6. 4 Семь дней Творения

Сергей Фарафонов
6.4 День шестой – преобразование верующих в образ Христа (освящение души)

ТВОЕ ОТ ТВОИХ ТЕБЕ ПРИНОСИМ

Итак, выше мы увидели, что животные в Библии обозначают людей. Все они обитают в человеческих душах, а Божья цель (цель Божьего домостроительства) – сотворить человека по образу Божьему, то есть сделать человека Божьим жилищем:
"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим.8:10,11).

=============
«Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: "дом же Его - мы" (Евр.3:6).
Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна – и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт.1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения "вокруг боящихся Его" (Пс.33:8).
Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку...»
(Макарий Великий Египетский)
=============

Пережив с Христом смерть и совоскреснув в Нем, верующий становится членом Тела Христового:
"Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (Рим.6:8);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12);
"мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим.12:5).

Спасенными душами Иисус Христос управляет как Своей колесницей, которая была показана пророку Иезекиилю:
"и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека… Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах" (Иез.1:5,20-21).

Четыре животных у Иезекииля обозначают разные силы человеческой души. Когда верующие поступают по духу, эти силы все делают синхронно и согласно духу. Все четверо имеют облик, как у человека, и действуют, как один новый человек…

***

Переходим к 25-тому стиху первой главы Бытия.


Быт.1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.


Все животные, о которых говорится в Библии, обозначают людей – разные силы (свойства\способности) человеческой души:
"О волах ли печется Бог?" (1Кор.9:9);
"Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут... Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф.6:26);
"И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму… не я ли твоя ослица" (Чис.22:28-30).

Во время потопа библейские животные спаслись от воды в Ноевом ковчеге. Ковчег является прообразом Иисуса Христа – воплотившегося Слова Божьего, а спасение во Христе дается тем душам, которые поверили в Евангелие:
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).

Разумеется, верить в Бога могут только люди, и Божий Сын умирал на кресте не за животных, а за людей. Поэтому все животные, которые спаслись в Ноевом ковчеге, обозначают, конечно, людей...

=============
"…Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются… Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное с своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости…"
(Феофил Антиохийский святитель)
=============

(?) А как насчет "всей твари" в Послании к Римлянам:
"вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22)?
О какой твари говорит Апостол Павел?

В данном контексте тварь – это люди, которые не знают истинного Бога:
"идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари [начиная с Иерусалима]" (Мар.16:15);
"тварь [невозрожденные люди] с надеждою ожидает откровения сынов Божиих" (Рим.8:19);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"нехорошо взять хлеб у детей [Божьих] и бросить псам [язычникам]" (Мф.15:26);
"во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (Гал.6:15);
"благовествования... которое возвещено всей твари поднебесной [всем людям]" (Кол.1:23);
"нет твари, сокровенной от Него... Ему дадим отчет" (Евр.4:13).

Разумеется, судимы будут те, кто жил на земле, имея человеческое обличье.

=============
Блаж. Августин
Рим.8:19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих...
23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
Слова Павла [до стиха 23] не следует понимать просто так, будто деревья, овощи и камни страдают (что и есть ошибка манихеев), и не следует думать, будто святые ангелы покорены суете и будто они освобождены будут от рабства смерти, поскольку они бессмертны. Творение здесь означает род человеческий.
(https://bible.optina.ru/new:rim:08:22)
=============

Таким образом, животные в Библии в зависимости от контекста могут изображать разных людей. Это могут быть люди, не знающие истинного Бога, но ожидающие откровения сынов Божиих, как сказал о них Апостол Павел в Послании к Римлянам. А Апостолу Петру в виде всяких зверей, пресмыкающихся и птиц были показаны в видении язычники:
"Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого" (Деян.10:9-14).

Пророку Даниилу в виде зверей и животных были показаны мировые империи (Дан.7), пророку Иезекиилю – "колесница Всевышнего" (Иез.1), а Апостол Иоанн в виде четырех животных и 24 старцев увидел перед престолом Божьим искупленных Иисусом Христом верующих:
"первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:7);
"И когда Он [Агнец] взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем... И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею ИСКУПИЛ НАС БОГУ из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр.5:8-10)...

***

Читаем 26 стих.


Быт.1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ".


=И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ=

(?) Что значит быть образом Божьим?

