Василий Садовников... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Василий Солодовников- Парадный въезд на Дворцовой площади.


Образы двух столиц всегда занимали большое место в творчестве российских артистов (в широком смысл этого слова). Здесь нельзя не процитировать Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и «Люблю тебя, Петра творенье…». Красота Москвы и Санкт-Петербурга, их своеобразие и историческая судьба всегда привлекали и художников.

Особое развитие городской пейзаж получил в живописи XIX века, когда он стал самостоятельным жанром. Родоначальником российского городского пейзажа считают художника Федор Яковлевича Алексеева. Именно ему удалось убрать сухую документальность, которая царила в картинах предшествующей эпохи. Работы Алексеева отличаются своеобразной перспективой, которая уходит в глубину композиции по диагонали, поэтому точка схода получается за пределами картины. Этот прием позволяет добиться максимальной естественности в передаче изображаемого. Из-под пера художника вышли виды многих русских городов, но самые его вдохновенные картины посвящены Санкт-Петербургу, который к этому времени уже приобрел вид законченного архитектурного ансамбля. Любимый мотив Алексеева — это Дворцовая набережная от Петропавловской крепости. В своих городских пейзажах он документально точно передает строй петербургской архитектуры, томную гладь Невы и медленно плывущие лодки. Но при всей своей документальности, его картины обладают большой художественной ценностью. В петербургских работах начала XIX века Алексеев соединяет городской пейзаж с повседневной жизнью города. В 1800 году Петербургская Академия художеств направила художника и двух его учеников в Москву для зарисовки ее исторических достопримечательностей и древностей. В этот период Алексеев находился под влиянием классицизма, поэтому он пытался придать московской архитектуре геометричность и строгость Петербурга. Его картины отличаются уравновешенным соотношением архитектурных объектов и четким выделением центральных частей композиции. Московские работы Федора Алексеева совпали с возобновлением интереса к истории России. Через десять лет художник во второй раз посетил Москву и создал новую серию пейзажей. Кроме неоспоримых художественных достоинств, его московский цикл имеет и большую историческую ценность, так как на нем запечатлен вид города до пожара 1812 года. Городской пейзаж в России неразрывно связан с литографией. Большой интерес представляют литографированные виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, созданные в 1820 — 1830 годы С.Галактионовым, А. Мартыновым, К. Беггровым, К. Сабатом, В. Садовниковым. Их произведения, которые отличаются строгой графической манерой, точно передают своеобразие столицы. Часто к акварельным и карандашным этюдам городских пейзажей обращаются и архитекторы. Но кроме реальных зданий, они часто рисовали и проектируемые ансамбли. Наибольший интерес представляют акварельные и графические виды Петербурга, созданные А. Брюлловым и А. Ворончихиным, а Москвы — О. Бове.

В середине XIX века в живописи на смену классицизму пришёл романтизм. Эта тенденция отразилась и на городском пейзаже — большое внимание стали уделять различным явлениям природы: закат, сумерки, лунный свет, гроза. Все это должно придать городскому виду загадочности и таинственности. Сильнее всего романтический образ города раскрывается в работах Максима Воробьева и его учеников. Одни из лучших его картин — это «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» и «Осенняя ночь в Петербурге». На первой картине изображен ночной Петербург, который освещенный таинственным светом луны. Есть романтический городской пейзаж и среди работ известного мариниста И. Айвазовского. На картине «Вид на Москву с Воробьевых гор» древняя столица больше напоминает призрачный мираж. Во второй половине XIX века на городских видах Москвы и Санкт-Петербурга появляются не только изображения центральных частей города с аристократическими дворцами, а городских окраин с домами простых людей, а определяющая роль от архитектурных форм переходит к жанровым элементам.

Васи;лий Семёнович Садо;вников (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график, академик Императорской Академии Художеств с 1852 года.

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.
Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.

Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.

В то время тридцати восьми летний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определённое влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Ворончихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.

Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.
Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".

Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.
Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.


       @