны моря отроги гор и пошли в сторону Пицунды. Дальше, пару остановок проехали на рейсовом автобусе, обосновались на пляже, а я пошел искать жилье. На пляже публика была разночинная, те, кто побогаче, или по путевкам, жили в комплексе, в Пицунде, а здесь – полностью неорганизованные отдыхающие, пиво разносили тётеньки, у них же можно было взять топчан на прокат, в нескольких местах играли кассетники с Высоцким. В домах всё было дорого и грязно, тогда я зашел в дом по приличней, уже в ущелье (другом), цены были для меня невообразимо высокими. Но хозяин рассказал мне ситуацию: здесь так, ближайшие к морю дома – самые дорогие, пойдешь вверх по ущелью – чем дальше от моря, тем дешевле. Мы перекусили в столовке рядом с автобусной остановкой «Рыбзавод», есть здесь было невозможно, но Ритке купили мороженное, и она была счастлива.
       Пошли вверх по ущелью, спрашивая цены. Они действительно снижались, а природа значительно изменилась, небольшую речку окружали исполинские деревья, в том числе пирамидальные тополя. Наконец уровень цен достиг нужных пяти рублей на всех, включая стол. Я зашел в следующий дом на всякий случай, хозяин был пожилой армянин. Говорит - 10 рублей. Почему, спрашиваю, дороже, чем у соседа? Объясни. Просто, говорит, у меня за столом вино бесплатное, и пей сколько хочешь. На вот, попробуй. Вино было домашнее, Изабелла. Пришлось согласиться.
    Комната просторная, окнами на море, вид чудесный, потому, что с горы, а на море дойдём, минут 15 пёхом. Вечером за столом была семья хозяина и жильцы: пара из Латвии, некая старушенция в очень ярких одеждах, толстый грузин в шляпе как у Утесова в «Весёлых ребятах», и еще 2-3 мужика из соседних домов, которые здесь столовались. Дети хозяина были шумные, лепетали то по-армянски, то по-русски. Мужики были молчаливые, я не понял, на каком языке они говорят.
    В первую ночь была гроза, такой грозы я в жизни не видел. Молния попала в электроподстанцию в 50 метрах от дома, но уже до обеда всё починили. Всё остальное шло себе мирным потоком: погода стояла хорошая, небо чистое, море тёплое. Мы ходили на моде дважды в день, утром и вечером. Вечерами сидели подолгу за столом, обычно я оставался с хозяином и пили его Изабеллу, говорили о всякой белиберде, включая политику, ну что это были за разговоры о политике! Так, всем всё просто надоело, был Афган, а я тогда только из армии пришёл, в общем, страна жила по инерции. В один из таких вечеров поговорили о соседях, которые живут вокруг, в основном армяне, грузины, есть русские и украинцы, абхазов совсем мало, он их называл «абхазцы» или «абхазк». Я спросил, как же они уживаются? Да живем как-то.
     И вот однажды произошло у нас неприятное: У жены не снялось кольцо, она попробовала снять сама, и палец начал пухнуть. Я, когда увидел, ахнул. У меня в жизни был похожий случай, и я знал, что это может быть опасным. Хозяйка попробовала снять кольцо в мыльной воде, хозяин сказал, что у Заура мастерская недалеко, можно к нему сходить. Пошли в мастерскую, там Заур посмотрел на палец, говорит: попробую его распилить. У него был примитивный токарный станок, очень похожий на швейную машинку Зингер. Минут десять он с разных концов пытался распилить, но жена не могла терпеть горячего металла. Тогда Юрис сказал, что нужно её в больницу отвезти, и немедленно. Юрис был из Риги, жена у него была русская, тоже рижанка, всегда был очень рассудительным, я подумал, блин, про врачей даже мысли в голову не пришло. Машина была у хозяина, он был под мухой уже, но сказал, что старший сын сможет отвезти. Старший сын был просто ушастый мальчишка, и прав у него не было, но рассуждать особенно не приходилось. Уселись в белую Волгу, хозяин всех ругал по-армянски, но выехали быстро. В Пицунде он знал всё, где больница, и как проехать, но вдруг он шмякнул себя по лбу и сказал сыну, куда ехать, оказывается по дороге жил его друг грузин, очень какой-то знающий человек, он говорит может помочь, и всех врачей здесь знает. Ну раз по дороге, валяй, говорю. А палец между тем стал огромным и фиолетовым. Не помню, как звали того грузина, сказал два раза Ваххх, и еще «сейчас попробуем». Зашли в дом, это была веранда, что-то среднее между кухней и мастерской. Подошли к умывальнику, он взял ножницы по железу, и чик, мгновенно разрезал кольцо. Жена ополоснула руки и благодарила очень радостно, но из последних сил. Сели за стол и мгновенно выпили по полстакана чачи, жена ничего пить не стала. У меня как будто камень свалился с души. Грузин дал жене таблетку, сказал, чтобы выпила и ложилась спать, когда приедет. По дороге хозяин рассказал, что грузин этот был врачом, долго практиковал, но сделал какую-то ошибку и поселился после этого в Пицунде, и что он его знает всю свою жизнь.
