Гробница Богородицы в Иерусалиме

Людмила Новокиевская
Едем мы в Иерусалим, изучая  округа.
Кучевые облака разгулялись на просторах,
Напитавшись влагой  моря, охлаждают берега.
Встречу радостную ждём, увлекаясь в разговорах.
 
Горки – ампельной стеной, разноцветною каймой
Вьются живописно с трассой, как зелёною  сплошной.
Рощи сизые с отливом,  с переливом, с перламутром.
Вам привет, сады-оливы, с добрым свежим тихим утром!

Родендроны гребнем алым, белым, розовым, курчавым,
Пышным цветом вдохновляют, глаз гармонией пленяют.
Май – прохладная пора. Колосятся зерновые,
Приближается пора собирать хлеба земные.

Мчим в духовную столицу всего мира, Вечный град.
Шины гулкие скользят, меж холмов спешат,  летят.
Чередуются, мелькают хвоя, пальмы, виноград,
И наскальные пейзажи про стабильность говорят.

На вершинах – поселенья, города, как вдохновенье.
В них извечное боренье, в мир и жизнь вовек стремленье.
Звёзды синие Давида для торжественного вида
Над шоссейною дорогой,  словно символ монолита.

Да, Израиль тут зелёный, энергичный и влюблённый,
Ближе  к небу, увлечённый, напоённый,  устремлённый.
Возвышаются в строеньях краны башенные всюду,
Сады Сахарова* всех  приглашают верить чуду:
 
На отвесах вдоль скалы устремление к салюту,
Мир в фантазиях игры,  опыт к доброму уюту.
Город древний посетим: мусульман, христиан, евреев.
Мы на улицах встречаем уникальных  иудеев:

Чёрно-белые одежды, без пурпура и без злата,
Кипы, шляпы, кисти, пейсы. Чисто, скромно, небогато.
Впереди нас ждёт Манила**. Много лет меня томила,
Светскость улочки манила, ожиданием звала,

Как вхожденье в Старый город, где без почестей, наград,
И с обилием преград   совершалась в Жизни эра!
Спорят люди дни и ночи, и твердят на всякий лад,
Только спор вот не решат. Нет подобного примера.

Всё во власти высших сил, как бы ни был кто строптив.
Да  предложено склониться, очищая души, лица,
В Господе преобразиться, и по мере данных сил,
В Нём дано укорениться, ведь над всем Его десница!

28.05.2022

*Сады Сахарова (наскальные цветочно-кустарниковые композиции) при въезде в Иерусалим.
**Манила – светская торговая улочка Иерусалима перед входом в Старый город со стороны Яффских ворот.


 Первое посещение в Иерусалиме -  ДОМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 Здесь была погребена Мария, Чистая Дева, ставшая всему роду христианскому  Заступницей и Молитвенницей. А через три дня захоронение было опустевшим. В церкви есть предание, что она взята Сыном на небеса. Церковь почитает Рождество и Успение Божией Матери. Эта часть Святой земли особенно важна для почитающих Её.

   Меня  давно влекло в мечтах оказаться в Иерусалиме, и в первую очередь возвратиться к ступеням старинным, широким, каменным, глубоко ведущим вниз. Я мысленно спускалась по ним  не один раз. И таинственная полутемнота среди лампад вблизи гробницы.  Святое место поклонения  между Храмовой и Элеонской горой. Правда, не на одной прямой, но всё же…  Не один раз я там была. И память возвращала наиболее к храму,  символически стоящему вблизи Храма иудейского (Западной Стены плача) и месту Вознесения Христа. Я особенно люблю  Старый город. Кедронскую  долину со времён Ветхого Завета в длинных оврагах между  священными невысокими  холмами, где на палящем солнце длинной чередой тянутся могильные кладбищенские плиты иудеев, среди которых гробницы Авессалома, Захарии и царя Иосафата. По преданию Церкви, это место, где труба архангела призовёт на Страшный Суд, который будет длиться по времени, как чтение шестопсалмия (псалмы Давида 3,37,62, 87,102, 142). Наверное, эти знания увлекают во многие размышления. Хотя это только штрихи малых знаний.
 
Кедронская долина хранит свидетельства  жизни царя Давида, которому поклоняются всем сердцем иудеи и христиане. Конечно, ступать ногами по Святой земле в этих местах для меня особенно притягательно. Сохранились и город  Давида, и  Цитадель (Башня) Давида. Это всё отдельные места на расстоянии пеших путешествий. Но их нельзя обойти и не обратить внимание, так они значимы и заметны!
Но сейчас мы направлялись к Гробнице Богородицы и находящейся при ней Иконе «Иерусалимская».

