Микеланджело. Часть 2. Страшный суд

Юрий Сенин 2
     Продолжая разговор о работах Микеланджело Буонарроти (1475-1564), не обойтись без рассмотрения центрального его произведения, «Страшный суд» («Последний суд» или «Последний приговор»). Это фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

     На фреске изображены более 300 фигур, Христос посередине, его рука поднята в суде над проклятыми, которые погружаются в адские глубины. У Христа мускулистая внушительная фигура. Многие видят здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб. Его жест успокаивает окружающее волнение: он дает начало вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, но без гнева или ярости, по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».  Нагота Христа вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой. Слева от него Дева Мария. Она смотрит на тех, кто спасен. Рядом святые: Св. Петр и Св. Иоанн Креститель, оба в одинаковом масштабе с Христом. Всё это не застыло, здесь перспектива и движение.
        Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых. Он также сократил Деисус, оставив единственной посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя. Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов — всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль. Лица в разной степени взволнованности и тревоги, отчаяния, страха, все они - участники вселенской катастрофы. Вазари отмечал богатство выражения духа и непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
      Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное восхищение, с другой - жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил Бьяджо да Чезена в «Страшном суде».     В правом нижнем углу фрески группа проклятых собралась вместе. Одна особенно ужасная фигура - это человек, у которого не только ослиные уши, что говорит о его глупости, но и змея обвивается вокруг его тела. Это портрет мастера церемоний Бьяджо да Чезена. Но сам персонаж – Минос (в подземном царстве он, по «Одиссее», царит над умершими. Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида»). Известно, что Да Чезена пожаловался на это папе Павлу III, но тот отшутился. Папа сказал, что духовно могуществен, но здесь, а не в Аду - туда его власть не распространяется, а посему, пусть всё остается так.
    И о фреске с Св.Варфаламеем: считалось, что лицо у святого – лицо Пиетро Аретино, друга Микеланджело, который был наказан церковью за изображение похоти. Фигура изображена с ножом в правой руке и держащей свою собственную кожу в левой руке, на которой изображен сам Микеланджело. Но недавно я узнал, что сейчас считается, что лицо Св.Варфоломея - это тоже автопортрет Микеланджело, несмотря на бороду. Вообще, видимо Микеланджело был изрядным шутником.

    На моей странице в ФБ приведен этот же текст и подборка фрагментов фрески, включая: общий вид, Христос-судия. (центральная фигура), различные фрагменты, правый нижний угол с Миносом (Бьяджо да Чезена) и святые: Петр, Иоанн Креститель, Лаврентий и Варфоломей (с автопортретом Микеланджело)


На фото: «Страшный суд», фрагмент.
Первая часть - в сборнике «Персоналии»
5.6.2022