Сов падение - 0

Александр Савченко 7
                Всякий слышит лишь то, что понимает.
               
                Плавт
На эту статейку меня подтолкнуло нередкое в литературе (особенно в поэзии) явление сдвига. Ему посвящены изложения. И литераторов, особенно поэтов, и более узких специалистов по языку – лингвистов, филологов и др.
Сдвиг — акустико-фонетическое явление в художественной речи или в тексте, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы. Желающие узнать об этом более глубоко могут обратиться к первоисточникам. Там можно встретить примеры, в том числе и из русской классики. Написано не осознанно!
Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин)
***
Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна [сосна] садится в ванну со льдом,
А после, дома целый день… (А. Пушкин)
***
С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я. (М. Лермонтов)
***
О, север, север, чародей!
Иль я (Илья) тобою околдован! (Ф. Тютчев)
***
Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
И жатвы орошай. (К. Батюшков)
***
И тут нежданный стих, неведомо с чего,
На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него. (П. Вяземский).
***
А эти строки случайно попались в сборнике Александра Карпова "Везение":
Покуда истину искал,
Весь изошел тогда накал. (Или "на кал"?)
***
Совсем недавно и случайно встретил на ЛИТРЕ хорошие стихи Людмилы Станевой. А в них то, что я искал:
Фонарь слепой: он поражён
своим сияньем, как ударом! (каку даром!)
И тьму считает он загаром
небес, и что причина – он...
***
Русский поэт «король рифмы» Дмитрий Минаев был великим мастером эпиграмм, пародий и каламбуров.  Он специально писал, используя в своих стихах сдвиги. Это из Минаева:
Парик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.
***
Для немца ведь чины
Вкуснее ветчины.
***
В девятнадцатом веке имело хождение популярное четверостишие:
Наполеон стоял и думал:
ко злу дорога широка.
На поле он стоял и думал:
козлу дорога широка.
***
Много лет назад явление «сдвига» мне бросилось в глаза и со страниц наших (тогда советских)газет и журналов. Постепенно в коллекции оказались десятки заголовков печатных статей, которые можно было выставлять за достойные образцы своего рода. Позднее в литературно-художественном альманахе «Кузнецкая крепость» (№ 1(13), г. Новокузнецк, 2008 г.) появилась обзорная статья на эту тему «За дачи мэра и за боты губернатора». Там я привел множество примеров литературных сдвигов.
Вот некоторые из них. «Колебались весы удачи», «Солдаты удачи в центре Лондона», «В полосе неудач», «Заботы капитана Таскаева», «Заводу сто лет», «И рак с клешней», «Силой смеха», «За кулисами матчей?», «Вам качели надоели?», «Кто не вернулся из боя», «Попали в десятку», «И он выходит на сцену», «Рис Кубани», «И наступил день», «Больше нормы», «Рецепт: сом летом», «Со всей страстью души», «ВУЗЫ Китая: что нового?», «Проба сил», «Показуха», «Про зрение», «За мужество», «Забуксовали»,  «На день мужчин разок в году»… И многие другие с указанием конкретных газет и журналов. Среди них были «Правда», «Социалистическая индустрия», «Советский спорт», «Советская культура», «Советская Россия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Строительная газета», «Учительская газета», «Экономическая газета», «Аргументы и факты», «Труд», «Известия», «Советские профсоюзы», «Гражданская авиация», «Смена», «Книжное обозрение» и множество областных и районных газет и многотиражек… Нынче при нашей маломощной газетно-журнальной индустрии и влиянии на  культуру феномена ЕГЭ количество сдвигов, наверное, не уменьшилось. Просто, находить их стало не столь интересным занятием...
На этот раз вспомню о так называемой пантограмме или, по другим определениям, об омограмме, равнобуквице, равнорифмице и даже «заикалочке» – о произведении комбинаторной поэзии, в котором буквенный состав стихотворных строк попарно идентичен, а различно лишь расположение словоразделов.
В ряде источников пантограмма называется гетерограммой, несмотря на то, что этот термин был ранее закреплён за другой формой комбинаторной поэзии. Пантограмму иногда квалифицируют как визуальную панторифму: в отличие от собственно панторифмы. В пантограмме могут различаться места расположения ударений, зато в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания.
Зачатки русской пантограммы относятся к середине 19-го века. Многие знают об изящных каламбурах авторов того времени. В них сознательно использован поэтический сдвиг. Хотя неосознанно многие авторы во все времена и в разных вариациях доводили их до наших ушей и глаз. И со страниц журналов, и со сценических площадок.