Главное правило библейского толкования заключается в том, что "Священное Писание само себя толкует". Подобное толкование, строго говоря, означает, что мы должны понимать Библию так, как она написана...

Согласно Библии, образом невидимого Бога является воплощённое Слово Божье – Богочеловек Иисус Христос:
"о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).

Только Христос мог явить людям невидимого Отца и показать сущность Его души:
"Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?" (Ин.14:9).

А до тех пор, пока Слово не стало плотью, люди не имели адекватного представления о своем Творце...

Согласно лексикону Стронга, слово цэлем (образ) обозначает изображение, картину, изваяние. Оно упоминается в 15-ти стихах Ветхого Завета:

1. Быт.1:26 ...сотворим человека по образу [06754 цэлем] Нашему по подобию Нашему...
2. Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу [06754 цэлем] Своему, по образу [06754 цэлем] Божию...
3. Быт.5:3 Адам... родил [сына] по подобию своему по образу [06754 цэлем] своему...
4. Быт.9:6 ...человек создан по образу [06754 цэлем] Божию;
5. Чис.33:52 ...всех литых идолов [06754 цэлем] их истребите...
6. 1Цар.6:5 ...сделайте изваяния [06754 цэлем] наростов ваших и изваяния [06754 цэлем] мышей ваших, опустошающих землю...
7. 1Цар.6:11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями [06754 цэлем] наростов.
8. 4Цар.11:18 ....и изображения [06754 цэлем] его совершенно разбили...
9. 2Пар.23:17 ....и жертвенники его и истуканов [06754 цэлем] его сокрушили...
10. Пс.38:7 ...человек ходит подобно призраку [06754 цэлем]...
11. Пс.72:20 ...Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты [06754 цэлем] их.
12. Иез.7:20 ...делали из него изображения [06754 цэлем] гнусных своих истуканов...
13. Иез.16:17 ...сделала себе мужские изображения [06754 цэлем], и блудодействовала с ними.
14. Иез.23:14 ...красками нарисованные изображения [06754 цэлем] Халдеев...
15. Ам.5:26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения [06754 цэлем], которые вы сделали для себя.

Из данных текстов можно заключить, что слово образ (цэлем) обозначает в Библии изображение, то есть то, что можно отобразить и то, что можно увидеть. Невидимый Бог, чтобы явить Себя людям, послал в мир Единородного Сына Своего, Который является Светом истинным, а также Его видимым образом:
"свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин.3:19);
"СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ" (БЫТ.1:3);
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).

(?) А что значит быть подобием Божьим?

В Священном Писании слово подобие (демут) обозначает сходство чего-то с чем-то или кого-то с кем-то.

25 раз это слово упоминается в Ветхом Завете, и чаще всего оно переведено русским словом подобие:

1. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию [01823 демут] Нашему...
2. Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию [01823 демут] Божию...
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию [01823 демут] своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4. 4Цар.16:10 ...и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение [01823 демут] жертвенника и чертеж всего устройства его.
5. 2Пар.4:3 и [литые] подобия [01823 демут] волов стояли под ним кругом со всех сторон...
6. Пс.57:5 Яд у них - как [01823 демут] яд змеи...
7. Ис.13:4 Большой шум на горах, как [01823 демут] бы от многолюдного народа...
8. Ис.40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие [01823 демут] найдете Ему?
9. Иез.1:5 ...и из средины его видно было подобие [01823 демут] четырех животных, - и таков был вид их: облик [01823 демут] их был, как у человека;
10. Иез.1:10 Подобие [01823 демут] лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11. Иез.1:13 И вид [01823 демут] этих животных был как вид горящих углей...
12. Иез.1:16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие [01823 демут] у всех четырех одно...
13. Иез.1:22 Над головами животных было подобие [01823 демут] свода...
14. Иез.1:26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие [01823 демут] престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием [01823 демут] престола было как бы подобие [01823 демут] человека вверху на нем.
15. Иез.2:1 Такое было видение подобия [01823 демут] славы Господней...
16. Иез.8:2 И увидел я: и вот подобие [01823 демут] [мужа], как бы огненное...
17. Иез.10:1 ...как бы нечто, похожее [01823 демут] на престол, видимо было над ними.
18. Иез.10:10 И по виду все четыре сходны [01823 демут], как будто бы колесо находилось в колесе.
19. Иез.10:21 У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие [01823 демут] рук человеческих.
20. Иез.10:22 А подобие [01823 демут] лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они...
21. Иез.23:15 ...имеющих вид военачальников, похожих [01823 демут] на сынов Вавилона...
22. Дан.10:16 Но вот, некто, по виду похожий [01823 демут] на сынов человеческих, коснулся уст моих...

