По конкурсу Фонда ВСМ - Хлеб и Вино

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/02/17/5174 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/06/08/3071 - Итоги конкурса

Конкурс "Хлеб и Вино"Фонда ВСМ планировалось завершить к празднику Пасхи, поскольку он отбирал стихи о пасхальной Вечере, о распятии, страстях Господних и последующем Воскресении Иисуса Христа. На него так же принимались стихи о хлебе или стихи о вине, как составляющих пасхальной Вечери. Я была членом жюри этого конкурса: меня заинтересовала его тема и захотелось подготовить для вас статью  по произведениям, написанным в жанре религиозной лирики - в нашей Творческой Мастерской давно не было конкурсов стихов данного жанра! Но получилось так, что итоги конкурса были подведены много дней спустя после празднования православной  Пасхи, да и оригинальных стихов на тематику православия, о которых можно было бы поговорить, я в пакете почти не обнаружила. Зато там нашлось множество отличных стихов мирского содержания, написанных в самых разных жанрах. Поэтому эта моя статья будет посвящена не столько религиозной тематике и жанру православной поэзии, сколько анализу особенностей стихов конкурсантов - мне кажется, что их стихи вам понравятся и читать мой разбор будет не скучно.   
      
Итак, начинаем:


10. ВИНО И ХЛЕБ. АЙК ЛАЛУНЦ.

Иногда всплывают чередою
кадры детства – южный колорит:
Дворик деревенский под горою
 виноградом полностью увит.
Во дворе тандыр, давильня, квеври –
врытый в землю пифос для вина.
В домике открыты настежь двери
 и икона старая видна. 

Бабушка с утра печёт в тандыре
 круглые большие лаваши,
Аромат разносится всё шире
и витает в утренней тиши.
Чуть подальше, в старом сацханели
  мы с дедулей давим виноград,
С братом мы уже поднаторели
 в этом деле года три назад.

И теперь мы помогаем деду,
 в липком соке оба, как в броне,
Бабушка потом зовёт к обеду:
«Марш к столу, ух, шени чири мэ!»
Дед друзей своих собрать попросит,
мы помчим во всю шальную прыть,
Сообщать, что дед зовёт их в гости,
чтобы хлеб сегодня преломить.

А когда набросит тёплый вечер
тёмный плащ в крупинках ярких звёзд,
Соберутся все друзья на встречу,
хлеб преломят, скажут первый тост,
Рог с вином опять пойдёт по кругу,
 и взметнутся песни к небесам,
Как орган – без фальши, без натуги
стройные польются  голоса.

Мир теплом и щедростью одарит. 
Сердце, душу, радость – всё  друзьям!
А с горы на нас взирает Джвари –
самый  древний, самый лучший храм.
…Вспоминаю. На душе светлеет.
 И вопрос родился и окреп:
Что ещё на свете есть святее?
 Только детство, дружба, мир и хлеб.

*сацханели - деревянный чан-давильня для винограда
**шени чири мэ - по-грузински "твои беды мне"

Красивые мелодичные стихи с национальным колоритом, погружающие нас в атмосферу жизни грузинского селения в горах, где выращивают виноград, делают вино и тепло, дружески общаются друг с другом: "Мир теплом и щедростью одарит. Сердце, душу, радость – всё  друзьям!". Читая эти строки я воочию увидела живописную картину этого мира и мне захотелось погрузиться в него - это ли не говорит о достоинстве стихов? Стихи эти не о Пасхе, но хлеб, который здесь упоминается, не просто пища, а нечто большее: вкушая его, произносят тост, более того, персонаж стихов даже бежит сообщить к соседям "во всю шальную прыть", что "дед зовёт их в гости, чтобы хлеб сегодня преломить"! 

11. В ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.  А.БЕРДНИКОВ.

