Тайны Бермудского треугольника...

Алексей Гончаров2
­­­­­­Майами (англ. Miami) — город, расположенный на побережье Атлантического океана на юго-востоке Флориды в округе Майами-Дейд, самом населённом округе в штате Флорида и восьмом по численности населения в Соединённых Штатах Америки с населением в 2 500 625 человек  43-й по величине город в Соединенных Штатах с населением в 462080 человек. Это второй по величине (после Джэксонвилла) город во Флориде и самый большой мегаполис на юго-востоке США.

Бермудские Острова; (англ. Bermuda [b;r;mju;d;]) — заморская территория Великобритании, расположенная на группе коралловых островов в северо-западной части Атлантического океана, в 900 км от Северной Америки.

В состав Бермуд входят 181 остров и рифов, из которых обитаемо около 20, а 10 из них соединены мостами и путепроводами и образуют главный остров — Мейн-Айленд.

Острова находятся на перекрёстке морских путей.

Площадь — 54 км;. Население — 71 750 человек (2020). Большинство населения составляют темнокожие (53,8 %) и мулаты (7,5 %), потомки африканских рабов, 31 % — выходцы из Европы и Северной Америки, 7,7 % — азиаты и индейцы.

Административно-территориальное деление: девять округов и два муниципалитета. Столица и главный порт — город Гамильтон.

Британский губернатор распоряжается вопросами внешней политики, обороны, полиции. Регламентацией внутренней жизни занимается местный двухпалатный парламент. Глава исполнительной власти — премьер-министр.

Сан-Хуан (от исп. San Juan Bautista, Иоанн Креститель) — крупнейший город Пуэрто-Рико. По данным переписи  2020 года, в нём проживают 326 953 человека. Сан-Хуан был основан испанскими колонистами в 1508 году как посёлок под названием Капарра. В 1521 году поселение стало называться Ciudad de Puerto Rico (Город Пуэрто-Рико). Столица Пуэрто-Рико — один из самых старых городов европейских колонистов в Америке, уступающий лишь Санто-Доминго в Доминиканской Республике. В Сан-Хуане находится несколько исторических сооружений; самые примечательные — Форт Сан-Фелипе-дель-Морро (исп. Fort San Felipe del Morro) и Форт Сан-Кристобаль (исп. Fort San Cristob;l), а также Ла Форталеса (исп. La Fortaleza) — самое старое в Америке административное здание, которое продолжает использоваться и в наши дни.

Бермудский треугольник (англ. Bermuda Triangle) — район в Саргассовом море (Атлантический океан), в котором, согласно одной из версий, происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов, и прочие аномальные явления. Район ограничен треугольником с вершинами в Майами, Бермудских островах и Сан-Хуане (Пуэрто-Рико).­

Сторонники теории о загадочных исчезновениях в зоне Бермудского треугольника выдвигают различные гипотезы для их объяснения: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Скептики, однако, утверждают, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах Мирового океана, и объясняются естественными причинами. Район очень сложен для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы. При этом через этот участок пролегают популярные водные и воздушные маршруты из Карибского моря в Европу и с восточного побережья США в Южную Америку, в связи с чем навигация здесь достаточно активная. Такого же мнения придерживаются Береговая охрана США и страховой рынок Lloyd’s.

О «таинственных исчезновениях» в этом районе мира впервые упомянул корреспондент Associated Press Эвард Ван Винкл Джонс, в 1951 году он назвал этот район «морем Дьявола», либо же «морем Тайн».

Само словосочетание «Бермудский треугольник» впервые употребил писатель Винсент Гаддис в 1964 году. В журнале «Аргоси» он опубликовал статью «Смертельный Бермудский треугольник» (англ. The Deadly Bermuda Triangle) о странном исчезновении звена 19 торпедоносцев-бомбардировщиков.

В конце 60-х и начале 70-х годов XX века стали появляться многочисленные публикации о тайнах «Бермудского треугольника».