Библия говорит об Иисусе Христе и христианах, составляющих Его Тело, что они являются образом Божьим, но никого из людей Библия не называет подобием Божьим. Это значит, что в Библии слова образ и подобие не являются синонимами!

Но надо признать, что единого мнения среди верующих на этот счет пока еще нет.

=============
«...Образ и подобие – синонимы или обособленные понятия?
Ключевыми словами в этом тексте [Быт.1:26-28] несомненно являются "По образу Нашему", "По подобию Нашему". Ни одна тварь не была создана по таким непостижимым "лекалам". Очевидно, что их два – образ и подобие. Но нужно сказать, что некоторые исследователи не делают различия между образом и подобием, а считают эти слова синонимами (полагают эти понятия тождественными). Например, современный религиозный ученый Петр Владимирович Добросельский пишет:
"…Кирилл Александрийский не одобряет этого различия (различия между образом и подобием – П.Д.), считая оба слова имеющими одно значение".
(П.Д. Добросельский "Введение в православную психологию", изд. "Благовест", 2008 год).
Также, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), "образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе".
(Филарет (Дроздов), митрополит, "Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. - М., 1867. - С. 21".
Иного мнения придерживался святитель Василий Великий:
"Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, – опасное богохульство. Да и на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого. Итак, неоспоримо, что человек создан по образу и по подобию".
(Василий Великий, "Беседы на шестоднев", беседа 10)...»
("Учение об Образе и подобии Божьем", https://studbooks.net)
=============

Из текстов Священного Писания можно заключить, что само по себе библейское подобие (демут) не существует. Оно появляется только при сравнении разных предметов (или разных субъектов), если у них обнаруживаются похожие качества или свойства. Но само по себе библейское подобие – это не предмет и не личность!

В то же время слово образ (цэлем) в Библии может обозначать и предмет, и человека, и даже Самого Бога:
"[АДАМ] ЕСТЬ ОБРАЗ будущего" (Рим.5:14);
"МУЖ ЕСТЬ ОБРАЗ и слава Божия" (1Кор.11:7);
"Она [ветхозаветная СКИНИЯ] ЕСТЬ ОБРАЗ настоящего времени" (Евр.9:9);
"[ХРИСТОС] ЕСТЬ ОБРАЗ Бога невидимого" (2Кор.4:4).

***

Первый человек Адам был создан из праха земного по подобию Божьему:
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1:26);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2).

Подобие трехчастного человека Триединому Богу вполне может заключаться в его троичном устроении:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23).

Библия называет воскресшего Иисуса Христа вторым человеком после Адама:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1Кор.15:47).

В Своем воскресении Иисус Христос стал Духом Животворящим, то есть реальностью священного елея помазания:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45).

В стихе Быт.1:27 о человеке сказано как о мужчине и женщине, поэтому человеком в этом тексте является не только Христос (последний Адам), но также и Церковь (Тело Христа):
"поставил Его [Иисуса Христа] ... главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:22,23).

Именно в Церкви, то есть в новом человеке "благоволил упокоиться Господь", поэтому в шестой день Творения Иисус Христос Свою Церковь очищает и освящает:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего"(Рим.8:29).

***

В 26 стихе первой главы Бытия на самом деле сказано сразу о двух Адамах: перстном и небесном:
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ" (БЫТ.1:26).

По подобию Божьему был создан человек во второй главе Бытия:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7);
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ" (БЫТ.5:1).

А по образу Божьему был создан человек в первой главе Бытия:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (Быт.1:27).

Понятно, что без Адама перстного не мог бы прийти на землю Адам небесный:
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов... Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).

Но цель Творения – создать не подобие Божье (некую троичность), а образ – живую личность, в которой Сам Творец будет вечно обитать.