Испей вина. Преподнесённый даром
и мягкий хлеб, и чёрствый не отринешь...
За той чертой, конечно же - не финиш,
Скажи, войдя, небесным санитарам,

что чист душой, а всякие соблазны
тебя смущали, ибо - человече.
И лягут руки светлые на плечи,
и голоса услышатся: "Маразмы

какие только нам ни подносили,
крестясь усердно... Мы не лыком шиты -
не просто так своё вкушаем жито
который век и, оставаясь в силе -

способны видеть всякое лукавство
и прочий скарб, с собою вами взятый
из ваших мест. Не распинайся зря ты.
Тебя учили: отвыкай от рабства,

входи достойно, не пороча слОва:
ты не упрячешь собственные мысли,
уже известно, вниз тебе ли, в высь ли:
не первый ты. И будет встреча снова".

Интересная философская поэзия, подводящая итог жизненного пути, в которой я нашла много глубоких по смыслу фраз: "Маразмы какие только нам ни подносили, крестясь усердно..", "Тебя учили: отвыкай от рабства, входи достойно, не пороча слОва", "ты не упрячешь собственные мысли, уже известно, вниз тебе ли, в высь ли".  И в этом стихотворении хлеб тоже упоминается не случайно, он здесь скорее символ, чем пища: "Преподнесённый даром и мягкий хлеб, и чёрствый не отринешь...".

12. ПРОСТИ, ИИСУС...  СЕРГЕЙ ТРЕГУБОВ СТ

Под весом тела гвозди рвут ладони.
И пот, и кровь – терновый жжёт венец.
Душе так трудно не сорваться в стоне:
— "Зачем меня оставил ты, Отец?!"...

Он знал, конечно, замысел твой, Отче.
Тверда твоя рука, его верша.
Но как же больно, Боже, больно очень,
и этот стон последний – не сдержать...

Разодрана завеса в храме. Му'кой
грехи заблудших Сын твой искупил. –
Преграды нет, в том смерть его – порукой,
меж Господом и теми, кто убил...

Христос воскрес – над смертию победа,
не всем гореть в гееновом огне:
— "Прости, отец, им...  и не дай отведать
из той же чаши, что досталась мне..."

Прости, Иисус, что сетуем на беды,
не видя Бога в хлебе и вине...

Стихи, написанные в жанре религиозной поэзии, в отличие от очень многих, написанных по библейским сюжетам,  совсем не кажутся скучным пересказом правильных, но всем известных мыслей. Они живые, воспринимаются как пережитый автором опыт, эмоциональные и яркие. И язык стихов - живой, литературный, авторский: "И пот, и кровь – терновый жжёт венец. Душе так трудно не сорваться в стоне", "МУкой грехи заблудших Сын твой искупил. – Преграды нет, в том смерть его – порукой, меж Господом и теми, кто убил..." Или: "Христос воскрес – над смертию победа, не всем гореть в гееновом огне".  Как свежо и современно написано о хорошо известном! И особенно радует чудная концовка о том, как часто мы страдаем по пустякам, забывая о жертве, принесенной за нас самим Богом. Хлеб и вино в этой концовке, конечно же - не просто пища и напиток, а божественные символы.

19. ПАСХАЛЬНЫЙ СВЕТ.  ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ

Вот и я постучусь на вЕчерю
На исходе усталого дня,
Буду тихо у двери встреченной,
И согретой теплом огня,
И обласканной, и утешенной,
И других потянусь обнять
В час, когда над полями вешними
Вновь восходит звезда – сиять!
Там вливается в окна чистые
Голубой невечерний свет,
И ложится на сердце искренний,
Прозвучавший из уст ответ.
И вмещается в слове сказанном
Столько мудрости и любви!
Там усядутся рядом названный
Брат и брат по родной кровИ.
Чуть качнусь я – плечо почувствую,
Никому не припомнив зла,
Буду жадно смотреть без устали
В самых близких людей глаза!..
Там вина подадут заздравного
И разломят на всех хлебА
В обретении смысла главного,
Сокровенного, как судьба –
Собирает на этой вечере
В мирный час на изломе дня
Зов далёкой и близкой Вечности,
Вдруг коснувшийся и меня...
Ветерок заиграет листьями...
Святый Боже, храни от бед!
Да вовек не погаснет истинный
В нас, Тобою зажжённый, свет!

