По конкурсу Крылатая фраза-2

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/01/24/1893 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/04/10/1924 - Итоги конкурса

Завершилась вторая часть учебной конкурсной серии "Крылатые фразы", посвященная использованию в текстах стихов цитат из литературных произведений известных писателей и поэтов, которые со временем стали фразеологизмами русского языка - устоявшимися фразами, получившими со временем дополнительный - ПЕРЕНОСНЫЙ смысл. В этой части конкурсной серии участники предлагали свои стихи, содержащие цитаты из басен А.И. Крылова. Их примерный перечень я дала в конкурсном задании:
 
1. Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)
2. Из дальних странствий возвратясь («Лжец»)
3. Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)
4. Ужимки и прыжки («Зеркало и Обезьяна»)
5. Уж сколько раз твердили миру («Ворона и Лисица»)
6. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)
7. Кто в лес, кто по дрова («Музыканты»)
8. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
9. Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь»
10. Медвежья услуга («Пустынник и медведь»)
11. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)
12. У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок»)
13. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
14. Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
15. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
16. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют («Вороненок»)
17. Вертеться как белка в колесе («Белка»)
18. Мартышкин труд («Обезьяна»)
19. И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
20. Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)
21. А Васька слушает да ест («Кот и повар»)
22. В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
23. Отколе, умная, бредешь ты голова? («Лисица и Осел»)
24. А ларчик просто открывался («Ларчик»)
25. Слона-то я и не приметил («Любопытный»)

и др.

В данной серии все члены жюри ТМА в порядке исключения могли участвовать в конкурсе на общих основаниях, потому что многие из них принимали участие на 1 этапе конкурса, когда ограничений на участие членов Жюри в конкурсах ТМА еще не было.

Я планировала организовать еще и третью часть данной конкурсной серии - по крылатым фразам А.С.Грибоедова и даже уже подготовила подборку этих фраз, но поскольку на 2-й этап конкурса прием шел почти два месяца, я решила пока не проводить 3 этап.

Многим судьям поданные на 2 этап произведения показались слабыми - большинство отобрало только минимально допустимое (8!) число произведений в свой шорт лист, а первое и второе места некоторые судьи вообще не использовали. На мой взгляд, тема конкурса была хотя и трудной, но еще и очень полезной для расширения нашего литературного кругозора. Русский язык без хорошего знания фразеологизмов, пришедших от русских писателей классиков, беден, без их использования в речи он многое теряет.

Почти все поданные на конкурс стихи были кем-то отобраны - разброс судейских предпочтений в этот раз оказался в этот раз очень большим. Часть отобранных судьями стихов я покажу вам в этой статье, обращая ваше внимание не столько на ошибки написания, сколько на разнообразие способов использования крылатых фраз в тексте. Предлагаю всем вместе подумать, насколько эти фразы оказались там нужными, помогают ли они содержанию или не сыграли  в тексте особой роли. А главное - с удовольствием почитаем стихи наших авторов, произведения, написанные в разных жанрах, с разном стилем речи и с разным содержанием. Заглавными буквами я выделила в текстах стихов фразеологизмы из А.И.Крылова.

Поехали!

2. ЧУ, СЛЫШИШЬ? ВИТА ОСЕННЯЯ   

Напрасна сласть в пустых словах.
УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ,
Что вкус у правды горьковат,
И лик её совсем не милый.

Бывает, дробью рифмоплёт
Стреляет походя — бесцельно,
Надеясь — рейтинг бог пошлёт,
И ждёт взаимных слов елейных.

Нет смысла, музыки в стихах,
Но коль «творят» друзья-подружки,
КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА
ЗА ТО, ЧТО ХВАЛИТ ОН КУКУШКУ.

А муза, истине служа,
Заглянет полночью к поэту —
Ей для творца души не жаль.
Чу! Слышишь? — Дышит рядом где-то…

Но нет… Другому отдана —
Вернулась в пушкинские дали…
Поэту-гению верна
С ним обручённая Наталья.

Написано легким, ироничным языком с привлечением сразу нескольких литературных цитат, как из Крылова, так и с аллюзиями на строки А.С.Пушкина. На мой взгляд, не все предложения в тексте идеальны по выбору слов и их сочетанию друг с другом, например: "ЛИК её СОВСЕМ НЕ МИЛЫЙ", "РЕЙТИНГ БОГ пошлёт", "ждёт ВЗАИМНЫХ СЛОВ", но возможно, это только на мой слух. А в целом - хорошая работа.