Трехчастный Адам был создан из праха земного (Быт.2:7) по подобию Триединого Бога (Быт.5:1,2). После грехопадения он духовно умер и был изгнан из рая. Но последний Адам, придя на землю, умер за грехи падшего Адама и за грехи его потомков, чтобы в Себе Самом создать Творение новое – "народ особенный, ревностный к добрым делам":
"вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3:3);
"пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16);
"явилась благодать Божия… научающая нас, чтобы мы… целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит.2:11-14).

В Библии нигде не написано, что Иисус Христос является подобием Божьим, но написано, что Он есть образ Бога невидимого. А в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, не написано, что человека Бог сотворил по подобию Божьему, но написано, что человека (истинного и вечного человека) Бог сотворил по образу Своему, по образу Божьему сотворил его:
"вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!" (Ин.19:5);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17).

О том, что человеку надо приобретать Божье подобие, в Библии нет ни одной заповеди! Нет даже намёка на то, что такая потребность для людей существует, потому что человек, согласно Библии, уже был создан по подобию Божьему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2);
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли… дабы они искали Бога" (Деян.17:26,27);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).

***

Человеку, чтобы стать "душею живою" (Быт.2:7), достаточно поверить в Иисуса Христа как своего Спасителя! Приняв верой Евангелие, которое является Божьим дыханием жизни, человек рождается свыше и становится живой душой (нэфэш хая), так как в нем оживает, то есть начинает функционировать человеческий дух, который является третьей "ипостасью" человеческой "троицы"…

(?) В Библии есть люди "душевные, не имеющие духа". Разве им не нужно "достигать троичности" (богоподобия)?

Да, в Библии есть стих, говорящий об отсутствии у некоторых людей духа человеческого:
"в последнее время появятся ругатели… Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:18,19).

Но в Библии человеческим духом называется не только сотворенный орган, но также и рожденная от Духа личность – новый человек во Христе Иисусе:
"Господь… образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1);
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

ПОДОБИЕМ БОЖЬИМ человека делает наличие в нем духа сотворенного (Зах.12:1).
ОБРАЗОМ БОЖЬИМ человека делает наличие в нем духа, рожденного от Духа Божьего (Ин.3:6).

Сотворенный человеческий дух подобен средству связи, которым рожденный свыше человек общается с Творцом, а также познает духовный мир. В состав этого органа (сотворенного человеческого духа) входит совесть, интуиция и орган общения с Богом. И даже если человек не верит в Бога, совесть у него все равно есть, а значит, троичность (подобие Богу) он имеет. И избавиться от своей совести, живя на земле, вряд ли возможно:
"кто из вас без греха, первый брось на нее камень… Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин.8:7-9);
"когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа" (Рим.2:14-16).

=============
"... – А вот это – скучная женщина, – уже не шептал, а громко говорил Коровьев, зная, что в гуле голосов его уже не расслышат, – обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок.
 Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
 – Какой платок? – спросила Маргарита.
 – К ней камеристка приставлена, – пояснил Коровьев, – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
 – Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.
 – С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.
 – А где же хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.
 – Королева, – вдруг заскрипел снизу кот, – разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу..."
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============

Таким образом, верующим сегодня надо преображаться в образ Христа, а вот "достигать богоподобия" нет необходимости. Ни о каком обновлении или преобразовании людей по подобию Божьему в Библии ничего не говорится, потому что у каждого сотворенного Богом человека есть совесть, которая является составной частью человеческого духа. А этот дух является третьей "ипостасью" человеческого естества. Таким образом, каждый человек, можно сказать, "изначально троичен", ибо создан по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ. МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ" (БЫТ.5:1,2);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).

И даже если человек, живя на земле, игнорирует голос своей совести, в будущем она ему о себе все равно напомнит:
"Мирись с соперником твоим [с совестью] скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф.5:25);
"имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян.24:15,16);
"если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1Кор.11:31,32).

(?) Откуда известно, что совесть является составной частью человеческого духа?

Об этом можно прочитать, например, в шестой главе книги Уитнесса Ли "Домостроительство Божье"
В ней автор приводит следующие библейские стихи, подтверждающие такую точку зрения:
1. "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим.9:1);
2. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16);
3. "А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело" (1Кор.5:3);
4. "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс.50:12);
5. "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Пс.33:12);
6. "Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне" (Втор.2:30).

