Тропой Минотавра

Лев Дроздов -Лад
Ну не гоже с его десятками именами         *01
Одного держаться в живописи стиля!         *02
Да и стольких же жен не счел грехами,      *03
Не будучи родным в жизни идиллией.         *04

Дым сигары дверь жизни ему отворил,        *05
И отца покорив этюдами голубиными,        *06
С пубертата тело женщин боготворил,        *07
В образе «Ню» тайны искал глубинные.       *08

Форму колол на холсте в круги и кубы,      *09
Ракурс проекций смешал для единства.       *10
Пусть цвета клоунады и корриды грубы,      *11
И винят критиканы Пабло в бесчинстве,      *12

Плодовит как конвейера лента Пикассо -      *13
По три полотна на дню кистью взмахом      
На скандалах, и всё на подбор кассовые:     *14
Коллекции редкие украшают не прахом.       

Он бежал от навыка и стиля в новизну,        *15
Всё испробовал и учился до девяноста,      
В техниках и чуде любви искал Весну         
Не Славы ради, а для настоящего Роста        *16

Видеть Мир не глазами, а взором Души       *17
Без времен и вне формы с пыткой связи.      
В пыль сначала он мир Ментала крошит,      *18
Ей же пишет в красках эмоций без грязи      

Часто по грани морали и правил нравов,      *19
Вывернув нервно и без сахара Прелести      
Всё, что обычно прячут в частное право,      
И предъявляет пороки, сняв маску лести.      

У Дягилева смогли костюмами удивиться,       *20
Минор «Голубого» с мажором «Розового»       *21
Адажио были шоку от «Авиньёнских девиц»    *22
В гротеске Кубизма периода, бенефиса его.   

Далее рождалась «Герника» из дыма войн      *23
И склок любовниц череды как голоса Муз,       *24
А после ближе «Голубки» абрис спокойный        *25
И эхо Веласкеса с Мане уже зрелому Мужу,     *26

Что в лабиринте жизни искал Минотавра       *27
Как душу мятежную, но по силе родную.      
Вот бы в хламе дворца отыскать литавры,       *28
Кликнуть Тавра и торить ещё тропу одну!      *29

12.06.2022, Красногорск

* 01 - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис -и- Пикассо родился в 1881 г в Малаге (Испания) в семье успешных матери-искусствоведа и отца-художника. Родственники матери были из окрестностей Генуи, что дало повод искать ее иудейские и мавританские корни (Р. Пенроуз), как и у С.Дали.

* 02 - Традиционно принято выделять 11 периодов творчества Пикассо: ранний, голубой, розовый, африканский, аналитический кубизм, синтетический кубизм, неоклассицизм, сюрреализм, а также предвоенный, послевоенный, поздний.

* 03 - Женщины, которые в жизни художника на картинах и в сердце были его основными Музами: Мария Пикассо Лопес (мать), Лола Руиз Пикассо (сестра), Фернанда Оливье, Гертруда Стайн, Марсель Умбер (Ева Гуэль), Ольга Хохлова (жена), Мария-Тереза Вальтер, Дора Маар, Мари Франсуаза Жило, Сильветт Дэвид, Жаклин Рок (жена), … Смерть

* 04 – «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Возможно, это и возвращает мне молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет» П. Пикассо.
«Пикассо — это гениальное чудовище и безразличный садист». Марина Пикассо, внучка Пабло Пикассо

* 05 – Сам факт рождения Пабло Пикассо остаётся загадкой до сих пор: уже после того, как его мать большим трудом разрешилась младенцем, принимающая роды акушерка унесла ребёнка и констатировала, что он умер. Семья была в отчаянии, а брат отца в то время курил над младенцем сигару и выпустил дым на него, и тот как будто очнулся и закричал. Дом наполнился радостью, а воскресивший будущего Пикассо дядя стал его крёстным.

* 06 – Отец Пикассо был его первым учителем живописи, и когда он увидел, как сын в 14 лет дорисовал по просьбе на его картине лапки голубям, то сам оставил живописную практику, а сын по его настоянию продолжил классическое художественное образование в школе изящных искусств Ла-Лонха, а в 16 лет он поступил в Мадридскую академию изящных искусств на факультет пейзажа и исторического костюма.

* 07 – Во время учебы в школе прикладного искусства в Барселоне, по своему желанию Пикассо потерял девственность в борделе с 14 лет, и с тех пор девушки легкого поведения стали его постоянными моделями и источником сексуального просвещения.
«Пикассо всегда рисует только тех, кого знает и любит: когда влюблен в Фернанду Оливье, в его комедиантках и нищих появляется ее лицо; когда влюблен в Дору Маар, то лицо Доры Маар появляется и в Гернике, и в рисунках с Минотавром; но особенность Пикассо в том, что, по сути, он никогда не прекращает любить…  В Европе ХХ века всего два художника рисовали картины о любви – Пикассо и Шагал …  последовательно, от картины к картине изображать человеческую нежность – к женщине, к ребенку, к слабому, к старику, к птице, к другому – захотели лишь Пикассо и Шагал». Максим Кантор
Со слов модели Сильветт Дэвид сам Пикассо говорил, что только Творчество и Любовь могут принести истинное счастье.