В отличие от предыдущих, эти стихи написаны иначе - как молитвенный рассказ о церковной службе, но и они используют не язык канона, а язык поэзии  - богатый и современный. Это авторский, эмоциональный текст, где тоже упоминаются хлеб и вино - конечно же, не как угощение, а как божественная духовная ткань, которой находящиеся в храме верующие люди совместно причащаются: "Там вина подадут заздравного и разломят на всех хлебА в обретении смысла главного, сокровенного, как судьба".

20. АВГУСТ НА ДАЧЕ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Будто бы вымолен, выстрадан мной –
Болью сердечной и верой горячей –
Щедрый подарок планиды земной:
Нынешний август на даче.

Связи – забыты, проблемы – вдали.
Тихо во времени, мимо текущем.
Дачные радости страх отвели,
Ропот о хлебе насущном.

Льётся медово моё бытие
С пеньем сверчков и дождём звездопада,
С книгой, забытой на белой скамье
В зелени тёмного сада.

Света изыски, цветочная блажь…
Завтрак с горбушкой душистого хлеба…
Август на даче – последний этаж
В долгой дороге на Небо.

А эти стихи - лирика, на первый взгляд не имеющая никакого отношения к религиозной поэзии. Автор просто описывает свой дом на даче, место, которое ей дорого, где для нее "льётся медово бытие", но совершенно не случайно упоминание в стихах "горбушки духовного хлеба" стоит рядом с "долгой дорогой на Небо": эти стихи тоже не только о земном, но и о духовном. Хлеб здесь в какой-то степени  тоже символ - символ связи плоти человека с его духовной сущностью.

21. ДУХ БЛАГОДАТНЫЙ. ЯЛЕНКА

Дух благодатный свечи тронул нежно —
и трепет пробудил в душе огонь…
Вселенная колышется безбрежно,
и каплет воск на ждущую ладонь…
А много ль надо в жизни человеку?
Лишь пригоршни наполнить, да испить…
Но отчего же глохнут век от веку
иные, отрываясь от цепи?

Затрепыхалось пламя… благодатью
пахнуло, как из печки — слабый жар
внезапно распалил свои объятия…
И стебельки огня в стекле дрожат…
Слеза скатилась, щёку обжигая,
смятение зовущее теней…
И благо духа в отсветах блуждает
 по лицам тех, кто был прижат к стене…

Их веки приоткрылись, словно чудо
касается затравленных очей!
Запахли благовония… Откуда?
Но в унисон — кивание свечей…
Неясный трепет в храме пробежался!.
Молитвы стали слышно шелестеть…
Должно быть, кто-то Бога убоялся,
запричитал, заплакал, чтоб успеть

мольбы свои доставить адресату…
 А Он всё слышит — даром высоко!
Иной же — позабыл стеречь утрату,
 а многие вздохнули глубоко…
И дух живой — как белочка по веткам —
стремительно пронёсся!.. У креста
остановился — здесь своя отметка!
 И благодать — особенно густа!

А свечи плачут ради тех, безликих,
не слышащих, не внемлющих, порой…
Огонь внезапный тронул базилику!
И глас людской раздался над горой!..
Пучками свечи потянулись разом —
как будто причаститься от неё,
от благодати, неподвластной фразам,
презревшей недоверия тенёт…

Храм осветился радостью великой!
Улыбки, слёзы, возгласы вокруг!
Огонь, не обжигая, тронул лики
икон и сотни тянущихся рук!..
— «Откуда??!!!», — вопрошали чьи-то очи…
— «Он — рядом!» — улыбались у колонн…
Часами ожидали света ночью…
И он взошёл, как царь небес — на трон!

