На обочине

Александр Коро
(маленькое событие, ставшее значительным в жизни для его участников)


Как всем известно, вдоль любой дороги существует обочина. Если самой дороге посвящено много произведений почти во всех видах творчества, за исключением, наверное, скульптурного, то обочине их посвящено, скажем откровенно, мало. Есть многочисленные цитаты, высказывания, афоризмы. А братья Стругацкие даже сотворили замечательное произведение – «Пикник на обочине». Но по сравнению с количеством произведений о «дороге», величина славословий «обочинных» будет незначительная.
Ещё хочется отметить такое. Обочина в городе это одно, а в деревне это – большая разница. Это относиться к многому из того, что отличает город от деревни … или наоборот. Вот про эту большую разницу и поговорим.

Солнце светило не жёстко, находясь в самой чистейшей синеве. Как сказали бы авиационные метеорологи – «Погода мильон на мильон!».
На обочине дороги, шедшей через деревню в самый её центр, где находятся все магазины, под небольшим слоем пыли лежала монета номиналом 3 коп. Она лежала лицевой стороной, смотрящей в небо, и в силу своей давности происхождения, была покрыта патиной. Лучик от Солнца падал на неё под углом и под ним же отражался. Но глаз, куда бы смог попасть отраженный лучик с её изображением, вокруг не наблюдалось. Монета скучала.

«Вот лежу я тут уж который час, день, месяц, год ... И никому-то я здесь не нужна ... А жаль! … Ведь я была отчеканена ещё в прошлом веке … в 60е годы … И никто из мимо прошедших меня, не знает то, что я раритетная … А то могла бы доживать свой век, где-нибудь в кляссере у нумизмата, среди себе подобных …
Сейчас, конечно, нет во мне той покупательной способности, которая раньше была ... А когда-то была во мне эта сила ... Три коробка спичек по шестьдесят штук в коробке, или стакан воды с сиропом, или три без сиропа ... Но, самое важное … Ценой в меня стоил билет на одноразовый проезд в трамвае! … Шутка ли … Но на такое я была способна!
Уф, как жарко сегодня на прямом Солнце! Парит … Наверно, быть дождю!».

Монета немного остановилась в своём скучании да с размышлениями. Проехавший мимо дедушка на велосипеде своим движением создал лёгкий ветерок, который присыпал пылью «лежащую».
«Уже легче … от велосипеда ... А в дождик мне ещё легче лежать. Мне вода не страшна, откуда бы она не появилась … Я надёжно защищена … Много меди содержу в себе! … Аж позеленела от неё … всеми возможными частями … Я, в этой жизни, для лета оказалась хорошо сделана, но не для зимы! … Зимой меня, здесь лежащую, и не видно … Снегом вся занесена.
Ах, как же я по рукам ходила! … Всякое и всяких повидала … Были грязные ладони, но рабочие … были чистые пальчики, не рабочие, правда, этих было меньше чем тех … Остальные находились между двумя этими понятиями … Но в основном меня держали рабочие руки!
Чего только не повидала и где не побывала я! … Из одного магазина попадала да в другой, из трамвайного депо да в автобусный парк или троллейбусный … А в автоматах с газированной водой … да в тех, что на разливе её … Всего не упомнишь … И скажу так – я нигде не залёживалась … Как сейчас!».
Монета ещё раз решила отдохнуть от скуки. Ведь её номинал не позволял ей размышлять так, как это бы происходило с пятью или десятью копейками, не говоря о «пятиалтынном» или у «полтинника».
В этот момент «стайка» ребятишек пробежала по обочине, не заметив лежащую в пыли монету, и шлепая по ней босыми ногами.