=И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ=
Море – это мир, вода – слово Божье, осуждающее всякий грех, а морские рыбы – это люди, которые нарушили Божий закон, то есть ветхий человек в Адаме. Из-за грехопадения первого человека все люди в глазах Бога стали подобны рыбам и прочим морским обитателям, живущим в водах Божьего осуждения. Новому же человеку Бог дает власть над всем творением:
"соделал нас царями и священниками Богу нашему" (Откр.5:10);
"Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы" (Ин.21:6).

=И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ=
Небесные птицы – это образ человеческого духа, рожденного от Духа Божьего. Птицы – это также и наши мысли. Кто совлекся ветхого человека и облекся в нового, тот и мыслить должен по-новому:
"каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит.23:7);
"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим.8:6);
"о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3:2);
"вы слышали о Нем и в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4:21-24).

=И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ=
Библейские животные обозначают силы человеческой души: волю, желания и чувства. Все они живут в нас, все они пережили потоп (смерть и воскресение) во Христе как Ноевом ковчеге, и все они служат Богу духом:
"И когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах" (Иез.1:19-21).

А результатом жизни по духу является освящение души и ее преобразование в образ Иисуса Христа.

=============
«…Вера оплодотворяет жизнь. А жизнь рождает веру. Это круг: "Твое от Твоих Тебе приносим". Видите? Твое. Все есть Господне. Собственно, и вера, и, собственно, жизнь. И эта вера оплодотворяет нашу жизнь. А жизнь, в свою очередь, рождает веру.
Жизнь праведная, оплодотворенная Духом Святым, является Богородицей, которая от Духа Святого рождает младенца мужеского пола. Мужеский пол – это опять таки вера. [Жизнь рождает] Христа – "тайну, сокрытую от веков и родов, которая есть Христос в вас". Он в вас рождается! Смотрите: "Твое от Твоих Тебе приносим за все и за всех". Это круг! Это тот круговорот духовный, который Господом установлен. Это то колесо, собственно, Иезекииля, которое катится в Царство Небесное…»
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 85)
=============

***

В процессе освящения вера оплодотворяет жизнь, а жизнь рождает веру. В библейской символике вера и жизнь означают соответственно: мужа и жену, Адама и Еву, Христа и Церковь, а также РАЗУМ И ЧУВСТВА.

=============
"...Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что МЫСЛЬ МАТЕРИАЛЬНА…
Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть МЫСЛЬ. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой…
МЫСЛИ ПОРОЖДАЮТ ЧУВСТВА, ЧУВСТВА ПОРОЖДАЮТ МЫСЛИ. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания..."
(Елена Ларусс; "Ноосфера от философии до научных исследований"; https://proza.ru/2017/05/06/1238)
***   ***   ***
"Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности".
(Блез Паскаль)
***   ***   ***
«…Ис.24:19 Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;
шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет.
Главное здесь и ключевое, как мне кажется, и это очень неочевидная мысль, о том, что эта физическая катастрофа земли, которая физически, написано: "сокрушается, распадается, потрясена", – что она на самом деле связана с моральной катастрофой земли, что на земле перешло все пределы беззаконие: "беззаконие ее тяготеет на ней". И вот эта мысль о том, что физическое устройство мира сопряжено с моральным устройством, и что моральные какие-то и высоты, которые в этом мире достигаются, и падения, которые моральные, которые происходят, что это все отражается просто вот в видимых физических процессах, которые вокруг нас происходят. Это – мысль, на которой стоит все мироощущение евреев Ветхого завета, в том числе того, что написано в Библии. И это мироощущение живо до сих пор в людях даже воспитанных в совершенно атеистическом духе…
Сколько раз я слышал после этого цунами (помните, которое несколько сот тысяч человек уничтожило), сколько раз я слышал этот вопрос: за что это им? Что они такого согрешили больше нас всех, что на них должно было обрушиться это цунами? То есть, понимаете, сам этот вопрос изобличает, что в душе у людей живет это ощущение, что моральные какие-то нарушения могут проявиться такими физическими катастрофами. Это вот откуда идет – из того, что мы читаем, – из Ветхого Завета. И вообще, не то, что из Ветхого Завета, – Самим Богом это ощущение поселено в душах людей, а Ветхий Завет просто нам это отражает…»
(Борис Балтер, Книга Исайи, 24 глава; Предание.ру)
=============

Первая Божья заповедь, данная человеку, гласит:
"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф.22:37-40).

