Свято-Митрофановский 11. Церковный хор

Юрий Иванников 2
   Проект храма с архитектурной точки зрения творение удивительное, я писал об этом в одной из глав. Все в нем было иначе, чем на тех объектах, которые мы строили в то советское время, которые являлись предметом типизации как государственной политики в строительстве. Здесь все было другое - и сводчатые потолки, и арочные окна, и сложный план стен с боковыми приделами и алтарем, и венчающие купола. Это было необычно, но функционально понятно. Необычный интерес у нас вызвал один из строительных элементов здания - балкон для хора (хОры).
   - Что-то непонятно, - обратился прораб Вячеслав Александрович к отцу Владимиру, - певчие вроде располагаются в храме,но где-то в стороне от верующих?
   - Ну, точно не знаю, - отец Владимир задумчиво прошелся по прорабской, - это наверно в сельских церквях так, а в городах, в крупных храмах могут быть и балконы (хОры). По крайней мере, я видел подобный вариант. И потом, Александр Борисович (Поплавский, архитектор проекта) чего зря не спроектирует.
   Я вдруг подумал - а будут ли петь они с этого балкона? Что-то как-то непривычно это выглядит.

   Прошли годы. Теперь я прихожу на службу, и когда начинает петь хор, очень высоко, очень чисто, очень лирично, кажется, душа моя покидает тело и поднимается к ангелам.
   Собрался написать о хоре, о людях, которые создают такую красоту, такую гармонию, такое благолепие, как в моей голове, один за другим стали всплывать вопросы:
   - А для чего нужен в храме хор?
   - Какую роль он играет в процессе службы?
   - А каков статус участников хора - они служащие в храме, или прихожане?
   - А какова роль регента, руководителя хора?
   - И кто какую поет партию, есть ли солисты?
   
   Первая встреча состоялась с регентом, Еленой Леонидовной Татаринцевой. Передо мной появилась высокая и красивая женщина средних лет, серьезная, со строгими чертами лица. Даже какая-то была неуверенность сначала, согласится ли она пустить постороннего человека в свое святая святых. И напрасно. Я встретил самый доброжелательный отклик, и уже через неделю состоялась именно та встреча, о которой я мечтал - со старейшими и опытнейшими участниками хора. Встреча проходила в актовом зале Воскресной школы, работающей при храме. Нас любезно приютила преподаватель школы, также поющая в хоре, Орехова Ольга Владимировна.

   - Елена Леонидовна, как Вы пришли в храм? Только пожалуйста - с самого начала и по порядку.

   - Ну, если по порядку, музыкальное образование началось с семи лет. Я была отобрана в Воронежское музыкально-педагогическое училище с базовой восьмилетней школой-интернатом музыкального воспитания. По окончании восьмилетней школы продолжила обучение в музыкально-педагогическом училище. Еще позже училась в Воронежском институте искусств, на музыкальном факультете по специальности хоровое дирижирование. Нам повезло, в то время там преподавал главный дирижер оперного театра Васильев Виталий Григорьевич.

  До прихода в хор я была человеком неверующим. Мы получали и в школе и в ВУЗе атеистическое образование. Мое представление о вере перевернули паломнические поездки, которые мне посчастливилось совершить на Валаам и на Соловки. Впечатление было столь сильным, что я вернулась оттуда другим человеком. В сердце возникло желание - служение Богу.

  Я пришла в хор в 1993 году. Настоятелем тогда еще в молитвенном доме был отец Вадим Чуриков. Мое желание служить Богу своей профессией было настолько сильным, что на вопрос отца Вадима: "А кто будет регентом?" я без раздумий воскликнула; "Я!"

 Дело оказалось непростым. Сразу пришлось учить устав, порядок церковных служб. А они каждый раз идут по-новому. Много работала над подборкой произведений, репертуаром. С утра до вечера писала ноты, тексты для каждого поющего на отдельном листочке. Буквально горела в делах. Приходилось заниматься и кадрами. За 25 лет люди менялись мало. Если кто-то уходил, приглашала людей, которых знала.

   Продолжая думать о роли хора, мне ничего не оставалось, как обратиться к первоисточникам. И вот что мне удалось найти:
   В Новом Завете мы читаем, как апостол Павел убеждает Ефесян:
   "... не упиваться, но исполнившись благодати Духа Святого, славословиями и песнопениями духовными петь и воспевать в сердцах своих Господу..."