Путь от улицы Манилы, ведущей прямо к Яффским  воротам,  решили обогнуть  и пошли от Манилы вниз, вдоль шоссейной дороги, опоясывающей стены Старого города. Торжественно напряжённо,  волнительно, то жарко, то ветрено, зато какое ощущение пребывания в  благословенных и любимых местах. Проходя мимо Еврейского квартала, наблюдали процессии свадебных композиций.  Много свадеб, много гостей, громкая музыка. Невозможно пройти мимо, хотя спешили своим путём, пожелав мысленно молодым счастливой жизни. И не только мысленно, но и проговорив благословения. Благословения на каждый случай жизни составляют всю жизнь иудеев. Посмотрите только на исполнение заповеди субботы, дня покоя. Неустанное повторение благословений. Есть чему поучиться.

Спускаясь с храмовой горы невозможно пройти мимо храма, посвящённого  первомученику Стефану. Ранее мы бывали в нём. Сейчас он оказался закрыт, и это позволило стремительно  двигаться к цели. Как путники, жаждущие воды, мы торопились к храму.

Церковь на месте Рождества Пресвятой Богородицы,
или Церковь Иоакима и Анны находится вблизи Львиных (Стефановых) ворот. Известно, что родители Марии были бездетными и отверженными по причине бездетности, что считалось неблагословением в браке, следствием греха.  Так праведникам было дано страдать, молиться, уповать на Бога и давать обет посвящения ребёнка в случае рождения.  Так и случилось по  промыслу Божию, и в назидание  всему человеческому роду. После  обета Иоаким и Анна поселились в Иерусалиме недалеко от Львиных ворот. Вскоре  по молитвам дана была дочь, которой обрадованные родители дали еврейское популярное имя Мария. Три года Пресвятая  жила в доме своих родных, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в Храм, о чём свидетельствует богослужебное повествование на день вхождения во храм Пресвятой Богородицы, взятое из апокрифических писаний.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на территории Старого города между Крестным путём Господа по Виа Долороза* и вблизи Львиных ворот, ведущих в Гефсиманию, где сад печали и скорби и вблизи место Успения Божией Матери. Всё очень близко, в шаговой доступности.

С этого места после Успения была взята Сыном на Небо, хотя упокоилась в доме Иоанна Богослова, которому заповедал Господь хранить земную жизнь Божией Матери. Осталась Гробница. Остались захоронения святых родителей Иоакима и Анны, и святого праведного Иосифа Обручника, сыгравшего земную роль  воспитателя и плотника-наставника подрастающего Иисуса.
Эта библейская история правдива и восхитительна.
 
Людей оказалось, на удивление, очень мало. Только пред Гробницей Марии торжественно звучали песнопения небольшой  паломнической азиатской группы. Пели трепетно и светло.  Я направилась к иконе Иерусалимской Божией Матери. «Как хорошо, - подумала я,- никто не помешает».  Не прошло и минуты, как почувствовав около себя с двух сторон присутствие людей, решила не задерживать поток. Рядом была скамья, на которую и присела. То, что я увидела далее, называется «печаль ради Бога». Две дамочки принялись «позировать», по-другому не скажешь, с двух сторон образа. Моё сердце сжалось до слёз. И я увидела, что храм наполнился  группами туристов. Трудно мне назвать их паломниками. Были и те, и другие. Стало шумно, бестрепетно. Долго не задерживаясь, туристы ушли. Близких по духу людей было немного, но чувствовалось  присутствие любви около гробницы и икон, встречались взглядами с теми, кто пришёл всей душой поклониться в этом месте. Правда, увы, вперемешку с теми, кто усиленно снимал на телефоны, толкался, не слушал монаха, призывавшего проходить и думать о других. Разумеется, тихо и настойчиво.  Я укрывалась с супругом от толпы в молитвенных нишах. Благочестие места должно оберегаться и транслироваться в духовный мир тихо и настойчиво, как замечание монаха. Христианские святыни открыты, как сам Христос! Всему миру, и  так, как может видеть и судить только Он!

 Какая радость, что можно прийти в этот дом и навек запомнить исходящую благодать места и имён, которые поминаются на каждой православной службе!
 Грех и благодать живут рядом невидимым, но ощущаемым образом. Позже мне объяснил настоятель отец Георгий в телефонной беседе: Где умножается грех, там преизобилует благодать. Сколько объяснено о грехе и о благодати святыми отцами! Такие события заставляют вникать в себя и в природу человека и Божьей милости.

13.06.2022

*Виа Долороза – Скорбный путь – так называют в Иерусалиме на латинский лад совокупность улиц, поворотов и переулков, которыми прошел с тяжелым крестом на плечах Господь Иисус Христос от римской крепости Антонии, резиденции Понтия Пилата, до места казни преступников за пределами тогдашней городской черты.(Азбука веры)

Фото автора: Икона "Иерусалимская" в Гробнице Божией Матери в Иерусалиме,
             в Усыпальнице Пресвятой Богородицы.