3. КОГДА СЪЕДАЕТ СУЕТА. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН   

Когда съедает суета
остатки времени свободного
и слишком дорого обходится
зажавших рамок теснота.
КРУТЯСЬ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ,
терзает дежавю грядущего,
и хочется  уже  присесть
иль выскочить за рамки сущего...

Увидев эфемерность тем,
навязанных  текущим мнением,
среди подмножества проблем
найти достойное решение.
И, выскочив из тех сетей,
понять, что, в общем, их и не было,
что сами создали предел
своим возможностям от трепета:
а если вдруг, а как бы что...
Пропитанные заморочками,
воздвигли мысленный застой...
Уж лучше двигаться дорогами,
где с каждым шагом новизна.
Дорогами пускай с изломами,
но каждой есть своя цена.
И, лишь пройдя, найдёшь искомое.

По содержанию неплохо - интересный ход мысли, да и фразеологизм вставлен к месту. С рифмовкой строк я запуталась - то ли это астрофические стихи, то ли вообще не всем строкам подобрана пара по рифме (не стала тратить время на тщательный анализ структуры текста), но звучит стихотворение трудно. Синтаксис фраз тоже оставляет желать лучшего: частый обрыв фраз. "Когда съедает суета остатки времени свободного и слишком дорого обходится зажавших рамок теснота." (Уже стоит точка в конце предложения, а мы так и не поняли, что же происходит тогда, КОГДА). Или: "Дорогами пускай с изломами, но каждой есть своя цена". И так далее... Говорить такими обрывками фраз можно, понять сказанное - тоже можно, но письменная авторская речь (а не прямая речь персонажа) в стихах все же просит бОльшей законченности построения отдельных предложений.

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. БАСНЯ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА 

Я не знаю точно где, но вроде,
Под пенёчком, где-то в огороде,
Жили – были Ёжик и Ежиха.
Жили смирно. В общем, даже тихо.
Жизнь Ежу такая надоела
И решил своё открыть он дело.
Ёж решил, что часовщик он, мастер.
Взял картонку, красочный фломастер,
Написал, развесил объявленья,
И в делах стал ожидать везенья.
На Ежиху все дела повесил.
Сам же был доволен он и весел,
Что Ежиха делом управляет
И дела текущие решает.
Но  Ежу опять ужасно скучно.
Он подумал - не гораздо ль лучше
Транспорт продавать мне в огороде,
Ведь он спросом пользуется, вроде.
А Ежиха снова под рукою.
Был доволен Ёж женой такою -
Он по барам пиво распивает,
А она делами заправляет.
А потом, в день встреч и презентаций,
Нагло стал с Полёвкой появляться.
Не снесла обиды той Ежиха
И ушла. Без крика. Очень тихо.
Ну, а Ёж? Он начал пить безбожно,
И дела забросил невозможно.
В басне сей о чем сказать хотела?
- Коль берешься за большое дело,
Будь всегда с холодной головою,
Не забудь, кто рядом был с тобою,
Ведь они когда-нибудь поймут,
Что «тащить» тебя – «МАРТЫШКИН ТРУД».

Басня - это жанр повышенный трудности. Здесь есть и сюжет, и мораль, что уже хорошо. Хотя для уровня басни не дотягивает: многовато пересказа(а не картин событий) и авторских разъяснений типа: "В басне сей о чем сказать хотела?". Много  глаголов действия в конце строк, и очень  повторов значащих слов: " И РЕШИЛ своё открыть он дело. Ёж РЕШИЛ", 7 раз использовано слово "дело". Есть и много слабых рифм (объявленья-везенья, управляет-решает, распивает-заправляет...) Есть и неудачный выбор слов: "красочный фломастер", "транспорт продавать мне в огороде", "дела забросил невозможно"). Возможно, все эти мои придирки - мелкие, вполне можно на них закрыть глаза, но лучше не закрывать: басня такой жанр, где каждое слово должно быть выверено до предела!

6. КОРОБОК. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Ростом вовсе я не вышел,
Хоть и все твердят: "В отца".
В нашем классе средь мальчишек
Самый первый я с конца.

С баскетболом - невезенье,
Только я пришел на корт,
Отказали: "К сожаленью,
Гулливеров это спорт".

Фильм недавно показали
Про волшебный коробок,
Он у дворника в подвале,
Был упрятан под замОк.

Спичку вытащишь оттуда,
Разломаешь пополам,
И твое желанье чудом
Исполняется - та-дам!

Как-то свет погас в прихожей,
Побежал за коробком.
"Может он волшебный тоже?" -
Мне подумалось мельком.

