По конкурсу - По другому

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/04/03/8538 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/05/20/5483 - Итоги конкурса

На этот конкурс принимались  поэтические произведения, которые так или иначе раскрывают тему рождения новой реальности, нового мира, нового подхода к привычным отношениям и явлениям. Это могли быть  как поэтические рассказы о событиях, которые кардинально изменили жизнь человека и его отношение к миру, так и лирические размышления о великих переменах и  мировых кризисах. Годились и описания важных психологических перемен в самом человеке. Каждый автор этого конкурса был вправе по своему раскрыть тему "ПО ДРУГОМУ" - в самых разных жанрах, стилях изложения и с использованием разных поэтических средств.

Читая пакет принятых произведений, я не всегда могла понять, какое отношение тема стихов имеет к названию конкурса, но, поскольку все стихи показались мне  интересными - глубокими и разными по содержанию, то я перестала мысленно спорить с их авторами и стала просто получать удовольствие от процесса чтения. В конце концов, у каждого из нас своё "по-другому"!

Правда, в этом к конкурсе было и еще одно условие выбора стихов -  принадлежность  поданного произведения к ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ. То есть, в сюжете стихотворения за любым изложением событий (констатацией фактов, чувств, описаний) обязательно должен был просматриваться взгляд на сюжет с более высокого плана - присутствовать подтекст или авторское размышление, философское осмысление сюжета,  вывод. Вот этого, к сожалению, во многих стихах я не обнаружила и, на мой взгляд, они не должны были быть отбираемыми в шорт лист.

Я в этом конкурсе не голосовала и в процесс выбора призеров никак не вмешивалась. В этой статье я  просто предлагаю вашему вниманию подборку наиболее интересных (с моей точки зрения!) стихов пакета с небольшими моими комментариями к ним. При чем покажу не только те стихи, которые годятся для номинации, но и те, которые не годятся, несмотря на то, что это хорошие стихи.

********************************************************

4. ОСЕННЯЯ МЕЛАНХОЛИЯ. АЛЕКСАНДР БЕЛИЧЕНКО   

Приходит увядания пора...
Поэт назвал: "очей очарованье!",
Но... для Природы, для людей... игра,
Что в жизни бренной, разочарованье.

Красиво древо осенью самО,
А мы взираем на себя печально...
Иметь сомненья древу не дано,
А мы итожим жизнь сомненьем тайным...

Природа-мать божественно мудра:
Всегда Жизнь продолжает без сомненья -
Заложит Осень почку для цветка,
Чтоб древо исполняло назначенье.

Не так с людьми - им разум свыше дан:
По разуму судьбу определяют -
Чем Жизнь продлить, решает каждый сам,
И что за "почки" людям оставляет.

Растений жизнь - каков её удел?
Расти, плодить и уцелеть при буре...
Когда бы Человек так жить посмел,
Ходил бы до сих пор в звериной шкуре.

Не могу сказать, что эти стихи мне понравились своим исполнением: язык далек от художественного -  беден разнообразием слов и выразительностью передачи смысла - это скорее язык информации , а не поэзии. Зато стихи понравились содержанием - типичная философская тема, где есть интересные мысли о различии смысла жизни растительного мира и человека: "Растений жизнь - каков её удел? Расти, плодить и уцелеть при буре...". "Не так с людьми - им разум свыше дан: по разуму судьбу определяют - чем жизнь продлить, решает каждый сам...".

5. ДОРОГА К АДУ ИЛИ РАЮ? СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ

Мой бес скопытился и умер.
Забыв про злой менталитет,
Лежит в наглаженном костюме,
А ангел - в чёрное одет,
Визжит над гробом, что есть мочи,
И бьёт крылами по щекам
Своим, чужим и разным - прочим.
Ужасный знак временщикам -
Ему сейчас не до свиданий:
Мой ангел искренне скорбит,
Что перспективы всё туманней,
И это честно, без обид.

Ну что поделать - город принял,
Прёт обезумевшей толпой
На небо без аквамарина.
Колокола за упокой,
Бьют, разуверившись в фортуне,
Тех, кто спасения хотел.
А ангел, серый, в тяжкой думе,
Вознёс себя от грешных тел!
Поговорить мне, что ли с прошлым
Наедине - о том, о сём,
Да обронить на паперть гроши -
Мы их на Суд не пронесём...

Спрошу, как жить без зла сегодня,
Совет его приму без слёз:
Все шире прошлого угодья,
Всё зыбче мой наивный плёс.
Когда мне ждать пустого вдоха,
С которым вспыхнет яркий свет
И сгинет всё, что было плохо,
Когда я стану слаб и сед.
Однажды смерть нагонит - знаю,
Заглянет в глупые глаза...
Дорога к Аду или Раю
Одна - и нет пути назад.

Многие судьи отобрали и высоко оценили эти стихи - только поэтому они добавлены мною в эту подборку. Должна признаться, что мне они не понравились, и это - моё субъективное мнение: по форме и по соответствию теме и жанру у меня к ним претензий нет. Просто я не любитель стихов, где автор, далекий от религиозных вопросов, так легко - фамильярно и неуважительно - использует в своих стихах  слова, относящиеся к категориям веры: "А ангел - в чёрное одет, визжит над гробом, что есть мочи, и  бьёт крылами по щекам..." и др.  Мне этот стиль не симпатичен, а чьи-то чувства он даже может и оскорбить.. На своем мнении я не настаиваю, но считаю правильным его здесь выразить.

7. НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЮРЬЕВ

Разумное и доброе не вечно,
Уже не красота спасает мир,
Он разогнался и летит по встречной,
Держись, водитель, бойся, пассажир.

Добро и зло морально устарели,
Сегодня каждый – сам себе судья,
И всем понятно, что на самом деле
Сознание идёт от бытия.

Из ценностей остались власть и деньги,
Всё остальное продано давно,
И, если приглядеться хорошенько,
Бесценное всегда оценено.

Пока война доламывает скрепы
И доедает белых голубей,
Свобода сверху закрывает небо
И выбирает жертву послабей.

Вопросы остаются без ответа,
А мир летит, и нет пути назад.
Кому-то будет суждена победа,
И он решит: кто прав, кто виноват.

Стихи, решенные в жанре публицистики, причем, это новые стихи, написанные на злобу дня, что всегда - достоинство работы. Стихи о переменах в мире, в котором все начинает быть "по-другому": "Добро и зло морально устарели, сегодня каждый – сам себе судья", "Вопросы остаются без ответа, а мир летит, и нет пути назад". Можно ли считать эти стихи философской поэзией? Конечно. Помимо констатации фактов и обличения, здесь есть и авторские печальные выводы о происходящем: "Из ценностей остались власть и деньги, всё остальное продано давно, и, если приглядеться хорошенько, бесценное всегда оценено". Или: "Кому-то будет суждена победа, и он решит: кто прав, кто виноват". Интересные по мыслям стихи.

8. В ЧЁМ ПРАВДА? ВИТА ОСЕННЯЯ 

Перекрёсток… три дороги:
справа — ложь и слева — ложь.
Прямо шаг — страшит тревога,
шею вдруг в пути свернёшь.

Веры мало в справедливость,
чистой правды — дефицит,
разухабилась фальшивость,
беспорочность сладко спит.

Не доносится до Бога
крик отчаяния — SOS!
Выручает понемногу
пресловутое «авось».

Может быть, само собою
зло утихнет… не впервой…
Может, мудрость вместо боя
возродит в миру покой?

Правду ищут люди вечно —
не находится ответ:
кто-то кличет тёмный вечер,
а иной зовёт рассвет.

Мне приятней лунной ночью
слушать звёздный перезвон
и, ловя из сферы строчки,
верить, что посланник — Он.

Все мы разные по сути,
и несхож менталитет.
Труден выбор на распутье.
Правда в том, что правды нет.

Еще одни новые стихи на гражданскую тему, на злобу дня, но решены они по другому - средствами поэзии, а не публицистики. Здесь  уже встречаются тропы - метафоры: "разухабилась фальшивость, беспорочность сладко спит", "кто-то кличет тёмный вечер, а иной зовёт рассвет", "Перекрёсток… три дороги: справа — ложь и слева — ложь". Автор повествует  почти о том же самом, что и предыдущий, но делает  это языком поэзии, то есть, не в прямую пересказывая свою мысль, а показывая ее нам образами. Что всегда в плюс стихам. Еще мне очень понравилась философская концовка: "Труден выбор на распутье. Правда в том, что правды нет".

9. В ТЕАТРЕ ЖИЗНЬ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА

В театре «Жизнь» сменились амплуа.
Но никого я в этом не виню.
Давно известно — молодость прошла
И не нужна актриса  инженю.*

Здесь амплуа кокетки ни к чему-
Нет красоты, чтоб зрителей пленить.
И предстоит, быть может, посему,
Лишь конфиденткой** серенькою быть.

Но я была достойной из актрис!
Бывало, сцена покорялась мне!
Играла часто роли я на «бис»,
Сгорая в жарком жизненном огне.

Сейчас в театре этом  тишина.
Отыграны спектакли. Вход закрыт.
Но образ примадонны, (вот беда),
Еще душой моею не забыт….

* инженю — актёрское амплуа: роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, наделённых глубиной чувств.
**конфидентка — конфидент (конфидентка) наперсник (наперсница), доверенное лицо

Тема "по-другому" в этом стихотворении раскрыта на примере времени жизни  одного человека: каждый из нас воплощает свою историю, играя разные роли на сцене театра Жизнь, и в каждой новой роли мы ведем себя по-другому, имеем другие задачи и другие возможности. Умный сюжет философской поэзии, которая написана языком поэзии - с использование одной общей для всего произведения метафоры Жизнь-Театр и в каждой строфе последовательно используются родственные главной метафоре тропы-образы отдельных  ролей. Прекрасная работа!

10. ПЕНЬ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН

Пень всё никак не мог сгореть,
его бока лизало пламя,
а он в свою не верил смерть
и пламя вверх вздымал, как знамя.

Я всё подкидывал дрова,
я окружал его дровами,
пылало зарево костра,
а пень лишь тлел, и то – местами.

Потрачен день, и снова день:
я обливал его бензином,
но из земли сосновый пень,
искря, отмахивался дымом.

