Возвышение глупости

Ковчег Души
фрагмент текста сборника, изданного по материалам бесед на форуме сотворчества.


***

Сборник бесед мастеров проекта
сотворчества
ГАЛАКТИЧЕСКИЙ КОВЧЕГ

;

Возвышение глупости. Сборник бесед/Галактический Ковчег, 2022 год, 112 стр.
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/82-2977
Обложка - Иероним Босх.  Извлечение камня глупости (Операция глупости). 1475—1480 . Доска, масло. 48 ; 35 см. .Прадо, Мадрид



УЧАСТНИКИ БЕСЕД



Феана (Белоснежка, Танец,
Эзоп Ковчега, Мгновения)
Ирина Воропаева
Александр Беличенко (Въедливый)
Лара Фай-Родис (Лариса Лось)
Михаил Просперо
М.И. Беляев (Милогик)
Серик Устабеков
Натья (Наталья Глазунова-Моисеева)


***
Присутствуют заочно:

Эразм Роттердамский
Рерих Николай Константинович
Аристотель, Вольтер
Омар Хайям, Гёте, Б. Рассел
Михаил Ломоносов
Пономарёв Р.Е., Балаж Акцель
А.Гусейнов, А.Швейцер
Гиерокл, А.Ф. Лосев, Диоген
Ф.Ницше, Вильгельм Буш
Ибн Ата, Руми, Джами
Лион Фейхтвангер
А.Эйнштейн, Петр Ершов
Дэвид Кракауэр


;
Возвышение Глупости




«На базаре мудрость продавали
И давали старость к ней в придачу.
Люди проходили, но не брали,
Уходили молча, деньги пряча.
Глупость продавали на базаре,
Молодость давали к ней в придачу!
Люди подходили, покупали,
Убегали, позабыв про сдачу…»
Омар Хайям



***

А на сдачу продавцы гуляли,
Выгоняя мудрость, что осталась,
Так ума остатки потеряли,
Что альцгеймер поглощает старость.

На базаре интернет-порталов
Что ни пожелаешь – в изобилье,
В хаосе бесчисленных кварталов
Бесконечен праздник говорильни…
И по воле умных больше стало
Глупости, чем по неразуменью!
Мудрость появляться перестала
Там, где экономия и мненья…
Танец



Феана
Начнём разговор о глупости с притчи...

Под утонченные арабские напевы
Среди таверны, как и водится, руин
Друзьям рассказывал весёлый Насреддин.
Я повторю рассказ, в нем чудные посевы…


В свою деревню из столицы он вернулся.
Односельчане собрались перед муллой,
Чтоб он поведал о подаренных судьбой
Чудесных встречах... Насреддин же обернулся

И возвестил: - На этот раз я лишь одно
Могу сказать. Король со мною говорил!
Все изумились, словно б он их окрылил.

- Ах, сам Король?
- Вот это да!
- Вот повезло...

Да разбрелись все, обсуждая новость эту,
А самый глупый возвратился и спросил,
О чем же все-таки Король с ним говорил.
- Он мне сказал:
«Освободи дорогу Свету!» -
 Да, это слышно было всем, велел он:
«Прочь!»
Тут сердце глупого отчаянно забилось,
И любопытство сразу удовлетворилось,
Хоть в голове была по-прежнему же ночь...




Друзья, нужно ли вести речь о Глупости, как важном явлении в жизни?  А как же!  Глупость сопровождает нас во все годы, дни и часы жизни, хотя и меняет свой облик и содержание... Детская глупость совсем непохожа на юношескую, взрослую, а те отличаются от философской, а философская от сказочной, женская от мужской, научная от практической, религиозная от мифической...

Мы приходим на свет в её нежнейших объятьях, не потому ли так любят нас родители и умиляются окружающие? Первые годы — самый приятный и весёлый период нашей жизни. Не мудрость ли окутала младенцев столь очаровательным покровом глупости?

Да что и говорить, Глупость всюду рядом, просто откройте любой новостной информационный канал и присмотритесь получше - подавляющее большинство сообщений свидетельствуют о её необъятном царстве, могуществе во всем мире... Внешние оболочки мира, столь многообразные, сколь и удивительные, зеркалят в перевёрнутых проекциях внутреннюю суть - Мудрость Любви безначальной.  Да ведь и то правда, что говорит  молва о любви земной, слепа, глупа. Так было всегда или только теперь мы осознаём эту вездесущую связь? Мир вывернут наизнанку по чьей-то прихоти, фантазии,  а может быть, специально или по умному замыслу? Или в таком удивительном симбиозе природа мира материального, многомерного… мира видимых форм и качеств? Внешняя красота окружающего что означает?  Как распознать внутреннюю суть за бесконечными занавесками, масками и миражами? 
А ведь это зависит от вашего восприятия – в данное время. И не только.. привычно-личного, но социального, родового, общечеловеческого… возможно, планетарного или даже галактического.



Глупость мечтателя

Романтика… и пламенность души,
мечты-мечты…
О, сколько пали замертво в объятьях темноты…
А сколько ими ранено восторженных сердец,
Не различить мечтателей – глупец или мудрец…

И снова в гору дальнюю искатели идут,
И верят вновь романтике непознанных минут…
Горят и зажигаются неведомым Огнём…
Сражаются и падают в таинственный проём.

Оттуда искры вечные! Кто разрывает тьму?
Найдёшь её в душе своей, неведомой уму…
Зовётся тайной, истиной, сокровищем миров,
Возлюбленной, единственной, царицею пиров:
Романтика мечтателя, возвышенность души,
Её нежнейшей практикой великое сверши!


Мысль в той степени действует, в какой воспринимающий в состоянии воспринять это действие.  Согласитесь, что на дурака мысль умного не действует, ему она невидима, либо является фоном для колыхания в глупости собственных мыслишек.
Отсюда простой вывод: всё именно таково, каковым лично вы это воспринимаете, всё зависит от воспринимающего (его состояния, желания, цели) человека (сознающего существа, каковым может оказаться и не человек…) 


Причина существования глобальных противоречий Природы и Человечества лежит в нашем невежестве, неразвитости восприятия внутренних, главных отношений, то есть, в глупости человечества, в неумении жить в гармонии с Природой по ее законам Сохранения наилучшего в себе. В непонимании своей роли в мировом процессе.

