Исповедь

Лора Аниканова
Уже мне поздно начинать сначала
Ещё мне рано задувать свечу.

Я, Лора Аниканова Иванова дочь. Хочу поделиться своими ощущениями  от  присутствия  в этом удивительном мире. Мысленно проследила и проанализировала весь пройденный путь. Только во второй половине жизни поняла суть бытия.    Прояснилось многое,  сделаны не утешительные выводы и этому есть своё  объяснение, что  именно в силу обстоятельств замедлялось раннее моё  развитие,  а   все способности  начали вырисовываться  гораздо позже.
Начну с самого начала. О невозможных условиях своего рождения и младенческой жизнестойкости, я узнала из воспоминаний матери, которой пришлось страдать, видя как ее ребенок, проходит естественный отбор, не сдаваясь и настойчиво  цепляясь за жизнь, что медленно набирала обороты. Причиной безрадостной ситуации стало послевоенное время. Даже спустя несколько лет после войны , в небольших городах России, их развитие и снабжение всем необходимым оставалось удручающим. Все было брошено на восстановление тяжелой индустрии и горной промышленности. В городе, где я родилась, располагался тепловозостроительный завод и ремесленное училище, после окончания которого всех
устраивали работать  на завод.
Женатым парам выделялись маленькие комнатки в общежитии с подселением.
Продукты завозились один раз в месяц. Ни о каких смесях для младенцев не было и речи.
   И так первым моим домом стало  заводское общежитие, где и проходило мое младенчество. Было голодно и холодно. Мама заваривала муку для меня и если не отключали электроэнергию,  это удавалось. Она со слезами на глазах говорила о том, что я была похожа на соломинку, да и сама она жила  впроголодь.  Время было суровое. Уже вскоре после родов нужно было идти на работу. За опоздание на пять минут судили. Свободное время тратилось на усилие, чтобы как то продержаться, и не сломаться. Отец мой не мог и не знал, как и чем он может помочь своей семье. Его талант музыканта от рожденья с абсолютным слухом, умением играть на баяне, домбре, гитаре, впоследствии руководство хором и ансамблем, что было  очень востребовано  в общественной жизни завода, где он, как и мама, работал. Это отрывало его от решения семейных проблем, которые с самого начала были  в тягость и постепенно становились чуждыми и не интересными, что обрекало нас с мамой на невыносимое существование. Последней каплей терпения, стало его согласие на сверхсрочную службу в армии, куда он с радостью и отправился, заведомо зная, что оставляет жену, беременную вторым ребёнком.
     А тем временем, в маленькой комнатушке, выживала девочка. Она оставалась такой же соломиной но при этом уже целый год знакомилась с мрачной действительностью, окружающей ее. Мама понимала, что так больше не может продолжаться. Помощи ждать было неоткуда, и душа ее стала рваться в деревню к матери, как к спасению.
      Однажды, собравшись с духом, решилась и отправилась в  дорогу, надеясь на что-то лучшее. Мама вспоминала этот утомительный  трудный путь. В начале  переполненный  вагон поезда, затем переход полем, это прямая дорога  до деревни.

Она рассказывала, что я терпеливо и мужественно следовала за ней, только крепче вцепившись в ее руку.
 Прибыв в деревню, спустя некоторое время, мама отправилась в город, где был небольшой сахарный завод и ясли для новорожденных, в надежде устроиться на работу. Из- за нехватки мужских  рабочих рук, её сразу взяли сбивать ящики, с чем она справлялась залихватски и своим мастерством и ловкостью удивляла руководство. Там была некоторая возможность поесть сахара, в основном пила  патоку, что заряжало истощенный организм энергией. И так работала до родов. После рождения ребенка, он вскоре был устроен в ясли. Но уже через две недели не грамотное  кормление  привело к срыву его  пищеварение, и   в результате,-  больница, а после снова перекорм и ребенок умирает. Это был сильнейший удар для матери, которая очень любила своего мальчика. Преодолевая себя  и переживая эту не заслуженную потерю в своей жизни, стала подумывать, как ей теперьустраиваться и продолжать жить дальше. Через какое – то время, она узнает, что один ее земляк из деревни уехал на Донбасс, чтобы работать на шахте, которые тогда открывались.
 Мама приняла решение ехать тоже. Так мы и перебрались в шахтерский поселок, и это было начало  неизвестного для  неё  трудового пути. Уже на Донбассе продолжилось мое детство. Удивляло то, что здесь можно было свободно купить все необходимые продукты.
Мама сразу же устроилась на новую шахту для работы под землей. Трудности ее не пугали. Строился рабочий поселок  и нас вселили в маленькую комнату, трехкомнатной квартиры, двух этажного дома.