Моё терпение спалив,
пенёк обугленный остался
торчать как дзот из-под земли.
Я жёг его, а он не сдался!

Тоже интересная философская поэзия. Автор повествует нам  о реальном пне и о вполне конкретном случае из собственной жизни, но мы все равно понимаем, что не ради этого пня написаны стихи, что пень в этих стихах - это аллегория на человека, символ  стойкости, сопротивления злу, которое присуща человеку!

13. УЛЕТАЮ В ОСЕНЬ. ИРИНА-СОВА   
 
Всполохи на небе чертыхались.
Ветер затаился. Быть грозе.
Ожиданья лёгкая усталость
дождика на взлётной полосе

в кресле самолёта прикорнула,
на груди расправив тёплый плед...
Рейс как называется? "Омск - Тула"?
Впрочем, от названий толку нет.

Улетаю в осень без оглядки.
В краски жизни. В мягкий листопад.
Знаю точно - будет всё в порядке,
перемены века предстоят.

Яркие огни аэропорта
выдали на старт зелёный свет.
Всё! Любовь я посылаю к чёрту!
В осени ей больше места нет!

Дождь рассёк слезой иллюминатор.
Вздрогнул самолет, убрав шасси.
Ждут рассветы снова. Ждут закаты.
Господи...
             помилуй и спаси...

Интимная лирика о странице жизни женщины, которая находится на пороге перемен. "Всё! Любовь я посылаю к чёрту! В осени ей больше места нет!". Стихи мне понравились, да и их сюжет соответствует теме "по-другому", но только вряд ли это - философская лирика. Там есть констатация переживаний и настроения, но нет размышлений, выводов. И еще я не поняла  смысла и конструкции предложения: "Ожиданья лёгкая усталость дождика на взлётной полосе в кресле самолёта прикорнула, на груди расправив тёплый плед..." Где здесь подлежащее? Усталость, которая прикорнула? Странно... Или там что-то со знаками препинания напутано?

15. У ОКНА. ЗУРА УМАРОВА 
 
Промелькнул вокзал, бегут берёзы,
У окна, задумавшись, сидит,
Женщина, похожая на осень,
В лёгкой дымке пепельных седин.
Перестук колес, как метрономом,
Отсчитал мгновения назад.
В зеркале - окошечке вагонном,
Слайды, сердцу милые,  летят.
Лёгкая улыбка тронет губы,
Вспыхнет свет в задумчивых глазах.
Попадая в тихий ритм раздумий,
Подпоют колёса – так-так-так…
В двух мирах скользят одновременно,
Образы, что данности милей,
Окликать её не стоит,  верно,
Просто помолчите вместе с ней.
Время здесь на миг остановилось,
Можно ощутить на вкус и цвет
Прошлое, что облачком спустилось
В утренний вагон из дымки лет.
А душа – как прежде, молодая,
Чуть сверкают бусинки - года…
И колёса тихо подтверждают –
Вы прекрасны, леди – да, да, да…

Женщина смотрит в окно электрички и в отражении стекол видит себя молодую, вспоминает былое, где все было по-другому - так я поняла сюжет этих стихов. Тема стихов - конкурсная, но можно ли считать эти стихи философской поэзией? Автор просто делится с нами своими мыслями, погружает в свой внутренний мир - это интимная лирика, где нет каких-то выводов, умозаключений, обобщений, полученных  с более высокого плана. Впрочем, особо упорствовать на этом я не стану. А стихи хорошие, с отличным поэтическим языком, разве что рифма "березы-осень" неважнецкая. 

19. ВСЁ, ВЫБОР МОЙ БЕСПОВОРОТЕН. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
 Всё. Выбор мой бесповоротен –
 К душе, подальше от людей.
 К себе – от хлама подворотен,
 Реклам, гламура, площадей.

 Прочь, мир, разорванный на части!
 Прощай, компьютерная сеть.
 Моё бесхитростное счастье:
 Не знать, не слышать, не хотеть.

 И в корень зла не зреть до рези,
 И не искать причин в былом,
 А засыпать, невинно грезя,
 У Провиденья под крылом.

 Не осуждайте. Я – другая.
 Как рыба в море голубом,
 Могу, пространство раздвигая,
 Гулять во времени любом.

 Плыть в беспредельностях загробных
 И растворяться в вечерах.
 И находить себе подобных
 В иных, неведомых мирах.

 Уйдут проблемы и усталость,
 Когда поймаю я волну.
 А нужно мне всего лишь малость:
 Перо, бумагу, тишину.

Вот и здесь тема "по-другому" раскрыта интересно: персонаж чувствует усталость от мира, где "хлам подворотен, реклам, гламур, площадей....  Прочь, мир, разорванный на части!" и лечится от него "пером, бумагой и  тишиной", потому что она другая: "Как рыба в море голубом, могу, пространство раздвигая, гулять во времени любом". А в чем же здесь философский взгляд на вещи? Мне кажется, это тоже лирика с рассказом о самой себе - интимная лирика. Не совсем правильный выбор стихов в шорт лист...

