Иконография пространства Жана Готтмана

Герман Соколов
После второй мировой войны французская геополитика развивалась под мощным воздействием идей, высказанных в свое время Видалем де ла Бланшем. Неразработанность многих из них открыла перед его последователями широкое поле для собственного научного творчества. Немалое число из них обратилось к прикладным исследованиям отдельных регионов как «географических индивидуальностей», локальных очагов взаимодействия человека и природы, отставив при этом cобственно политические аспекты на второй план.

Книга профессора Сорбонны Жана Готтмана (1915-1994), «Политика государств и их география» [ Gottman J. La politique des Etats et leur geography. Paris, 1952.] была посвящена итогам развития во Франции политической географии в первой половине ХХ столетия. Хотя сам термин «геополитика» автор связывал с именами Ратцеля, Хаусхофера, Маккиндера и Спайкмена, однако разработанную в ней концепцию он отнес к проблеме политической географии, так как геополитика, по его мнению, строилась на «обожествлении государства, рассматриваемого в качестве инструмента природы и провидения, а зачастую и как биологический организм». Стремясь стать одновременно философией и универсальным методом политических исследований она превратилась по сути в «науку подготовки войны» (Ратцель, Хаусхофер).

Маккиндер же и Спайкмен, вернее, их теории не устраивали французского ученого потому, что подчиняли политику всех морских государств, в том числе и Франции, антирусской стратегии. Уделяя в своей книге большое внимание понятию пространства, автор главный политический смысл видит не в размерах территории государства, а в её географических координатах, организации национального производства и возможностях коммуникаций. Тот факт, что европейские державы, довольно ограниченные по размерам, в течение веков доминировали в политической жизни человечества и смогли создать империи, во множество раз превосходившие по территории сами мeтpoпoлии говорит о том, что далеко не всегда величина территории лежит в основе могущества стран и народов.

Центральными элементами политической географии по Готтману должны стать понятия «circulation» (т. е., движение, циркуляция, оборот), «communication» (средства, каналы связи) и «iconographie regionale» («иконография пространства»), - вместо термина «образы жизни» (Видаль де ла Бланш). «Иконографии» самых различных сообществ обязательно включают в себя:

а) религиозные особенности;
б) политическое прошлое и настоящее;
в) способы и механизмы социальной организации.

При этом Готтман исходит из того, что на определенном этапе развития «иконография» отдельных общностей уже не зависит от физико-географических условий, а воспроизводится как типичная для той или иной социальной общности, причем во всё большей степени воссоздаются символы, родившиеся сотни лет тому назад. В качестве примеров он приводит опыт англичан в Новой Зеландии, где они «укоренили» готовый образ своей родины, и русских, освоивших Сибирь и Дальний Восток, однако при этом, думается, вполне сознательно не делая акцента на «методах освоения» этих (и других) территорий характерных для каждой из упомянутых наций. И вообще, по его мнению морским государствам, в отличие от стран континентальных были свойственны большая свобода , терпимость и меньшая склонность к автократическим и абсолютистским формам правления, с чем, конечно же, внимательно изучив колониальную «историю» Великобритании, мы вряд ли согласимся.

Иконография пространства - это динамические формы проявления цивилизации в этом пространстве: символический духовный мир, включающий в себя древнюю мифологию, религию, обряды, произведения искусства, архитектуры и т. д. Все эти смысловые доминанты позволяют тому или иному народу воспринимать определённую территорию как «свою», обустраивать её и защищать. Отношение к первобразу, «иконе» - символу составляет глубинное измерение любой культуры и определяет в конечном счёте геополитическую стратегию государства. В процессе коммуникаций западной и восточной цивилизаций происходит неизбежное взаимопроникновение, обусловленное движением людей, идей, товаров, армий и т. д. Наиболее крупные города («столицы») со временем начинают играть роль «перекрёстков»: так под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов создаётся «образ жизни», который можно назвать сакральной «дорожной картой» или - «iconographie regionale».