«Хорошо, что не пнули, а то могла бы в траву или в кювет куда закатится … А ведь там сгинуть можно и навсегда … Лежа здесь есть шанс на то, что может кто и подберёт …
Если честно, то в нужное время я появилась на свет … И грех жаловаться на жизнь … Дожила на земле до сих пор! ... Ведь многие мои сёстры совсем исчезли … Как бы утилизировали их за ненадобностью … Раньше и власть и страна не менялась … Везде мы были в ходу … А вот настало такое время, что не нужны мы стали … Изделия из того времени … Эхха …».
Размышления были прерваны тяжелым и легким топотом, происходящим от шести ног. А в скором времени над монетой наплыла рогатая тень. Рядом с ней плыла тень от идущего человека. Как только «рогатая» проплыла над «скучающей», то от окончания этой тени отделилась маленькая тень. По её приземлению монета ощутила рядом громкий шлепок. То приземлилась субстанция.
Это тоже можно отнести к различию города и деревни. В городе такого шлепка не увидишь, как не старайся. Есть, конечно, собачьи прогулки, но от этих прогулок совсем другие следы.

После исчезновения тех обеих теней, а также, как только стих топот шагов, монета и шлепнувшаяся субстанция начали общение.
– Ты, кто? – спросила монета.
– Я – навоз … коровий – ответила субстанция – А ты, кто?
– Я – монета, номиналом три коп.!
– А что ты тут делаешь?
– Лежу, скучаю! А ты, что тут будешь делать?
– Я пока полежу … до поры до времени. А там видно будет … Может кому пригожусь.
– А кому видно будет?
– Вот этого я не знаю … А почему ты, такая зеленая?
– Я позеленела от времени? А ты, от чего такой зеленый?
– Это уникальный цвет дан мне полевыми сочными травами … Чтобы они внутри коровы в молоко да в мясцо, да в навоз превратились … – пояснил навоз.
А сам про себя подумал – «Надо же зелёная … от времени ... не от травы. В прочем, подобное всегда притягивает подобное!».
– А ты, зимой как выглядишь? – спросил навоз.
– Я никак не выгляжу. Меня так засыпает снегом, что никто и ничего во мне не видит.
– Я тоже зимой тут не появляюсь. Мне не зачем на морозе лежать … Лучше в теплом хлеву!
Монета про себя подумала – «А ведь мы совсем не подобные друг другу … Несмотря на то, что имеем родственный цвет …».
После этих мыслей она обратилась к собеседнику.
– А какой товар можно купить при расплате тобой? – монета попробовала перевести разговор на товарно-денежные отношения, в чём она была сильна.
– Скорее за меня дают оплату … раньше за бутылки меня давали-брали, а сейчас в основном за деньги!
– Это, что же выходит … Тебя можно есть?! … Или в жилище куда приладить?! … Или в автобусе за проезд расплатиться?!
– Ну на счёт есть … это дело вкуса … Я что-то не слышал о массовом таком явлении … Мухи с удовольствием это делают, а больше никто … На счет того, чтоб я в жилище или в автобусе … Такого в практике моей жизни я не знаю … Понимаешь ли, моя жизнь в таком виде недолговечна … Я потом трансформируюсь, а во что … от меня это не зависит!
– Вот оно как! ... Да жизнь! У кого как выпадет! … Ох и чудно в природе устроено … Нам не понять! …
Солнце стояло прямо над собеседниками.
– И не говори … Ох, как накаляет меня температура … Я прямо начинаю сохнуть … – с нотками сожаления произнёс навоз.
Монета промолчала на эту реплику. Она же не сохла ... даже не могла понять, что это такое.

Чудно стали вести себя и идущие мимо. Они стали переходить на другую обочину. Монета никак не могла понять, от чего это стало такое поведение. Она ведь не обладала чувством обонянием запахов. Помните сентенцию – деньги не пахнут! А почему? Потому, что им не дано носа. А раз нет носа, значит и незачем самим пахнуть.

Пробежавшая ранее мимо монеты ватага ребятни теперь бежала в обратном направлении. Один из них развернул обёртку из-под мятной карамели. Сам карамелька была использована по назначению, а фантик был предан свободному полёту.
Он стал парить в нагретом воздухе без какой-либо цели. Куда он приземлиться его совсем не интересовало, лишь бы не в воду какую-нибудь … Коей правда рядом не было.
Проехавший в обратную сторону дедушка создал легкий ветерок, который понёс фантик к месту беседы уже известных собеседников.