Глобальная Природа периодически меняет свои формы, предпочтения, изредка губит нас, человечество и под впечатлением трагических событий, остатки его стремятся к самоосознанию.  Приходит желание установить паритет, перестать грабить природу и научиться жить по ее законам, в большей с нею гармонии. Всё повторяется… на разных витках роста самосознания человечества.
При философском вопросе, который человек традиционно ставит перед собой «что первично?» ум, пользуясь линейной логикой отвечает «Природа и ее законы первичны». А при учете цикличности процессов становится очевидным – для Природы первично сознание человечества. Именно оно порождает великие достижения и глобальные противоречия.

На первых этапах развития планеты Природа как бы не замечает человека. Затем человек приспосабливается к ней. Но люди отчего-то не могут приспособиться к себе подобным, особенно, если  говорят на разных языках, имеют разные убеждения, верования, традиции, культуру, носят разную одежду, и вообще... если глупы!
Анализируя результаты научного исследования, ученые пришли к выводу, что наибольшей глупостью считается излишняя самоуверенность, когда оценка собственных возможностей сильно превосходит эти возможности.

"Это говорит о том, что для того, чтобы выглядеть глупо, вовсе не надо обладать низким IQ. Достаточно просто переоценить собственные силы", - поясняет профессор Будапештского университета Балаж Акцель.


Два других типа глупости, выявленные исследователями, в значительно меньшей мере раздражают людей. Это рассеянность, схожая, по словам ученых, с "нехваткой практичности", - герои таких рассказов вели себя неосмотрительно и не замечали какие-то важные детали. И, наконец, невозможность контролировать себя. В таких историях человек не делал того, что от него ожидалось, и потому не мог помочь себе.



Примером служит такая притча
- Неважно, стараются люди, иль нет
 Помочь человеку, но нечто в самом,
 Внутри существа, воспрепятствует в том!
Сказал аль-Абасси учёным в ответ...

И спор этот вроде бы все позабыли...
Но время пришло, аль-Абасси просил
Проверить на опыте действие сил.

И вот, средь моста... кучу денег сложили!

Нашли должника, что, не зная о том,
По просьбе собравшихся мудрых людей
Прошёл по мосту... в пользу неких идей.

- Не видел ли что там? - спросили потом.

Глупец отвечал удивленно:
- Да нет...
- Как так? Почему? - все свидетели хором.
- А мне показалось... вы заняты спором
 И я сам с собою поспорил в ответ!
Сказал я себе:
«А сумею ль тогда
Пройти по мосту, коль закрою глаза..»,
Вот было б забавно, когда б удалось!
И, вы не поверите! Это сбылось!



***

Зачем аль-Абасси поведал друзьям
Теорию жизни... Кому он помог?
Сей опыт не многим окажется впрок...
Должник - человек, но долги все - Отцам!



В статье Пономарева Романа Евгеньевича

«глупость характеризуется как редуцированный способ умственных действий, несоответствующий необходимым и существующим на момент совершения этих действий нормам. Выделяются следующие виды глупости: глупость по наивности, глупость по неведению, глупость по невежеству, глупость по привычке, глупость в силу характера. В развитии глупости выделяются следующие этапы: (1) этап допустимой глупости; (2) этап неоправданной глупости; (3) этап закрепления глупости. Важное значение уделяется вопросу о воспроизводстве глупости…»


 
АЛЕКСАНДР БЕЛИЧЕНКО (Въедливый)
Вторжение бытия в поэзию
Страсти поэзии    - рифмы, звуки...
Поиски слова       - о творчества муки!
Зуд вдохновенья  - скорей записать!
Мысли толкутся  - ах, как их собрать?!
Чу, полилось...     - ну, теперь не зевай!

- "Милый, ты где?"   - и... нет Музы, прощай...

Мораль

Где Глупость мнит о вдохновении извне,
Там даже от любви препятствия одне!

Перестраховался

Еврей пришёл в публичный дом, общаться...
А кто не знает этого греха?
"Но надо б подешевле  постараться -
Мошне накладна пошлость петуха...".

Заходит, видит двери, две(!), напротив:
"Для бедных", "Для богатых" надпись там.
- "Откуда же богатство? Бедный, вроде..." -
"Для бедных"  дверь спокойно выбрал сам.
Идёт, и снова перед ним развилка:
"Для молодых", "Для старых" - вся любовь!
- "Где ж молодость? Любить опасно пылко.
По-стариковски разогрею кровь".

"Для сильных" и "Для слабых", пишут снова.
- "Какой я сильный? Слабость мой удел..." -
Вновь коридор, и надписи готовы:
"Здоровым" и "Больным" - для этих дел.

- "Да где ж здоровье? Одолели хвори..." -
Еврей наш, раздражаясь, прошипел,
Открыл ТУ дверь, с претензиями споря,
И... вновь на улицу попал пострел...

Мораль

Нас влекут намеренья благие -
Такова, в младые годы, наша суть,
Но упорно Глупость повторяет  путь,
Пусть и станут волосы седые.

Женская дружба

Река, змея на черепахе -
Плывут, в похожем (обе!) страхе.

Змея: коль Эта вздумает нырнуть,
Придётся мне, Прекрасной, утонуть,
Но вот ужалить я успею -
Умру, но всё же вместе с нею!

Пловчиха: ну а вдруг ужалит?
Точняк - в живых яд не оставит:
Помру безвременно, конечно,
Но Ей - утопнуть быстротечно!


Мораль

Сама себя здесь глупость напугала,
Но... думает, что мудро рассуждала.

И сочинил потом народ
О женской дружбе анекдот!

158. Мудрость равна глупости (если мудрость не достигает цели, ведь глупость не может той достигнуть по определению)

Возраст учит

Сын в двадцать лет общается с отцом -
Сам думает: "Дурак он дураком!".
Срок подошёл, и сыну тридцать лет -
"Умнее стал отец, годам во след!".
Вот сыну сорок лет пришло стремглав -
Он понял, как отец был мудро прав!

Мораль
Считать другого глупым не спеши,
В себе ж примеры мудрости ищи.

Мудрый совет

Не шлите дурака за водкой для троих,
Всего одну бутылку принесёт ведь, псих.

Мораль
От опыта мудрец даёт в народ суждения,
Глупец - страдая недержаньем самомнения.

Думай о последствиях

Жена спросила мужа, умственно грозя:
"А что бы ты, дурило, делал, без меня?"
Мужик задумался: "А в самом деле,
Зачем мне вечно быть при этом теле?"

Мораль
Вопросы ставьте мудро даже дураку -
Всегда лелеет Глупость вознестись мечту.


