Дети войны с милой рай и в землянке

Вячеслав Зиборов
Так уж, действительно, получилось, когда Николай Родионов предложил руку и сердце своей избраннице Марии Красовой, она действительно жила в землянке, сооружённой её матерью, которая, в свою очередь, в четыре года сама осталась без родителей и воспитывалась у бабушки.  Жилище  своими силами было утеплено, вместо крыши плотными рядами лежал дёрн, который впоследствии уплотнился  и укрепился за счёт корней разнотравья.  Получилось и дёшево, и сердито, а главное, появился свой необычный, теплый,  «благоустроенный» угол. Было это в середине пятидесятых лет, когда еще шло восстановление народного хозяйства в послевоенное время. Все бы ничего, но вот только родители жениха категорически запретили ему жениться на девушке с таким приданным. «Что, теперь детей подземелья плодить будете»,– возмущенно  заявляли отец и мать в один голос.
Но не внял тогда родительскому наказу четвертый по счету ребёнок  Ивана Фомича и Екатерины Самойловной. Вроде бы это и не по сыновьи, но не зря же говорят: сердцу не прикажешь. И первого  октября 1957 года появилась в СССР новая семья Родионовых – Николая и Марии. Ячейка советского общества, как было записано в кодексе о браке и семье страны советов. Сам глава семьи с немудреным скарбом перешёл к своей возлюбленной в «шикарную» квартиру с уровнем ниже первого этажа. Но жизнь не без добрых людей. Вызывает как – то начальник ДСЭРа  Хмелёв  новоявленного молодожёна и бульдозериста Н. Родионова. Спрашивает: «Расскажи, где ты живешь, говорят, что в землянке. Так или это не так?» «Именно так», –  признался он. «А ну ка пригласи мне председателя профкома», – продолжает он. Быстренько прибежал профсоюзный лидер. «Где ключи от конторской комнаты, отдай их Николаю». «Не могу»,- говорит,- надо решать через собрание, через голосование, у нас очередь». Упёрся и не отдает. «Хорошо»,– опять говорит начальник дорожной организации,– «Давай мне ключи»,– и протянул за ними руку. Деваться некуда, отдал. «Пошли со мной»,– скомандовал руководитель. Довёл Николая до однокомнатной квартиры, протянул ключи, поздравил с днем бракосочетания и приказал в течение суток переселиться. Так вот и закончился  начальный этап совместной  жизни «детей подземелья». Было им в ту пору сорок лет на двоих. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, только семейной жизни Родионовых исполняется в этом году 60 лет. Похвально, не правда ли. Учитесь молодежь: вот что значит супружеская верность. Вот она настоящая любовь, без всяких расчётов и личных выгод с позиции: лишь бы «урвать»  что- либо от своей второй половины.
А дальше, а дальше – развод, алименты, безотцовщина. «Похоже, такого рода «горе – женихам» «и горе – невестам» надо бы тоже начинать с землянок, да с приданым в два чугуна, трех блюдец и трех ложек, двух овец и трёх кур»,– считает и в шутку, и в серьез  Николай Родионов. Отчасти прав, ветеран труда, трудность сплачивает семьи, а кто пытается  существовать за счёт папы и мамы долгое время, потом теряются в этой жизни.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ
Действительно, не очень просто складывалась жизни этой семейной пары.  Николай Иванович, родился в многодетной семье. Из шести братьев их осталось трое. Больших и малых институтов не кончал, но своих одноклассников и учителей помнит хорошо. Отец его, Иван Фомич, участник финской войны, был председателем колхоза «Красная заря», который находился в д. Слободка. Не просто тогда было руководить хозяйством, Отчётные собрания были ежегодно, порой  они длились до самого утра.