26. В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ. ЛЕНА ОЛИВВЛА 

Я чувствую эту весну по-другому:
Безмилостный март и суровый апрель,
А воздух весенний - такой незнакомый,
И чуждые звуки - тревожная трель.

Как будто и март, и апрель облачились
В чужие одежды зловещей зимы.
И словно стояли вдвоём на развилье,
Не зная, где выход из пагубной тьмы.

Весна не смеётся, рыдает дождями,
И нервно дрожит от свирепых ветров,
Одета в лохмотья с небрежными швами,
Волочит устало потрёпанный кофр.

Быть может, мои ожиданья напрасны -
Не будет поющей от счастья весны.
И май не сумеет февральскую маску
Сорвать, избавляясь от чувства вины.

Интимная лирика с выразительным описанием природы, с хорошим поэтическим языком. Тема "по-другому" здесь раскрыта через эмоциональные переживания персонажа, которая утратила веру в хорошее: "Не будет поющей от счастья весны. И май не сумеет февральскую маску сорвать, избавляясь от чувства вины" - описание природы адекватно этим чувствам, вся природа по-другому себя ведет в это время:"А воздух весенний - такой незнакомый, и чуждые звуки - тревожная трель", "Как будто и март, и апрель облачились в чужие одежды зловещей зимы", "Весна не смеётся, рыдает дождями" - мне нравится, как удачно автор использует образы, рассказывая через них о состоянии персонажа! Но  только философская ли это лирика?  Сомневаюсь. И здесь я не нашла ни выводов, ни размышлений, сделанных  НАД ситуацией, а не только ВНУТРИ ее.

30. ФЛЕГЕТОН. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ 

Из штанишек мы выросли, головой до неба достали,
Рассмешили Бога, да уехали на войну,
Перешли Флегетон,* постояли на пьедестале,
Не успели лишь в космос, чтобы вакуум грудью вдохнуть.

Переделали мир, только мир неожиданно рухнул,
Может хлипкий каркас, может просто устал от вранья.
Собирали друзей и вели разговоры на кухне
До седьмых петухов, до октябрьских стай воронья.

По полям собирали свинец и любили загадочных женщин,               
Просыпались в высокой траве, засыпали на пьяных столах.
Мы почти динозавры, с каждой новой кометой нас меньше,
Забывает Господь, и конечно не помнит Аллах.

Я давно не смотрю на людей сквозь прицельную сетку,
Научился прощать, помирился с заклятым врагом.
Вечерами грущу,  пью безвкусный цикорий с соседкой
И по ветру лечу, словно старый из сказки фургон.

Эти стихи понравились многим судьям, поэтому они здесь, в моей выборке, но у меня к ним есть претензии по исполнению. Есть строфы с чистым 5-истопным анапестом (как последняя), есть группы строк с чистым 6-и стопным анапестом, а местами идут строки акцентного стиха с произвольным числом безударных слогов между Иктами. Можно писать свои стихи в разных системах стихосложения - они все хороши!- но смешивать разные системы в одном коротком стихотворении не стоит: это непрофессионально, да и слух режет...

Все остальное годится. Стихи о том, как изменился мир,  отчего персонаж начинает чувствовать себя в нем чужаком: "Мы почти динозавры, с каждой новой кометой нас меньше". Все в мире стало по другому". Автор размышляет стихами и строит предположение о том, что случилось и почему: "Переделали мир, только мир неожиданно рухнул, может хлипкий каркас, может просто устал от вранья". Именно эта строка говорит о том, что это философская поэзия. Персонаж нашел свой способ ужиться с новым миром: "Научился прощать, помирился с заклятым врагом", он не пытается менять мир, а подстраивается под него , как "старый из сказки фургон", летящий по ветру.

37. ЧТО В МИРЕ СВЯТО... СВЕТЛАНА СПИЦИНА 

В этом мире меняется всё быстротечно:
Корабли покидают родные причалы,
Оплывает свечой потемневший подсвечник,
В расставаниях, встречах томятся вокзалы.

Позабыто вчерашнее модное платье,
И сервизы - не те, и слова, что шептали.
Вместо "Чайки"* "Swarovski" блестит на запястье,
Вместо улиц уютных гремят магистрали.

В нищете и богатстве, в афронте и славе
Тщим надежду, что всё это будет нетленно.
Для удобства приемлем и часто лукавим,
Забывая, что в мире есть то, что бесценно.

Неизменным останутся дождь шелестящий,
Запах ёлки рождественской, знойное лето
И орёл, над ковыльною степью парящий,
И полоска зари в переливах рассвета.

Как пронзительно к звездам взлетает Соната*,
Лунным светом чарует великий Бетховен.
Дышит вечностью мудрость в ученьях Сократа.
И любовь растворяется в пушкинском слове.

И печальная кротость Сикстинской Мадонны
Полоснёт по душе вопрошающим взглядом.
Над "фламандцами" сердце стучит учащённо -
Миг блаженства от истины: ЧТО в мире свято.