 ***



Случились вместе два Астронома в пиру…

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Михаил Ломоносов 1761 г.



;
ЛАРА ФАЙ-РОДИС

 

Всё относительно в природе.
Дурак счастливей мудреца:
Растенье – говорит и ходит;
И молод! И пригож с лица!

Кто глуп, в невежестве отчаян,
Для мудреца всегда – дитя,
Как братьев меньших, защищая,
Мудрец прощает всех, грустя…

Бывает, глупость не досмотрим,
Она по-детски возомнит,
Что мудрый стал от страха кротким,
И можно умников казнить...

Лара Фай-Родис




;
Феана
ИНТРАСФЕРА ГЛУПОСТИ

Что касается интрасферного восприятия глупости, она, как и все иные понятия,  исходно тройственна: глупость обычная (недостаток ума, опыта жизненного), глупость душевная ( страсти и чувственные глупости) и «глупость» божественного уровня восприятия (мудрость идиотов, отрешённость ума от земной выгоды или пользы). Природе мира, Творцу нужны все существующие качества для реализации его творческих замыслов.

Один из самых выдающихся ученых эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский скрупулезно исследовал античную литературу, а также впервые издал оригинал Нового Завета, дополнив его комментариями. Но наибольшую известность получил его сатирический труд «Похвала Глупости», который с 1511 года выдержал две сотни переизданий. Сам автор, однако, не считал произведение серьезным, но и не скрывал: «читатель, не вовсе бестолковый, извлечет более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения». Действительно, высказанные более пяти веков назад мысли и сегодня способны заставить задуматься.

• «Ежели нет ничего нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью».

• «Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, — что может быть ближе к глупости?»

• «Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают».



;
РАССМАТРИВАЯ ОБЛОЖКУ КНИГИ

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас". Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Считается, что картина была написана самим Иеронимом Босхом.
Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550. Музей Прадо. Мадрид




Почему именно камень, а не корень или извилина мозга, к примеру?
Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер. Археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями. А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

 

Марцеллус Кофферманс (копия с картины Иеронима Босха). Извлечение камней из головы. Копия ок. 1550—1599. Музей Северного Брабанта. Хертогенбос





Ум и Глупость. Феана
из серии философских сказок "Царица"
http://sseas7.narod.ru/50.htm



Однажды Ум, неутомимо деятельный и целенаправленный, обратил свой
исследовательский взор на самого себя... Он рассуждал примерно так:

- Я свободен, творчески активен, достигаю практически любой цели! Меня любят и боги, и люди, и природа! Я неявен, но присутствую везде и всегда! Я, наверное, самый старший Бог – Творец, я - единая сущность веков и миров! В этот самый сладостный в его рассуждениях момент времени он услышал чей-то глупый смех…
О, это была женщина, и звали её Глупость, любой другой на её месте осознал бы значимость момента и присутствие Бога. Эта встреча не была предусмотрена Умом, он от неожиданности отвлёкся от своих глубоких размышлений и обратил укоряющий взгляд на Глупость.

Странное ощущение испытал Ум: интерес, неловкость, раздражение и… незнание. Да, он не знал сути этой глупой женщины, отвлекшей его от созерцания себя. Немного успокоившись от невольного раздражения, он стал разглядывать незнакомку, выглядевшую одновременно и привлекательно, и отталкивающе. А она снова засмеялась неизвестно почему, но более уважительно, поскольку узнала в нём - Ум, с которым в разных обстоятельствах сталкивалась. Глупость была не так глупа, как многим казалось, к тому же, бесстрашна, обладала интуицией и способностью мгновенного реагирования. А именно этих качеств недоставало Уму для совершенства. Нельзя сказать, что Ум не пользовался интуицией или не умел быстро принимать решения, но предпочитал поразмышлять... даже над самыми обычными явлениями.

Это доставляло ему не только чувство творческого удовлетворения, но составляло суть его жизни! Если он не разрабатывал новой идеи, то осмысливал старые, если не устремлялся к новой цели, то модифицировал прошлые. Особенность существования Ума была в его деятельности. Даже когда он отдыхал, это была кажущаяся пассивность, даже во время глубокого сна обладатель Ума, человек, реализует свои способности в других мирах мыслей, о которых при пробуждении обычно ничего не помнит.

Глупость тоже любила деятельность, часто была очень настойчива, поэтому и встречалась с Умом много раз. Она любила разговоры и споры, утверждая, что в спорах родится истина. Вот же глупая Глупость!

Итак… остановивший себя Ум, рассматривал эту странную Глупость, размышляя над непостижимостью её сути. Конечно, он понимал, что Глупость - просто глупость и не стоило тратить время на изучение её характера, но…

Вот именно - но! Никто иной, кроме неё, не смог бы отвлечь его от тщеславного самолюбования! И тогда он подумал о радости.


***

Этот мир - эти горы, долины, моря -
Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря.
Жизнь твоя - на стекле нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.

 
Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.
Омар Хайям


;
Похвала Глупости. Эразм Роттердамский

Ирина Воропаева

    Сонеты по мотивам отрывков из знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости».

=*=*=*=*=*=
                Предисловие

    Эразм Роттердамский, годы жизни 1466-1536, - гуманист, рационалист, ученый, писатель, высмеявший в своем сатирическом сочинении средневековую отсталость общества.

    Уроженец Нидерландов, выходец из бюргерской среды, образованнейший человек своего времени, знаток античности и библеист, Эразм оставил потомкам многотомные труды, которые были очень важны, но в конце концов из всех его произведений самую громкую славу и подлинное бессмертие обрела одна небольшая книга (что любопытно, сам он отозвался о ней как о «безделке» - но, возможно, с долей лукавства) – «Похвала Глупости» (лат. «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus», 1509 год).

    Успех книги был беспрецедентен. Во времена Эразма ее знали и читали (либо в оригинале на латыни, либо в переводе) все образованные люди всей Западной Европы, отголоски высказанных в ней мыслей прослеживаются в творчестве   писателей и поэтов последующих времен. К примеру, всем известна цитата из пьесы Шекспира «Как вам это понравится»:
            «Весь мир — театр.
              В нем женщины, мужчины — все актеры.
              У них свои есть выходы, уходы,
              И каждый не одну играет роль».

     А ведь эту мысль впервые сформулировал не Шекспир – Эразм, только в прозаической форме. Исследователи указывают на целый ряд параллелей помимо вышеупомянутой, что, собственно, неудивительно: без Эразма Роттердамского трудно представить себе эпоху Ренессанса.