 Конечно это  не радовало, так как опять же с подселением, но зато  оставляло надежду на лучшие времена.
  Я очень благодарна своей матери за то, что она никогда не мешала моему детству, но под зорким своим наблюдением, где  при малейшей возникающей опасности, становилась «щитом.»
 Мама умела поговорить со мной, не ущемляя и не умоляя моего достоинства.  Имея четыре класса  образования деревенской школы, ремесленное училище, тем не менее, закончила,  превзойдя себя. Техническое ремесло всегда ей было по плечу. Раньше, работая  на станках, где заготавливались  детали для тепловозов, то   и   с этим   справлялась  отлично.
В ней были заложены способности ко всему. Брала на себя непосильную ношу и умело доводила всё до конца  на удивление и раздражение всем.
    У меня же черты характера  мягкие. Светлая открытая душа, что в будущем скорее вредило, чем помогало. Но мой крепкий жизненный стержень от мамы, и умение само воспитываться, приходили на выручку. Я могла проанализировать свой любой поступок, сделать выводы, и принять нужное мне решение. На вооружение себе брала все интересное и полезное. Жила свободной жизнью, хотя видела вокруг себя то, что не радовало мои глаза.  Но, не зная и не видя чего-то лучшего, думала, что так и должно быть. Серые будни  дорисовывались и раскрашивались в моём воображении  более яркими красками. В  этом проявлялось   первое творческое  начало, унаследованное от мамы.
А тем временем Ефросинья  продолжала работать под землёй и ей это нравилось. В дальнейшем,  без отрыва от производства закончила  все, какие  только были курсы  для работы на шахте, что делало ей честь. Мама   старалась идти в ногу  с теми, кто жил парами и  это удавалось, со временем она шла уже впереди  живущих рядом, и не желая того,  стала неугодным примером для своего окружения, что привело к усложнению  жизни не доброжелателями. Не смотря ни на что, она упорно  улучшала свою жизнь, чтобы выглядеть достойно. Никогда не обращалась за помощью, ничего  никогда ни у кого не просила, что сделало её  «белой вороной», которую  завистники,  сплотившись, пытались всё время «клевать», но она  шла к своей цели, стараясь не замечать ненужное .
И это еще одна история о стойкости  духа.
 Пришло время, когда мама предложила  поступать в музыкальную школу, так как накопила на инструмент деньги.
  Я с радостью согласилась, конечно, хотелось учиться игре на фортепиано, но возможен был только баян. Закончила музыкальную  школу способной ученицей, вот  только растягивать меха баяна мне « соломине» было сложно.
Уже в старших классах общеобразовательной школы принимала участие в художественной самодеятельности местного клуба и тогда, играя на барабанах с инструментальным квартетом  - танцы, уже получала  первую зарплату.
Позже перешла во Дворец Культуры металлургического завода города, где  стала петь с ансамбле.
Очень часто ездили с платными концертами, зарабатывая  на развитие Дворца Культуры, нам  же был обеспечен бесплатный отдых на  море.
Частое бесконтрольное использование голосовых связок  повлекло за собой их повреждение,  а также  и заболевание горла. Я поняла, что теперь   смогу петь  только  дозировано, и дальнейший творческий рост невозможен, но жизнь мне всё время давала  шанс. Когда впервые, после  участия в городском смотре от Дворца  металлургического завода  прошла на областной, то на  прослушивании  сознательно спела один интервал, в песне Исаака  Дунаевского, не из нот, с целью сойти с дистанции  и то  чего хотела,- добилась. Я очень переживала, но все, понимая, вернулась на круги своя. Несмотря на эти  грустные  события, меня заметили, и первым  предложением  было продолжить вокальное развитие, но уже с большим оркестром   от его дирижера.
 Вскоре, меня нашёл руководитель   джазового оркестра медицинского института  города Донецка. Была один раз на репетиции, где узнала об их  концертной программе, о запланированных  гастролях в Германии и Финляндии и о том, что уже сейчас надо определиться   с репертуаром, да ещё предстояло готовиться поступать в мед.институт, так как закончила 10 классов. Очень радовался руководитель, еще не зная, что я от всего откажусь, не объяснив причины.
 Позже, он будет удивлен, огорчен и подавлен, так как видел во мне перспективу. Тогда, к сожалению,  я  распрощалась с мыслью о профессиональной сцене, и с того времени иду по жизни «бульдозером»,  буксуя  и ломаясь по пути. Много  времени было упущено. Я тыкалась как слепой котёнок в неизвестность, пытаясь найти своё место в жизни   но увы, шла чуждой мне дорогой, набивая « шишки» и разрушая здоровье.
История с замужеством, это одна из печальных историй. Муж оказался красивым, умным, способным и практичным не по годам, но с диагнозом  шизофрения, общение с которым превратило меня в координатора. В результате получила разбалансированную психику. В течение 10 лет моей обязанностью было смягчать его действия и поддерживать эмоциональный фон, что  освобождало его родителей от этих  проблем, за что  любили меня  и  были  благодарны.