Местом его приземления оказалась навозная лепёшка, которая подумала следующее – «Вот опять закон подобного притяжения сработал!».
Монета же по совершению этого события тоже подумала – «Одно к одному … Тоже зелёное к зелёному … Что ж за день такой притягательный? … Ну да … ведь лето! … Всё зеленеет … Не зима … Куда бы этот фантик смог зимой прилететь? … Мне даже в лицевую часть мысль о зимнем приземлении не может придти!».

Как только фантик надежно прилип, к ещё влажной поверхности лепёшки, то разговор продолжился уже на троих.
– Ты, кто такой? – поинтересовалась монета.
– Я – фантик! В меня завернули когда-то карамельку. Сама карамелька ушла ребёнку в рот … А я вот с помощью ветерка влип … Да ещё как! … А Вы, кто такие?
– Аааа … Я – монета номиналом в 3 коп.! … И я знавала когда-то такой товар как ты! … Но так давно это было … Уже и не вспомню когда – откликнулась монета.
– А я – навоз, коровий! … Такой товар как ты я знать не знаю … На него нас не меняют … В лугах, в сене, в силосе его тоже никогда не видел и не было … Иначе он был бы во мне … Но по цвету, ты очень схож с нами … А, как ты по содержанию? … – пробурчал навоз. А сам про себя подумал – «Этот мне даже ближе по подобию, чем монета!».
– Я содержал вкусное лакомство – мятное … А ещё оно очень духовитое от ментола … Тебя, монета, в прежние времена знавали мои многочисленные кондитерские родственники … Тебя, навоз, так совсем близко я встречаю впервые … Поэтому я не могу сказать тебе, что у меня содержание вкуснее и ароматнее чем у тебя …
Каждый удовлетворился ответом фантика на поставленные вопросы.

– А кому, что нравится в жизни? – поинтересовалась монета, и тут же вставила свои три коп. – Мне лично нравиться ходить по рукам,а не быть под босыми пятками... Но увы … давно уже этого нет … И не знаю, будет ли еще вообще такое.
– Я скажу так … Мне нравится лежать и источать ароматы … Мол вот я какой красивый … Смотрите все!
– Мне нравится собой охватывать вкусную сладость … Манить к себе! … Но никак не хочется быть пустым и выкинутым … С другой стороны если бы не так, то как бы я познакомился с вами … Особенно с навозом!
– Я думаю так, что все пожелания должны сбыться – выдала итоговую фразу монета.
Остальные же молчаливо ответили да так, кто как смог.

Как-то незаметно небо заполонили облака с темными оттенками. И даже вдали стали раздаваться отзвуки, созданные далекими грозами. Наступал дождевой фронт.
Возле троицы остановился проезжавший раньше на велосипеде дедушка. Он пришел к этому месту пешком и поставил рядом с навозом пустое ведро. Потом он наклонился к лепёшке, держа в руке небольшой совок, чтобы собрать свежий подвяленный навоз.
– Слава Богу успел до дождя, а то размоет это добро … Потом и не соберёшь его … После дождя оно уже и не надо будет … Смотри-ка … К навозу-то фантик прилип … Знать ветром приладило … Что дружок, захотел из него конфетку сделать? …  Гы … гы … гы – с такими словами дедушка начал собирать совком лепёшку и класть её в ведёрко.
Так сбылись мечты двоих участников из трех дискутирующих.

Три копейки, лежащие рядом с навозом, дед не заметил. А если бы и заметил, то, что ему с той старой монеты. От навоза хоть польза будет, да ещё какая! … Он или в огурцах, или в помидорах, или ещё в каком полезном огородном растении воплотиться.
Не знал дедушка, что эти три копейки можно было бы какому нумизмату продать, да так, что хватило бы вырученных денег на покупку машины навоза или … Да много, что для хозяйства можно приобрести.

Чтобы не промахнуться с выгодой когда найдешь на обочине что-то, надо знать истинную ценность всему, что валяется или лежит бесхозно на деревенской обочине!

А. Коро, апрель, 2022 г.