Рустам Хамдамов

Юрий Сенин 2
     Хамдамов Рустам Усманович, 1944, советский и российский режиссер и художник.
В сети попалось его фото с подписью: «Хамдамов. Одиночество», и я решил еще поискать его картин и разместил пост с новой подборкой и этим фото на Фейсбук.
    Так получилось, что о Рустаме Хамдамове я узнал от Петра Шепотинника, российского режиссера и кинокритика, если помните, «Калейдоскоп» на ТВ Культура, так вот, я служил с ним в армии, в городе Коммунарске Ворошиловградской (тогда) области УССР, в 1979 году. Профиль у нас был абсолютно одинаковый – были у нас в распоряжении радиостанции средней мощности, вроде Р118, но он был на призыв старше, поэтому осенью и дембельнулся, а я уж весной 1980-го. Служили мы в разных частях, хотя это было одно здание и один гарнизон. Утром в 6:00 подъем и всех выгоняют на зарядку, до построения и завтрака – два часа. Петя залезал на станцию (буквально залезал, она большая) и спал там, это было в отдельном здании штаба их полка, иногда и я к нему присоединялся, пока у меня не появились ключи от класса в своей части, тогда я уже вообще никуда не ходил, только на завтрак.  Он закончил ВГИК, и кафедры у него, как и у меня, не было, вот так мы и служили.  Осенью мне нужно было свой взвод (з.к.в.) упражнять в беге в комбинезонах химзащиты, я сидел под тополем, а они бегали по плацу. Обычно я засекал время на три круга, хотя было положено десять, и сидел, что-нибудь читал. А они бегали, можно было зачитаться и пропустить, но вроде я такого не допускал, и вот один раз дал я им десять минут на перекур (пардон, там были старослужащие, которые правила знали), и смотрю, Петр трёт напильником парапет подъезда своего полка. Парапет этот представлял из себя огромный ржавый швеллер. Поздоровались, спрашиваю, ты, мол, чего? А это оказывается такое у него дембельское задание – отполировать этот ржавый кусок железа, а тогда уж его в Москву отпустят. Я говорю, ты веришь? Пошли лучше в кафейню, чего-нибудь проглотим. Ну и пошли, конечно, эклеры у них назывались «заварные», кофе было чудовищное, но это не важно, я ему страшно завидовал, ужасно, швеллер-меллер – это все чепуха, не сегодня завтра будет приказ, и поедет Петя Шепотинник в город-герой Москву, а мне тут еще гнить полгода.  Дальше он дембельнулся, а я весной уже. Но мы продолжали отношения поддерживать, и я ему очень благодарен за многое: например, за Бунюэля, фильмы которого я все пересмотрел в «Иллюзионе», был у нас какой-то постоянный общий интерес, и дальше, я всегда с интересом смотрел, чем он занимается.
    Вот так и увидел я его документальный фильм о Рустаме Хамдамове. Посмотрите, как и всё, что делает Петр Шепотинник, интересно и глубоко. А уж то, что Хамдамов не только режиссер, но и художник, узнать было - дело нехитрое.
    И однажды, я столкнулся с Хамдамовым лицом к лицу в одной организации, где проводят аукционы антикварных книг и картин. Я сдавал книги, а он – свои картины. Так хотелось купить – слов нет, но сам был в бедственном положении. Так что, пришлось отложить. Картины у него гениальные, не знаю, как объяснить, но в оригинале всё выглядит совершенно фантастически.
    Из фильмов Хамдамова мне нравится: «В горах мое сердце». Кроме того, Хамдамов был режиссером 6 фильмов: 1. «Анна Карамазофф» (1991), 2. «Вокальные параллели» (2005). Остальные фильмы посмотрите на Кинопоиске, кому интересно.
    Как о режиссере, если, опять же, кому интересно, посмотрите мнение Кончаловского, на которого, по его словам, Хамдамов серьезно повлиял, очень интересно.
Картины и интервью Хамдамова на Культуре:
https://www.youtube.com/watch?v=E0CARSG4leE

На фото: Портрет с павлиньим пером.
25.5.2022