    В книжке 68 коротких главок, каждая из которых посвящена разным темам, иллюстрирующим разные проявления неоспоримого присутствия госпожи Глупости в этом мире. Есть и бытовые зарисовки, и общественная сатира. Последней Эразм уделял в своих сочинениях особенное внимание, обличая сильных мира сего и ядовито высмеивая жадность, обжорство и невежество духовенства.
 
    Борьба против церкви в то время была борьбой против общественного строя, который церковь обожествляла и неразрывной частью которого она сама была. Для того, чтобы возможно было подвергать критике существующие общественные отношения, их следовало лишить ореола святости.

    Эразм не сомневался в том, что церковная организация давно и сильно превысила свои полномочия  представителей божьих на земле, и выступал против корыстолюбия клириков и усвоенного ими обскурантизма (ограничение распространения знаний в интересах властных кругов - мракобесие, если по-русски), стремясь к тому, чтобы духовная диктатура церкви, тормозящая прогресс, в конце концов была сломлена. Однако церковь приравнивала к вольнодумцам всякого, кто осмеливался высказывать недовольство ее властью, неудивительно поэтому, что многие труды Эразма были признаны церковниками еретическими и запрещены под страхом смертной казни. До самого автора инквизиции добраться не удалось (в те времена так везло далеко не всем), что же касается его книг, особенно «Похвалы Глупости», то их продолжали печатать и читать.
    Обличая католичество, Эразм не встал и на сторону протестантизма, отметив, что там, где победила Реформация, «науки умерли», то есть обскурантизм все равно остался при своем. Вероятно, он не относился с доверием  ни к одной религиозной конфессии.
 
    В книге Эразма не встретишь ни призывов к действию, ни даже конкретных заключений. Часто он либо заканчивает очередной абзац ироническим вопросом, смещая акценты, либо фраза содержит завуалированную двусмысленность (недаром Эразма называли «королем двусмысленностей»), будя в читателе сомнение, исподволь подводя его к необходимости делать вывод самостоятельно.

    Маленькая книжица «Похвала Глупости» (или «Похвальное слово Глупости» - справедливы оба варианта перевода названия) издавалась много раз и издается до сих пор. Она  легко читается, искрится меткими остроумными замечаниями и все еще не устарела, хотя в 2014 году ей исполнилось уже 505 лет. Глупость человеческая многогранна и неискоренима, а ее сестры и слуги, составляющие ее свиту – Лень, Лесть, Тщеславие, Себялюбие, Невоспитанность, Разгул и т.п. – по-прежнему обретаются в мире, - как вчера, так, увы, и сегодня. Но, как будто этого мало, следуя выражению одного ученого конца 20-того века, «современный обскурантизм вызывает тени прошлого из могил. Можно подумать, что реакция намерена установить некий «закон сохранения глупости». На фоне модернизированной схоластики и воинствующего мракобесия всяческого толка сатира Эразма сохраняет силу старого, но меткого оружия».

    Чтение этих страниц дает заряд оптимизма. Как выразился еще один из комментаторов, «в книге Эразма Роттердамского под лукавой пародийной формой изложения скрывается защита жизнерадостного свободомыслия, направленная против невежества во славу человека и его разума».

=*=*=*=*=*=

Одета Мудрость в шутовской наряд,
Валяет дурака перед народом:
Прослыв не вольнодумцем – сумасбродом,
Глядишь, избегнешь Огненных палат.

Нет счёта бедам, что века подряд
Над человеческим довлеют родом,
Но тщетных мольб, исторгнутых под гнётом,
Смех, пусть сквозь слёзы, лучше во сто крат.

Все вещи в мире два лица имеют.
Взгляни иначе – станет веселее:
Ослы, изображающие львов,

И обезьяны, что в парчу рядятся,   
И пышное ничтожество дворцов
От всей души заставят рассмеяться.      
03.01.2016

Огненные палаты — в обобщенном значении – трибуналы инквизиции.
Название для чрезвычайных судебных органов, очень точное, если учесть, что их стараниями на костер были отправлены сотни человек, придумали французы (фр. Chambre ardente; в старой Франции в разное время действовало несколько трибуналов Огненных палат).

Выражения, принадлежащие Эразму: «Эти обезьяны, рядящиеся в пурпур, и ослы, щеголяющие в львиной шкуре; пышное ничтожество дворов».

«…не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица… и лица эти отнюдь не схожи одно с другим. … Снаружи как будто смерть, а загляни внутрь – увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой – безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой - вражда, под пользой - вред…» («Похвала глупости», гл.  XXIX)

=*=*=*=*=*=

В пути я дело скуке предпочёл,
Безделку эту написав со тщаньем;
От имени умнейшего прозванье
Для Глупости, дурачась, произвёл,

Трактуя сей особы произвол
Имеющим на мудрость притязанья,
Забаве рад, не ради осмеянья
Пусть даже тех, кто в смехе зло нашёл.

Как нежны уши, как ранимы души
У многих современников, и слушать
Им невтерпёж ни шутку, ни упрёк.

Иль совесть нечиста и втайне гложет?
Но честным и толковым людям прок         
Мой труд игривый принесёт, быть может.
20.12.2015

    История создания «Похвалы Глупости» связана с еще одним значимым персонажем прошлого - гуманистом и государственным деятелем англичанином Томасом Мором (1478-1535), который был личным другом Эразма. Игра слов, связанная с именем Мора, навела Эразма на мысль ораторствовать от лица Глупости (в переводе на  древнегреческий «глупость» - «мория»). Шутка основана на противопоставлении, так как Мор был человеком высокообразованным и прогрессивных взглядов, - по выражению Эразма, уж он-то отстоял от глупости дальше всех.
     «Похвала Глупости» была задумана Эразмом по дороге из Италии в Англию, где он остановился в доме Мора, закончив свой необычный труд и посвятив его своему другу – обо всем этом говорится в предисловии, в котором также освещен взгляд самого автора на свое произведение («читатель, не вовсе бестолковый, извлечет отсюда более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения») и заранее озвучен ответ потенциальным критикам и недоброжелателям:   
   
«Найдутся, может быть, хулители, которые станут распространять клевету, будто легкие эти шутки не к лицу богослову и слишком язвительны для христианского смирения; быть может, даже обвинят меня в том, что я… подвергаю осмеянию всех и каждого. … Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов. … кто станет кричать, жалуясь на личную обиду, тот лишь выдаст свой страх и нечистую совесть».

