Песня о доме

Татьяна Орбатова
1.

Всё, что зовёт душу петь, – глубоко внутри.
Но слухом измеряешь землю, пока сердце оглушается войной. 
Её разнузданная сила наполняет мысли хаосом, обесцвечивает лица.
Звуки войны – в крови, смешавшейся с землёй, в студёной волне смерти.
Катится волна сквозь стены домов, от её сотрясающей силы не спасают
невидимые знаки защиты, начертанные воображением.
Волна безжалостно смывает иероглифы иллюзий, наползает на города,
ещё далёкие от катастрофы.

В жилище своё прорастает человек – в стены своей крепости.
Чтобы уйти, надо рвать себя с корнями.
Но, увитые вселенской пуповиной, они растут в небо,
их вечная нежность питает душу.
Подобно тёплому свету, они безропотно расточают себя,
лёгким, почти сонно-невесомым своим существом прикасаясь ко всему,
с чем роднит память.

Перебирает чётки душа, их длинные нити похожи на дороги.
Разноцветные бусины давно отточены словом и временем.
Не жемчуг, не янтарная смола, не рябиновые ягоды – звуки пути.
Слушаешь гудение пчелы, собирающей нектар и пыльцу с одуванчиков.
Слухом измеряешь землю, сторонишься слухов.
Трава на линии фронта жухнет от огня, шепчет – о безумии человеческом,
о том, как подгорает слово в гортани на последнем выдохе.

2.

Гудит пчела, горек мёд с полей сражений.
Гудит пчела вослед жизням, убывающим в бою.
Топчет землю орда – хтонь тёмная, сила злобная,
ненавистью своей отравляет реки и моря.
Адом полнится жерло войны, множится лёд искажённой свастики.

– Будешь лепить фигурки из хлебного мякиша, не забудь главное.
Голос мерцающего Неба обретает крылья, простирается за окоём,
ныряет в морские глубины, трезубцем поднимается над бушующей стихией.
Пенится море, как пузыри на воде лопаются кораблики,
недолог их зубовный скрежет, треск металлической скорлупы.
В кипящих волнах оловянные солдатики захлёбываются собственным криком,
ужасаясь мимолётности своей жизни.
Но крики чаек вечны.

– Главное, чтобы хватило хлеба для фигурок?
Ищет ребёнок родное звучание –
ударит в бронзовый гонг, дунет в морскую раковину.

– Главное, чтобы птицы не остались голодными. 
Горлица из небесной прорехи бьёт крыльями по всякой тени –
до пера, упавшего в бездну, летит до бесконечности в закат,
чтобы на востоке засиять солнечно.
Дыханием своим оживляет звёзды, чтобы речь их услышать.

3.

Там, где ложное кажется истинным, где исконные кажутся крайними,
где перлами кажутся прописи, «голый король» зашивает
гнилыми нитями пропасть между алчностью и благочестием. 
Ад его вытекает из-под багрового шва.

Акт первый, акт второй – фигуры космической речи,
но «Бог всегда остаётся геометром».
Что сто'ит по двум заданным фигурам построить третью?
Что сто'ит мысль озаряющая?
Гляди, как Пифагор приносит в жертву быка,
слепленного из пшеничного теста.

Акт первый, акт второй – пьеса бродячего цирка.
Над морем слёз плывёт мыльный пузырь третьего Рима.
Сколько в нём оттенков красного!
Обитель живых мертвецов, катающих камешки во рту,
кубло патриотов семантической химеры.
Кишмя кишит словесное пекло, себя воспроизводит червь сетей.
Но крошатся камешки во рту, когда оживает чьё-то сердце:
– Где будем, Господи? Где существуем?

4.

Небесные всполохи пугают воробьёв. Воробьиные ночи.
Чёрные снопы туч и зигзаги огненной ярости.
Война глядит в каждое зеркало, ищет себя.
Днём и ночью бьются глиняные кувшины,
полна скудельница черепков, но всё полнится.
В глубине новых сосудов родовые памятки:
кому – живое слово и благословение, 
кому – метка империи и проклятие.

Дважды не найти одну реку, не выйти из одной клетки дважды.
Гудит пчела. Что ей громовой голос стихии...
Гудит напоследок, оставляя мёд всем, кто в нём нуждается.
Лёгкого облака тебе, труженица, лёгкой дороги туда,
где древние матери чтут каждую колыбель!

Помню песню твою – об ароматной маттиоле на закате,
её молитва несёт утешение и особенно сильна ночью.
Помню сказку твою – о том, как летний берег, томимый жаждой,
пьёт солёное отражение луны, но знает, сколько километров слов
надо преодолеть, чтобы прийти туда, где свет обретает очертания дома.
Помню меру правды твоей – каждый, кто разрушает чужой дом,
разрушает и свой дом, свой род, свою земную вечность, – умирая для Неба.

Июнь 2022.