Василий Стародумов. За красоту времён грядущих

Василий Дмитриевич Фёдоров
ЗА КРАСОТУ ВРЕМЁН ГРЯДУЩИХ


Высокой дружбой
Похвалюсь.
Мои друзья —
Поэты, зодчие.
Но все сильнее
К вам тянусь,
Мои товарищи
Рабочие.

Хвалюсь:
Добра моя строка!
Но мысль одна
Бросает в холод:
Не разучилась бы рука
Держать при этом
Серп и Молот,

— так писал Василий Фёдоров в своей книге лирических стихов «Третьи петухи», выпущенной в свет в I960 году и удостоенной, вместе с поэмой «Седьмое небо» Государственной премии РСФСР имени М. Горького.
Нет, не разучилась у Василия Фёдорова рука держать при этом Серп и Молот», ибо всей своей творческой деятельностью он доказал направленность её служению интересам именно народа, высоко поднявшего известную всему миру эмблему.

   Правда, производственная тема в его произведениях не подавалась им прямолинейно, выпукло, ещё когда он был студентом литературного института имени М. Горького очного отделения, руководитель поэтического семинара как-то спросил его (по свидетельству Виктора Федотова):

— Почему не пишешь стихов о заводе?
— Как-нибудь потом... — Фёдоров махнул рукой вдаль.

   Уже тогда наметилось его явное тяготение к двум идеа¬лам: Красоте и Любви, не¬разрывно связанным с существом Родины; тревога за на¬стоящей и ответственность за будущее родной земли пронизывают всё творчество поэта — лирика и гражданина.

   В 1938 году, после окончания Новосибирского авиационного техникума, Василий Дмитриевич Фёдоров работал мастером на нашем заводе, где он и начал свою литературную деятельность сначала как рабкор нашей заводской многотиражки, а потом, когда я попросил его дать нам в печать своё стихотворение «Надо видеть», — и как поэт, член нашего литобъединения. До этого первое, стихотворение Фёдорова «К матери» было без ведома автора послано Денисом Цветковым, также работавшим в нашей редакции, в иркутскую газету «Советская молодёжь», где оно и было напечатано, но сам Василий не придал этому никакого значения.

   Уже будучи широко известным поэтом, в один из приездов в Иркутск Василий Фёдоров на квартире Дениса Цветкова поделился с нами отрывками из своей поэмы «Проданная Венера», над которой он тогда работал.
Мы были восхищены ею!  И действительно, эта поэма явилась впоследствии одним из самых популярных и любимейших читателями произведений поэта:

За красоту
Людей живущих,
За красоту времен грядущих
Мы заплатили красотой...
 
   Два имени в литературе всегда были и будут особо чтимы мною, это — Михаил Шолохов и Василий Фёдоров. С одним мне довелось переписываться, с другим — быть связанным долголетней дружбой.
Как тут не вспомнить слова известного критика и литературоведа Юрия Прокушева, предпосланные к одной из книг стихов Василия Фёдорова: «Я давно знаю и люблю этого поэта. Его стихи по силе драматизма, образности и эмоциональной напряжённости более всего созвучны эпическому дыханию шолоховской прозы».

   Не раз мне доводилось встречаться и бывать у Василия Фёдорова в Москве (с его помощью был в качестве гостя даже на пятом съезде р писателей в Большом Кремлёвском дворце), но вот на его даче «Гаврилов хутор», к сожалению, не пришлось побыть. Об этой даче и самом хозяине хорошо написал в своём стихотворении гостем побывавший здесь поэт Леонид Решетников:

Наряду с Москвой и Меккой,
Даже Вешенской самой,
Есть на свете хутор некий
Меж Калугой и Москвой.

   Но Василий Фёдоров, неизменно влюблённый в свою родную деревню Марьевку, затаившуюся в Кемеровской области, окончательно обосновался всё же в ней, облюбовав место на Назаркиной горе близ озера Кайдор, он построил новый дом, гараж, баню, посадил несколько деревьев в усадьбе. Здесь в 1980 году по приглашению Василия Дмитриевича мы с Денисом Цветковым гостили у него в Марьевке пять дней. И никто из нас тогда не предполагал, что видимся мы в последний раз…

   Но вернусь к книге стихов Василия Фёдорова «Третьи петухи».
Чтобы попасть в любимый мною древний русский город-музей Суздаль (родина моей жены), надо прежде добраться из Москвы до Владимира на Клязьме, куда ведут параллельно железная дорога и Горьковская автомагистраль. И та и другая дороги проходят через районный центр Владимирской области — Петушки. Мне же раз приходилось проезжать это, ставшее одним из фёдоровских мест, откуда совсем недалеко до деревни Городок близ станции Болдино, где в 1892 году жил и работал над картиной «Владимирка» знаменитый художник Левитан.
 
   Петушки примечательны тем, что обосновавшийся здесь одно время Василий Фёдоров, удалившийся от московской суеты и шума, создавал цикл стихотворений, составивших книгу «Третьи петухи». Бережно храню я эту книгу, подаренную мне автором с его автографом, приведённым под портретом: «Милому Пантелеймоновичу от старого друга — моих марьевских петухов, Вася — будь! 14.XII.66. Вас, Фёдоров».
«Третьи петухи» были восприняты. критикой и читателями восторженно, как и его вершинная в своё время (до классической «Женитьбы Дон-Жуана», и «Книги любви», удостоенных Государственной премии СССР) поэма «Седьмое небо», в которой преломились страсти и судьбы героев завода, прототипом которого, послужил наш Иркутский авиационный:

Но месту есть названье точное.
В пути,
С тайгой под облака
Громадилась Сибирь
Восточная,
Неслась косматая река,
Взлетала,
На пороги сетуя,
Как птица синего пера,
Ещё в железо не одетая,
Ещё Твардовским не воспетая,
Но всё же в славе Ангара.

   Следует отметить, что Василий Фёдоров на всю жизнь сохранил свою привязанность к нашему заводу. Работая мастером и одновременно «греша» ещё нигде не поялявшимися, в печати первыми стихами, он мыслил производственными категориями, помогавшими ему видеть воображаемое пространство во всех плоскостях, как при чтении чертежей.

   В одной из бесед с Василием Фёдоровым в Марьевке он как-то обмолвился, что хочет приехать в Иркутск, чтобы приступить к сбору материалов о нашем заводе для новой — большой вещи. Но так и не со-брался: давно подтачивавшая его здоровье болезнь привела в этом, 1984 году, к печальному исходу. Остались его неумирающая окрылённостъ и убежденность в том, что

Всё-таки вокруг
Людей крылатых
Стало больше!

Вас. СТАРОДУМОВ

*
Газета Иркутского авиационного завода
"За коммунизм" от 12 июня 1984 года