=*=*=*=*=*=

Самих себя публично восхвалять
Не принято среди великих мира.
К услугам их – продажных бардов лира,
Которой всё равно, о чем бряцать.

Бесстыжих пустозвонов этих рать
Преобразит ничтожество в кумира,
Напялит нимб святого на сатира,
Хотя одни рога ему подстать.

И в хоре славословий, без сомненья,
Услышать будет сложно возраженья,
Что сей герой не тот, кем явлен нам:

Не кладезь добродетелей – скотина,
Властитель слабых, раб сильнейших сам,
Ворона в перьях красочных павлина.
13.12.2015


далее - полный текст публикации Ирины на Стихи.Ру - http://stihi.ru/2016/01/21/7404
© Copyright: Ирина Воропаева, 2016



***


;
Ода Глупости. Эзопу и Эразму Роттердамскому
Эзоп Ковчега
Эзоп - Северная мастерская Феано
Изображение - Эразм Роттердамский. Ганс Гольбейн (младший)  (1465—1524) — немецкий живописец.

 посвящается мудрецам-вдохновителям Эзопу и Эразму Роттердамскому

Эзоп –   (др.-греч.) — полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus,нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469 Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды — 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.


Привычка ум ценить,
стремиться к знанью,
Искать загадок дерзкие решенья, -
Вот сладости свободного дерзанья
Под страхом смерти суетного мненья...


Лишаясь тела,  гибнем мы, как будто,
Не видя превращенья своего,
И «вне ума» встречаем всё же утро -
Жизнь новую, спасения зерно!

…Состав непенфа - тайна, жизни  суть.
Умом не одолеть миров границы,
А в глупости спасение хранится.
Программа ли?
 
То вечно звёздный Путь!

Младенцу Истин, чуду «вне ума»,
Я Глупости слагаю эту Оду
Подарком нерождённому народу,
Ему открыты жизни закрома!

Счастливый тот народ, что любит песни,
Танцуя жизни танец и в дороге,
Безумство  - вот сердечное предместье,
Движенье сердца к славному порогу.

Глупца не укоряйте  за наивность,
Отсутствие расчётливости знанья,
Глубоким чувствам дарится светимость
Душевная в спиралях Мирозданья.


Я к вам пришла не вдруг,
не для забавы
Сложила оду Глупости миров,
Дары мои - всезвёздные анклавы,
Где цели жизни собраны под кров
Шатра идей неведомых деяний,
Движений тел и мыслей, и судеб.
В мерцанье волн душевных осознаний
Хранителем моим стал вечный Феб*.
Пусть смертные толкуют обо мне,
Как хочется, я все приму с улыбкой,
И мудрые реченья - свет в окне,
И скудные, ползущие улиткой,
Приму философическую брань,
Насмешливые вирши клоунады,
Серьёзные трактаты, филигрань,
Намёки полусловом и тирады,
Учёные беседы...
В помощь им
Взошла я на трибуну -
Тотчас лица
Живее стали солнышком моим,
Весной пахнуло,  стоит пробудиться!


Гляжу на вас,
друзья мои, любуясь,
Эразма Роттердамского творенье,
Я к вам пришла с душою, не рисуясь,
Но размышляя...
о своём  именье.


Богов я вижу,
правнуков Гомера,
Хмелеющих вином души моей,
Вас, вышедших с  Трофониевой пещеры,
Ушедших от неведомых теней.
Весь род людской я подчиняю власти
Своей, и помогаю этим смертным,
Недаром роль Богов и есть участье
В делах людей житейских и секретных.
Да,  мною все они живут в делах:
Суды,  торговля,  служба, управленье,
Тут лесть и славословия хвала,
Всё - я и моя свита в  отраженье.


Ах, родом я с Блаженных островов,
Где всё всего в достатке, хоть не сеют,
Не жнут, но урожай всегда готов,
И дом мой белоснежная лилея.
Сама как сказка или Белоснежка,
МгновениЯ да изредка Феано,
Зовусь Руми, когда душой безгрешна,
Ковчегом, если буря в Океане...

Отец мой не чета иным отцам,
Не Хаосом и не Юпитром я
Явилась отраженьем мудрецам,
С улыбкой приняла меня Земля.

Отец Пеон** мой, мать же Ниотета***,
Прекраснейшая нимфа простоты,
Не в скучном браке, не в бреду поэта
Рождаюсь я, но цветом чистоты,

Я - зелье для бессмертного Плутона,
К Отцу он моему идёт, как встарь,
Волением древнейшего закона,
Невидимый, подземный, грозный царь,
Его гостеприимство таково,
Что не отпустит странника, впустив.
Властитель покидает существо,
Почувствовав моей души мотив.

Не в этом ли Игра Богов Олимпа -
Что суть миров… что замысел Игры?

Играючи проходят мысли битвы
И мною завершаются Пиры.


Прельщая взоры многих, обещая
Несбыточные царства на земле,
Весь мир мне рукоплещет и встречает
Ликуя, как сияние во мгле.


Моим стараньем сонмы мудрецов
Явили миру сложные трактаты,
Сама Венера дразнит мной юнцов,
Моим стараньем, мною же богаты
Супружество и  бездна всяких дел,
Не стану их сейчас перечислять,
Известны всем они и беспредел
Моих щедрот,  но стоит почитать.
Напомню вам преславную хвалу:
  Блаженна жизнь, пока живёшь без дум!
Мудрец сказал об этом… не ослу,
Себе, и не лукавил, как колдун.


Не в глупости ли женщины  блаженство
Мужчины? И не глупые ль забавы
Являют нам  щедроты совершенства
Счастливой жизни, жемчугу оправы?
И вот ещё - моё Самодовольство.
Ах, как оно надёжно управляет
Делами мира,  славное посольство
Любви к себе - Вселенные рождает!

И каждый хвалит Бога своего,
Пороков не умея различить
В себе, и это разве не  умно -
Являться в мир, чтоб верить и любить!

Воспойте же хвалу мне, о, друзья,
Пируйте же со мною без опаски,
И счастьем одарю по-царски я,
Лишь верьте в мои радостные сказки.

Комедия сей жизни... - Глупость это?
Иные упиваются ученьем,
Другие славословием поэта,
А третьи рабской жизни принужденьем...
Кто копит деньги, кто их тратит - глупо ль
Копить или транжирить без ума?
Грехи свои не видят и сквозь лупу,
Иных же поучают, -  этих тьма!

