Из раннего. Доперестроечные восьмидесятые

Светлана Климашова Дерягина
         "ИЗ РАННЕГО. ДОПЕРЕСТРОЕЧНЫЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ"
     Моё путешествие в прошлое с Виктором Пашковым продолжается.


ЧТО ВДОХНОВИЛО НА НАПИСАНИЕ ЭССЕ И ВЫБОР ТЕМЫ.
      

     С желанием погрузиться в Поэзию, напитать свою душу живыми жизненными соками, я перехожу к стихам поэта , написанным в восьмидесятые годы.
Обжигающе свежий родник слов поэта вливается в сознание, в душу, заставляет откликнуться сердцем. Забывается то, что тревожит.
Поэзия, Великая и Всемогущая, властвует на страницах его книг, покоряя и вдохновляя.
Напомню тем, кто прочитает моё эссе, что выбирала стихи только из двух сборников поэта "Стихи и проза"(2017 г.) и "Осенний июнь"(2019 г.)
Выбрала шесть стихотворений:
"...а помнишь" 1981г.http://stihi.ru/2017/02/19/10742
"Миг беспечно летит в бесконечность"1984г.http://stihi.ru/2016/03/29/10402
"День "проходит" 1987г.http://stihi.ru/2016/06/19/8451
"Жить тяжело" 1987г.http://stihi.ru/2014/07/29/3630"
"В стороне тишина трепетала"1987г.http://stihi.ru/2017/06/30/9575"
"Лечь на кровать" 1989г.http://stihi.ru/2015/05/23/7410
      Поэт, незримо сопровождающий меня, поможет своими словами начать работу и определиться с темой моего эссе или ,скорее, аналитического отклика.
Его ответ к моей работе "Отсекая лишнее" продиктует тему, которую сформулирую так "Право первой строки в стихотворениях Виктора Пашкова и право последней строки"
Итак, цитирую слова Виктора:
"Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за внимание и погружение в смысл!
Теперь немного о Вашем мнении и высказываниях. Первая строка, как правило, определяет стихотворение, по сути и есть стихотворение, если добавить последнее,
а иногда и предпоследнее. Это не проза, где много отступлений и возможностей для
самовыражения автору..."
(Виктор Пашков. 23.08.2020г.)

            ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Я не буду рассматривать все шесть стихотворений в связи с заявленной темой. Боюсь утомить читателей, если таковые найдутся.
Боюсь утомить Виктора, хотя сама горю желанием пройти по строчкам всех стихотворений.
Начну с начала, т.е со стихотворения, открывающего восьмидесятые годы "...а помнишь". Это одно из моих любимых стихотворений, поражающее силой чувств, вложенных автором в слова и строки. Глубинное проникновение в человеческую сущность. Уточню, в женскую сущность.
Как в первой части работы "Из раннего", стихотворение повторяет глагол "помнить". Вот и вспомним его:
"...а помнишь,
после зимней встречи,
поверив преданным глазам,
я, загасив на время свечи,
взлетел с тобой под небеса"
("...а помнишь" Виктор Пашков)
          Ураган, сильнейший ураган чувственности, эмоций налетает, на минуту,..может даже на более долгое время, заставляет забыться , останавливает и погружает в то запредельное, что объяснить невозможно.
Такова сила стихов поэта, таков его талант уметь воздействовать на читателя, в данном случае на меня.
И всё это потому, что он ЧУВСТВУЕТ жизнь, захватывает стихами, погружая в прекрасный жизненный круговорот, данный всем нам высшими силами.
Талант передать своё чувствование жизни!- это дано Виктору.
Неожиданно для себя углубилась в стихотворение, которое вряд ли может оставить равнодушным человека, желающего брать от жизни всё прекрасное.

     ПЕРЕХОЖУ К ТЕМЕ о первой строке и последних строках стихотворения.

Как воспринимаю первую и последнюю строки? Выбираю стихотворение "Миг беспечно летит в бесконечность".
Перва строка- это название.
Финальные строки:
"С наивной истомой
заря платит за сон серебром."
Ясно, что не бывает правил без исключения, но именно в этой работе у меня не получилось сразу составить мнение о работе по первой строке и заключительным строкам. Сюжет пока неясен,
Смотрю на дату написания-1984 год. Конец года, ноябрь. Нелёгкий год.
По первой строке, выделяя слово БЕСПЕЧНО, могла подумать, что стихотворение несколько легкомысленное.
Но, не ставя под сомнение когнитивность автора, выделяю слово НАИВНОЙ из последней строки. Этого мне мало. Дополняю слово КОВАРНЫЕ из второго катрена.
Картина сложилась:
БЕСПЕЧНОСТЬ в предновогодние дни 1984 года НАИВНА. Наступает сложное КОВАРНОЕ ВРЕМЯ.
Не сразу раскрыв сюжет, автор, тем не менее, всё-таки смог выделить первую и последнюю строки их яркой выразительностью. Немного обескуражена своей недальновидностью, но слова поэта о первой и последней строках признаю.