Смеялись, счастья слёз не утирая,
забыв о неудобствах, толкотне…
И те, кто были далеко, у края,
светились, точно лик на полотне…
Все искорки, на лицах не теряясь,
стремились чуду свет очей воздать…
Свершилось! С каждым годом повторяясь,
слетала к миру Божья благодать!

Объемное и очень красиво звучащее стихотворение: мне нравятся легкость подбора точных и небанальных рифм, нравится чистота ритма. Речь стихов льется сама по себе - никакой искусственности, затруднения в подборе нужного слова. Это - мастерство! Тема каноническая - описание снисхождения благодатного огня, а воспринимается она как живой рассказ очевидца, современника, причем, с вкраплением в рассказ очень интересных - авторских - размышлений. Между прочим, в этих стихах я не нашла упоминания ни вина, ни хлеба, но Господь в них точно присутствовал! Мне кажется, именно такой и должна быть религиозная поэзия.

26. НЕ-БЕСА, ПОТОМУ ЧТО НЕТ БЕСА... МАРИНА ЮРЧЕНКО

У меня два крыла: быль и небыль.
Ты – корнями в земле, хмур и крут.
Ну а мне бы – в бездонное небо
проложить необычный маршрут,
чтобы взмыть белокрылою птицей,
даже если с подбитым крылом,
в синеву – и к тебе возвратиться,
ни на миг не грустя о былом.

Я люблю безупречное небо:
без упрёков, границ и оков.
Жизнь моя – связь душистого хлеба
и пушистых густых облаков.
Не-беса – потому что  нет беса:
остаётся он здесь, на земле...
Жду тебя в облаках на сиесту,
а вино и обед – на столе.

Всегда отбираю в статью не просто правильные с точки зрения заданной темы и исполнения стихи, а стихи со своим лицом, где находишь интересный взгляд на вещи, неожиданный подход. Здесь здорово обыграно слово "Небеса": "Не-беса – потому что  нет беса: остаётся он здесь, на земле.." - я нигде прежде такой расшифровки слова не встречала! Плотская жизнь здесь символически связана автором с "облаками", а хлеб - с духовным началом в человеке: "Жизнь моя – связь душистого хлеба  и пушистых густых облаков". И это тоже удачная авторская находка. Концовка стихов понравилась меньше: она размывает заданный началом ход мысли. "Жду тебя в облаках на сиесту, а вино и обед – на столе". И слово "сиеста" - из другого слоя лексики, и "вино" стало чисто мирским, на одном уровне с "обедом". Не уверена, что данные стихи годятся для этого конкурса,они интересны, но все-таки написаны на мирскую  тему - на тему интимной лирики.

27. ХЛЕБ ВОЕННОЙ ПОРЫ.  ИГОРЬ СЫЧЕВ 3

Хлебница в буфете бабы Кати
Чем-то походила на музей.
Помнить буду я об артефакте
До своих последних в жизни дней.
В глубине, в заветном уголочке,
Хорошо «запаян» в целлофан.
Там лежал пакет, а в нём кусочки
Хлеба, что теперь не по зубам.
Спрашивал об этом раритете
Я у милой бабушки не раз:
«Что за хлеб хранится в том пакете?
Ты его хранишь не про запас?»
Бабушка с печалью отвечала:
«Хлеб тот не доеден с той войны,
Что все судьбы нам перепахала…
Той бедою мы породнены.
Этот хлеб «рабочим» назывался,
Он на ситный вовсе непохож,
С лебедой да жмыхом выпекался,
Но в войну вкуснее не найдёшь…
И такого ели мы не вволю,
Для Победы не жалея сил,
По полсуток пропадая в поле.
Потому нас голод и косил…
Врут теперь нам про войну нередко,
Что ещё чуть-чуть – и мы б сдались…
Жаль, что умерла моя соседка:
С ней делилась хлебом: это – жизнь…
С той поры, голодной и холодной,
Как к святыне, к хлебу отношусь.
Пусть я вроде бабки старомодной,
Хлеб вкусив, я каждый раз крещусь...
Славя Бога, хлеборобов в поле,
Помню бабы Кати я завет:
«Хлебом не сори по доброй воле:
Ведь его священней в мире нет!»
Жаль, что век людей не столь и долог:
Бабы Кати нет уж сорок лет…
Я живу, хотя уже немолод,
Свято сохраняя сей завет.
…В день поминовенья из буфета,
Я пакетик с хлебушком достал…
Погрустил при виде «раритета»…
…Я о бабе Кате вспоминал.
О её совсем не лёгкой жизни,
Как в трудах и ночью не спала.
Как порой ворчала с укоризной,
Собирая крошки со стола…

