Нобелиат Ольга Токарчук

Соловьёва
Я хочу рассказать о книге  польской писательницы Ольги Токарчук «Бегуны», за которую автор получила Букеровскую в 2015  и Нобелевскую премию в 2018 годах.
Роман построен фрагментарно, как шьётся лоскутное одеяло, кажется, что это отдельные рассказы, но потом видишь, что они объединены путешествующей авторшей одними и теми вопросами: « Кто мы? Откуда идём? Каковы цели нашей жизни?»
Слог повествования оригинален, мысли потрясающие, неожиданные, течение книги меланхоличное,- ни одно сердце не выдержит прочесть роман в один присест.
Стиль сложный, плотный, насыщенный,-  вот как Токарчук пишет о познании: познание слоями, каждый слой лишь в общих чертах напоминает последующий или предыдущий, как правило, это вариация, модифицированная версия, дополнение к гармонии целого, но ,рассматривая их по отдельности, не соотнося с целым, этого не заметишь.
Чтобы лучше почувствовать, понять, оценить мысль, я придумываю свои примеры: никто в человеке не воспринимает только глаза, или только губы, если у женщины очень стройные ноги, а сама она толстая, никто не подумает, что она стройняшечка,- если у мужчины очень красивые глаза, а на спине растёт горб(это крылья сложились), никому в голову не придёт сказать, что перед нами Аполлон.
В романе много тем, но есть две главные: тайны человеческого тела  и психология путешествий.
Я часто думала: как триллионен Творец, как могуч и велик наш Демиург,- мне никогда такой не быть!!!!! это же надо: создать 7,5 миллиарда – и ни одного похожего лица, кроме близнецов!!! Это снаружи…
А внутри? Лёгкие, печень, почки, позвоночник, мозг, гортань, язык, кишечник…Вот если бы люди  с внутренними органами ходили без кожи, - наружу,- мы бы все были похожи?
Не сочтите мою мысль бредом.
Ольга Токарчук пишет, что она ни за что бы не пошла в галерею, а только в кунсткамеру.
Именно авторша натолкнула меня на такую мысль.
Кстати, Токарчук Ольга  описывает все кунсткамеры мира.
Скорее всего, врачи не стали бы читать эту книгу: за годы учёбы в медуниверситете   они насмотрелись на человеческие органы, плавающие в формалине.
Автор с неимоверной настойчивостью описывает все формадельгиды, методы пластинации, способы сохранения человеческого тела. Именно потому, что я всю жизнь ходила только в художественные галереи, я и стала читать о трупах и способах их сохранения. Читала с трудом, преодолевая отвращение, но и с интересом тоже: не только душа, но и тело - великая тайна человека.
Ольга Токарчук просто воспевает каждый орган тела и описывает, как он интересен.
Мне роман понравился. Книгу читала больше месяца. Некоторые главы перечитывала несколько раз: о Куницком и о сердце Шопена,- самые сильные места романа.
Куницкий на отдыхе потерял жену и трёхлетнего сына, вызвал полицию, в воздух были подняты вертолёты, в воду спущены водолазы, многие добровольцы «прошаривали» каждый бугорок, каждый кустик,- весь город переживал- не спал- помогал.
В конце третьих суток жена появилась и говорит, что ей стало плохо, что она потеряла сознание, что забрела с сыном в домик, а потом они купались, ели трое суток виноград и пили солёную воду. Ничего страшного: пусть Куницкий поволнуется  и вспомнит о них по- настоящему.
Ложь несусветная!
Вот и главный герой не верит ни слову супруги.
Муж сразу подверг жену остракизму: не прикасался к ней, не общался, не верил, а только задавал один и тот же вопрос:
- Как всё было на самом деле?
Психологически этот рассказ написан настолько достоверно, глубоко, талантливо, гениально, проникновенно, что хочется читать - перечитывать и следить за развитием лжи.
Конечно, всем сердцем, всей душой я на стороне мужа, то есть  искренности  и честности.
Рассказ о сердце Шопена мне захватил сразу своей правдивостью.
Автор пишет , что у постели умирающего композитора находились сестра Людвика,друзья и ксёндз Еловицкий.
Потрясённый безмолвным звериным умиранием истощённого тела, бесконечной борьбой за каждый глоток воздуха, он( ксёндз) сначала упал в обморок на лестнице, а потом из чувства противоречия, не вполне, впрочем осознанного,- нарисовал в своих дневниках более эстетичную версию смерти великого композитора.
В частности, ксёндз писал, что последними словами Фредерика были: «Я пребываю у источника всяческого счастья» - явная ложь, хотя, безусловно, красивая и трогательная.
Шопен ничего не сказал, тем более, что уже несколько часов был без сознания.
Единственное, что в конце концов исторгли его уста,- это струйка тёмной густой крови.
Вот только что заглянула в одну статью- захотела узнать- а как другие воспринимают Токарчук и узнала, что она обожает Толстого, Достоевского и Пушкина,что её и её сестру назвали именами  романа в стихах «Евгений Онегиин» - Татьяна и Ольга.
И вот этот абзац я взяла из чужой статьи:

«Замысел самого, пожалуй, ее известного на данный момент романа «Бегуны» возник тоже не где-нибудь, а в московском метро. Вместе со знакомым, ныне покойным философом Цезарием Водзинским, они как-то ехали и обсуждали православие и различные его ответвления. Водзинский рассказал Токарчук о секте «бегунов» - людей, которые верят, что постоянное перемещение помогает спасению души, а пребывающий на одном месте человек может попасть во власть дьявола. Эта секта существует до сих пор, и ее члены ездят в метро по кольцу, чтобы постоянно находиться в движении».
Да, в романе, на странице 7 есть такая мысль:
«Движение всегда предпочтительнее покоя, перемены благороднее постоянства, обездвижение неминуемо подвергнется распаду».
Бегуном, как в секте, показана Аня: её супруг слишком тяжёл для неё характером, её сын - инвалид, она просто сбегает от усталости из дома, катается в метро, спит в котельной,- пока милиция не возвращает беглянку к её обязанностям. Мне интересно: будет ли она своё бомжевание считать самыми счастливыми днями?!)
И несколько слов я хочу сказать о психологии путешествия.
Токарчук не считает туристами тех, кто уехал на Кубу или в Чили на месяц, а потом возвращается.
- У меня нет гена врастания в землю.Я- Антиантей.
Я испытываю вдохновение под стук колёс поезда, рокот самолёта, шелест шин автомобиля.
Цель путешественника - другой путешественник.
Дорога всегда дарит неожиданных людей.
Роман «Бегуны»- книга эрудита: каких только новых слов я не узнала: итинерарий – книга путешественника, Кайрос – бог удачи во времени, то есть, если  Хронос – планомерный последовательный Бог времени,а Кайроса скульпторы изображали с длинный чубом спереди- если идёт полоса везенья, хватай за хвост, то есть за чуб,а вот сзади Кайрос лысый,- если упустил удачу, свой шанс- уже больше не поймаешь его; пого – танец панков с экстатическими прыжками;Исафьордюр – исландский город фьордов.
Каких только людей причудливых, каких сложных только характеров нет в романе!
Да! Ольга Токарчук, несомненно, достойна Нобеля…особенно своим желанием вглядеться в душу человека и понять его до пятого колена…