          Остановлюсь ещё на одном стихотворении.
"Жить тяжело" 1987 г.
Первая строка-название.
Финальные строки :
"...зачем же мы хотим сегодня разойтись..."
Не надо глубокомысленно морщить лоб. Первая и финальная строки "рассказали " сюжет стихотворения.
Конструкция стихотворения подтвердила слова автора о важности первой и последней строк.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Не угасает желание "разбираться" со стихами Виктора.
Есть , что сказать, есть на чём остановить свой взгляд.
Не только сухо поговорить о форме, рифме, особенностях , но и удаётся , немного- немало понять , как прекрасна , многообразна жизнь. И всё это из "простых", как говорит сам Виктор, стихов.
      Мне хочется закончить свой отклик кратким разговором с одним из читателей с моей странички. Вот что написал Игнат Хвойницкий, откликаясь на моё стихотворение о влиянии поэзии на меня:

"Надо воистину обладать талантом, чтобы так воздействовать на человека. А вас саму не смущают такие откровения" ...
На что я ему ответила:" Велико влияние настоящей поэзии. Не быть откровенным, тогда лучше не писать. Это слова счастливой женщины".
Игнат согласился со мной:"Да, похоже так"
Речь в этом диалоге идёт о моём стихотворении - посвящении Виктору "Нет меня".
http://stihi.ru/2022/04/18/1034

Заканчиваю свою работу... Настоящая Поэзия...Счастливая женщина, читающая любимые стихи...

Продолжу своё путешествие.
Меня ждут девяностые.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Светлана .  05.05.2022 19:52 
.....

Здравствуйте, Светлана!
Благодарю за "путешествие" в перипетии жизни автора с автором - вдвоём надежнее, но и ответственности больше!
Немного о значении первой и последней строчке в стихах.
Когда появляется первая строка, дальше действует продолжение того, что её заставило появиться, а заставляет многое - это и жизненный опыт автора, и опыт, переданный генами, и мысли, в которых есть знания человечества, и многое, многое другое, что называется духом, предчувствием и предположением.
Последняя строка или две последних - замыкающие, итоговые обязаны нести авторский вывод.
Вспомните Есенина "Отговорила роща золотая - отговорила милым языком", начало и конец - эталон Поэзии.
Но не всегда такое может быть. Большие по объёму работы могут несколько иначе выстраивать подачу материала.
Светлана, у меня всё проще: когда пишу, не задумываюсь долго над тем, что хочу сказать, - над подачей, однако, думаю.
Так что ничего особенного не пишу - говорю, как есть в жизни простым русским языком - надеюсь, что его понимают многие.
Талант для меня, как автора, непостижим, да и кому он нужен в нашей стране, если настоящей Русской Великой Культуре нет места.
Настоящее время - странное: многое возможно многим, но мало кому необходимо. В недалёкие времена купить книгу со стихами Сергея Есенина было крайне трудно, сейчас - пожалуйста, но не покупают, так что ж говорить о работах современников. Правда некоторых "талантливыми идолами" делают определённые круги от культуры, отнюдь не настоящий талант и не народ, вкус которого воспитывается телевидением и фильмами, а ведь ещё Ленин говорил о силе воздействия кино. Странное и опасное время.
Вспомнились слова одной из наших коллег, Светланы Кутько - "Горе от ума. Понятие Русская красавица, сменили на озлобленный полуголодный символ костлявой девицы." Это "горе" касается не только "девиц" к сожалению.
Светлана, в который раз повторяю - пишу, как многие, обычным, простым, русским языком, не удивительно, что и думаю на русском.
До скорой встречи. Простите за затянувшийся ответ, но не я его, а он затянул в рассуждения!! С уважением, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   06.05.2022 10:59   

.....
Здравствуйте, Виктор.
Всегда говорила, что не только Ваши стихи представляют интерес для читателей, в частности для меня,но и Ваши ответы на мои отклики. Кто ещё так может ответить, с полным погружением в свои размышления?
Отвечаю сама:" Только Вы, Виктор".
В этом не сомневалась и не сомневаюсь.
Вы не просто раскрываете своё отношение к Поэзии, раскрываете авторское понимание написанного Вами. Виктор , Вы передаёте опыт работы со стихами.
Знаю, научиться писать стихи невозможно, но что -то перенять у Мастера Слова, можно. И не возражайте, что я Вас так называю. Вы знаете, что меня в моём отношенни к Вам , Поэт, трудно переубедить. Такая уж я уродилась))))
Ну вот, опять поссорились)))
Всегда жду встречи!

Светлана Климашова Дерягина   06.05.2022 13:38

         Иллюстрация "Весенний Омск".