* 08 - «По свидетельствам современников, Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А ещё – невиданным чутьём, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы». Патрик О’Брайан
Есть только один нюанс, который точно отличает отношения живописца с женщинами: про каждую из них он считал, что она любит его недостаточно. Сам же писал, «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив». Он считал, что все женщины делятся на «богинь и коврики для ног», и самое большое наслаждение — взять первую и превратить во второе. Человеческие отношения с женщиной он не рассматривал в принципе. Подобно как на его картинах модель распадалась на «кубики», так и под его взглядом каждая женщина была не личностью, а набором деталей, которые обещали ему временную приятную и интересную игру. Была какая-то сохраненная им тайна, почему каждую близкую женщину Пикассо держал на прочном поводке со-зависимости, умело достигал того, чтобы женщина даже в мучениях фокусировалась на нём и переставала мыслить себе жизнь без него, что иногда приводило к психическим расстройствам и даже самоубийствам. Наверняка, это связано с отношениями юного Пабло с матерью.

* 09 – П. Пикассо был одним из основоположников Кубизма как своеобразного эха африканской манеры изображения действительности. Источником вдохновения, оказавшим огромное влияние на Пикассо, стали предметы, показанные на парижской выставке примитивного искусства народов Африки и Океании в 1907 году. Пикассо признавался, что эту выставку воспринял как откровение. Особенно потрясли его искажённые пропорции фигур и двумерное изображение лиц. Например, в парижском музее П. Пикассо есть маска с Берега Слоновой Кости, и структура этой маски по сути представляет элементарные геометрические формы как параллелепипеды, цилиндры, круги. Кстати, в музыке того времени был популярен блюз, регтайм, джаз с истоками тоже из Африки, и зарождались как жанр в Америке и привозились образцами на пластинках в портовые города Европы буги-вуги 30-40-х как прародители более позднего рок-энд-рола 70-х.

* 10 - В технике Кубизма художник пытается разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении одновременно в нескольких ракурсах.
"Вещь надлежит видеть с разных сторон – один из тезисов Пикассо. Он всегда так строит фигуру - женские образы часто объединяют несколько ракурсов в один: зритель видит сразу и грудь, и спину, и профиль, и фас. В кубистических картинах Пикассо показывает многоликую вещь, сочетая в едином предмете несколько измерений. Так и готический собор, устремляясь вверх, сочетает с вертикальной перспективой движения нефов и трансепта". Максим Кантор

* 11 - «В его родном городе Малаге, — утверждает писатель Рамон Гомес де ла Серна — я нашел объяснение… характеру Пикассо. Я понял, до какой степени он является тореадором (лучшие тореадоры — цыгане) и почему всё, что бы он ни делал, представляло по сути дела корриду». Тут отвага Героя против ярости Мира в вызывающих и кровавых красках, тут и некое шутовство бандерильеро.
Тема клоунады особенно ярко отражена в «Розовом» периоде творчества Пикассо.

* 12 – Первые критики были обеспокоены его легкостью и плодовитостью, в дальнейшем обвинения стали серьезнее: в картинах Пикассо видели проявление сатанизма, шизофрении и возвращения Средних веков:
«Глядя на картины Пикассо, я всегда испытываю двойственное чувство. Мне кажется, что он и гений, и лжец. Меня не оставляет ощущение, что я присутствую при покушении хитрого колдуна на человеческое лицо, причем движет им ненависть к тому, что он изображает». Франсуа Мориак, писатель, 1963
«Да, черт с ним. Он никогда не был хорошим художником. Он один из лучших политических интриганов». Сэр Альфред Маннингс, президент Королевской академии художеств, 1940
«Часто творчество его производит даже впечатление того, что художник совсем утратил управление собой, и средневековый человек, не задумываясь, увидал бы в этом действие нечистой силы».  Александр Бенуа, художник, 1935
«Я видел работы сумасшедших, заключенных в психиатрические лечебницы, и я скажу, что рисунки этих безумных художников намного превосходят предполагаемые произведения искусства, которые я видел на выставке». Фрэнсис Ксавье Деркум, врач, «The Washington Times», 1921
 «Когда вы входите в комнату, где собраны творения Пабло Пикассо, вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса. Это — удушье могилы». Сергей Булгаков, философ, 1917

* 13 – П. Пикассо за 90 лет создал больше 80 000 работ, среди которых 2 880 керамических изделий, 7 089 рисунков, 30 000 гравюр и литографий... Среди этих работ едва ли найдётся хотя бы сотня, выполненная в едином, неизменном стиле.