 *Афронт - бесчестие (по словарю В.И.Даля).
 *"Чайка" - наручные женские часики советских времён.
 *"Swarovski" (Сваровски) - брендовые женские часики швейцарской  марки.
 *Соната - "Лунная соната" - музыкальное произведение  Бетховена.
 *Сократ - древнегреческий философ.
 *Сикстинская Мадонна" - знаменитая картина Рафаэля, ставшая мировым шедевром.
 *"Фламандцы" - художники эпохи Средневековья, картины которых отличаются насыщенностью колорита и особой светоносностью.(Рубенс, Брейгель, Корнелис и др)

Автор дает к стихам очень много сносок, объясняющих слова в тексте (я специально их все для вас здесь скопировала!). На мой взгляд, этого под стихами не стоит делать: либо употреблять слова, понятные большинству, либо рассчитывать на то, что те, кто какого-то слова не знают, сами залезут в словарь для уточнения его смысла. А в данном случае, все выделенные звездочкой слова вообще в сносках не нуждаются, разве что только "соната", да и то, только потому, что в тексте оно использовано как  намек на полное название - "Лунная соната". Избыточные сноски портят впечатление от стихов, делая их подобными научной статье для  плохообразованных...

Тема "по-другому" здесь решена как гражданская: для персонажа мир изменился в конкретных деталях: "Позабыто вчерашнее модное платье, и сервизы - не те, и слова, что шептали", потому что " В этом мире меняется всё быстротечно". Но остается неизменным главное - природа и шедевры искусства: "Неизменным останутся дождь шелестящий, запах ёлки рождественской, знойное лето и орёл, над ковыльною степью парящий, и полоска зари в переливах рассвета". В концовке автор подводит нас к выводу "ЧТО в мире свято", именно эта концовка, вошедшая в название стихов, и  позволяет думать, что произведение написано в жанре философской поэзии, а не является только лирическим описанием наблюдаемого.

39. А ВЕДЬ НЕ ВЕРИЛОСЬ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ   

А ведь не верилось: когда-нибудь иссякнет
души родник.
Финальный выход в не доигранном спектакле —
больной старик.

Задёрнут занавес, бездвижья паутиной
Завис мираж.
В размытых стёклах — неба серая витрина,
уныл пейзаж.

Детей родимых пережив, с печалью старость
делить дано.
Да и друзей на свете этом не осталось
давным-давно.

Остатки дней листвой ненужной опадают,
и зябнет куст.
Ночами дом, углами тёмными пугая,
до боли пуст...

Ждать перемен душа уставшая не хочет,
лелея боль,
Из существующих щемящих одиночеств —
твоё с тобой.

Течёт родник, средь острых камушков теряясь,
едва журчит.
Приснился Пётр недавно — ждёт в воротах Рая,
в руках — ключи...

Душа, срываясь от неточности движений
дрожащих рук,
Отчаясь в помыслах, летит без сожалений
 за жизни круг...

Симпатична оригинальная  разностопная строфа (6-2-6-2). ямба - ритм везде выдержан чистым. По синтаксису меня напрягло предложение: "А ведь не верилось: когда-нибудь иссякнет души родник" (замена "что" двоеточием меняет  смысл  - в данной пунктуации получается, будто бы человек надеялся на то, что родник иссякнет!). Остальное здорово: персонаж поэтическим языком анализирует свою жизнь, которая стала другой: "ждать перемен душа уставшая не хочет, лелея боль" - и по всем строфам через описание пейзажа, работающим как метафоры, автор рассказывает нам о потере жизненных сил: "Душа, срываясь от неточности движений  дрожащих рук, отчаясь в помыслах, летит без сожалений  за жизни круг". Автор нигде не делает явных выводов, он подводит к ним своего читателя, через косвенные описания - это философская поэзия. Слово "отчаясь" вместо "отчаявшись" - не самый лучший прием, хотя с натяжкой можно к этому особо не придираться, так же как и к "бездвижью" взамен "неподвижности". Поэты часто создают свои неологизмы, но далеко не всегда это делает их  стихи лучше.

41. НЮРА. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8   

Утренний офис – муравьиная суета.
Начальник заспанный, хмурится. Неспроста.
Теперь сиди, переживай, охай,
а важно в потоке быть и неплохо
по работе всё успевать. Ещё
слушать сводки о сплетнях и склоках,
в перерыве на чай вдохновиться хокку –
уместить в семнадцать слогов невиданную красу,
угоститься в буфете тирамису,
потрепаться с подругой о том, о сём.
Не забыть прочитать партитуру  –               
вечером в клубе джаз играть на трубе,
а ты в партии – ни ме, ни бе, Ню-р-р-ра!..
...
Розовых красок вечер плеснёт в закат –
Конец работе! Офису на покой пора.
Если кто чего не успел — не его забота,
Включай режим «сверх-срочно» и...
Да кому охота?  Наушники – в уши и по домам.
На бегу заливаешь сториз в Инстаграм.
Звонок от бывшего — ни к уму, ни к месту.
Банный лист! О чём говорить? Завёл бы себе невесту
и вещал ей в хмельной нирване о космическом океане!
...
Реклама зазывно моргает, вползая в доверие:               
«Латаем крылья, чистим перья.               
Спешите счастливыми встретить весну!».
Нюра лопатки свела, прошептала: – Отнесу!               
Попрошу, вдобавок, сделать на крыльях тату –
альфонса, мол, вижу за версту!