Пример исторической поэзии, рассказ о том, женщина, словно святыню, хранит дома пакетик с черствым хлебом, оставшимся от времен войны и голода, когда от его наличия зависела жизнь. Обращения к религиозным символам здесь нет: хлеб материален, он - пища, но все равно - святыня: "С той поры, голодной и холодной, как к святыне, к хлебу отношусь. Пусть я вроде бабки старомодной, хлеб вкусив, я каждый раз крещусь..."

28. ЛЮБИТЬ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ

Благословил, взял в руки хлеб,
И хлеб был преломлён
Вершителем людских судеб.
С учениками Он.
И чаша полная вина
Меж  них  разделена.
А чаша, что скорбей полна,
Им выпита до дна.

Взошли иные семена
Во мгле или во зле.
Весна кровава. Смерть красна?
Тела предать земле…
Смятенье в душах и умах,
Охвачен мир огнём.
Живём, забыли Божий страх.
Из чьей мы чаши пьём?

Но верую, пасхальный свет
Смирит сердца людей.
Христос оставил нам завет:
Любить. Ещё сильней.

Это религиозная поэзия и по жанру, и по теме, в качестве сюжета стихов взят евангельский сюжет о тайной вечери, последней трапезе Христа с учениками. Но написано современным литературным языком - это не рифмовка известного, а поэзия. В ней даже современные авторские размышления есть, что только красит стихи: "Смятенье в душах и умах, охвачен мир огнём. Живём, забыли Божий страх. Из чьей мы чаши пьём?". Здесь глагол "пьём" - это символ присутствия Бога: мы не просто утоляем жажду, а пьем из "Чаши", то есть, причащаем себя Богу...

31. А ПО ДУШЕ СТЕКАЕТ ГРУСТЬ... НАТАЛИЯ БАУХ-БАРСУКОВА

А по душе скользит незримо дождь,
Весенний, светлый, сердце очищая,
Легко касаясь, мягко утешая:
" Забудь "вчера" и  память не тревожь!

И вытри слезы, что бегут из глаз,
Их горечь не приносит облегченье,
Вон ветер в ожиданье приземленья
Ласкает кудри в этот ранний час,

Касается безвольных тонких рук,
И прячется, беспечный, за портьеры,
Дом пробуждается, а с ним ступени, двери..."
И замирает грусти долгой звук.

Как хочется налить горячий чай
С лимонной долькой, в неге растворяясь,
Из тяжести потери возрождаясь,
Раскинув руки, выдохнуть: "Встречай!"

И утонуть в рассветной глубине,
И погрузиться в солнечное счастье,
Раздвинув бесконечное ненастье,
Найти покой в бескрайней вышине.

Израненной душе излить тепло,
И укрывать бинтами тихой ласки,
Раскрасить мир в божественные краски,
Встречая март, нести, вершить добро!

Идти тропой бессмертного Христа,
Кормить людей духовным Божьим хлебом,
Любовь дарить, как чудо, диво, небыль,
Ту, что катилась некогда с креста...

