Окружность

Дария Рей
Утро. Тебя окружают человеческие категории. Каждому из нас хочется счастья, жить в счастье и быть счастливым. Пожалуй, это слишком абстрактное желание, потому как руководитель человеческих судеб никак не может обработать данный запрос. Как любой руководитель, он заставляет работать. Над собой и выбранной категорией.

Деление на категории - любимое ежедневное занятие. Если есть хорошее, то значит должно быть плохое, белое рождает чёрное, солнце, закатывая не глаза, а само себя, падает за горизонт и ведёт к ... да, отсутствию солнца. Отсутствие солнца воспринимается человеком как темнота и носит имя ночь. Любая категория, начинающая свою жизнь, начинается именно с человека. Без человека есть только природа. Природа, не имеющая названий, категорий и выбора. Она только живёт и жизнь её естественна. Даже законы физики - это человеческое восприятие и стремление к познанию окружающего мира. Гравитация или сила тяжести самодостаточные явления и без буквенного обозначения с последующим заключением в формулы.
Но человек не может без категорий, не может без классифицирования и упорядочения. Порядок - это то, что пытается создать человек, вольно или невольно подражая творцу. Порядок - это законы, которые что-то регулируют. Законы для всех должны быть одни, поэтому создаются государства и науки. Государство сохраняет шаткость порядка, наука сохраняет незыблемую шаткую естественность природы. Без этого начнется хаос. Но что такое хаос?? Отсутствие порядка, беспорядок, беспокойство, переживания, напряжения нервных окончаний.
Обычный диалог лиц так или иначе сводится к оценочным категориям:
- Сегодня хорошая погода...
- Будет хорошо, если ты приедешь...
- Хорошо бы...
- Хорошо...
- А что, разве это плохо...
- Плохо, что ты так поступил...
- Плохо, что ты не придёшь...
- Мне плохо...
- Плохо...
Мы определяем, мы разграничиваем. Только природа ничего не определяет и ничего не разграничивает. Чем дольше и дальше мы от неё отрываемся, тем больше и длиннее становится этот разрыв, пока в конце концов связь полностью не  исчезает. Если случается шторм, ветер вырывает деревья, вулканы разрушают леса и территории, то для природы это не плохо. Это просто жизнь, за которой последует другая жизнь. У природы нет эмоций. Эмоции порождают оценочные категории. Тебе хочется быть хорошим, чтобы удовлетворить как свои эмоции, так и эмоции окружающих. В мозге срабатывает система вознаграждений. Плохой человек - ленивый человек. Он плохой именно с точки зрения  существующих установленных норм, ценностей, взглядов. Плохой человек не использует все эти комбинации в качестве собственного ориентира. В качестве ориентира он использует свою лень, проще говоря самого себя. Делает ли это его плохим? Можно ли вообще сформировать ответ на такой простой, по-детски наивный вопрос. Помню как на уроках чтения в третьем классе нам говорили, что не следует рассуждать о книге: "Хорошая или плохая". Это слишком буквальный и исчерпывающий ответ, который и не раскрывает особенностей и не передаёт эмоций. Абсолютно никаких. А ведь человек подобен книге.

Тебе не хочется быть хорошим или плохим. Жизнь дана для вечных поисков середины, значит следует быть в середине этих понятий. Также ведь и счастье. Какой смысл в счастье, если оно находится не в середине, а скачет с хорошего на плохое. Туда-сюда, вверх-вниз, не задерживаясь на нужной точке. Счастье в плохом слишком доступно и очень легко достижимо, счастье в хорошем либо везение, либо труд.
Я люблю состояние середины. Состояние, когда ничего на тебя не влияет и ты просто идёшь по улице. Смотришь на маленькие листочки, что зелёной жизненной силой прорезают тонкие острые ветки, смотришь на солнце, падение которого поджигает кромку линии горизонта, смотришь на теряющие силы листья, вспыхивающие яркими бенгальскими огнями в короткие, но особенно чудесные две недели. Ты смотришь на это и чувствуешь середину. Но ты входишь в общество и оно начинает тебя раскачивать, начинает гонять от хорошего к плохому и это выматывает. Ты устаешь. За усталостью приходит болезнь. Болит всё тело. Чувствуешь мышцы, особенно маленькие. Большие не чувствуешь, только маленькие. Они натянуты и упакованы в боль. И эта боль начинает жить в тебе, разделяя на до и после. На тебя прошлого и тебя настоящего. И когда ты после закатывания солнечного глазного яблока ложишься спать, то не чувствуешь усталость. Это гораздо страшнее. Тебе начинает казаться, что покидающая сила и давление пережитого дня вдавливают  в кровать, ты проваливашься и падаешь до самого пола, распадаясь на атомы, которые становятся частью подушки, одеяла, простыни и того самого пола, при достижении которого тебя наконец-то забирает сон.
О снах говорят. Говорят, что их нельзя рассказывать, нельзя запоминать, нельзя интерпретировать. Это та самая категория "плохо". Зачем они снятся? Может во снах чувствуешь настоящее счастье от ничегонеделания, от осознания, что не нужно никуда идти, ни с кем разговаривать, что-то доказывать, выбирать и кем-то становиться. А если повезёт, то присниться кусочек прошлой жизни. 