* 14 - В 92 года, умирая на своей французской вилле, как владелец миллиардного состояния великий живописец Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы и писал: "Я все время думаю о Cмерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня".
Экспертные оценки показали, что Пикассо – самый дорогой в мире художник. Практически половина рекордных продаж картин в мире относится к его работам. Так, «Алжирские женщины» версия «О» (написана в 1955 г.) была продана в 2015 г за 179,3 миллионов долларов, а «Сон» (нарисована в 1932 г. за 1 день) в 2013 году продана за 155 миллионов долларов. Только за один 2008 год ценовой индекс его работ на рынке произведений искусства (годовой объём аукционных продаж) составил 262 млн долларов.

* 15 – «Разные стили, которые я использовал в своей работе, не должны рассматриваться, как эволюция или шаги на пути к неведомому идеалу картины. Все, что я когда-либо создал, было создано для настоящего с надеждой на то, что оно всегда останется в настоящем…  Я многое смешиваю, я постоянно в движении. Вы меня увидели, а я уже изменился, я уже где-то ещё. Я никогда не стою на месте, и поэтому у меня нет стиля». Пабло Пикассо.
Он до 1971 г. работал и развивал течения кубизм, сюрреализм, реализм, примитивизм, он первый создал коллаж, изучал возможности скульптуры в живописи, и живописи в скульптуре – его деятельность затронула почти все сферы художественной жизни, оказала влияние на творческие умы всего столетия.

* 16 – «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок» П.Пикассо
По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой «The Times» в 2009 году, Пабло Пикассо признан как лучший художник среди живших за последние 100 лет.

* 17 – «Живопись - занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует…   Живопись - это что-то священное. Надо было бы еще сказать, что, если картина обладает большой силой воздействия, то это происходит потому, что в ней есть дух божий. Но люди могут понять это выражение неправильно. Между тем, оно ближе всего к истине». Пабло Пикассо

* 18 – «Каждый день на вашу голову падает кусочек космической пыли ... С каждым вдохом мы вдыхаем немного истории нашей Вселенной, прошлого и будущего нашей планеты, запахов и историй окружающего нас мира, даже семена жизни…   Искусство - это устранение ненужного…   Проявление происходит от Духа. Это происходит не из формы, из физического мира. Знайте, что то, что вы хотите проявить, произойдет». Пабло Пикассо
«Кубизм ведь не разбирает форму на составные части, напротив, кубизм форму выстраивает заново. Кубизм - стройка из осознанной пустоты, с опытом прошлого строительства». Максим Кантор

* 19 – Архивы работ Пабло Пикассо хранят и работы 18+, которые относят к порнографии. Работы Пикассо, как и его личная жизнь, всегда были вызовом общественному мнению и содержали скрытый смысл и скандал. 
«Пикассо всегда был одержим страстью опустошить себя, опустошать до конца: он так полон тем, что все его бытие представляет собой череду нескончаемых опустошений, что должен повторять это вновь и вновь. Он не может извергнуть из себя свое испанское начало, но может отторгнуть то, что было им создано. Все считают, что он меняется, но на самом деле это не так — он опустошает себя и в тот самый миг, когда происходит это опустошение, — должен начать заново, ибо чувствует, что вновь переполнен». Гертруда Стайн

* 20 – Друг Пабло - Жан Кокто - в 1916 году пригласил Пикассо для оформления балета «Парад» на музыку Эрика Сати в антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Дягилев страстно верил в синтетический балет, который в себе объединяет все формы искусства. Для «Парада» Пикассо создал опускающийся занавес и костюмы персонажей, которые назывались в балете «Управляющими». Например, костюм Американского Управляющего представлял собой небоскрёб, изображённый в неоклассическом стиле.

* 21 – Здесь речь идет о двух «бедных» Импрессионистских периодах творчества в жизни Пикассо: о «Голубом», полном трагизма и депрессии, и о «Розовом», в ощущении возрождения и радости жизни.

* 22 – Пикассо в программной раннего «Кубизма» работе «Авиньонские девицы», над которой он работал необычно долго и даже по рассказам друзей даже совершил попытку суицида у неё, некоторые искусствоведы усматривают связь изображенных перста вверх и обнаженных девушек из печально известного со времен папского пленения города, а также других деталей с сюжетом из Евангелия про жён-мироносиц.