-2-


Ревизионная комиссия не упускала из виду не малейшего отклонения от колхозного устава. При этом, дым от  самосада стоял, что называется, коромыслом. Односельчане, спорили, отстаивали свои кровные трудодни, вносили предложения и решали оставить председателя на очередной срок или переизбрать. 
 А как тут оставишь, если, к примеру, не хватило уздечки или бочки солидола на колхозном дворе, или не выполнили план по заготовке продукции. Или, не дай Бог, будет обнаружено снижение надоев или пропажа овцы. Были и такие случаи, когда для того чтобы прокормить скот до выпаса на весенние пастбища, раскрывали соломенные крыши домовладений для корма дойного стада. В летний период, когда начиналась уборка, подростки бегали рано утром  на конный двор и наравне с взрослыми запрягали лошадей и делали нужную работу. Кто возил на бестарках зерно, кто на фурах – солому, кто помогал при её скирдовке.  А каким вкусным казался обед в поле. Таких деликатесных куриных яиц, сваренных вкрутую, да ещё вприкуску с бочковым солёным огурцом, а потом заесть молоком из поллитровой бутылки с блинами – это, надо сказать, нечто. Куда там ваши  нынешние сникерсы и гамбургеры. Мальчишкам казалось, что только ради этого стоит жить.
 – А уж когда приезжал кассир на холёном жеребце с сумкой денег, с кобурой на боку, из которого торчала рукоятка пистолета  марки  «ТТ», а в ведомости стояла твоя фамилия, да указана сумма к выплате, так это вообще была непередаваемая сцена гордости и умиления одновременно: ай, да я, молодец!– вспоминает Николай Иванович.
Позже выходец из простой семьи через МТС выучился на тракториста, по тогдашним меркам надо было отработать не менее двух лет. Какой, там двух: Николай Родионов на всю жизнь так и остался за рычагами гусеничной техники. Согласитесь, тоже хлеб нелегкий.
Правда, после дорожной службы, перешёл Николай Иванович на нефтепровод, где и оставил свою последнюю запись в трудовой книжке.  Длилось это более сорока лет. Новая ответственная работа, новый трудовой коллектив, новая техника–С-100 с бульдозером требовали большого первоначального напряжения. Приходилось работать сутками, особенно, если случалась непредвиденная ситуация на обслуживаемом участке. Но Николай Иванович знал: его всегда ждёт дома жена.  Накормит, напоит вкусненько, приласкает и приголубит. Мария Гавриловна, женщина с простым именем, и добрым сердцем.
– Я хоть и неграмотная была, но шустрая,– вспоминает хозяйка дома. – Всё у меня в руках горело и дома и на работе.
А работа тоже была не из легких, должность самая общая: разнорабочая хлебоприёмного предприятия. Одним словом, куда пошлют. Здесь же трудилась и её мать. Кстати, когда строили землянку, выписывали здесь необходимые материалы, а грешным делом что-то прихватывали   лишненького, в том  числе и пару карманов пшенички – перемолоть, да блинка испечь,  или ячменька, курам сыпнуть.  А потом начали строить на месте землянки себе дом, в котором живут и до сих пор. Всё бы хорошо, но…  В своем разговоре, Мария Гавриловна, часто вспоминала о своем сыне, показывала несколько  его фотографий в военной форме.







-3-

НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА НА СЕРДЦЕ
Печальная история, напомнила мне сюжет из повести «Судьба человека» Михаила Шолохова, Помните, когда у Андрея Соколова в самом конце войны, вдруг нашёлся сын, Анатолий, командир батареи, капитан. Однако, аккурат, в канун Дня победы, немецкий снайпер выстрелом в сердце сразил отважного офицера, и оборвалось уже отцовское сердце от постигшего его горя.  А вот, сын супругов Родионовых, и тоже Анатолий, ушел из жизни в 1969 году по трагической случайности. Он был единственной опорой, смыслом жизни и надеждой своих родителей.
Успешно отслужив срочную службу в автомобильных войсках, поступив на работу в отдел внутренних дел,  молодой милиционер погиб, разбившись на мотоцикле. Трагедия, тем не менее, не сломала героев нашей публикации. Они по-прежнему верны друг другу.
 Глава семьи не ушел с горя в запой и не  взялся за стакан, напротив, с того самого трагического года не берет в рот даже грамма спиртного. А мама всё верит, что её сын где-то рядом, что он может вернуться. Могилка погибшего всегда убрана, всегда в цветах.
 В  день, когда я побывал в доме Родионовых, отмечался День святых апостолов Петра и Павла, перед иконостасом горела лампадка. Николай Иванович хлопотал у газовой плиты и жарил кабачки. Хозяйка  дома занималась домашним подворьем, переживала, что на улице опять идет дождь, что заливает картошку, что почернеет вдруг помидор, что вся надежда на деда. Действительно, Николай Иванович, за свои восемьдесят пять лет научился многим премудростям и знает, как уберечь урожай овощей. Главное всё делать вовремя и с душой.
ЖИТЬ НАДО В МИРЕ И СОГЛАСИИ
Так считают супруги Родионовы.  У них хорошие отношения не только между собой, но и со всеми соседями. К ним часто заходят в гости, поговорить, посоветоваться или помочь что-либо починить. А проживающая рядом армянская семья всегда угощает своих добрых соседей свежей выпечкой. «Золотые » руки у Николая Ивановича. Почти пятнадцать лет он занимался кровлей крыш  железом под, так называемый, «замок».  Для загиба концов изготовил станок, облегчающий человеческий труд. У  него полсотни различных приспособлений для работы на огороде. Каких только тяпок нет: с широкими  и узкими режущими частями, с колесом и пропашником.  Пока хватает сил работать с мотоблоком, правда, пришлось поменять  культиватор на «гусиные лапки».  С ними физически легче и производительнее обрабатывать землю. Все закреплённые за подворьем девять соток содержаться в порядке. Выращивается всего понемногу. Сложнее работать с картошкой, но супруги и тут нашли выход. Приобрели некий  электрический механизм с лебёдкой. Научил Николай Иванович свою подругу жизни включать и выключать чудо – устройство с помощью двух кнопок, а сам с противоположной стороны, вслед за лебёдкой перепахивает плужком «второй» хлеб. Затем, отходит на исходное положение  и всё повторяется вновь, пока  ровные грядочки не пройдут через всю площадь. Однако, возраст дает знать о себе и плантации потихоньку сворачиваются. В тоже время у Марии Гавриловны есть добрая подруга и кормилица – коза  Белка. К сожалению, еще две «истратились».
– Мы и живём долго потому, что у нас на столе постоянно козье молоко,– утверждает хозяйка. – Кормами обеспечить помогают тоже добрые люди, такие, как Анатолий Сиваков, дай Бог ему здоровья. Три тюка сена, хватает на зиму, да несколько мешков зерна.
 А однажды, хозяева проснулись, а возле дома стоят два мешка ячменя. Гадали супруги: кто это о них позаботился? И только через некоторое время узнали, что зерно привез сын фермера Михаила Афанасьева. И ему тоже спасибо.