И вновь поверить  в вечность бытия,
И вновь шагнуть дорожкой полевою,
Безбрежною и вольной стороною,
Там ждет всегда родимая земля.

Это не религиозные стихи - они начинаются как интимная и психологическая лирика,  и повествуют о желании персонажа: "Раздвинув бесконечное ненастье, найти покой в бескрайней вышине. Израненной душе излить тепло..." Но уже к концовке стихи включают в себя духовные размышления и обращение к Богу: "Идти тропой бессмертного Христа, кормить людей духовным Божьим хлебом, любовь дарить, как чудо, диво, небыль, ту, что катилась некогда с креста..." Что здесь означает слово "хлеб"?  Конечно же, не только пищу, на что автор указывает явно - " духовным Божьим хлебом"! Вкушать этот хлеб значит соединять себя с Богом -  становиться причастным Ему.

34. НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ. СЕРГЕЙ АРБУЗОВ 3.

Мне десять лет. Мой мир домашний
Так прост. Но взор мой устремлён
На высоту церковной башни,
Откуда льётся дивный звон.

Весь пост постились, как умели.
Вот Пасха наконец пришла!
Теперь мирянам всю неделю
Дают звонить в колокола.

И мы идём со старшим братом.
Слегка робеем. И не зря:
Почётен долг и место свято
И труд тяжёл – у звонаря.

Наверх взбираемся мы смело.
Девчат с собою не берём,
Ведь это же мужское дело –
Служить при храме звонарём.

Здесь рядом облака и птицы,
Свежо и дышится бодрей.
Здесь получается молиться.
Господь наш любит звонарей!

Пусть ветер треплет, пусть мозоли
Верёвкой на руках натрём…
Но нет на свете лучшей доли,
Чем быть у Бога звонарём!   

Стихи и не про Хлеб и не про  Вино, что не помещало мне их отобрать в статью. Написано от лица ребенка, которому в Пасху довелось подняться на колокольню и посмотреть на работу звонаря. Отлично написано! "Здесь рядом облака и птицы, свежо и дышится бодрей. Здесь получается молиться. Господь наш любит звонарей!" Колокольный звон, как и хлеб, как и Вино - это тоже символ Бога, символ  Голоса Божия. Особенно удачна последняя строка, в которой спрятано очень много символики: "Но нет на свете лучшей доли, чем быть у Бога звонарём". То есть, не просто работать звонарем, а быть звонарем "у Бога" - быть его голосом для других...         

38. НАСТОЯЩЕЕ.  ВЕРОНИКА ТРУНОВА

Белым ли, былым по чёрному,
Волосы седые ли, снежинки...
Прошлое всё более отчётливо,
Будущее - тоненькой былинкой.

Лишь огонь - не в мраморном камине,
А в печи простой, хлебами пахнущей,
Нас хранит от холода уныния
В нашем настоящем. Настоящими.

Здесь чисто случайно употреблено слово "хлеб", позволившее стихам быть принятыми - никакой  специальной религиозной символики в этих стихах я не вижу, но это прекрасная и по форме, и по содержанию философская поэзия о жизни, о том, что в ней действительно важно: не цвет волос, не наши оценки "белое или черное", а огонь - духовное и творческое начало в человеке, которое проявляется не в " мраморном камине", а в "печи, хлебами пахнущей", то есть, в том, что питает других любовью... Потрясающее сочетание лаконичности и глубины мысли!

40. ИУДА. АНАТОЛИЙ СЕМКИН

Ел с ними хлеб, макал в вино.
Не сомневался - кровь и тело.
Мысль, созревавшая давно,
Во время трапезы созрела.
Нет ,не предать - предвосхитить
И подтолкнуть Его на Действо.
И в мыслях не было злодейства,
Но лишь желанье - первым быть.