     Вечером жена заснула, Ритка побегала с девчонками и тоже пошла спать, а мы с хозяином долго пили чачу и размышляли о превратностях судьбы. Вдруг он мне говорит, что так и думал про Заура, тёмный и грязный человек. Начал рассказывать про абхазов и адыгейцев, в основном – всякую ерунду, что у них вши до сих пор бывают и что они слово не держат. Это конечно наносное, но что-то такое бродило и тогда. Мы конечно здорово с ним набрались, в конце он говорит, что цена – 5 руб., а не 10, что это он пошутил. Что же касается абхазов, то волею судеб, у меня значительно позже был знакомый-абхаз, который перебрался с семьей в Москву, но в Абхазии от был главой одного из тейпов, или кланов, по его словам, у них их 17 (о 14 можно посмотреть в любом источнике об абхазах). Это я не могу подтвердить, но абхазы древняя нация, смесь автохтонных племен и малоазийских пришельцев, давших группе свой язык (превалирующая версия этногенеза). Было в истории и царство Абхазия, включающее нынешнюю Абхазию и часть нынешней Грузии, и Абхазское княжество, почти полностью независимое государство, правящая династия -  князья Чачба. Откуда у них там негры появились – большой вопрос, и не для этой публикации.
     Что же не так сейчас произошла между русскими и украинцами, именно в национальном отношении? Неонацисты и бандеровцы у власти – это для наших бабушек, но рознь росла, причем со стороны украинцев значительно глубже и быстрее, и еще до 14-го года уже пошло: эти клятые москали и т.д. Кто-то мне напомнил здесь о случае примерно в 12-м году, когда я вытряхнул из куртки некоего шкета у метро Юго-Западная, а на куртке было красиво вышито по-украински, типа, Спасибо Господу Богу, что я не родился москалем. А потом эти скачки: «кто не скачет – тот москаль». Я не знаю, чем объяснить такую ненависть и злобу, которая началась еще до Крыма, но какие-то причины есть. Теперь, когда всё изменилось кардинально, я все-равно против коллективной ответственности и русофобии, которая охватила мир. Только что видел пост уроженки Тамбова, типа, неужели Чехов мог родиться в этой стране? И, наконец, призыв мэра Днепра (Днепропетровска) Бориса Филатова убивать русских по всему миру: «Теперь у нас есть полное моральное право, спокойно и с совершенно незамутнённым разумом, убивать этих нелюдей уже по всему миру, неограниченное количество времени и в максимально больших количествах». (Цитата из его фб-эккаунта). Вот и весь суд, и следствие.

     Национализм – это одна из самых позорных идеологий нашего времени, когда единственным признаком твоего превосходства является национальная принадлежность. Украинцы теперь, включая русскоязычных, представляют полноценную нацию, сплоченную вокруг президента. Вот пока что результаты российских действий на Украине, а еще убитые, раненные, беженцы, стертые города и разрушенная промышленность. И теперь взаимная рознь – на десятилетия, может только внуки придут в себя от этого угара, и поймут, где причина этого кошмара, и начнут жить как люди, но ни о каком братстве теперь и речи быть не может.

Отец с соседом по номеру отдыхает недалеко от Пицунды. Примерно 1983 год.
6.4.2022