Николас Мас... Золотой век голландской живописи

Алексей Гончаров2
Женщина ощипывающая утку" Николас Мас.

Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Известными представителями голландской живописи того времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер, Паулюс Бор, Ян Ливенс, Якоб Дук, Николас Мас и другие.

Живопись золотого века оказала влияние на многих художников от XVII века до современности. Она также служит источником вдохновения для писателей (от Марселя Пруста до Донны Тартт ) и фотографов различных направлений (от реалиста Билла Гекаса до сюрреалистки Эллен Коой). Голландская живопись широко представлена в музейных собраниях мира, на арт-рынке и в частных коллекциях, является популярным объектом частного коллекционирования.

Николас Мас (нидерл.Nicolaes Maes, крещён в январе 1634, Дордрехт — похоронен 24 ноября1693, Амстердам) — голландский художник, знаменитый своими портретами и жанровыми сценами, один из последних представителей Золотого века голландской живописи. Будучи учеником Рембрандта в Амстердаме, вернулся к работе в своём родном городе Дордрехте на 20 лет. В конце своей карьеры возвратился в Амстердам, где стал ведущим художником-портретистом своего времени. Мас внёс свой вклад в развитие жанровой живописи в Нидерландах и был самым выдающимся портретистом, работавшим в Амстердаме последние три десятилетия XVII века.
Этого голландского художника семнадцатого века называют выдающимся мастером портрета и жанровых сцен, одним из последних представителей Золотого века голландской живописи.

Художник Николас Мас (Nicolaes Maes) родился в 1634 году в голландском городе Дордрехте, в семье богатого купца Геррита Маса. Первые уроки живописи получил в родном городе, а затем, в 1648 году, переехал в Амстердам, где поступил учеником в мастерскую Рембрандта. Был учеником великого художника пять лет, а в 1853 году вернулся в Дордрехт и открыл собственную мастерскую.

В Дордрехте он пишет свои самые знаменитые произведения: "Старухи за прялкой" (Амстердам, Гос.музей), "Старая женщина за молитвой"(или "Молитва перед едой", Париж, Лувр), "Девушка у окна" (Амстердам, Гос. музей), "Ребёнок в колыбели" (Лондон, Нац. гал.), "Чистящая овощи" (1655, там же),"Счастье ребёнка" (Толедо,  Огайо Музей искусства). Можно отметить также такие работы,  как "Юнона" (1657, бывшее собрание Сикс), "Ленивая служанка" (Лондон, Нац. гал.), "Любопытная служанка" (1656, Лондон, собрание Уоллес), "Слушающая" (Дордрехт, музей), которые свидетельствуют о замечательном вкусе к спокойным интерьерам и перспективам, напоминающим Делфтскую школу. Вероятнее всего, Мас был знаком с делфтекими мастерами, в частности с Карелом Фабрициусом.

В первые годы своей карьеры Николас Мас написал несколько библейских и мифологических сцен. К ним относится картина «Придут ко Мне маленькие дети» (1652/3, Лондон, Национальная галерея), «Вертумн и Помона» (Национальная галерея Ирландии, Дублин) и «Самарийская женщина у колодца» (ок. 1653, коллекция Рассела, Амстердам). Библейские композиции Маса явно обязаны моделям его мастера Рембрандта, но в то же время они показывают, что Николас был способен интерпретировать Библию и иконографические прецеденты оригинальным способом. Например, в «увольнении Агари и Измаила» (1653 г.Метрополитен-музей , Нью-Йорк) Мас изображает Авраама, изгоняющего служанку Агарь вместе с их сыном Измаилом.

Агарь— египтянка, рабыня, служанка Сарры во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила. Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, подрос, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама.
Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтяне (по его имени) и агаряне (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.
В арабской литературе сохранилось много легенд об Агарь, в живописи сцена изгнания Агарь и Измаила из дома Авраама многократно воспроизведена художниками всех времён.

В  ранний период творчества Николас Мас показал себя как один из самых изобретательных художников-жанристов в Голландской республике. Он ввёл новые темы и изобрел беспрецедентно выразительные позы, жесты и мимики. Мас писал разные жанровые сцены, происходящие на пороге дома (например, «мальчик, получающий милостыню от пожилого мужчины», 1656, Монреальский музей изящных искусств), и другие произведения, восхваляющие достоинства хорошего воспитания.

Пик творчества Николаса Маса пришёлся на 1655 – 1665 годы, когда художник писал в основном жанровые сценки с проходными комнатами и окнами. В последующем этот творческий приём был принят художниками дельфской школы, в частности Яном Вермеером и Питером де Хохом, для которым интерьер с боковым светом из окна стал основным мотивом в творчестве.

Между 1665 и 1667 годом Мас посетил Антверпен и, возможно, даже некоторое время жил там. Затем он вернулся в Дордрехт, а в 1673 году переехал в Амстердам, где и жил до самой смерти. В 1660-е годы он отошёл от стиля Рембрандта и начал писать портреты в ярких тонах, ближе к стилю ван Дейка, имевшие большой успех.

Пребывание в 1660  в Антверпене привносит в его творчество фламандские черты (Ван Дейк), а также французские, проявившиеся в барочной театральности и аристократизма характерные для Нетшера, Мириса, Хелета, Тенгела в портретном жанре, Калфа, Бейерена, Веникса в натюрморте и Лересса, Карела де Мора в исторической живописи. Фоны картин Маса оживлены динамичными драпировками или открываются в похожий на сон пейзаж; персонажи изображены в горделиво-надменных позах; более холодный свет освещает волосы и складки одежды, тщательно подобраны драгоценные оттенки, особенно розовато-лиловые, оранжевые, гранатово-коричневые.

В работах Маса часто встречаются монограммы, как, например, кот, крадущий еду женщины. пока она молится перед ужином.
Если античные мастера с гордостью изображали своё имя на произведениях искусства, то в эпоху Средневековья выставлять себя создателем скульптуры или картины считалось предосудительным. Да и не было в этом большого смысла, поскольку мастер, родившийся и творивший в каком-либо городе, проводил в нем, как правило, всю свою жизнь, был известен и без указания своего имени на созданных им произведениях искусства. К тому же, заказчиком в те времена выступала церковь, а она такое «самолюбование» не приветствовала.

Николас Мас имел множество заказов; его картины представлены во французских музеях - в Нанси, Тулузе, Бордо ("Женский портрет", 1680), Ренне, Суассоне, Лилле, Париже (Лувр и собрание Крой), а также в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее изобразительных, искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Художник умер в Амстердаме в ноябре 1693 года.


       @