Спичку взял оттуда шустро,
"Может, фильм не ерунда!"
Разломил на части с хрустом,
Стать высоким загадал.

Отвезли меня на море
К деду в южный городок,
Там я плавал, бегал вволю
И забыл про коробок.

Снова школа! Как все дети
На линейке встал я в ряд.
С удивлением заметил,
Перерос других ребят.

ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ -
Был волшебным коробок!
Жаль, он где-то потерялся,
Загадать бы столько мог.

Уровень сложности ниже, но качество стихов достаточное. Нравится легкий и ясный стиль письма - живого рассказа, где фразеологизм из Крылова лег в текст очень удачно - к месту. Радует правильный язык стихов и четкий синтаксис предложений.

7. КУКУШКА ХВАЛИТ... АНАТОЛИЙ СЕМКИН

КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА
ЗА ТО, ЧТО ХВАЛИТ ОН...
Понятно...
На сайт бросаю два стиха
И жду рецензии приятной.

Перед экраном, как завлит,
Сижу, процеживаю строчки,
Ищу: кого бы похвалить
Хотя б за правильные точки.

Вот это стих! Высокий стиль!
Я знаю этого поэта.
Два раза я его постИл
И оставался без ответа.

Пропустим. Хоть он и хорош
И здесь талант такой не часто,
Но для общения не гож.
А я хожу сюда общаться.

Вот этой даме напишу.
Уж очень мил стишок про розы.
Пришлет в ответ, как петушку,
Пространной одой дивный отзыв.

...Стихи - наркотики сильней,
Чем ЛСД и сигарета.
Какие россыпи теней!
Игра причудливая света!

И красота - не на холсте.
Пейзажи, образы - словами.
А удивительный распев
Скрепляют рифмы узелками.

Люблю хорошие стишки…
Шутил… Но вам скажу на ушко:
Мы все немножко ПЕТУШКИ,
И малость самую, КУКУШКИ.

Стихи решены в жанре "шуточные" или "иронические", для которых допустим именно такой - близкий к разговорному стиль речи. Здесь в начале текста вставлена буквальная цитата из крыловской басни, а потом она подкреплена авторским сюжетом (легко, остроумно). Самая большая удача в концовке: туда автор вставляет аллюзию на басню - не цитирует, а именует ее персонажей (" Мы все немножко ПЕТУШКИ, и малость самую, КУКУШКИ"), которые сразу наполняются переносным смыслом, становятся не цитатой, а фразеологизмом. На мой взгляд, очень удачная работа!

8. БРОСАЕТ ВЫЗОВ СЛАВНЫЙ РОСС... ИРИНА ГУБАНОВА

Бросает вызов славный росс волнующе и гордо,
С колен встаёт и в полный рост идёт навстречу ордам.
В ответ кричат: "Ату его!", взахлёб бранят, грозят,
И с рыльца поцелуйного стекает жгучий яд.

Смердит туманный Альбион, окутан смогом злобы,
Привычно воет в унисон ватага русофобов.
"Пся крев",- шипит "кичливый лях", загрыз бы - ЗУБ НЕЙМЁТ.
В среде напыщенных кривляк смятение, разброд.

Дряхлеет Лев, ослаб Орлан, в раздумье гансы-фрицы,
Затих Петух, его в капкан загнали, не отбиться.
Безумьем  жмудь распалена, грызёт, не зная сна -
"АЙ, МОСЬКА! ЗНАТЬ, ОНА СИЛЬНА, ЧТО ЛАЕТ НА СЛОНА."

СМЕШНЫ УЖИМКИ И ПРЫЖКИ стареющей Европы,
Уступишь - выпустят кишки под сладкий, лживый шёпот.
Напрасный риск, МАРТЫШКИН ТРУД стелиться перед тем,
Кто так бесстыдно вскинул кнут, а к просьбам глух и нем.

Настало время, в полный рост, не прогибая стана,
Шагай, Россия, славный росс. Полают да отстанут*
Табаки, Львы, прижмём им хвост, пусть время суд свершит.
За русский мир поднимем тост, за верный братский щит!
-----------
Авторские пояснения к стихам:
-"кичливый лях" - отсыл к строке А.С Пушкина "Кто устоит в неравном споре: кичливый лях, иль верный росс?"("Клеветникам России")
-дряхлеет Лев (лев - традиционный символ Англии);
-ослаб Орлан (орлан белоголовый - символ США);
-затих Петух ( галльский петух — символ Франции);
-жмудь (словом "жмудь" ранее называли литовцев)
-гансы-фрицы (так в России называли немцев)   

Еще один жанр написания - политический памфлет с обращением к историческим событиям, в который удачно, на мой взгляд, вставлены крылатые фразы-фразеологизмы из басен А.И.Крылова. Все они понимаются не в буквальном, а в переносном смысле и полностью понятны современному читателю. Достойная работа!