"Пред разъяренною толпой
За Ним пришедшей, Силу явит,
Взойдёт на трон и будет править,
Как новый царь Давид, страной."
Нет, не прельстило серебро.
Прельщён Иуда мыслью смелой...
В ушах напутствие Его:
- Иди, что должно делать - делай.

Пошёл, и сделал, и привел,
И целовал, и ждал награды,
И рисовался ореол,
"Осанна", почести, парады.
И зал огромный, в зале трон
И он, Иуда, здесь у трона,
Наиважнейшая персона,
Иосиф нынешних времён.

А получилось всё не так.
Себя покорно в руки отдал,
Тому, кто меч в защиту поднял,
Остановиться подал знак.
Ушёл во мрак. Ученики
В животном страхе разбежались.
Мечты исчезли. Сердце сжалось
В предсмертном ужасе тоски.

Без веры в царство неземное,
Жил для себя лишь со Христом,
А без Христа ушёл в иное...
Век двадцать первый за окном,
Но, как и прежде, так и ныне:
Предаст, не ведая, Христа,
Христа целующий в уста,
Но не отринувший гордыни.

Интереснейший философский рассказ - размышление о причинах поступка  евангельского Иуды, нетривиальная гипотеза  его предательства: "Нет, не предать - предвосхитить и подтолкнуть Его на Действо. И в мыслях не было злодейства, но лишь желанье - первым быть". Очень современно звучат эти стихи, где в мире многие предают не "злодейства ради", а движимые желанием быть первым, обратить на себя внимание, хотением быть значимым, известным! И в 21 веке человек остается таким же, нисколько не меняясь, на предательство человека по-прежнему движет грех гордыни. И как отлично выписан этот насыщенный содержанием сюжет стихов: "Ел с ними хлеб, макал в вино. Не сомневался - кровь и тело. Мысль, созревавшая давно, во время трапезы созрела".

41. ПАМЯТЬ. БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА

Это память сильнее меня в сто раз
И холодных ветров, и метели снежной...
Словно вижу опять: из любимых глаз
Тихо-тихо струится святая нежность.
Молодое у мамы лицо ещё,
Пахнут руки её молоком топлёным,
Пышно астры цветут, и обвит плющом
Невысокий забор. А в проулке клёны
О весне свои песни поют стрижу,
Чтобы он их потом разносил по свету.
И я снова в полях среди трав хожу,
Я хожу босиком по большой планете...
Сколько б лет ни прошло, ни минуло зим,
Не забыть ароматы ржаного хлеба,
А ещё - как плескался в ведре налим,
Как его отпустить я просила деда.
...Обмелела река, да и деда нет,
Но ведёт меня память в те дни упрямо.
Над моим изголовьем висит портрет,-
Мне с него улыбается нежно мама.

Совсем не религиозная лирика, а интимная - воспоминания о детстве, о маме, об "ароматах ржаного хлеба" - здесь хлеб упоминается наравне со многими другими предметами и картинами детства - молоком, травами на лугу, ведром с живым налимом в нем... Лирические  воспоминания. Написаны стихи прекрасно, хотя только чисто формально, благодаря упоминанию слова "хлеб" в тексте  они могут быть включены в тематику  данного конкурса!

42. ДВА ДНЯ.  СЕЛЕДЕВСКАЯ ИННА

Голгофа - скорби апофеоз,
Вершина боли на карте мира.
Был в темный гроб отнесён Христос,
Помазан свежим пахучим миром.

И следом ждали два страшных дня,
Когда Умерший лежал во гробе.
И те, кто видели в Нём Царя,
Хоть каплю, но усомнились в Боге.

Два дня, как пропасть. Не видно дна.
На части души рвала тревога.
Как будто эта земная тьма
Вдруг стала властной над Сыном Бога.

Но Он воскрес! Смерть попрал Христос,
Исполнив в точности Божью волю.
Сегодня тоже звучит вопрос -
Господь, а нас кто спасет от боли?