В 1974 году американский лингвист Чарльз Берлиц (англ.), сторонник существования аномалий в Бермудском треугольнике, опубликовал книгу «Бермудский треугольник», в которой были описаны таинственные исчезновения в этом районе. Книга вызвала огромный интерес, популяризировав теорию о необычных свойствах Бермудского треугольника. В дальнейшем, однако, было показано, что некоторые факты в книге изложены неверно.

В 1975 году скептик-реалист Лоуренс Дэвид Куше (англ.) опубликовал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность» (рус. пер. — М.: Прогресс, 1978), в которой он доказывал, что ничего сверхъестественного и таинственного в этом районе не происходит. Эта книга основана на многолетних исследованиях документов и беседах с очевидцами, которые выявили многочисленные фактические ошибки и неточности в публикациях сторонников существования тайны Бермудского треугольника.

Наиболее известным случаем, упоминаемым в связи с Бермудским треугольником, является исчезновение звена из пяти бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер». Эти самолёты 5 декабря 1945 года взлетели с базы военно-морских сил США в Форт-Лодердейле и не вернулись. Их обломки не были найдены.

Согласно Берлицу, эскадрилья, состоявшая из 14 опытных пилотов, по таинственным причинам исчезла во время обычного полёта в ясную погоду над спокойным морем. Сообщается также, что в радиопереговорах с базой пилоты будто бы говорили о необъяснимых отказах навигационного оборудования и о необычных визуальных эффектах — «мы не можем определить направление, а океан выглядит не так, как обычно», «мы опускаемся в белые воды». После исчезновения Эвенджеров на их поиски были отправлены другие самолёты и один из них — гидросамолёт «Мартин Маринер» — тоже бесследно исчез.

По версии Куше, на самом деле звено состояло из курсантов, выполнявших тренировочный полёт. Опытным пилотом был только их инструктор, лейтенант Тэйлор, но он был лишь недавно переведён в Форт-Лодердейл и был плохо знаком с районом полётов.

В зафиксированных радиопереговорах ничего не говорится о каких-либо таинственных явлениях. Лейтенант Тэйлор сообщил, что он потерял ориентировку и у него отказали оба компаса. Пытаясь определить своё местоположение, он ошибочно решил, что звено находится над островами Флорида-Кис, южнее Флориды, поэтому ему предложили сориентироваться по солнцу и лететь на север. Последующий анализ показал, что, возможно, на самом деле самолёты были значительно восточнее и, придерживаясь курса на север, двигались параллельно берегу. Плохие условия радиосвязи (помехи от других радиостанций) мешали определить точное положение эскадрильи.

Через некоторое время Тейлор решил лететь на запад, но достичь берега не удалось, в самолётах закончилось топливо. Экипажи Эвенджеров были вынуждены попытаться совершить посадку на воду. К этому времени уже стемнело, а море, по сообщениям судов, находившихся тогда в том районе, было очень неспокойным.

После того, как стало известно, что звено Тейлора заблудилось, на их поиски были отправлены другие самолёты, в их числе два «Мартин Маринера». По мнению Куше, самолёты этого типа имели некий недостаток, заключавшийся в том, что пары; топлива проникали внутрь кабины и достаточно было искры для того, чтобы произошёл взрыв. Капитан танкера «Гейне Миллс» (англ. Gaines Mills) сообщил о том, что он наблюдал взрыв и падающие обломки и затем обнаружил на поверхности моря масляное пятно.

Сторонники тайны Бермудского треугольника выдвинули несколько десятков различных гипотез для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти гипотезы включают в себя предположения о похищении судов НЛО. Одно из объяснений возлагает вину на оставшиеся технологии затерянного континента Атлантиды, в частности на затопленное скальное образование, известное как дорога Бимини у острова Бимини на Багамах, которое по некоторым определениям находится в пределах Бермудского треугольника. Некоторые выдвигают гипотезу о том, что в районе Бермудского треугольника существует параллельная вселенная, которая вызывает деформацию времени/пространства и засасывает объекты вокруг нее в параллельную вселенную.

