Микеланджело. Часть 1. Потолок Сикстинской капеллы

Юрий Сенин 2
   Сколько сделал в моей жизни Микеланджело, это просто и представить невозможно. По молодости лет, в конце школы и на первых курсах я часто ездил в Пушкинский. Мне было интересно, и я там отдыхал и наслаждался. Интересовался в основном импрессионистами и пост-: Моне, танцующие мальчики Матисса, и Ренуар были для меня добрыми знакомыми, хорошими друзьями. Заботы молодости они лечили как-то просто и без непосредственно, нужно было просто посидеть в тишине зала и посмотреть на любимые картины.
      Однажды в Пушкинском мы пересеклись с моей бывшей одноклассницей, она училась в Архитектурном, очень много всего знала, и не только в архитектуре. Мы пошли по залам, показывали друг другу любимые работы и о чем-то там спорили, кстати, в тот раз она мне рассказала про Руссо, и я сразу же поменял к нему отношение. Он весь у меня засветился, с его зеленью, лошадью в чаще и Поэтом с Музой. Так бывает, но со мной тогда это случилось в первый раз. И вот она мне рассказала, что всегда идет к копиям, и смотрит Микеланджело «Пьета» (Оплакивание). В Пушкинском есть копия, и это действительно хорошая копия. Цветаев и весь музей придумывал так, чтобы можно было дешево посмотреть и обучиться. Мне это было не очень интересно, да просто совсем неинтересно. Но я согласился, чего же не посмотреть, копия к тому же. Странная штука, но, когда я ее слушал, фигуры Христа и Богоматери словно ожили. Дальше девушка рассказывала мне про Микеланджело, и что он гениальный скульптор, и что он гениальный архитектор, и что он гениальный художник, и мне это было всё очень интересно. Потом очень захотелось есть, и я подумал, что надо куда-то пригласить. Тогда времена были другие, и после Пушкинского нам нужно было куда-то зайти, а рядом никаких кафе не было, тогда девушка сказала, что ей нужно ещё в институт забежать. Я ей говорю, у вас там напротив есть Пирожковая, давай туда? Ехали, и всё она про своего Микеланджело рассказывала, какой у него гениальный потолок в Сикстинской капелле получился. Я ничего не понимал, да и как можно понять, если не видишь? В конце концов, девушка сказала, что я просто лох (или что-то в этом роде), и мы вышли на площади Дзержинского. И уже в Пирожковой, прихлёбывая ведёрный кофе, девушка пообещала мне показать альбом с потолком Сикстинской капеллы. Ты не понимаешь, сказала она мне, это такая мощь! Ну и отлично, приноси – посмотрим. Граждане, тогда интернетов не было (а скоро вновь не станет), и не у каждого дома лежал альбом с фресками Микеланджело, так что я считаю, что мне тогда в каком-то смысле просто повезло. Но и сейчас, я очень благодарен девушке за то знакомство с Божественным Микеланджело, и это помимо всего остального, я имею в виду отношение к живописи и творцам, которое я у нее тогда перенял. И вот я думаю, как же это получается, тебе показывают на картину или на скульптуру, говорят, мол, смотри, это красиво и гениально, и ты видишь: да, это точно красиво и гениально. Ну и ничего тут плохого или уничижительного нет. Я тогда просто внимания не обратил. А насчет Пирожковой, ну да, мало в Москве тогда было уютных заведений, где можно было спокойно и комфортно отдохнуть и вкусно перекусить, я не имею в виду рестораны типа Славянский базар или Арагви, а просто забежать кофе попить. Ну, Шоколадница на Октябрьской (там еще Кафетерий был), Пельменная и Рюмочная на Трубной, да вот эта самая Пирожковая у Архитектурного на Жданова (ныне Рождественка). То, что жизнь была серой и невзрачной, что люди не улыбались, и думали только, как бы им получить заказ на праздник, это неправильно, и искусством интересовались, и время весело проводили. Пример такой,  если кто помнит: показ в Пушкинском Моны Лизы, вот длина очереди как раз и определяла отношение к искусству. Итак:
       Микеланджело Буонарроти (ит. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni, 1475-1564, - выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, мыслитель и поэт, яркий представитель эпохи Возрождения, а также раннего барокко.
    Потолок Сикстинской капеллы, созданный Микеланджело в 1508—1512 годах, считается одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Заказ был получен от папы Юлия II. Микеланджело, который был скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески. Он выполнил заказ в рекордные сроки. Почитайте о создании, это интересно.
    На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил самые большие фигуры: двенадцать персонажей, олицетворяющие предвидение будущего Спасения: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира. Среди семи пророков Израиля, выбранных Микеланджело, присутствуют четыре Великих Пророка: Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Из двенадцати Малых пророков художник выбрал троих: Иоиля, Захарию и Иону, хотя двух последних считают незначительными из-за небольшого количества страниц в Библии, посвященных им.
     На этой странице в разделе «Патриархи, цари и пророки Израильские» есть несколько набросков о пророках, а в качестве иллюстраций взяты фрески и статуи Микеланджело:

Иеремия:      http://stihi.ru/2021/11/16/8676
Иезекииль:    http://stihi.ru/2021/11/26/3737
Даниил:       http://stihi.ru/2021/11/29/8186
Иона:         http://stihi.ru/2022/05/29/6598
Моисей:       http://stihi.ru/2021/02/05/9379

     Известно, кто мог повлиять на работу Микеланджело, но в основном, особенно культовое «Создание Адама», демонстрирует «беспрецедентное новаторство» художника. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём.
     Самая ожесточенная критика и угрозы для фресок преследовали Микеланджело и в процессе создания, и после завершения, но это в основном касается его «Страшного суда», так что, в другой раз.
     «Мощь» Микеланджело перед нами, я вижу и чувствую, что имела в виду тогда девушка в Пушкинском, и слава Богу.
Более расширенное описание и подборку фресок Микеланджело есть на моей странице в ФБ:
На фото: «Первый день Создания. Отделение света от тьмы», потолок «Сикстинской капеллы»
4.6.2022