9.  А УЧИТ... КТО? ДАРЬЯ МИХАИЛОВНА МАЙСКАЯ      

- Я стар... я сед! Я много миль прошёл...
Однажды на спине нёс множество томов!
Я столько видел, - думает Осёл,-
Могу и поучить отпетых дураков.
Да что ж такие вы? Что за народ?
Кричать - "кукареку", "гав-гав", а то "у-а"!..
Ведь сказано про ваш неверный ход:
"Запели молодцы КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА",
Я вам пример! Смотрите на меня!
Вам не кричать, вам петь мои слова-
Они для вас защита и броня:
И-а! И-а! И-а! И-ааа!!!
          ***
Мораль проста и каждый без труда её найдёт.
А вдруг обидится Осёл? Да нет, он не поймёт...

Еще одна басня, но написана она более профессионально, чем предыдущая. Автор сразу погружает нас в сюжет, не влезая в диалоги персонажей, он не пересказывает, а изображает! Кроме того, басня написана вольным стихом, который характерен для классической басни. Крылатую фразу здесь произносит персонаж басни - Осел, точнее даже не произносит, а цитирует ("Ведь сказано про ваш неверный ход -"Запели молодцы кто в лес, кто по дрова"). Вот вам пример еще одного оригинального использования крылатой фразы в тексте стихов!

10.   ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ. ГАЛА ГАЛКА

Пейзаж с берёзками, знакомый
Скользнул в окне, лаская глаз.
Вздыхаю облегчённо: "Дома",-
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ.

А здесь зима гостит с размахом,
По-царски дарит серебро.
Щебечет точка в небе птахой,
Дрожит от радости нутро.

Иду и радуюсь покоем,
Хрустальной чистотой окрест.
О, Боже, счастье-то какое –
Вернуться в плен родимых мест!

Волнует говор у колодца
И скрип дороги под ногой.
Мне чувств не скрыть, слеза сорвётся,
Когда увижу дом родной.

Вдруг стала, кажется, дороже
Деревня с русской простотой.
Где «здрасьте» – норма для прохожих,
Дверь без замка в избе любой.

Где жизнь людей, как на ладони,
Не утаить от глаз секрет.
Судьба, прошу будь благосклонней,
Не дай глубинке умереть.

Еще один пример использования крылатой фразы: она вписана в текст лирического стихотворения - в задушевный рассказ о русской деревне, о жизни в глубинке.  Крылатую фразу произносит в стихах автор, здесь она является цитатой и используется в прямом смысле. Что тоже возможно.

11. БЕЗ ТРУДА... НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА 

Как много тех, кто верит в чудо:
Достичь богатства без труда.
Мечтать и верить! Чем же худо,
Чтоб торба полнилась сама?

Да только в жизни всё иначе:
Лишь в сказке, лежа на печи,
Возможно мигом стать богаче,
От счастья получить ключи...

Мечтая о большом доходе,
С народной мудростью дружи:
«БЕРИСЬ ЗА ТО, К ЧЕМУ ТЫ СРОДЕН»,
И тем достаток свой верши.

Учись упорно, терпеливо,
Торить своим желаньям путь.
Отбрось подальше нерадивость,
А там, глядишь, и станут льнуть

К тебе удача и богатство,
И станет полной чашей дом,
Коль будет чтится святобратство
Труда с умом при всём при том.

Совсем другая форма подачи содержания: наставления и советы. Здесь нам не показывают ситуацию, которая побудила бы нас самим вывести мораль, а сразу объясняют, как нужно правильно поступать: "Мечтая о большом доходе, с народной мудростью дружи: «берись за то, к чему ты сроден», и тем достаток свой верши" и т.п.. Автор использует фразу Крылова, как цитату - он не случайно помещает ее в тексте в кавычки! Она работает не как фразеологизм, а только как поддерживающая авторскую мысль ссылка на авторитетный источник. Способ изложения сюжета - на любителя.  Написано чистенько, разве что неологизм "святобратство" меня напряг немного. Нужно ли было изобретение нового слова?

12. БЕЗ НАЗВАНИЯ. ВЛАДИМИР ИЛЮШЕНКО   
 
День изо дня к вершинам скал,
Свидетельствует миф,               
Каменья тяжкие таскал         
Измученный Сизиф.               