Скептики утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда пропадают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море — непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно не известно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые циклоны и штормы, большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим. Кроме того, сама по себе дурная слава Бермудского треугольника может приводить к тому, что ему приписываются катастрофы, в реальности случившиеся далеко за его пределами, что вносит искусственные искажения в статистику.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа — например, в результате распада гидрата метана на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых плотность понижена настолько, что корабли не могут держаться на плаву и мгновенно тонут. Есть предположение, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов — например, из-за понижения плотности воздуха, которое приводит к снижению подъёмной силы и искажению показаний альтиметров. Кроме того, метан в воздухе может привести к остановке двигателей или взрыву.

Экспериментальным путём была действительно подтверждена возможность достаточно быстрого (в пределах десятков секунд) затопления судна, оказавшегося на границе выброса газа в случае, если газ выделяется одним пузырём, размер которого больше или равен длине судна. Однако остаётся открытым вопрос о таких выделениях газа. Кроме того, гидрат метана находится и в других местах в мировом океане, где не было зафиксировано массовых случаев пропажи кораблей.

Волны-убийцы

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 метров.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику и галлюцинации, в результате которой они покидают судно.

Атмосфера бермудского треугольника

К бермудскому треугольнику мы, конечно, должны отнести и атмосферные явления, происходящие над его территорией. Во-первых, потому, что самолеты, исчезающие так же, как и корабли, летают в атмосфере над треугольником, а во-вторых, потому, что океан находится с атмосферой в тесном единстве. Мы видели, что постоянные и переменные ветры заставляют поверхностные слои вод двигаться в том же направлении; температура водных масс на поверхности океана тоже оказывает решающее влияние на атмосферную циркуляцию.

Большая часть треугольника лежит в области пассатных ветров. Это постоянные ветры, дующие в северном полушарии примерно в юго-западном направлении (их называют северо-восточными пассатами) от субтропического пояса высокого давления, расположенного около 30° с. ш., к поясу низкого давления около экватора. Поверхность океана довольно однородна, поэтому пассаты над океаном — явление весьма устойчивое. Над материком они уже не столь постоянны, поскольку суша быстрее нагревается и быстрее остывает. Пассаты дуют приблизительно на высоте до 3 км, их скорость колеблется от 3 до 8 м/с, зимой они ярче выражены, чем летом. На больших высотах в противоположном направлении дуют антипассаты.

К северу от зоны действия пассатных ветров находится зона штилей. Она занимает весьма узкую полосу примерно между тридцатой и тридцать пятой параллелями. Эта зона еще в эпоху парусников получила любопытное название — «конские широты», сохраняющееся до сих пор, хотя многие моряки уже не знают, когда и почему оно возникло. Это название появилось в те времена, когда на парусных судах из Старого Света в Америку перевозили лошадей. Могло случиться так, что корабль, попав в этот район, вынужден был неделями и месяцами стоять неподвижно с поникшими парусами. Питьевая вода кончалась, кони страдали от жажды и, видя вокруг себя бесконечную водную гладь, срывались с привязи и прыгали за борт в океан.

Зона штилей есть и южнее зоны пассатов, примерно в районе экватора. В этой зоне преобладают более спокойные ветры, дующие в восточном направлении.

Учитывая частоту катастроф, которые случаются с судами и самолетами, мы должны обратить внимание и на другие метеорологические условия в обла­сти бермудского треугольника, прежде всего на штормовую деятельность. Если заглянуть в метеорологический справочник (например, Brooks C.E.P. Handbook of Meteorology. Chicago, 1977), то можно увидеть, что в южной части треугольника, примерно между Флоридой и Багамскими островами, в году бывает 60 штормовых дней. Довольно много, практически каждый пятый-шестой день — шторм. Если двигаться на север, в сторону Бермудских островов, то число штормовых дней в году возрастает и приближается к 80. Это значит, что шторм бывает уже почти каждый четвертый день. И хотя это не обязательно должны быть штормы, угрожающие плаванию морских судов или полетам самолетов, все-таки шторм есть шторм, и он может стать роковым, особенно для небольших суденышек. В южной части треугольника штормовые дни чаще бывают в летний сезон, в северной — осенью и зимой.