Три часа кружила по городу в поисках мастерской.
Представляла, как расправит крылья, воспарит.
Сумерки колдуют над Москва-рекой…

- Ма-а-ма! Я тебя заждалась!
Голос дочки в телефоне — с реальностью связь.
Хрясь!..

Да на кой мне сдались полёты во сне и наяву?!
Счастливая, живу себе и живу!

- Скоро буду, зайчонок!
Бегу,
бегу…

Очень интересные стихи, на мой взгляд, недооцененные. Они написаны как монолог выразительным языком персонажа Нюры, от первого лица, которая яркими мазками пишет для нас картину своей жизни: "Утренний офис – муравьиная суета. Начальник заспанный, хмурится. Неспроста. Теперь сиди, переживай, охай, а важно в потоке быть и неплохо по работе всё успевать". Описана, обстановка обычного рабочего дня и событий вечера: "Звонок от бывшего — ни к уму, ни к месту. Банный лист! О чём говорить? Завёл бы себе невесту и вещал ей в хмельной нирване о космическом океане!" - мне нравится, как это остроумно и интересно и умно описано - как будто бы фильм смотришь! Героиня стихов хочет жить "по-другому", ей не нравится ее суетная и пустая жизнь - мечтает "расправить крылья, воспарить..." но вдруг звонит дочка и она понимает, что "полеты  во сне и наяву" ей не нужны, потому что она "Счастливая, живу себе и живу!" и она, не колеблясь, произносит:" Скоро буду, зайчонок! Бегу, бегу…". Вроде де бы о простых вещах стихи, о том, что всем нам понятно, а философская поэзия здесь все равно есть: автор подводит нас стихами к своим выводам про смысл жизни, не объясняя их. Это - мастерство.

44. НЕ ТАК ДАВНО. АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА

Не так давно зима плела интриги
И, снегопаду голову кружа,
Сопровождала поезда до Риги
В пылу излишнем... Сколько мятежа

В обычном ветре, если вперемешку
С колючим снегом. Прошлое гласит,
Осталась от сугробов лишь насмешка,
И, кажется, синичка на иврит

Своё недоуменье переводит
«Ци-ципр». Легко садится на ладонь
Неряшливой, одетой не по моде,
Старушке.  А на  трепетный огонь

Слетаются окрестные пичуги,
Им в некрасивой старости светло,
Вот с этим у иных красивых туго –
Душа завернута в купюры и манто.

Ах да, манто. Когда-то в центре Риги
Она могла на русском языке
С людьми и птицами. Пустует флигель,
Оставленный давно и налегке,

Он по ночам подслушивает море,
Где волны теребят морскую гладь
От разных берегов, сердясь и споря,
Но это не мешает  понимать
Друг друга им…

Интересный стиль письма - сплошные переносы (анжамбеманы) части предложения  в другую строфу, начала большинства предложений внутри стиха. Так лучше не писать, но иногда авторы рискуют, именно здесь мне эти переносы особо не мешали восприятию ритма.  Вероятно, каждый прием - его уместность нужно рассматривать на конкретном случае. Здесь текст льется как прямая речь, как монолог персонажа, как поток ее сознания, выраженный словами. Нам показывают картинки и те ассоциации, которые они вызывают у героини стихов, а мысль мы сами додумываем. А мысли все интересные: "Душа завернута в купюры и манто", "Когда-то в центре Риги она могла на русском языке с людьми и птицами". Автор намеренно обрывает фразу не заканчивая мысль - жизнь стала течь "по-другому", но это поправимо, считает героиня, ибо хотя "волны теребят морскую гладь от разных берегов, сердясь и споря, но это не мешает  понимать друг друга им…". Мне нравятся эти философские  и умные стихи, выполненные языком поэзии.

45. ХОЛОДНО-ГОРЯЧО... ЛЕТО ЛЁЛЯ   

Ты живёшь на ощупь: холодно-горячо,
твой внутренний компас всё чаще даёт сбой.
А ночью приходит очередной волчок
к маленькой девочке, спящей в тебе большой.
Но ты не дремлешь – не подобраться ему
к трёхлетней малышке, не ухватить за бок.
Бродишь бессонницей, глядя в ночную тьму,
тихо шепчешь: спаси человечество, Бог.

Холодно-горячо – сегодняшний позывной:
броня от пришлых, линчующих божий свет.
Успеть бы понять кто свой здесь, а кто чужой
с первой попытки, второй, как на фронте, нет.
Мир вокруг скороговорками вновь частит,
ты месишь тесто, ставишь в русскую печь хлеб,
смотришь, как с крыши ползёт вниз мартовский кит
и тянутся к солнцу котики вечных верб.

И мантру читаешь: холодно-горячо,
закрыв неизбежность слабым своим плечом...

Сложные стихи, заставляющие нас все додумывать самим. Они не просто про "по-другому", а скорее про то, что в мире все двухполярно и переменчиво: "Холодно-горячо – сегодняшний позывной", а задача человека - "Успеть бы понять кто свой здесь, а кто чужой с первой попытки, второй, как на фронте, нет ". Глубокая мысль, которую не хочется разъяснять, зато хочется вчитываться в текст и перечитывать его. Потому что все мы "живем на ощупь" и каждому из нас нужно  постоянно "закрывать неизбежность слабым своим плечом".  Браво!