Сними с них неосознанность поступков,
И глупые мечтанья прогони,
Останется ли счастию минутка?
Но радости мои -  счастливы дни!

Я вас люблю, как звёзды любят небо,
И вы, вас уверяю, влюблены
В мой образ и волшебные напевы,
О, милые, прекрасные лгуны,
Вы к счастью устремляетесь невольно,
Транжирите богатство интеллекта,
Вы мните о себе, что с вас довольно
Быть тем, кем вы являетесь: адептом,
Пророком иль учёным, очевидцем
Судьбы своей, творцом или творимым,
А может, эта жизнь вам… только снится?
А мудрость ваша… мне служила гримом?


Мир вывернут вращеньем тора в Торе,
Контрасты в точках полюса едины.
Зеркальные, искусные повторы
Во времени земном, как серпантины…
В какой-то миг МгновениЯ вскипают
Из солнечного центра до безмерья,
И нет предела царственному краю
Моих владений в мире суеверья.


...О, дети, я пришла не для забавы,
Хоть в играх мысли превзошли меня вы…

* Феб — (греч. phoibos, от phos, photos свет, блеск). Поэтическое имя Аполлона, бога солнца и поэзии.

** Пеон (Пеан) — в греческой мифологии - бог-целитель.

*** Неотета — Юность (греч.).

**** Плутон (Плутос) - (греч., лат. Pluto) — в древнегреческой мифологии одно из имён бога подземного царства и смерти.

Непенф - зелье, трава забвения, в древнегреческой мифологии и литературе — происходящее из Египта лекарство от грусти.


Примечание

Ода Глупости была написана в продолжение прозаической сказки, опубликованной когда-то мною на Проза.Ру - Глупость на Ковчеге или Учение Всего.
Под впечатлением от произведения Эразма Роттердамского - Похвала Глупости.



Как понять Похвалу глупости?
Михаил Просперо

«...и  задумал  я сложить похвальное слово Глупости. "Что за Паллада внушила  тебе эту мысль?" -- спросишь ты. Прежде  всего, навело  меня на эту мысль  родовое имя  Мора, столь  же  близкое  к  слову  мория -?»  - 2*
/Эразм Р., Предисловие к "Похвале Глупости"

Что означает слово "Мория" здесь? - Писано в деревне, 10 июня 1508, адресовано Томасу Мору, в то время что это тезоименство - "Мор-мория" - означало?

Для меня, сразу скажу в чём интерес - Владыка Мория (Мориа, Эль Мория) – махатма. Учитель Великого Белого Братства – стал широко известен миру благодаря организации Теософского Общества в ХIХ веке. Читал в прошлом веке его "Письма", очень сильная книга.

... «Мориа (санскр.) – одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежали Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов». «Чандрагупта – первый буддийский Царь Династии Мориа, дед Царя Ашоки. И так далее - но это Восток, а Эразм-то из Роттердама, Запад, Европа.

Оказывается - "мория" по-гречески "глупость". Отсюда, видимо, и наше, "вот умора!" - возглас умиления смешными поступками неразумных котят, например. Так я сразу вспомнил, но оказывается слово в русском многозначнее.

Умора 1) кладбищенский сторож; 2) эвтаназия 3) прибрежное кафе; 4) ресторан Томаса Мора; 5) яд.
Весёлый этимологический словарь Умора 1. ж. местн. Крайнее утомление, изнеможение.

В 1508 году ресторан имени Томаса Мора ещё не открыли, так что крайне утомлённый Эразм довольно прямолинейно назвал глупцом автора "Утопии", лорд-канцлера Англии.

Ах, да, "Утопию" Мор издаст через 8 лет только, рановато его обвинять в глупом ниспровержении рыночной экономики было... Да и не за идею отрубил лорд-канцлеру глупую голову Генрих Восьмой, за женщину, но это мы от темы отклоняемся, пожалуй.

Английский-то язык к греческому не привязан, это оставшаяся бриттам от римлян латынь, романская группа. По латыни "Глупость" - "Bеtise" - как недостаток ума. Понятие по самой своей природе относительное. Глупость, как и ум, познается в сравнении и имеет разные степени. Это оставляет хоть какой то шанс дуракам (всегда найдется кто нибудь еще глупее) и гениям… …   Философский словарь Спонвиля.

Меня устраивает такое толкование Спонвиля, всё-таки надежду гениям оставляет, не всё так печально в юморе Эразма Роттердамского. Сам-то Мор  активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский, шутку если не оценил, то по крайней мере понял.

Но вернёмся к санскриту. В Англию из Индии было немало привезено всяческих сокровищ, в том числе и идей, и людей. Например - там не так уж давно побывал настоящий Мория, которому Николай Рерих посвятил свою первую книгу. "Цветы сада Мории". Встретились они в Лондоне в 1921 году.

По нашей теме - есть и в первой книге Рериха похвала непониманию.

Рерих Николай Константинович:

Не знаю, когда сильно слово твое?
Иногда ты становишься обыкновенным.
И, притаившись, сидишь между глупцами, которые знают так мало.
Иногда ты скажешь и будто не огорчаешься, если тебя не поймут.
Иногда ты смотришь так нежно на незнающего, что я завидую его незнанью.
Точно не заботишься ты свой лик показать.
И когда слушаешь речи прошедшего дня, даже опускаешь глаза, точно подбирая самые простые слова.
Как трудно распознать все твои устремленья.
Как не легко идти за тобою.
Вот и вчера, когда ты говорил с медведями, мне показалось, что они отошли, тебя
не поняв.

*

Уже в 1592 году была написана пьеса «Сэр Томас Мор». Её авторство приписывается коллективу драматургов, в числе которых Генри Четл, Энтони Манди, Томас Хейвуд и Уильям Шекспир (сохранилась частично из-за цензуры).

О Томасе Море в 1966 году был снят фильм «Человек на все времена». Этот фильм завоевал две премии Московского кинофестиваля (1967), шесть премий «Оскар» (1967), семь премий BAFTA (1968) и множество других наград.

Название фильма взято у Роберта Виттингтона[en], современника Мора, который в 1520 году написал о нём так:

Мор — человек ангельского ума и выдающейся учёности. Я равного ему не знаю. Где ещё есть человек такого благородства, такой скромности, такой приветливости? Когда тому время, он удивительно весел и жизнерадостен, когда тому время, он так же грустно серьёзен. Человек на все времена.

Согласитесь - в этом описании что-то есть схожего с характером описанного Рерихом Мории. Только что не сидел тихо между глупцами.