Новый интерес к ним пробудился в первой четверти 20-го века. Это были литературные забавы В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых, Г. Золотухина и др. Эпоха социалистического реализма и идейного аскетизма временно предала забвению страсть к литературным фокусам. Но к концу прошлого века использование рифм-омонимов снова охватило ярким пламенем нашу (особенно юмористическую) поэзию.  Кто-то, возможно, помнит Якова Козловского? Его стихи пестрят рифмами-омонимами.
Снег сказал: "Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей."
***
Говорят, у сов есть совесть.
Никогда не буду сов есть!
***
И путём особых курсов
Превращу потом я в кур сов
Смейся, филин, а сове ты
Дай разумные советы.
***
Или, например, любопытное стихотворение Тимофея Бондаренко:
Я хотел бы, как встарь, полюбить
Сердцем вдрызг, а словами попроще,
Вставши утром, челом Полю бить,
А молитвы читать, как поп, - роще.
В ступе божьего блёкл дара свет
И окраска у лика лам бура.
Пусть придут ветерок да рассвет!
Не хотите ли каламбура?
***
И уж многие знают классические строки, написанные поэтом Юрием Энтиным:
«Ох, рано встаёт охрана!».
***
А вот эпиграмма безымянного автора на Б. Пастернака:
Хоть ваш словарь невыносимо нов,
Властитель дум не вы, но Симонов.
***
В довесок к этому каламбуры Леонида Гончарова из Белоруссии:
Хватит, девочка, грустить,
Ощутишь и ты груз тить!
***
Возле бара - баня,
Возле бара банщик.
Ходит, барабаня,
Словно барабанщик.
***
Пойду за тобою за пешим, за конным,
Чтоб стал ты супругом моим бы законным,
***
Каламбуры Дмитрия Штепы:
Плясала смело
вокруг костра ты.
Плясала смело:
вокруг кастраты.
***
Он бизнес начинал с лотка
и жизнь его теперь сладка.
***
Хотелось петь ля,
нарушать табу редко.
На шее петля,
под ногой табуретка...
***
Развел пораженщину…
Раз вол, пора женщину.
***
Каламбуры Алексея Данилова:
Нашел я промежуток,
пописал промеж уток.
***
Девушку, что с талией осиной,
Я любить не смог бы под осиной.
Страшненькую - мог бы, а такую
Я уже давно не атакую.
***
Каламбуры Сергея Мельникова:
Попадья вола ласкала -
Попа дьявола «Ла Скала».
***
Я лекции по этике
Предпочитал поэтике,
А к дамам поэтическим
Не рвался по этическим...
***
Шел по дорожкам по лицейским,
Но был задержан полицейским.
***
Я шоу бизнесом попсовым
Разбит, как лодочка о скалы,
И по чертам его, по псовым,
Бульдожьи узнаю оскалы.
***
А еще великолепное стихотворение безымянного поэта.
«Себя от холода страхуя,
Купил доху я на меху я.
Но, признаюсь, дал маху я –
Доха не греет…».
***
Народные умельцы словесного творчества оставили миру свое неповторимое наследство.
Патриотическое:
«Впереди нас рать, позади нас рать.
И битвою мать-Россия спасена!».
***
Или из жизни следователей. Весьма скромненько.
«Запер дело в сундуке».
***
Вот именно поэтому пишущему (а, может быть, в первую очередь говорящему) человеку всегда надо быть начеку. Чтобы в текст не вкрались обороты двусмысленного содержания. Мало того, что это не благозвучно. Так еще выклиниваются слова и целые фразы, которые запрещены для открытой публикации. У меня накопилось почти 400 таких "не винных" словосочетаний. Нет смысла перечислять их, отмечу самые простенькие. Без мата.
А Я ЕДУ
на Херсон.
На хер сон!
***
А Я БУДУ
с сурепкой.
Ссу репкой!
***
ТЫ БОГОМ НЕ
ссужена.
Ссу, жена!
***
НА КОНЦЕРТЕ
зал упился,
Залупился!
***
ВСЕХ ИХ
ужо пытали
у жопы тали.
***
В ДЕРЕВНЕ
пронесу-ка я
Проне. Сука я.
***
ВНИМАНИЕ:
Алло, бок!
Ал лобок!