Наказан он за тяжкий грех,   
За норов плутовской.               
И знать не мог несчастный грек -               
Он не один такой,

И миллионы дураков,
Разбив в азарте лоб
(и не по прихоти богов),
Себя загонят в гроб,

Что будут камни вверх одни   
Таскать, другие вниз…   
И будет целью их возни -   
Построить коммунизм.
               
А чтоб под это подвести
Идейный пьедестал,      
Из Маркса будут чушь нести      
Про труд и капитал…               

А вот Иван бы наш Крылов
Мудрить не стал бы тут,
И это всё без лишних слов
Назвал: МАРТЫШКИН ТРУД.

Легко и остроумно здесь сделано обращение к А.И. Крылову и вставлена его крылатая фраза. Причем, работающая как фразеологизм - в переносном смысле! И еще миф о Сизифовом труде вставлен к месту. По-моему, всё замечательно!

15. НЕ ОТКАЖУСЬ ЛИ Я. СВЕТЛАНА СОКОЛОВА-БЕЗРУКОВА   

УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ,
Что  много было званных к пиру,
Но каждый находил предлог
И  ко двору прийти не мог...

И Государь велел с  дороги
Созвать незнатных и убогих
И, в брачные одев наряды,
Всех посадить с собою рядом.

Те радостно хвалу воспели,
И пир  наполнился весельем,
Но вдруг, окинув взглядом зал,
Царь человека увидал...

Тот сел за трапезу в надежде,
Что не заботясь об одежде,
Поправ достоинство и честь,
Он с Господином может есть.

Но за такое оскорбленье
Вон изгнан царским повеленьем
Во мрак холодный из дворца,
Где плач и стоны без конца.

Во что же  я  теперь одета?
Смогу ль войти в обитель Света,
Где  мудрым уготован брак...
Иль  погружусь в холодный мрак?

Не отрекусь ли я от пира,
Увлекшись суетою мира,
И, оказавшись за чертой,
Что заберу  туда с собой...?

Интересное сочетание темы религиозной лирики и звучания, характерного для  произведений народного творчества: распевность 4-х стопного ямба плюс попарная рифмовка (ЖЖ мм) - пара женских, пара мужских рифм. Крылатая фраза здесь идет как известная цитата, а не как фразеологизм, хотя и употребляется без кавычек - выдается за авторскую речь. 

16. ОДНАЖДЫ В РЕДКИЙ МИГ ПОКОЯ. ИНОК ПАИСИЙ

Однажды в редкий миг покоя,
Когда земля давно спала,
Свой скромный быт благоустроя,
О жизни думал молча я.

Трещали за окном майнушки,
Но мысли были не о них.
Они — известные болтушки.
Им лишь бы обсудить других.

А я? Немногим лучше пташек.
Болтать без меры. Жить как все.
Хотя монаха подвиг тяжек —
Пред Богом предстоять в красе.

Плач о грехах, дух покаянный,
Молитва подвигом полна,
Лик Богоматери желанный,
Богообщение сполна.

Где добродетели? Как часто
Я зарекался не грешить.
И тут же сразу безучастно
Спешил для грешной плоти жить.

Вставал и падал вновь и снова,
Шел к Небу, волю дав слезам,
Корил себя весьма сурово,
Да ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ.

Еще одно произведение на тему веры, религии, только, в отличие от предыдущего автора, в качестве сюжета взято не размышление о библейском эпизоде, а искренняя, проникновенная лирика, написанная простым, но уместным для этих стихов языком. Крыловская фраза употреблена в концовке, к месту и очень удачно, она использована в переносном смысле, как фразеологизм, и несет большую смысловую нагрузку: обобщает стихи, раскрывая их главную мысль: работа над своим совершенствованием и покаяние никогда не заканчиваются. Хорошие стихи!

17. ПОД СТУК КОЛЁС. ЛЕНА ОЛИВВЛА

Достала в поезде потрёпанную книжку,
Хотела повесть почитать под стук колёс.
Да только букв не вижу - К СТАРОСТИ МАРТЫШКА
СЛАБА ГЛАЗАМИ СТАЛА. Где очки - вопрос.

Я посмотрю в окно - поля, дома, деревья
Мелькают мерно, словно кадр в немом кино.
А вдалеке видна безлюдная деревня,
И сколько их таких, наверно, снесено.

Замёрзла, чая захотелось из ромашки,
Заварка есть, всегда беру её с собой.
Ползёт по столику забавная букашка,
Откуда взяться насекомому зимой?

Иду к титану, проводник уснул недавно,
Почти бесшумно кипятка в стакан налью.
Наш пассажирский едет медленно и плавно,
Я послезавтра обниму свою семью.