Маленькое воспоминание. Детство, обстановка квартиры, в которую приезжала погостить к бабушке. Мне наверное лет пять, суббота перед пасхой. Мы с бабушкой готовимся печь куличи. В руках перебираю пакетики, которые содержат разрыхлитель, ванилин, ванильный сахар. Больше всего мне нравится с цветной сладкой посыпкой, предназначенной для украшения будущей верхушки. Заниматься украшательством нравилось всегда. Происходит подготовка рабочего места - обычные предметы обеденного стола заменяются на пакет с мукой, пачку сливочного масла, упаковку яиц. Я кладу рядом со всеми появившимися предметами слегка измятые после тщательного изучения пакетики. Середина стола свободна, вымыта и насухо вытерта полотенцем. На черно-белую фактуру сыпется мука, много муки. Формируется круг, в центре которого остаётся пустота. Пустота как лунка, её окружают высокие бортики из муки. В эту пустоту разбиваются жёлтые солнечные яйца, выливается растопленное и такое же жёлтое и солнечное масло. Затем всё это замешивается, высыпаются пакетики (кроме цветастой посыпки), добавляется предварительно замоченный в теплой воде изюм, происходят махинации с дрожжами. Одним словом, совершается чудо. Затем чудо перемещается в большую кастрюлю и накрывается полотенцем. Чуду нужно отдохнуть и подумать. Спустя необходимое количество времени тесто заполнит весь объем кастрюли. Когда же оно начнет подглядывать за миром кухни, приподнимая край платком покрывающего полотенца, то значит всё. Пора. Пора доставать, месить и раскладывать по формам. Форм две. Одна очень большая, кулич, который получается в такой форме, не найти в магазине. Очень уж нестандартно большой, на всю семью, чтобы хватило каждому и можно было унести по кусочку с собой. Другая форма - с пустой серединкой, вокруг которой волнообразные углубления. После выпекания получается что-то похожее на кекс. Формы заполняются, но не до конца, чтобы у теста была возможность подняться и не убежать, а затем ставятся в разогретую духовку. Опять нужно время, нужно ждать. Процесс приготовления настолько долог и увлекателен, что в окно начинает смотреть ночное звёздное небо и зажженные жёлтые фонари. В это время готовится белая сахарная глазурь. Проткнутые зубочисткой на определение сухости (зубочистка сухая), куличи готовы. Они достаты из духовки, вынуты из форм и находятся в состоянии остывания. Верхушка быстро покрывается снегоподобной глазурью. И сейчас приходит моя очередь. Я открываю маленький пакетик и аккуратно, равномерно и очень тщательно расцвечивая белую фактуру яркой посыпкой. Так происходит с каждой верхушкой. Куличи приближаются к финалу своего пути. Они стоят в красивой тарелке, остывают, схватываются, стабилизируются. Им снова нужно время. Подходит полночь. Бабушка несёт куличики в маленькую комнату, ставит их перед телевизором, по которому идёт церковная служба и выключает свет. Через экран происходит освещение куличей, а также рядом лежащих яиц, предварительно выкрашенных в луковой шелухе.
На следующий день придут гости, родственники, мои родители. Мы все вместе разрежим получившееся чудо. Самое вкусное в куличе - это белая сладкая цветная верхушка, ароматное ярко-желтое тесто, которое содержит в себе   натуральный жёлтый цвет сливочного масла и яйчных желтков. И конечно же изюм, придающий сладость воздушному кружеву пасхального мякиша. Такое вот воспоминание, переместившееся в сон.

Сны, конечно, почти фантастичны, но они снятся. Это твой мозг. Просто твой мозг. Если ты будешь его бояться, значит будешь бояться и заглушать самого себя, а это одна из причин ночных кошмаров. Ты же боишься.
Наступает утро. Твои атомы соединяются обратно. Ты просыпаешься. И снова всё начинается сначала. Поиски счастья и середины в окружении человеческих категорий.