(?) Но где взять человеку такую любовь?

Из Посланий Апостола Павла мы узнаем, что истинная вечная Божественная любовь (агапэ) – это не дар Святого Духа, а это плод духа, который рождается только в той душе, которая Духом Святым познает любовь Божью:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"любовь (26 агапэ) Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5).

Мысли человека порождают соответствующие чувства, а чувства – соответствующие мысли, поэтому Божественная любовь агапэ есть плод (результат) Богопознания:
"чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих" (Ис.53:11);
"даровано нам все потребное… через познание Призвавшего нас" (2Пет.1:3);
"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6);
"я [Павел] от всего отказался... чтобы познать Его" (Фил.3:8-11);
"что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я [Павел] желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян" (Рим.9:2-4);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
(Ин.15:13).

***

Мы прочитали в первой главе Бытия, что в 25-том стихе Бог создал животных, которые в действительности обозначают разные силы человеческой души:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО" (БЫТ.1:25 ).

А в 26 стихе Бог приступает к сотворению человека:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ"» (БЫТ.1:26).

(?) Чем библейские животные отличаются от человека, созданного в 27 стихе?
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).

Главное отличие заключается в том, что человек в первой главе Бытия – это Христос и Церковь, и он создан по образу Божьему.

=============
"Загадка дальнего предела
Теперь уж явственна на век:
Свет, облекающийся в тело, –
Вот что такое человек".
(Валентин Сидоров, "Свиток")
=============

Животные же созданы по роду их…

***

В четвертый день Творения Бог поместил на небе два великих светила и звезды:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ. И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ" (БЫТ.1:16,17).

Великие светила на новом небе – это, конечно, Христос и Церковь. Солнце правды – это Христос, а Луна, отражающая Его свет, это Церковь:
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
(2Кор.3:18).

А звездами на небе могут быть спасенные в Ноевом ковчеге животные, и они могут изображать души праведных людей, которые жили согласно воле Божьей и были светом для живущих на земле людей:
"слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!" (Рим.2:10);
"когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа" (Рим.2:14-16);
"И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (Лук.13:29);
"верующие суть сыны Авраама" (Гал.3:7);
"посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу" (Быт.15:5,6).

=============
"Международным астрономическим союзом официально признаны 88 созвездий. Тридцать пять созвездий носят названия животных:
Райская Птица, Орел, Овен, Жираф, Рак, Гончие Псы, Большой Пес, Малый Пес, Кит, Хамелеон, Голубь, Ворон, Лебедь, Дельфин, Золотая Рыба, Малый Конь, Журавль, Ящерица, Лев, Малый Лев, Заяц, Волк, Рысь, Муха, Павлин, Рыбы, Южная Рыба, Скорпион, Змея, Телец, Тукан, Большая Медведица, Малая Медведица, Летучая Рыба, Лисичка".
=============

Таким образом, ЧЕЛОВЕК, сотворенный в первой главе Бытия, – это слияние божественности с человечеством, то есть Христос и Церковь. Два великих небесных светила, созданные в четвертый день, тоже символически указывают на Христа и Церковь. Самими собой эти светила выражают невидимого Бога в видимой вселенной, а также представляют Его:
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18);
"мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2Кор.5:20);
"мы имеем ум Христов" (1Кор.2:15,16);
"да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16).

А спасенные в ковчеге животные тоже изображают верующих людей, то есть потомков Авраама, которые станут звездами на тверди небесной:
"И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт.15:5,6).

Библейские животные могут также изображать разные качества или свойства человеческой души: силу, кротость, мудрость, благость, миролюбие:
"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф.10:16);
"Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня]" (Ис.1:3);
"Я подниму Халдеев, народ жестокий… Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу" (Авв.1:6-8);
"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс.41:2);
"Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф.23:37);
"Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники" (Песн.2:15);
"Вениамин, хищный волк" (Быт.49:27);
"волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис.11:6-8);
"Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, и царь среди народа своего" (Прит.30:24-31).

Кроме того, Агнцем Божьим Библия называет Иисуса Христа, а голубем (или подобием голубя) – Святого Духа:
"видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (Ин.1:29);
"увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф.3:16).
 
Падший же ангел назван в Библии великим драконом и древним змием:
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт.3:1);
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Откр.12:9).