******************************************************

А теперь покажу вам стихи, не участвовавшие в голосовании и потому не имевшие возможности стать победителем, потому что их подали авторы, работающие членами Жюри ТМА. Я приветствую желание судей ТМА подавать внеконкурсные работы, потому что их стихи профессиональны - всегда есть смысл их почитать, чтобы поучиться владению художественным словом.

1. ВАЗА. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО . ВНЕ КОНКУРСА

Изысканная ваза, безрассудно
Оставленная кем-то на краю,
Упав - а уронить ее нетрудно -
Теряет привлекательность свою.

Но состраданье совершает чудо
С разбитыми вещами и людьми.
Ты веник и совок оставь покуда,
Осколки осторожно подними

И бережно, кусочек за кусочком,
Фрагменты воедино собери.
Скрепи их хорошо - на совесть, прочно,
Снаружи обработай, изнутри...

Конечно, можно выкинуть их сразу,
Ведь все боятся острого стекла,
Но как ни странно, склеенная ваза
Ценнее той, что битой не была.

Лаконичные  и мудрые стихи, которые повествуют не столько о вазе, сколько о том, что не стоит бояться своих ошибок и даже совершенных грехов: пока мы живы, все можно исправить, сделать заново, по-другому и даже приобрести через это необходимое нам: "Но как ни странно, склеенная ваза ценнее той, что битой не была".


3. НЕУЖЕЛИ КОГДА-НИБУДЬ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ.  ВНЕ КОНКУРСА

Неужели когда-нибудь в общем котле растворится,
Переварится вместе с половою в мутный бульон
Золотое зерно бытований, укладов, традиций,
Вызревавшее в каждом народе с начала времен?

Неужели не станет ни эллина, ни иудея -
Лишь шеренги бесполых, равняющих шаг близнецов,
И ничейные дети, прививки родства не имея,
Перестанут искать среди них матерей и отцов.

Для чего, если всех из одной вылепляют закваски,
По единым шаблонам одежды, идей, голосов;
Если даже цветы необычной и яркой окраски
Не рискуют цвести на лугах и опушках лесов.

В одномерном пространстве нельзя отдаляться от нормы.
Сохранять уникальность как метку — опасный резон.
Имена не нужны, если важен порядковый номер:
“Number one, number  two”, и так далее — за горизонт.

Но однажды  в каком-нибудь богом забытом Гамельне
Отряхнется от праха замшелый старик-крысолов,
Он возьмет в руки дудочку, звуков волшебных намелет,
И к нему повернутся шеренги безликих голов.

Он присвистнет: «Ого! Как запущено все на планете!»,
Уведет и утопит в рассвете покорную рать.
И, проснувшись одни, защебечут по-всякому дети
И помчатся в поля в разноцветные игры играть.

Мне очень симпатично владение речью у этого автора: обратите внимание, как гармонично собраны (богатым и выразительным языком!) все предложения в  избранную ритмику строф - ни один фрагмент не кажется искусственным,  порядок слов - естественный для русского языка, без инверсий, ясный для понимания! Каждое предложение - от заглавной буквы до точки - осмыслено и законченно, между предложениями везде есть логическая связь. Это умение я наблюдаю далеко не у всех авторов: стихи дилетантов часто состоят из случайных заплаток, врезанных в текст в угоду заполнения строки или к рифме, а не ради изложения мысли.
Яркие стихи на злобу дня, про мир, где "всех из одной вылепляют закваски, по единым шаблонам одежды, идей, голосов" по воле заинтересованных в том властителей - глубокая философская поэзия с надеждой, что когда-нибудь придет "крысолов с дудочкой" и "уведет и утопит в рассвете покорную рать" чтобы начать жить по-другому.

32. ПО ТУ СТОРОНУ БЫТИЯ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ. ВНЕ КОНКУРСА

Сумрак… погасли звёзды,
Болью пропитан воздух,
Мир растворился в дымке
Серо-зелёных стен.
Помню: взлетал всё выше,
Словно и вправду выжил,
Тихо паря пушинкой
И покидая тлен.

Так и лететь – во сне бы,
Крепко сжимая небо,
Чувствуя близость рая
В свете, пронзившем лик.
Жаль, неземная милость
Слишком недолго длилась,
В памяти дней стирая
Горечь былых интриг.

Сердце опять безгласно:
Слава небес погасла,
Звёзды огнём знакомым
Над пустотой горят.
Страх наполняет душу…
Звук тишину нарушил,
Словно раскаты грома:
«Импульс… ещё… разряд!»

Свет воссиял сильнее –
Видимо, был во сне я…
Иль это – явь, и снится
То, что со мной сейчас?
Слух голоса тревожат:
Люди вокруг… о, Боже:
Приторный дух больницы,
Холод застывших глаз…

Лица врачей – всё чётче;
Тихо взываю: «Отче!
Сжалься, прости, и присно
В сердце моём живи:
Ты ведь мне был неведом,
Но, осиянный светом,
Я пробудился к жизни
В море Твоей любви!»