 

Томас Мор и Россул Мория., коллаж автора Просперо





Александр Беличенко
Въедливый

"Похвалу глупости" смотрел ранее, в молодости, по диагонали. А сейчас этот том БВЛ (№ 33) сделал настольной книгой, по представившемуся случаю, за который спасибо Феане. Конечно, сейчас у меня другой взгляд на эту философию. Начал сочинять что-то вроде Саги о "Похвале Глупости".

Задумался Эразм, трясясь в дороге дальней,
О главном признаке людского бытия,
И понял, что довлеет в психике сакральной
Всепроникающая Глупость - Мория.

Так звали ещё греки Фею жизни,
С Гомера уловили, чувством(!), Её лик,
Кой проявляется в делах, как верный признак,
Что дух (душок) от Глупости сюда проник.

Идея есть толчок для неких начинаний.
Эразма Гений Глупости дал Похвалу.
Она озвучила то с кафедры в собрании,
Где лику каждому он посвятил главу.

Слепила Глупость самохвал, меняя лики:
Все поры жизни - там Её бессмертный дух;
Все поколения, эпохи - есть улики;
Без Глупости немыслим наш житейский круг!

Где жизнь кипит, там и философы впридачу,
Им Глупость, как анализа, где соль, предмет,
Но так, чтоб Глупость, возвышаясь наудачу,
Не поняла, что виден им Её секрет.

В делах сермяжных Глупости на первом месте,
Будь то семья, а в ней рождение детей,
Иль цель возвыситься в чинах на ниве лести -
Эразм дал похвалу за это от людей. *)

*) Для высокообразованных талантов средних веков, а ранее - в древности, в условиях отсутствия всеобщего образования, все были глупыми, включая королей, сановников, аристократов, церковных иерархов, пап и кардиналов (возможных пап). Поэтому у Эразма и размышления такие "учёные и не лишённые соли", тонкая ирония без фамилий (ибо безопасно для автора), но для современников Эразма понятная. Как анекдоты, кстати (но тогда такого термина не было, а называлось такое притчами, смешными, поучительными, назидательными и прочая). Простой народ тоже был по этой же причине глуп, но, тем не менее, трудился, плодился и размножался (не глупо ли, в рабстве, в феодальной зависимости, в нужде?), за что и похвала Эразма его Глупости, которая старалась таким образом для людей.

Цитата Просперо ( )
«По латыни "Глупость" - "Bеtise" - как недостаток ума. Понятие по самой своей природе относительное. Глупость, как и ум, познается в сравнении и имеет разные степени. Это оставляет хоть какой то шанс дуракам (всегда найдется кто нибудь еще глупее) и гениям… … Философский словарь Спонвиля».

Согласен с Михаилом насчёт толкования Спонвиля. Конечно, Глупость, как чья-то оценка, зависит от точки зрения на жизнь, например, эгоиста или альтруиста. Равно, как и мудрость.
А глупость альтруиста вообще ходит рядом с подвигом. Например, суворовское: "Сам погибай, а товарища выручай!", и в этом подвиге есть шанс спастись обоим! А для эгоиста, наверное, Суворов сказал глупость.
Другие примеры:
Раздели по-братски: большую половину отдай брату. Глупо?
Бедные способны делиться последним, а для богатых это глупо.

Думаю, многие припомнят свои примеры относительности Глупости. Навешивать на Глупость философский "наряд Возвышенности" это как бы желание колоть исподтишка объект насмешек за приписываемую тому, со своей "кочки зрения" философа, Глупость. Вот и получается парадоксальная "Похвала Глупости", которая может выглядеть в софистических речах "вполне Возвышенной".


Из Главы II "Похвалы Глупости":
"Ибо захотелось мне появиться перед вами в роли софиста, но только не одного из тех, которые ныне вколачивают в головы мальчишкам вредную чушь и научают их препираться с упорством, более, чем бабьим. Нет, я хочу подражать тем древним грекам, которые, избегая позорной клички мудрецов, предпочли называться софистами. Их тщанием слагались хвалы богам и великим людям. И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря - Глупости."

И что характерно,  подобное продолжает быть вполне актуальным в философской, в частности, э(К)зотерической, среде, особенно насчёт "вредной чуши"...

Мгновения
Что характерно, каждый вкладывает свои смыслы в мотивацию других. 
Увы, от мудрости нет в нашей жизни прока,
И только круглые глупцы - любимцы рока.
Омар Хайям

Вот именно "круглые глупцы" и есть цель возвышения нашей Глупости, ибо цельность (круглость) ставит её на недосягаемую для ума высоту гармонии восприятия...
С другой стороны взглянуть...
Насмешки и веселье, игры ума и пиры... основаны на возвышении глупости умных или имитации ими глупых действий - с целью порадовать и повеселить других, отвлекая их от кажущихся им умных разговоров и действий... и с целью обрести "круглость" (сферичность кругозора, цельность восприятия).

Умный человек всегда согласится с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым.

• Аристотель




Просперо
Хороший аргумент для того, чтобы привлечь к себе - электорат, например. Как говорил один знакомый учёный редактор (тоже из Англии) - мы пишем в газете не то, что думаем мы, а то, что думаете вы.
А вот Вы сегодня думаете о том, что как умный человек вчера согласились со своим умным боссом, глупый же отметил недоработки проекта, чем избавил фирму от убытков и за это сам остался голым и босым.

Или чтобы привлечь к себе сторонников в нашей дискуссии, как пример.
Въедливый человек всегда согласится с другим Въедливым, колобок же обычно не соглашается ни с бабушкой, ни с дедушкой Аристотелем. 

И, разумеется, и я не соглашусь сегодня с Аристотелем исключительно с целью стать чуть-чуть круглее главного героя нашей похвальной диссертации!

 

Цитата Просперо ( )
«А вот Вы сегодня думаете о том, что как умный человек вчера согласились со своим умным боссом, глупый же отметил недоработки проекта, чем избавил фирму от убытков и за это сам остался голым и босым».

Можно ли сказать, что Глупость выглядит глупой лишь на короткой дистанции личной выгоды, и  дополняет собою все просчеты и несуразности умов,  если воспринимать происходящее на круглой (интрасферной) орбите?

Въедливый
Цитата Просперо ( )
«…а что - был выбор? или сейчас есть?»