При первом нервном срыве, врач посоветовал срочно  устранить причину, приведшую  к этим последствиям. С этого момента, я стала обращаться к Богу с просьбой о том,  чтобы нашлась женщина,  которая безумно  бы влюбилась в мужа, была бы богатой,  красивой,  с бойцовскими качествами, это то, о чем всегда мечтал мой муж  и  с новыми силами, смогла бы меня заменить. С тех пор прошло немало лет, за время которых я продолжала стоять на своём посту,  честно выполняя свои обязанности, и очень надеялась на чудо и оно случилось. Однажды мне позвонила одна из его сотрудниц  со станции переливания крови, где  они работали  посуточно.  Она сообщила, что мне пора узнать правду. Оказалось,  что всё то, о чем  я просила Бога, сбылось. И тогда я сказала, после услышанного о том, чтобы  не мешали и способствовали  их сближению и  ещё добавила,  что я хорошо  всё обдумала. Этот союз, к сожалению,  стал роковым и непродолжительным, с неожиданным  и трагическим   концом для моего мужа,  но это уже другая история.  Эти 10 лет  замужества выпали из моей жизни. Впереди  ждал  период проб и ошибок. Навёрстывала упущенное своё развитие, работала, где придется. По иронии судьбы пришлось закончить мед.училище с запозданием.
Несколько лет работала старшей медсестрой в детском саду своего посёлка. Пригодилась музыкальная  школа по классу баяна.
Вспоминала,  как в начале  замужества работала в сельском клубе, вела кружок баянистов, как  участвовала в смотре художественной самодеятельности среди клубов города.
  Где спела в дуэте, после чего устроители  смотра предложили
 работать в филармонии, в вокальной группе, обещая со временем  квартиру в Донецке.   И этот шанс не реализовался в силу  известных причин.
   Спустя много лет, после ухода от мужа и  по окончании  медицинского училища,  работала в центрально – городской больнице,  а также пела  во дворце бракосочетания  целых  четыре года, в свадебном хоре - это был мой дополнительный заработок.
В тот период неожиданно возобновилось моё творчество.
Поучаствовав   в городском смотре среди  больниц, где был отмечен   мой   профессионализм  и  его результат  – занятое первое место. Заинтересовавшись моим выступлением,  организаторы смотра сожалели об отсутствии перспективы.
 В такие моменты сердце моё щемило  от безысходности. Несмотря ни на что, я  все же хотела найти  свой стиль, но время безнадёжно пролетало, и мои начинания  растворялись в бытовой суете. Часто вспоминала  отрезок  жизни, связанный с воспитанием и оздоровлением своей дочери.
  В три года был поставлен серьёзный диагноз. Немало усилий предпринималось на этот счет. Это и больницы и  санаторий  не один год.
Результат положительный и сейчас здоровью  ничто не угрожает. Дочка окончила педагогическое  училище  и музыкальную школу. И всё это ей пригодилось в дальнейшей жизни.
Время бежало неумолимо, и я не знала о том, что впереди меня ждёт еще один сложный отрезок жизни. Моя ответственность за все и за всех, в который раз предупреждала о последствиях не в мою пользу. И все- таки, чтобы продержаться самой и моим близким, нашла работу с физическим уклоном. Держалась « на плаву» целых 8 лет.
Когда ухудшение  здоровья  стало  очевидным и безотлагательным, пришлось впервые обратиться к врачу.
Снимки, симптомы, увиденные врачём, и услышанное  мною,  прояснило  всю  безнадёжность, а   в результате, была озвучена одна единственная рекомендация, это приём обезболивающих во время периодически  возникающих  жестоких головных болей. Тогда  поняла, - победить свою хворь я должна  только сама, так как никто и  ничем не поможет.
К этому времени мой « бульдозер» уже буксовал во всю.   Виделся один лишь выход, заключающийся  в разработке    своего комплексного лечения, но только после изучения своего организма и для этого пригодились медицинские знания.
 Выделилось  главное, это  приём талой воды, простая сбалансированная пища, ежедневный само массаж, упражнения и строгий режим под постоянным своим наблюдением за всем происходящим в организме, для самоанализа. Даже когда терпела сильную головную боль,  не принимала  обезболивающих  лекарств, с целью дать возможность организму самому справляться.
Трудотерапия тоже была моим лекарством. В трудные минуты вспоминалась мама и её сила воли. Она была спасительницей в моей жизни и надёжным фундаментом и всегда оказывалась рядом в нужное время, а я в отличие от нее, в силу  обстоятельств,  не  всегда смогла быть  ей поддержкой  и мне очень жаль.  Тем не  менее она прожила  самодостаточную  и  самостоятельную   жизнь на удивление и на зависть многим. Она  осталась  незабываемой   хранительницей семейного очага  и примером для нас.  Шли годы, мой оздоровительный  режим оставался  тот же  симптомы нездоровья постепенно исчезали. Я была свидетелем удивительных способов организма, избавляться от всего не нужного ему.  Многое меня до сих пор  удивляет, но  я  понимаю, что на правильном пути. И  это  уже познавательная  история.
 Я должна сказать еще об одном лекарстве помимо всего, это потребность в творчестве. И именно в критические  периоды  моего излечения, я написала несколько волшебных историй, проверенных в печати и теперь есть сборник.
В дальнейшем были написаны небольшие миниатюры, рассказы из жизни и др. Над собой работаю, постоянно помогая организму. Периодически приходится саму  себя вытаскивать, как барон  Мюнхаузен   на свет Божий,  тем самым продолжая  упорно жить. Так как жизнь с периодичностью, меняется, то впереди  меня ждал счастливый случай, но это, к сожалению,  совпало  с началом войны на Донбассе, где все мы узнали, что такое прятаться в убежище, что такое  беда, страх, смерть,  неизвестность и ужас.
Война пришла и смерч зловещий
накрыл безжалостным крылом.
Беда и смерть атаковали вместе
под перекрёстным вражеским огнём.