-4-
О ВСЯКОМ И РАЗНОМ
Николай Иванович, рассказчик хороший, а Мария Гавриловна аккуратно, а иногда не очень, дополняет рассказ, а то подбросит и  реплику. Интересно, что глава хозяйства ценит сказанное женой и ни разу не оговорил супругу, если даже  она и не попадала в тему. Это тоже одна из составляющих жизненной привязанности  друг к другу: уступать, уважать и ценить мнение близкого человека.
 А теперь о разно и начнём с футбола. В очередном матче становляцы проиграли Ельцу со счетом 0:3. Обидно вдвойне, так как потерпели поражение в День района. Вместо подарка – огорчение. Так вот, мой собеседник, 11 лет играл в защите за сборную района.
Это были времена  Николая Зиновьева, Вячеслава Суляева, Ивана Сазонова, Владимира Лаухина и других спортсменов. добровольного общества «Урожай»
–  У нас была строжайшая дисциплина, на тренировки выходили как один. Выкладывали
полностью и всё у нас получалось. Неужели сейчас, нельзя собрать хорошую команду?– сокрушается бывший футболист.– Или только деньги нужны, а разве честь района не дороже?
Давайте, уважаемые читатели и болельщики, оставим это  для комментария специалистам.
Продолжим рыбалкой.  Любит Николай Иванович побаловаться удочкой, ненавидит браконьеров. Даже рыба чувствует перепад давления и неустойчивую погоду, сетует он. 
Последний раз в своём пруду (недалеко от дома) поймал только три штуки, ровно по одной каждой кошке. Не понимает ветеран, как можно взять готовый пруд,  запустить туда несколько рыбёшек, а потом брать за это по 500 рублей. Небольшой экскурс в историю. За рычагами своего бульдозера  он лично выкопал  за стадионом два пруда, которыми сегодня пользуются жители райцентра. Причём, бесплатно,  по просьбе первого секретаря РК КПСС  и своего тезки Николая Романовича Рублёва. Получается, что теперь рыбаки должны платить Родионову за ту самую работу.
Впрочем, говорили мы ещё много о политике, о мире, о событиях на Украине, о том, что живут они в целом нормально. Материально – тоже. Николай Иванович получает приличную пенсию, ежемесячную доплату от своих бывших коллег - нефтяников, не забывают они по праздникам по пару тысяч рублей давать. Иногда  дарят подарки. Вот и в этот раз, на День семьи, любви и верности  пригласили супругов на сцену Дома культуры, где глава района Сергей Никитин вручил им благодарность и ценный подарок. Приятно, конечно, до глубины души, приятно. 1 октября 2022 года исполнится 65 лет как супруги Родионовы со святыми именами –  Николай и Мария – вместе идут по жизни. Господь всегда идёт навстречу таким людям, ведь им ещё годиков по двадцать пожить надо за своего сыночка Анатолия.  А значит: быть добру!

Вячеслав ЗИБОРОВ, член Союза журналистов России