***
И так далее, и тому подобное. Я здесь ни в чем не виноват. Как видится, так и слышится... Не нравится - не люби, красавица! Просто надо следить за своим текстом и за своей речью. Я уже сказал, что в моей коллекции накопилось почти полтыщи таких перлов. Вот невинная фраза "слеза ласкала". Её можно услышать как "слеза "Ла Скала", а также и: "слезала с кала". Это я к тому, что пишущему, а также говорящему надо тщательней подбирать слова, чтобы от тебя вдруг не шарахнулись. Чтобы "Сталина лётчики" не "стали налётчики"...
 
А вообще перлы поэтического сдвига наше ухо улавливает почти каждый день и на каждом шагу.
"... и бьются аборт корабля...", «Каку вижу, каку слышу, все во мне заговорит…», «Мы же лаем: счастья вам…», «Ах, верни Саш, мой, верни Саш…» и дальше.
Кстати, совсем недавно получил не очень лестную рецензию на свой опубликованный опус "СОВ ПАДЕНИЕ-134". Приведу свеженький текст полностью.
"Рецензия на «Сов падение - 134» (Александр Савченко 4)
ОБДЕЛАЛИСЬ
США калом
с шакалом!
***
ЭТО ВПОРУ ВАМ ОБЪЕДАТЬСЯ И ОБДЕЛЫВАТЬСЯ КАЛОМ! ВАМ МАЛО УКРАИНЫ! НУЖНО ЦЕПЛЯТЬ ОТ НЕХРЕН ДЕЛАТЬ ЕЩЕ И США? СТЫД И ПОЗОР!
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЗА БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ УДАЧНЫХ "ШЕДЕВРОВ", БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ И ПР.
ДЛДФ. МАРИУПОЛЬ - ДОНЕЦК - ОДЕССА. 13 МАЯ 2022. ЗЕЛЕНАЯ! СК.
Даниил Кравченко 3   23.05.2022 23:52".
Пришлось автору сих слов втолковывать, что мы находимся не на политическом  форуме, а на литературном сайте. Я только показывал, что фраза " с шакалом" может слышаться по-иному. А выводы пусть делает читатель. Относительно любви к американским штатам тоже высказал свое мнение. Если, коротко, то сообщил коротко: "отвали, моя черешня!"
... В современной российской комбинаторной поэзии широко прославились Дмитрий Авалиани, Сергей Федин, Борис Горобец. Двое последних в 2007 г. стали авторами интересной «Новой антологии палиндрома», где затронуты вопросы создания пантограмм.
К сожалению, указанная книга не лишена некоторых недостатков. В частности, в ней понятие «пантограммы» ошибочно заменено на «гетерограмму». Ввиду различных причин представительная часть раздела «гетерограмм» оказалась весьма бедной и мало интересной.
Составлением пантограмм занимаюсь, пожалуй, более сорока лет. Первые опыты относятся к годам моего студенчества, когда я «бился» за звание инженера-гидротехника… В те годы факультетская стенгазета опубликовала мою поэтическую конструкцию:
РЕШИЛ
мелиоратор:
«Мели, оратор!».
В дальнейшем приведенную фразу (пантограмму) видел напечатанной и подписанной разными авторами. Так что многие подобные конструкции не так уж новы и не нуждаются в соблюдении их авторства.
В основном это омонимические обороты, которых в русском языке тысячи… Как говорится, наливай и пей. На базе отдельных из них мной выполнены самостоятельные стихотворные построения. В книгу «СОВ ПАДЕНИЕ» (2011 г.) я включил некоторые под рубрикой «КОНСТРУКЦИИ».
Стоит напомнить, что омонимы – это слова, сочетания или формы слов, одинаковые по звучанию, но имеющие разное значение. Омонимы включают в себя омофоны и омографы. Омофоны - это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Например, «от дам – отдам». Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Например, «Атлас» и «атлАс».
Сначала мне было любопытно находить забавные случаи пантограмм в нашей поэтической кладовой. Потом появилось желание составит их самому. В результате накопилась некая закономерность образования пантограмм, отдельные способы, секреты, уловки, хитрости и прочее, что сопутствует любому творчеству.
Вообще-то ни одного слова при составлении пантограмм не приходится выдумывать. Весь словесный ресурс находится в наших орфографических и прочих словарях. Просто требуется набить глаз таким образом, чтобы вычленить из сотен и тысяч несколько рядом стоящих слов (два, три и более), которые интересуют составителя пантограмм…
В какое-то время пришла мысль объединить слова пантограммы единым или близким по ситуации смыслом. Для этого самым простым оказался заголовок.
