Владимир Набоков. Тополь

Наталия Корди
У дома тополь произрос,
Ветвеплетенья виртуоз,

Он любит за окном вздыхать,
Едва я лягу на кровать;

И дети как в немом кино
Являются, когда темно.

Он в черном, а его сестра,
Как белый лебедь в Opera;

Но мне до них и дела нет:
Листаю глянцевый буклет.

Он на карачках – от горшка
Не больше, чем два-три вершка.

Она же с зеркальцем ручным
В плетёном кресле рядом с ним. 

Слоновой кости ободок
В её руке всех вместе влёк,

Лужайку, девочку, меня,
Под кроны нынешнего пня,

К порталу с белизной колонн,
Каким в семнадцатом был он.

Воды немало утекло;
Как жалок вздох через стекло:

Как будто тополь этот - нить,
Что ничего не даст забыть.

Но я молчу, мне дела нет.
Листаю глянцевый буклет.


V. Nabokov (1899-1977)
THE POPLAR

Before this house a poplar grows
Well versed in dowsing, I suppose,

But how it sighs! And every night
A boy in black, a girl in white

Beyond the brightness of my bed
Appear, and not a word is said.

On coated chair and coatless chair
They sit, one here, the other there.

I do not care to make a scene:
I read a glossy magazine.

He props up on his slender knee
A dwarfed and potted poplar tree.

And she — she seems to hold a dim
Hand mirror with an ivory rim

Framing a lawn, and her, and me
Under the prototypic tree,

Before a pillared porch, last seen
In July, nineteen seventeen.

This is the Silver lining of
Pathetic fallacies: the sought

Of Populus that taps at last
Not water but the author's past.

And note: nothing is ever said.
I read a magazine in bed.