Под стук колёс всегда мечтается, не спится,
Внезапно мысли появились в голове:
Быть может, с внуками рванём, к примеру, в Ниццу.
Зимой, надеюсь, надоело им в Москве.

Под мерный стук колес поезда автор погружает нас в свои простые, но очень важные и понятные всем мысли - так построен сюжет этих стихов. Фраза Крылова вписана в текст очень удачно, она работает как фразеологизм (переносный смысл) и употреблена к месту, придавая  тексту элемент самоиронии. По-моему, прекрасная работа!

18. ВОЛНА ПУТЕШЕСТВИЯ. БЕККИ СКВИРРЕЛ 

            Волна путешествия сносит меня ближе к дому,
            К порогу швыряет, назад отступая с усмешкой,
            Рокочет старинную мудрость. Сомненьем ведома,
            Монета, привстав на ребро, сонно выбрала решку.
            Проверить бы мне, что с другой стороны у медяшки:
            Ей нравится жульничать – мне не всегда удаётся.
            Стареющий мальчик – бродячий мой дух – сознаётся,
            ЧТО БАСЕННЫМ ЛЕБЕДЕМ БЫТЬ ЕМУ НЕРВНО И ТЯЖКО,
            ЧТО ЩУКА И РАК ТЯНУТ ВНИЗ С НАРАСТАЮЩЕЙ СИЛОЙ,
            Что он не готов меня ждать ещё двадцать столетий.
            Упрёки его справедливы и неотразимы,
            Но я, если честно, на них не пытаюсь ответить.

Рокотать - непереходный глагол, он в нашем языке используется в сочетании слов  -"кто рокочет" (кто издает звук), а не как переходный глагол - "какой издает звук". Об этом самом я уже писала автору при разборе этого же стихотворения, участвовавшего в конкурсе ТМА "Путь". Видимо, автор не захотела принять мой совет. В остальном все очень удачно: к месту, вписаны в сюжет образы лебедя, рака и щуки из известной басни - не как цитаты, а как аллюзии на эти известную басню.

19. АКСИОМА ЛЮБВИ. АНДРЕЙ СОЧИНЯЛКИН

Довольно глупо лезть на стену
И проклинать весь белый свет:
Любовь такая теорема,
К которой доказательств нет.
Не в меру иррациональна,
Она, как кошка - по себе
Сама приходит. Может в спальню,
А может и на склоне лет.
Ооо!.. "СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ" -
Любовь опасна и вредна:
В душе разлад и в карме дыры,
А всё - она. Да, всё - она!
Любовный зуд бежит по телу,
В глазах - огонь, в узгах - слюна,
На мир взираешь осовело -
Опять грачи, опять весна...
...Такое травами не лечат.
Но с тех времён, как создан свет,
Вопрос изучен и извечен:
Всё это - суета сует.
И глупо спор вести с натурой,
Как ни крути - финал один:
Евгений - гад, Татьяна - дура,
Виной всему проклятый сплин.

И в этих стихах вся та же - оказавшаяся самой популярной среди участников конкурса фраза: "Уж сколько раз твердили миру". Здесь она слегка переделана, но употребляется в буквальном смысле. Она только лишь придает тексту стилевую окраску речи - стихи написаны в жанре иронии. Неплохая работа!

20. АЙ, МОСЬКА, ЗНАТЬ, ОНА СИЛЬНА... ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН

Поругивать Россию всегда ХВАТАЛО МОСЕК,
сильны они уменьем потявкать на слона,
оно и не ущербно — за лай никто не спросит,
зато у этих мосек появится цена.

А следом — искушенье немедленно продаться
кому угодно, только б продаться, вот и всё.
Охрипшим от натуги, от гавканья мерзавцам
довольный их хозяин за службу — поднесёт.

Вылизывая что-то у западных кормильцев,
мосня забыла напрочь о собственном лице.
Поэтому их морды — плюгавенькие рыльца —
не стоят даже цента в ряду валютных цен.   

Стихи в жанре поэтического памфлета, с едким, отточенным, обличающим языком, с хорошо подобранными точными рифмами. Очень удачно использована крылатая фраза, точнее - аллюзия на нее, фраза не цитируется полностью, а только именуются ее персонажи - слон и моськи, и фраза прекрасно работает на содержание. Прекрасная работа!

21. КУКУШКА И ПЕТУХ. ГЕНА ГУЛЬЧЕЕВ

Ах, милый Глеб, стихи твои отрада   
души моей конечно на века.
Стихам твоим всегда безумно рада,
они, как свет, видны издалека.

