Мнение Сократа

Эдуард Скворцов
    Эпиграф: Риторика - искусство «покорять себе
             массу чарующей силой слова».

Окружающие природа и мир – изначальны!
Об этом вещали ранние философы.
Но тело и душа человека триумфальны -
Чувствовали граждане безголосые.

Надо было появиться Сократу,
Чтобы люди познали красоту свою,
Вопреки преданности автократу
И беспрекословности в боевом строю.

Ему было близко естественное  право,
Отрицающее насилия признаков эйфории
Предавая анафеме сознательно и здраво
Позорные времена варварства и тирании.

Сократ озвучивал мнение по каждой проблеме.
Плату за советы  не брал с горожан.
Старался в спорах быть честным со всеми:
Мол, нетрудно хвалить афинян среди афинян.

По Сократу условие истинного знания –
Точное логическое определение понятий,
Когда становятся возможными предсказания,
На фоне позорных аморальных неприятий.

Познание космоса, - говорил он, - невозможно, 
Человеку не выйти из противоречий во вне.
Он в состоянии познать не всё, что тревожно,
А только собственную душу с телом наравне.

Отсюда страстный призыв для учеников:
«Познай самого себя» - как цель жизни.
Следом познаешь космос и богов.
Сколь бы ни были их явления капризны.

Умный человек не только представляет
Общую картину богатого внешнего мира,
Он прекрасно все в деталях оживляет,
Отталкиваясь от себя как ориентира.

Чтобы познать душу, нужен проводник -
Воплощение благородства и предсказания:
Благочестивый человек во многое вник,
Для него неразделимы добродетели и знания.

Философ  пережил разграбление Афин
В противостоянии со Спартой за демократию.
Но он убежден: Афины – держава гражданских общин,
а Спарта – солдафонская, бездуховная автократия.

Мудрого отличают счастливые надежды.
Но члены из Совета тридцати тиранов -
Убежден Сократ, безнравственные богатеи-невежды
Под защитой гарнизона скифов-баранов.

Сократ последовательно учил искусству управления,
Как самому сложному из человеческих занятий.
Требующему не только больших знаний, но и умения,
Не терпящим, внушал он лучшему ученику Алквиаду,
                даже малейших изъятий.

Управитель должен быть рассудительным и отважным,
В разуме  его и в сердце – гармония добра и красоты.
Неприемлемо считать террор для управления важным:
И как следствие: убийства и позор смертной клеветы.

Сократ пьянствующих тиранов предупреждал
В меру потреблять медовое печенье и хносское вино:
Как бы под хитоном у лизоблюдов не оказался кинжал,
Да угрозу яда устранить напрочь им не дано.

Тридцать тиранов – суть правящие олигархи,
Из страха перед демократами множатся ими казни,
Афинский народ нагоняет на тиранов страхи,
Их методы удержаться у власти воистину безобразны.

Бросаются в защиту тиранов такие, как ритор Ликон,
От усердия у которого воспаляются суставы челюстей.
В безбрежном море насилия он служит лже-маяком,
Заманивающим легковерных на погибель бесчестности.

Выступают в защиту тиранов софисты-ораторы,
Речи которых отличает оголтелый треп. 
Потирают кровавые руки наглые узурпаторы,
Усугубляя участь безмолвных губошлепов.

Сократ презирает софистов меркантильное рвение.
Он не приемлет их лживых риторических прелестей:
Обманчиво снисходительности впечатление
От демонстрируемых ими телячьих нежностей

Казна скудеет, когда власть подкупает верных.
Остальных приходится пускать в расход
Все большее число объявляются неверными,
А их богатства тираны обращают себе в доход.

Демократом Сократа мало кто называл,
Властителей он считал шулерами виртуозными
И  тиранов неукоснительно изобличал,
Уж очень они были в политике одиозными.

Против Сократа приняты местные законы,
Запрещающие ему обучать сограждан риторике;
Чинящие философу для общения препоны
В гимнасиях, у портика и в городском дворике.

В назидание сподвижникам - новый приказ:
Сократу запрещается отныне и вообще
разговаривать с молодежью родителям напоказ,
Как если бы он был весь в венерических прыщах.

Тридцать тиранов – не веря в покорность народа,
возлагающего надежды на Алкивиада личную помощь,
Посредством лавины копий и дождя стрел софиста-урода
Сделали коварно тело друга Сократа беспомощным.

Когда хоронили Алкивиада, в слезах и бесчувствии,
Впереди погребальной процессии несли его копьё,
В знак того, что те, кого он оставил на земле в сочувствии,
Будут мстить его убийцам, искореняя из власти жульё.

Многие из афинских демократов, спасаясь от тирании, п
окинули Афины и Аттику, укрывшись в Фивах.
Надеясь на восстание армии и народа-мессии,
Прятались и в пограничной крепости Филе.

Тираны совсем оборзели, убивая без меры.
Старый флотоводец Фрасибул, возглавил иерархов,
И в славный апогей своей афинской карьеры
Разгромил с народом гнусное гнездовье олигархов.

Освободив государство от ненасытных убийц,
Афины провозгласили демократию:
Гарантия справедливости для всех лиц.
Искоренить изнуряющую граждан бюрократию.

Празднество длилось не один день и сполна.
Люди братались искренне и вволю назло врагам.
Государственные рабы вынесли амфоры вина,
Недосягаемые дотоле беднякам.

Сократ демократию всегда защищал, имея успех:
Права для женщин, облегченье доли рабам
Хорошее образование в Афинах для всех.
Как высокоорганизованным существам.

Анит и другие псевдодемократы – не упустят своего.
- Демагоги, бичует Сократ, заражены софистикой:
объяснить народу научились все, а решить – никто.
Наплодили плутократов-воров под личиной мистиков.

Объективную истину отрицают с пеной у рта.
Единственный авторитет у софистов – индивидуум;
Безапелляционная сила тождественна праву неспроста.
Нравственно у софистов то, что полезно консилиуму.

У Сократа желание достичь единственной цели:
изменить человека, сделать его богам на милость.
Среди добродетелей философ выделил модели:
Сдержанность, Мужество, Справедливость:

Поступая безнравственно, люди заблуждаются,
Они страдают от непонимания добра и зла.

К жизни благопристойной пробуждаются.
Счастье в душе сполна, когда личность её обрела.

Люди тщетно требуют свободы слова
При поразительном отсутствии мыслей улова.

Тому, кто берет существенную плату,
Приходится угождать  даже супостату.

Позорно заявлять о знании того,
чего не знаешь заведомо.

Лживые слова не зальешь никаким вином,
поскольку они способны заражать душу злом.

Быть ниже самого себя - не очень умно,
а быть выше – приемлемо и мудро,

Щедро поучает Сократ.

Но враги не унимаются: досаждая допросами:
Сократ! Правда ли, что ты за новую религию или нет? -
Но властями ему запрещено заниматься вопросами,
разговаривать с теми, кто моложе тридцати лет.

Мнение Сократа по демократически приветливо,
Граждане его заслуженно уважали.
Но афинской молодежи было фиолетово:
Они обольщались гетерами, пьянством и кутежами…

Как гром среди ясного неба предписание Сократу:
«…предстать перед народным судом по обвинению
в непризнании богов, признаваемых государством,
во введении других, новых божеств,
далее в развращении молодежи».

С возрастом Сократ определенно поник.
Предчувствия гибели его переполняли. 
Но это не был  ещё немощный старик -
Враги в ярости его же оружием добивали.

Отказываясь быть незаконопослушным,
Жизнь философа оказалась трагической.
Сократ-таки кубок с цикутой осушил,
Но вечная память о нем оказалась магической.