* 23 - «Герника» это монументальная черно-белая 7,8;3,5 м картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже, и она была посвящена факту бомбардировки Германией города Страны Басков – Герники во время гражданской войны в Испании (1931-1939). На картине безразличный бык с большой головой, взирающий в никуда, – это нацисты.
«Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога» Р.Альберти

* 24 – «Он <Пикассо> приглашает новую возлюбленную Дору Маар отдохнуть на побережье моря, где говорит, что новый приказ по Франции и Испании о запрете разводов станет причиной продолжать жить с первой женой Ольгой и поэтому она является пока Мадам Пикассо.
    По возвращении в Париж Дора <Маар> часто находилась в мастерской Пикассо, где стояло и ложе любви. Она лежала на кровати, а Пикассо рисовал её полуобнажённой. Внезапно в прихожей появилась другая возлюбленная Пикассо - Мария-Тереза Вальтер. Её не пропускали в мастерскую, но она ворвалась и возмущённо спросила: а кто эта женщина?! Пикассо молчал, Дора ответила за него: я фоторепортёр, модель. Тогда Мария сказала: «Пускай она уйдёт»...
    Развязка этой сцены оказалась неожиданной: Пикассо забрался на большую лестницу и продолжил работать над картиной «Герника», … невзирая на драку женщин, которые вцепились друг в друга, как волчицы. Он получил заряд вдохновения для этой большой картины, которая висела во всю стену его мастерской без единой помарки уже несколько дней, – раньше ему не хватало настроения вражды, он не видел горя людей, на чей город были обрушены бомбы...” Патрик О’Брайан

* 25 - После Всемирного потопа Ной несколько раз безрезультатно выпускал разных птиц, пока третий раз не увенчался успехом - он выпустил голубя, который возвратился с оливковой ветвью в клюве, доказывающей, что где-то обнажилась суша и уже можно пристать (Бытие, 8: 10—11). Благодаря этому эпизоду в европейской культуре голубь стал символом хороших новостей и мира, атрибутом мира.
«Голубка Пикассо» — белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях как один из самых узнаваемых символов мира.

* 26 – «Пикассо в зрелые годы пишет реплики на «Менины» Веласкеса, «Завтрак на траве» Мане; потребность связать воедино историю искусств, представить ее как историю общества – для Пикассо (как для любого гения) естественна. Аллюзии на античную скульптуру, на африканскую пластику, на Энгра и Делакруа – очевидны». Максим Кантор

* 27 – «Если бы я не был художником, я хотел бы быть тореадором». П.Пикассо. Теме Тавромахии в творчестве Пикассо посвящены сотни картин в разные периоды жизни. В узком смысле, здесь можно говорить о вечной борьбе человека со своей животной натурой комплексов, инстинктов и страстей.

* 28 - Во всех его студиях царил жуткий беспорядок. П.Пикассо окружали не только свои картины, но и чужие, африканские скульптуры, бронзовые статуи, керамика, старые музыкальные инструменты. Знакомые с ним говорили, что он ничего не выбрасывает, а бережно хранил этикетки от бутылок и вещи, которые вышли из употребления, несмотря на его богатство, одевался просто и говорил о себе: «Я простой человек, не господин».

* 29 – «Если бы все дороги, что я прошел, отметить на карте и соединить в одну линию, она выглядела бы в виде Минотавра». П.Пикассо

Самые известные картины П.Пикассо:

«Любительница абсента» (1901) — яркая картина на тематику одиночества и духовной опустошенности человека (Импрессионизм, «Голубой» период)
«Девочка на шаре» (1905) — самое знаменитое полотно мастера из числа коллекций российских музеев. (Импрессионизм, «Розовый» период)
 «Авиньонские девицы» (1907) — самая скандальная картина мастера, которая после года работы над ней шокировала публику и привела в бешенство Анри Матисса. (Кубизм).
«Портрет Даниэля Анри Канвейлера» (1910) — загадочное произведение в виде хитроумной головоломки (Кубизм).
«Купальщицы» 4 (1928) — образец оригинального взгляда автора на красоту женского тела (Сюрреализм).
«Герника» (1937) — черно-белый монументальный обвинительный приговор от лица Пикассо немецкому фашизму и режиму диктатора Франко как символ страшной трагедии испанского народа (Сюрреализм).
«Голубка Пикассо» (1949) — эмблема Всемирного конгресса сторонников мира (Неореализм).

p.s. Невероятно, но не так давно физиками (Сахаров и Арнольд)  и математиками (Домокош и Джеролмак) доказан факт, культивируемый Пикассо и предсказанный еще Платоном, - фигура "Бога" в трехмерном мире - именно КУБ...

«Платон предположил, что Земля состоит из кубов. Мы демонстрируем, что эта идея по существу верна: усредненные свойства большинства естественных трехмерных фрагментов воспроизводят топологический куб. Мы используем механические и геометрические модели, чтобы объяснить вездесущность куба Платона и сопоставить различные модели фрагментов с их формирующими стрессовыми условиями».

Дабор Домокош, Дуглас Дж. Джеролмак, Ференц Кун, Янош Tоро. «Куб Платона и естественная геометрия».