ОГРЕЛ
зама шиной
за машиной.
***
ЕДА:
икра, юшка
и краюшка.
***
ЗМЕЯ
вползала
в пол зала.
***
ВСПОМНИЛИ
Сталина с Турцией.
Стали настурцией…
***
Иногда заголовок оказывается излишним, так как две строки могут сами по себе находиться в смысловой увязке.
Пока лечится седой –
покалечится с едой.
***
Не Веста
невеста.
***
Осени лавина
осенила вина…
***
Трусы ночек
тру, сыночек!
***
Нарком Анка –
наркоманка.
***
У некоторых авторов в погоне за рекордами при составлении «увесистых» пантограмм получается вычурная белиберда, после чтения которой остается только каторжный осадок. Это не две-три строки, а порой целые страницы…
"Утро.
На столе тигра лапы, ткали цапле
в Комнате Белого Воина череп.
Ей никто не мил и не трогателен.
Камнем указана весть мысли. Внемлет нимбу демонов омут.
Резво нить поранена живая…" И т. д.
А вот следующие строки из тех же букв и в той же последовательности.
"У трона сто лет играла пытка лица плевком.
На тебе логово – иначе репейник.
(Тонем или нет?)
Рога телёнка мне мука, занавес тьмы.
С ливнем летним будем о новом утре звонить…" И тоже т. д.
Красиво, вычурно, но здорово не затрагивает. Причин для этого много и здесь о них нет надобности говорить. Все ж-таки пишу не критическую статью. Причем у тех авторов имеются собственные вкусы и предпочтения…
Я, например, с должным почтением и почитанием отношусь не ко всем омонимам. Омофоны и близкие к ним обороты, которые можно воспринять, как омофоны, считаю более комфортными для слуха и понимания.   
ПАПА ВЫПИЛ
папазол.
Папа зол!
***
ВСЕХ
за то негр убил.
Зато не грубил!
***
ВЕЧЕРКОМ
и, душу чуя,
иду, шучу я!
***
ПОД ЛУНОЙ
я в ночи стою
явно чистою…
***
ЭТО
от чего веет?
— Отче говеет…
***
А вот примеры созвучий, близких к омофонам. Говорят, что это панторифма. Узкие знатоки слова (литературоведы, лингвисты, филологи и др.) пусть простят меня за некоторые нестыковки. Так уж получилось, что при отсутствии сапожников за дело берутся пирожники…
ОН
утром б овал
утрамбовал!
***
ПРИЛАБУНИЛСЯ
на стекляшке
Насте к ляжке…
***
НЕ ХВАТАЙТЕ,
заливчики,
за лифчики!
***
НОЧЬЮ
Коле снится
колесница...
***
Несколько слов про не любимые мной омографы. Тот же набор букв и слов, но иное восприятие от по-другому расставленных ударений…
НАС РАЗДЕЛЯЛ,
словно рОв,
слов нОров.
***
ПОДАТЬ
пас кудА,
паскУда?
***
ЗАЧЕМ
упАла ты
у палАты?
***
ДАТЬ
за ушИбы
за Уши бы…
***
БУДУ
дОма я
до мАя…
***
ОН
не грАбил…
Негра бИл.
***
НАД БЕРЕГОМ
свис козОй
с вискОзой...
***
ТЕПЕРЬ
у ЖенЕвы
уже не вЫ?
***
ЗАЛЕЗ У
бАра на
барАна.
***
ЖИЛ
радИст АрИны
рАди старинЫ.
***
Кое-кто любит, даже коллекционирует и составляет такие словосочетания. Я, прошу прощения, не терплю их и прохожу мимо.
Кто-то спросит «а какова, товарисч, практическая нужда в твоих пантограммах и в прочих штучках-дрючках?». И, верно, какая? Думаю, что ответ прост: подсказать пишущему человеку две вещи: как не надо писать и, наоборот, как иногда надо писать… Ну, а дальше думайте сами (как в песне, решайте сами). Не для себя выложил сотни заготовок. Можете читать их и, при необходимости, пристроить рифмы в свои стихи. А можете и не читать. С моей стороны никаких обид.
Одним словом, СОВПАДЕНИЕ… Или СОВ ПАДЕНИЕ? Тогда это уже два слова.