Земля от ужаса в дыму застыла, передавая  стоном SOS.
Там, на ВОСТОКЕ, солнце ТУЧА скрыла,
тревожным оказался тот прогноз.

Встал на защиту  Ветер вольный
чтоб Тучу к горизонту оттеснить.
Призвал на помощь Бурю, Стрелы Молний
Чтоб смерч тот вражий победить.
Лора Аниканова
Удивительно, но, не смотря, ни на что, жизнь  повсеместно параллельно ремонтировалась  и на  ходу восстанавливалась. Раны «зализывались»  и мы все смотрели с надеждой в будущее. И вот однажды, мне предложили спеть военную песню в организованном в честь Дня Победы концерте.
  Я согласилась,  хоть и после долгого перерыва.  Тогда я решила исполнить песню Клавдии Шульженко  «Давай закурим», результат был ошеломляющим. Мой образ бойца и стиль все оценили и потом долго удивлялись моему исполнению, а я неожиданно, наконец - то  нашла свой стиль, в котором пою до сих пор, вызывая интерес у слушателей.
Итогом всех моих возобновленных начинаний стало участие, после отборочного тура, в республиканском фестивале на тему:  «Объединение народов Донбасса» и «Юность комсомольская моя», где заняла призовое место, диплом, подарок от И. Кобзона и сертификат.
Исполнение мной песен  это, прежде всего образы, которые оживают на сцене.
Песни тех лет слушаются с интересом. Желающие могут послушать в интернете на сайте - песни - Лора  Аниканова. Сейчас я не только пою, но и  продолжаю писать о том  что вижу и чувствую, и главное  о своей удивительной матери. Еще при  жизни я освещала ее детские годы, а после  её ухода воспоминания о ней. Все что написано это и  о своих наблюдениях переживаниях, ощущениях,  впечатлениях от  жизни. Благодаря сайту «стихи.ру» все желающие читают интересующее их .

Горжусь тем, что состою в литературном  объединении
им. Н. Анциферова с 2014 года. Это наш земляк, макеевчанин, шахтёр и замечательный поэт
В честь   85-летия  со дня его рождения, был издан исторический очерк – альманах « Шахтёрская весна»
    Наконец-то я счастлива и мне сейчас  интересно жить на этом свете. Как всегда много работаю, но уже на кусочке земли при доме.
Режим тот же, все держу под контролем,  как и раньше без единой таблетки. Главное научилась помогать своему организму. Жизнь сурова, порой жестока, непредсказуема иногда многообещающая и снисходительная, но все, же удивительная и очень загадочная. Каждый проходит свой путь,  но нужно не забывать о том, что мы гости на этой священной Земле. И у нас есть шанс с благодарностью и достойно пройти свою дорогу, оставив  по себе   след и добрую