Но Пасха будет не просто так.
Польются снова в мажоре песни.
Два дня - и боль, и тоска, и мрак.
Надежда -  в третий с Христом воскреснет.

Стихи о Пасхе, где ни хлеб, ни вино никак и ни в каком смысле не упоминаются, но произведение очень удачное - написано по евангельскому сюжету Христова Воскресения, но современным языком с очень интересными размышлениями и наблюдениями: "И те, кто видели в Нём Царя, хоть каплю, но усомнились в Боге". Или: "Сегодня тоже звучит вопрос: Господь, а нас кто спасет от боли?" Или: "Польются снова в мажоре песни. Два дня - и боль, и тоска, и мрак. Надежда - в третий с Христом воскреснет". Актуально звучит, не правда ли?

43. ДЕЛАЙ ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ. МАРИЯ АБАЗИНКА

Все мысли тайные ведая,
Он хлеб Иуде поднёс:
"Делай то, что ты делаешь" –
тихо промолвил Христос.

Позорной участи следуя,
от важности роли пьяней,
делай то, что ты делаешь –
скоро увидишь конец.

Когда народ за пределами
немыслимой боли и сил,
делай то, что ты делаешь –
стыдно иного просить.

Пока танцующим дервишем
вращается наша земля,
делай то, что ты делаешь,
небо в надежде моля:

Разбей вражду оголтелую,
смири бастионы сердец…
Делай то, что Ты делаешь
высшей волей, Отец!

И не про хлеб, и не про вино, и даже не совсем про Пасху... А стихи мне нравятся. Опять взят непростой сюжет про Иуду - евангельская история предательства, которое было необходимостью. "Он хлеб Иуде поднёс: "Делай то, что ты делаешь" – тихо промолвил Христос". Вот и здесь мы встречаем слово "хлеб", да не простой, а тот что сам Христос вручает Иуде, то есть, как бы благословляет его на действие. Благословляет на предательство или все-таки на развитие мирового сюжета, который заканчивается величайшей жертвой и величайшей наградой человечеству - Воскресением? Эти стихи - интересная философская поэзия, которая ставит сложнейшие вопросы, что еще Гамлет безуспешно пытался разрешить: как следует жить - сопротивляться возникающим обстоятельствам или следовать за ними, подчиняясь Высшей Воле, цели которой мы не знаем.

44. ИЗУЧАЯ АНАТОМИЮ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Изучая анатомию оскалов,
бились души голые о скалы…
Только толку было мало-мало –
обломались души…
Лишь детали
/в розницу ли, оптом ли/
остались...
Да следы,
да тени…
 
Снуло завязь
по весне набухла – навязалась
на шнурке – узлы и крестик старый –
раковинкой – сколы на эмали
от падения,
а может при ударе
/в памяти – потери – не в деталях/
дали даром да лишили дара…

И душа – на ладан – раны рваны…
На ладони – веточка тимьяна –
запах счастья помнишь
пьяно-пряный…

Накануне Пасхи – снег и солнце,
свечи, куличи…
И заскребётся
невзначай былое… и причалит,
вспомнив анатомию печали…

Всё воистину –
воскресе...
Крест...
Начало…
«Утоли – молю – моя печали».

Сложные стихи. И по форме нестандартные. Несмотря на концовку с упоминанием Пасхи, это совсем не религиозная лирика, а интимная - размышление о себе, о своем состоянии, исповедь души и чувств. "В памяти – потери – не в деталях. Дали даром да лишили дара, и душа – на ладан – раны рваны …" - может быть, здесь кроется главная мысль стихов? А может быть, главное здесь: "Всё воистину – воскресе... Крест... Начало…". Сложные для объяснения стихи, но замечательные. Истинная поэзия.

********************************************

На этом все. Спасибо всем авторам, приславшим на этот конкурс такие разные по тематике и по жанрам написания стихи. С уважением, Ваша Алкора. 08.06.22.