Пока мы говорили о штормах обычных, которые знакомы и нам в наши; географических широтах. Но бермудский треугольник весьма часто подверга ется ударам тропических циклонов. Тропический циклон — это общее назва ние атмосферной депрессии, в которой скорость ветра достигает 34 м/с, за частую и больше, а при порывах — свыше 80 м/с. Тропические циклоны относятся к числу самых страшных стихийных бедствий. На их счету десятки ты сяч жертв. Более подробные сведения о них читатель может найти в моей кни ге «Стихийные бедствия». Здесь же мы ограничимся лишь констатацией того факта, что бермудский треугольник — это один из крупнейших в мире район действия этих циклонов. И хотя зарождаются они вне границ треугольнш ближе к экватору, между 5° и 10° с. ш., но распространяются в разных напра лениях, чаще всего к северу и северо-западу. Эти огромные воздушные вих двигаются со скоростью 30—50 км/ч в сторону Флориды, Кубы, Багамсю островов и дальше на север. В тропической Атлантике и Карибском море опа ность возникновения тропического циклона неизбежна, если обширная область океана нагреется свыше 26° С. Теплый и влажный океанический воздух втяг вается в воздушный вихрь, передавая циклону свою энергию. Тропичесю циклон — это общее название явления, местные же названия его различны - циклон, ураган, тайфун. В карибской области, в Мексиканском заливе, на Флориде и в районе бермудского треугольника употребляют nepвые три названия.

Значительное количество ураганов, причем наиболее разрушительных, проносится над южной частью бермудского треугольника в направлении Флориды. Однако и северные области не намного безопаснее. Сильные ураганы случаются даже на широте Бермудских острове (30° с. ш.). Через Бермуды мощные ураганы проносятся примерно один раз два года, через Багамские острова значительно чаще, два-три раза в год.

И хотя сегодня существует метеорологическая служба, предупреждающая о возможности появления урагана и дающая информацию о его силе и вpемени прихода, еще много судов оказываются жертвами ураганных ветров. Дело в том, что ураган может неожиданно менять направление своего движени. Кроме того, небольшие суденышки, с которыми нет радиосвязи, вообще не могут получить штормовых предупреждений.

Другой опасностью, подстерегающей суда, являются морские торнадо - небольшие, но исключительно мощные атмосферные вихри. На море они появляются только тогда, когда поверхность воды достаточно нагрета. Они поднимают и всасывают в себя воду, превращаясь как бы в водяные столбы. Передвигаются они стремительно и зигзагообразно. В научной и популярной литературе морские торнадо называют waterspout (водяной смерч). Вероятное! того, что такой смерч встретится с кораблем, невелика, но абсолютно исключить ее нельзя. Для небольших судов это означает гибель, да и крупные Oкеанские лайнеры могут получить значительные повреждения.

Обзор атмосферных явлений, наблюдающихся в пределах бермудского треугольника, подтверждает, что речь идет об области, в метеорологическом отношении весьма опасной. Здесь постоянно дуют пассаты, часто бывают силь ные штормы, тропические циклоны и торнадо. Когда же действия воздушных водных потоков накладываются друг на друга, морские суда могут попасть в отчаянное положение. О штормовых ветрах, дующих навстречу течению Гольфстрим, задерживающих верхний слой воды и вздымающих многометровые волны, было написано очень много. Существуют свидетельские показания капитанов и записи в судовых журналах, говорящие о том, что даже большие океанские корабли испытывали трудности, а иногда оказывались на краю катастрофы. Тропические штормы, нагоняющие воду в проливы и на мелководья Багамских островов, флоридского и кубинского шельфов, были и останутся роковыми для многих кораблей.

Огромный и таинственный океан

На самом деле, ничего странного в Бермудском треугольнике нет. 71% Земли покрывает вода, объем которой составляет около 1 332 млрд куб. км, поэтому неудивительно, что в этой огромной массе могут регулярно исчезать корабли и самолеты. Мир уже восемь лет не может понять, что случилось с рейсом 370 Malaysia Airlines. Громадный Boeing 777 с 239 людьми на борту исчез посреди ночи в Индийском океане, и только спустя три года на побережье Африки вымыло 31 фрагмент бывшего авиалайнера.


         @