Память пронзил тот случай…
Врач говорил: «Везучий,
Раз удалось “оттуда”
К жизни тебя вернуть…»
Мне же Господь отмерит,
Дух укрепляя в вере,
Дни бытия как чудо –
В рай озаряя путь.

Тема стихов - описание опыта болезни, ощущения присутствия Бога на границе со смертью и выздоровления -  интересно и талантливо выполнена. Персонаж стихов, побыв за последней чертой, получает шанс на спасение и начинать жить заново - по-другому. Можно ли считать эти стихи философской поэзией - я не знаю: здесь нет, как таковых, философских обобщений, выводов, ассоциативных размышлений, есть только описание индивидуального опыта персонажа стихов. Но стихи мастерские.

34. НЕПЕРЕВОДИМОЕ. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА. ВНЕ КОНКУРСА

  «Глокая куздра штеко будланула бокра…»    (академик Л.В. Щерба)

Пойдём, далён, я покажу тебе,
Как сонный лес ночной грозой разбужен,
Как новый день, единственный в судьбе,
Касаясь туч, легко скользит по лужам,

Как тонкий серп, задумавшись, исчез
И звёздный шлейф рассыпался вдогонку.
Далён глядит, но не на мокрый лес,
Во все глаза глядит на понарёнку.

Послушай, невнимательный далён,
Мне рассказать тебе зачем-то надо,
Что робкий день рассветом ослеплён
По всей земле, бегущей от заката.

Нам дивный мир подарен просто так!
Но как всегда, он тем лишь достаётся,
Кто пожалел загубленный сорняк,
Доверчиво тянувшийся за солнцем.

Суметь бы сжечь мешающий нарыв
Из собственной никчёмности и лени
И падать в счастье, просто дверь открыв,
Перешагнув две стёртые ступени!

Ты говоришь, тримавая крежа
На сердце гроноверится невляно?
В такое утро каждая душа
Звучит без всякой фальши и обмана.

И даже твой затейливый рассказ
Переведёт и мороки развеет
Тот Бог, который просто любит нас
И ничего другого не умеет.

Оригинальный сюжет и нестандартное его исполнение. Автор не объясняет и не философствует, он сразу же погружает нас в таинственный мир языка,  в котором даже незнакомые слова переводимы и понятны - они построены в знакомой для русской речи и традиции грамматике. Но стихи не об этом. Самые главные здесь 4-я, 5-я и последние строфы. "Нам дивный мир подарен просто так! Но как всегда, он тем лишь достаётся, кто пожалел загубленный сорняк, доверчиво тянувшийся за солнцем". Человек склонен мудрствовать, усложнять, творить конфликты и страдать от них, а живой мир живет по-другому - он прост и построен на любви. Все наши надуманные проблемы "переведёт и мороки развеет тот Бог, который просто любит нас и  ничего другого не умеет". Замечательный вывод!

46. ЩЕПКИ. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07  ВНЕ КОНКУРСА

И когда лесорубы решают продолжить свою игру,
Оскудение леса становится неизбежным как смерть.
Щепки очень боятся  даже подумать о ненависти к топору,
Понимая, что им в этой  схватке явно не уцелеть.

С невеликою ношей – всего-то по капле смолы,
(подсушила беда, стали обликом щепки почти точь-в-точь),
Их несет обживать (доживать ли?) в такие углы,
Где над стылой землею склонилась немая полярная ночь.

Обретя в тех краях свой порядковый номер – клеймо-ярмо,
(днем сбивают их в общую волю, а ночью дробят в тоску),
Щепки горем горят, расставаясь с судьбой-сумой.
И сума та пуста, разве что нанесло по пути песку.

А когда не останется тех, кто поведает страшную быль,
И зеленая поросль качнет недоверчиво юным своим стволом,
Вдруг поднимется ветер, неся с собой пепел и пыль.
Поседевшие ветки возьмется под острым сгибать углом.

Редкий стиль письма - 6-Иктовый акцентный стих: в каждой строке 6 смысловых ударных слогов - сильных мест, а между ними произвольное число безударных слогов. При этом стихи рифмованные, организованные в строфы и звучат как ритмические стихи, а не как придется. Трудная форма. Содержание стихов тоже мощное! Описание леса здесь, конечно же, это аллегория на человечество, которое время от времени подвергается уничтожению и сокращению от рук "лесорубов". И уже в первой строфе меня восхитила острая строка-наблюдение: "Щепки очень боятся даже подумать о ненависти к топору, понимая, что им в этой схватке явно не уцелеть". Щепки леса - люди - начинают обживать новые места ("Их несет обживать (доживать ли?) в такие углы", "...днем сбивают их в общую волю, а ночью дробят в тоску",Таким образом люди расстаются " с судьбой-сумой", чтобы начать новый путь по-другому: "ветер, неся с собой пепел и пыль,поседевшие ветки возьмется под острым сгибать углом". Замечательная работа!

********************************************
На этом всё. Благодарю всех участников конкурса, представивших свои работы. Благодаря вам я смогла подготовить эту статью, готовить которую мне было очень интересно. Надеюсь, что и ее читатели прочтут предложенную выборку стихов с интересом и благодарностью к авторам. Ваша Алкора, 20.05.22.