Нет лучше их на всём огромном свете,
ты Гений, нет не Пушкин, ты второй.
Читаю их, я в городской газете
и в Интернете, ленте новостной.

Мерси большое! Душечка  Марина,   
твои стихи всё также хороши.
Они прекрасны, вовсе не рутина,
ты каждый день, прошу тебя, пиши.   

Лишь только их читать неспешно буду   
и наслаждаться ими в тишине.
Я их, клянусь Пегасом, не забуду
и даже, если буду на Луне!

КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА
ЗА ТО, ЧТО ХВАЛИТ ОН КУКУШКУ.
Стихов хвалебных вороха,
заполонили всю опушку!

Легкие, талантливо написанные стихи в жанре иронической дружеской переклички поэтов на сайте. Их разговорный, но правильно выстроенный язык для данного жанра и допустим, и хорош. (Всегда напоминаю: русский язык богат разнообразием стилей, для каждого жанра уместен и хорош свой специальный стиль. Что годится для шуточной переклички, то совсем не годится для пейзажной лирики).Крылатая фраза из басни здесь играет роль заключения, "морали", употреблена она к месту, используется как фразеологизм - в переносном смысле.

22. ВСЁ ЖДЕШЬ ВОТ ЗАМЕТЯТ...  ИННА ЗАСЛАВСКАЯ 

Всё ждешь: вот заметят, прочтут, пригласят,
Оценят, представят к почетной награде.
И будут глаголить вельможные дяди,
Твоим дарованьям хвалу вознося.

Наивная девочка в буклях седых,
Когда это выбор являлся свободным?
Обряд сватовства режиссируют сводни:
Раскрутят сюжет - не узнаешь своих!

И тот, кто казался беспомощней всех,
В ком было достоинств до стыдного мало,
Объявлен первейшим. А как хлопотала
Фортуна, пророча другому успех!

Да только её предсказания - ложь.
Предвестник победы - удачная сделка.
БЕГИ В КОЛЕСЕ, ВДОХНОВЕННАЯ БЕЛКА,
И верь, что когда-нибудь первой придешь.

Мысли, положенные в сюжет этого стихотворения, воплотились в реальность: именно эти стихи получили наибольшее количество баллов - судейских симпатий, и стали победителем конкурса. Подкупает богатый разнообразием и точностью подбора слов литературный язык произведения, самоирония, наличие своих мыслей (а не банальный повтор всем известного) и, конечно же, интересное применение крылатой фразы: она здесь не цитируется дословно, а, видоизменяясь в нужном автору направлении, помогает передаче главной мысли (мысли в концовке): желание вечно доказывать  свой успех подобно бегу белки в колесе!

23. БЕЛКА В КОЛЕСЕ. ОЛЬГА МАЛЫШЕВА-ПОВАЛИНСКАЯ

А Я КРУЧУСЬ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ,
Дел столько, что хватило б на троих!
И, кажется, что нет конца у них.
Мелькают дни в ужасной суете.

Сил нет совсем, а дождь то моросит,
То льёт, как будто небо порвалось.
И, у меня в душе родившись, злость
Вдруг пробуждает зверский аппетит.

Зайду в кафе, здесь рядом, за углом:
От запахов кружится голова!
Пирожное возьму, а может – два,
Диету отложу я на потом.

Блаженство неземное, нет забот,
По телу разливается тепло.
Пусть раздражённо дождь стучит в стекло,
А я сижу, набив пирожным рот!

Та же крылатая фраза в этом стихотворении стоит уже не в концовке, а в начале сюжета. Она применена для раскрытия другой мысли: бег белки в колесе - это бесконечные дела и заботы ЛГ. Но дальше сюжет меняется. Стихи написаны с иронией: ЛГ очень быстро вырывается из этого круга и переключается на процесс получения удовольствия: "Пирожное возьму, а может – два, диету отложу я на потом. Блаженство неземное, нет забот, по телу разливается тепло". Удачные стихи и  адекватное использование крылатой фразы в форме тропа сравнения -"как белка в колесе".

24. НА РУИНАХ БРАКА. ВЕК XXI-Й. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ

Сошлись однажды скопом на дебаты
С шестой палаты горе-демократы,
Чтоб миру долгожданный дать ответ
О жизни в браке: есть она, иль нет?

Ведя непринуждённо разговоры,
Внезапно спор затеяли партнёры:
Кто главным будет – муж или жена?
Тут в разговор вмешался сатана:

«Оставьте, – говорит, – пустые бредни,
Отправил легион я к вам намедни –
Внушить, что стали больше не нужны
Анахронизмы мужа и жены.