   Василий Великий пишет:
   "Поскольку Дух Святой видел, что пуст оставался род человеческий от добродетелей, и что мы не радеем о правде жизни из-за склонности к удовольствиям и тогда что же Он делает? Приятное сладкопение соединяет он с учением церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму, удобнее было бы, что они просто благозвучно поют - на самом же деле, при этом они обучали бы свою душу."

   Святой Григорий Нисский говорит:
"...большой мир - вселенная, своим неизменным ликом создает весьма гармоничную мелодию, песнь неизреченных слов Божьих. Весь мир - это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно также и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной..."

"Музыка понимается Церковью как союзница поэтического слова, как его вторая половина. И так как церковная музыка - дело Духа Святого, она соединяется со словом в нечто неразрывное. Церковная музыка вокальна - это означает, что из православной службы исключены музыкальные инструменты. Использование инструментов указывает на духовное младенчество."

   "Человеку надлежит услышать не одни звуки и мелодии, а все богослужебное пение  так, чтобы оно овладело душой и чтобы душа запела вместе со всеми. Но и этого мало: необходимо, чтобы от этого пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит. И, вострепетав, включилась в храмовую молитву, духовно прозрела в слова песнопений и стала творчески внимать музыкальным звукам."

   Испытываешь какое-то трепетное ощущение при встрече с людьми, объединенными единым творческим делом. Они - как не от мира сего.

   Елена Владимировна Дмитриева. Участник хора от первого дня его создания, от самых истоков. Интересуюсь, что привело в хор, и вообще - как проходило становление?
   - Музыкальная школа. Потом институт МВД.
   Иногда приходят мысли - ну зачем, например, в районе музыкальная школа, а в нашем и не одна? Вряд ли кто из выпускников станет профессиональным музыкантом. И как же необычно потом это творческое гнездо отражается самыми яркими гранями в жизни людей этой территории, этой земли, нашего района.

 Заметил еще интересную закономерность. Начинаю беседовать с кем-либо из участников, и они почти совсем ничего не говорят о себе, начинают вспоминать других. Вот и Елена Владимировна вспоминает первого регента Раису Максимовну Маркевич. Эта замечательная женщина была в Девицкой церкви и регентом и старостой. Но главное - она руководила строительством и построила Девицкую церковь за три года - потрясающий срок!

   - Не было ни нот, ни книг, спевались на слух, писали ноты и тексты от руки. В то время в хоре появилась и самая юная участница - Куьмина Наташа, 13-летняя девочка.
   - И вот так без перерыва вы и были в хоре все эти годы?
   - Был перерыв. Родились дети. Но потом опять возвращалась.
Меня всегда восхищает удивительная преданность таких людей начатому делу, которому они отдают много времени и сил, почти ничего не получая взамен.

   Передо мной Крутских Сергей Павлович - пожилой мужчина с усталым видом и глазами, полными кротости и печали, словно у святых старцев на иконах. С очень необычной судьбой. А начало творческого пути - снова наша "alma mater" - музыкальная школа. Потом харьковское военное авиационное училище, 3 курса.

  Музыка отчаянно перетянула, да как! Блестящая музыкальная карьера. Солист известной в Воронеже музыкальной группы "Дилижанс". Работал солистом в ресторане "Воронеж" при гостинице "Воронеж" - в те годы ведущий ресторан областного центра. Мастер шансона. Чтобы попасть на такую работу, нужно обладать высоким мастерством.

   Первоначально Сергей Павлович пришел в хор при церкви села Латное, где он теперь живет. Пришло время зрелости и мудрости. Позже был приглашен в Семилукский храм.
   - Это самый ответственный человек среди нас, - вступает в разговор Елена Леонидовна. Какой бы ни была погода - снег, дождь, град, пурга, поземка, кажется, если даже произойдет землетрясение, Сергей Павлович всегда будет на службе вовремя.
   - Сергей Павлович, - спрашиваю, - что для Вас хор?
   И слышу совсем тихое:
   - Жизнь.

   
  В главе использованы фрагменты из лекции "О значении церковного пения для устроения души христианина", прочитанной в храме святой мученицы Татианы при МГУ ведущим знатоком Византийского пения, афинским священником Иоаном Фатопулосом.

Фрагмент из "Принципов богослужебного пения и их воспитательного значения".


             (Продолжение следует)