Увольте, – продолжал он, – в самом деле
Вы, люди, безнадёжно устарели.
Ты браком всё, что хочешь, назови:
Два мужа тоже могут жить в любви!

Не правда ли, – лукавил он проворно, –
Любви такой все гендеры покорны?
И кто высоким чувствам будет рад –
Пускай вольётся в славный гей-парад!»

Потом, взойдя на пик апофеоза,
Внушил избрать чиновникам от ВОЗа
В своих рядах антихристову рать –
Под этот штамп науку подогнать.

Чиновники исполнили исправно
Бесовский план: не правда ли, забавно
Уничтожать традиции семьи?..
Но есть у жизни правила свои.

Болезнь души – весомая причина
Союз разрушить женщины с мужчиной.
Пора бы всё расставить по местам…
Но где же ВОЗ? А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…

Еще одни стихи, решенные в жанре поэтического памфлета - художественно-публицистического произведения, разновидности политической литературы обличительного содержания. В этом жанре автор выражает зарифмованными стихами свою позицию, при этом хороший памфлет может быть не лишен средств языка поэзии, например, тропов. Здесь их почти не найти, зато есть аллюзии на известные литературные источники: "ЛЮБВИ такой ВСЕ гендеры ПОКОРНЫ" или "Но где же ВОЗ? А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ ", причем, слово "воз" данный автор еще и удачно обыграл с созвучной ему аббревиатурой ВОЗ и соединил две мысли в одну. Вот вам и еще один интересный способ использования крылатой фразы в тексте.

26. УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ. ЛЮБОВЬ ПЛАТОНОВА-ЗОТОВА

Уж как давно Иван Андреич
писал, что лесть гнусна, вредна,
но льстец, коварну мысль имея,
как и в былые времена
лукавы речи льёт нам в уши,
поёт хвалы на все лады,
не сыр ворует - наши души,
душа важней любой еды!

Всё так же каркают вороны,
прельстившись ложною хвалой,-
правители теряют троны,-
скажи спасибо, что живой!*
Льстецы играют в благородство,
баюкают, как хор сирен,
и вместо красоты уродство
подсовывают нам взамен.

Льстец трёт ладошки и глумится
над рукоплещущей толпой,
когда брадатая певица*
поёт на сцене мировой.
И липкой лестью-паутиной
туманит льстец простой народ,
притом зовёт народ скотиной,
"совком" и "ватником" зовёт.

Из подворотни МОСЬКОЙ ЛАЕТ,
своим хозяевам служа;
когда печеньки ей кидают,
то злее лает, вся дрожа...
Но как ты жалок, льстец-притворщик!
Разоблачат - тебе хана!
Хоть ты облайся, нос наморщив -
в том НЕТ УРОНА ДЛЯ СЛОНА.

*"скажи ещё спасибо, что живой" - строка из стихотворения В.Высоцкого.
* брадатая певица - Кончита Вурст, она же Том Нойвирт – эпатажный трансвестит родом из Австрии, победитель на конкурсе Евровидение-2014.

И здесь мы тоже имеем специфический стиль речи, которому, благодаря избранному жанру, позволительна бОльшая свобода, свойственная речи разговорной, но не письменной. Свобода - свободой, но когда я натыкаюсь в тексте авторов сайта на искаженные слова типа: "коварну", "брадатая", "печеньки" (сюда же можно отнести частое на сайте "тыща"!), я каждый раз вспоминаю тексты песен В.Высоцкого: вроде в таком же "народном " жанре он многие песни написал, а начнешь вчитываться в его текст - и ни одного искаженного словечка не найдешь, ни одного "искривленного" способа построения фразы! А ощущение "народности" персонажа и стиля присутствует! Может, и нам, доморощенным поэтам, В ЛЮБОМ ЖАНРЕ в своем авторском тексте стоит помучиться, но найти яркие, характерные, но все равно неискаженные слова и составить все предложения с правильным синтаксисом??

***********************************
На этом все. Я в этот раз не голосовала, а сейчас при подготовке статьи, наконец внимательно изучила пакет и порадовалась: сколько в нем интересных и разных стихотворений! Да мне почти всё понравилось в пакете и всё было интересно читать. Поэтому огромная моя благодарность всем авторам, которые представили на этот конкурс свои произведения. Вас было мало (меньше, чем я ожидала!), но именно благодаря вам конкурс состоялся и при этом состоялся убедительно! Я, например, многое для себя почерпнула из ваших произведений. С уважением, ваша Алкора. 10.04.22.