Это "умные" конъюнктурщики думают о выборе, мня, что тот у них, умников (самооценка),  есть, вот и мечутся по жизни, чтобы ухватить за хвост личную выгоду.
А  люди, считаемые теми в числе "глупых",  просто живут (как и сейчас) и тем продолжают человечество и цивилизацию. Эразм похвалил именно такую "глупость" (а не круглого, и уже тем "совершенного", по некоему восприятию, перекати-колобка), и ведь та на самом деле совершает похвальный жизненный подвиг, альтруистический подвиг каждодневной заботы о детях, о других, несмотря ни на какие трудности (а эгоисту-себялюбцу, индивидуалисту всё это несусветная глупость).

И опять скажу вам: глупость альтруиста ходит рядом с подвигом.
Цитата MгновениЯ ( )
«Умный человек всегда согласится с другим умным человеком,глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым».

• Аристотель

Аристотель, видно, в своей знаменитой фразе о договорняке "умных" ещё не знал, что  оценки "умный" и "глупый" относительны, как и всё в нашем мире. Это только у некоторых философов в уме и речах "абсолюты", рядом с которыми (цитата) "круглость" (сферичность кругозора, цельность восприятия) (конец цитаты). и думать, стало быть, после Аристотеля, уже не о чем, по определению, только ждать уже предначертанного.



Натья
Наталья Глазунова
Цитата Въедливый ( )
«…глупость альтруиста ходит рядом с подвигом»

ПРЕКРАСНО!!!

НАПИСАЛА...И ЗА ОКНОМ ПОЯВИЛОСЬ СОЛНЦЕ!!!!
ЭТО ЛИ НЕ ЗНАК?

На дожде все дороги - радугами.
Голос флейты - её мотыльки,
Пожелавшие берег реки
В дни любви разукрасить гирляндами.

Мгновения
Цитата Въедливый ( )
«Это только у некоторых философов в уме и речах "абсолюты", рядом с которыми (цитата) "круглость" (сферичность кругозора, цельность восприятия) (конец цитаты) ...и думать, стало быть, после Аристотеля, уже не о чем, по определению, только ждать уже предначертанного…»

Неверный вывод.
Расширить кругозор можно по-разному, но если подняться на уровень выше, на уровень мудрецов, образуется сфера большего радиуса... цельность большей мерности. Сравню с выводом куста смородины
...и думать, стало быть, после Сосны, уже не о чем, по определению, только ждать уже предначертанного.
Добавлю, что состязаться смородине с Сосной ни к чему, ибо растут на разных "землях" и от разных семян.  Смородина кормит людей, а сосна белок и воображение людей, если сузить угол зрения на приносимую ими пользу людям.





ГЛУПОСТЬ НА КОВЧЕГЕ
ИЛИ УЧЕНИЕ  ВСЕГО


Шарж мастеров Ковчега на самих себя!

-  О,  Боже, - воскликнула Глупость, когда её попросили закрыть рот на форуме мастеров. – Вы даже не представляете себе, что случится, если я, в самом деле, закрою рот, невежды, дикари! Мир, уважаемые мастера, тотчас рухнет!

Этой трагедии для мира никто из уважаемых невежд, естественно, не желал, и вышеуказанную просьбу бойкотировали молчаливым согласием со словами Глупости.

Слово вновь взял Старший Ум, самодовольно полагающий себя представителем Разума. Он изложил присутствующим новую, совершенно правильную систему взглядов на мир и Космос взамен предыдущей, переставшей отвечать его возросшим знаниям. Аудитория восхищенно молчала, предвкушая чудесные последствия от применения новой теории - Учения Всего - на практике. Но о практике, как водится, никто и не подумал высказаться. А что о ней говорить, если у каждого она своя и неповторимая, как полёт птицы в небе души.

Воцарившееся молчание подтолкнуло Глупость вновь заговорить. А что же ещё прикажете делать на форуме, где собираются именно ради общения!
И она сказала буквально следующее:

- Досточтимый Ум Разума Великого! Никогда раньше я не слышала ничего более убедительного, чем ваша прекрасная теория - Учение Всего!

Все зааплодировали и закивали головами, поддерживая столь логичную речь.

Тогда Старший Ум благосклонно кивнул Глупости и продолжил:

- Теперь, уважаемые мастера, когда Истина открыла нам свои небесные закрома, и сам Космос Великий согласен с моей теорией – Учением Всего -  нам следует выбросить все прежние теории и теоретизирования вместе с хламом неправильных, устаревших верований, учений и практик духовного развития за борт корабля.  Вы сами понимаете, что многочисленность разработанных прежде теорий и тьма-тьмущая научных книг в нашей Библиотеке превысила допустимую Разумом норму.

Обеспокоенные мастера затаили дыхание от такого резкого поворота дел и печального итога обсуждения,  никто не желал расставаться со своими идеями, книгами и верованиями.  Над головами присутствующих возникли серые тучи вопросов… Как же это?  Как же так!? Мою теорию выбросят?  Мои труды окажутся за бортом?  Остаться с пустым багажом в конце трудного пути к цели?  Но что это за «допустимая норма» тоже никто не знал, а спорить с Великим и непогрешимым Умом Разума благоразумно опасались, мало ли что выйдет дальше. И все посмотрели на Глупость, она же, не будь столь глупа, как многим казалось, всех и выручила, заявив следующее.  Уж поверьте, именно так она и сказала, это подтверждает запись в Книге Веков.

- Досточтимый Ум Разума Великого!  Полагаю, все согласятся, что справедливость должна торжествовать!

Сделав многозначительную паузу, она продолжила речь.

- В данном случае, когда сам Космос согласен с вашей теорией - Учением Всего -  нам следует довериться ей полностью. Однако в Космосе Великом нет предела ни в чём и нигде, то есть, найдётся место и всем предыдущим теориям,  всем Учениям, верованиям,  которые должны будут расти и дозревать дальше во благо Единого развития. Законное Единство эволюции и инволюции мира никто не отменял!

Вздох облегчения наполнил аудиторию каким-то кислым привкусом ожидания, а серые  облака чуть посветлели. Раздались отдельные хлопки, и на лицах появились улыбки робкой надежды. А поумневшая  Глупость, заметив одобрение, продолжила речь:

- Уважаемые мастера Ковчега! Разрешите мне  лично всех вас поблагодарить за ваши удивительные, многочисленные и неоценимые труды! Каждый труд непременно будет востребован в будущем! И поскольку все мы хорошо знаем, что мысль вещественна, что материя не исчезает в никуда, что мечты сбываются, в конце-концов, и – главное -  что мы вечны, мы – Боги, предлагаю перейти к главной части нашего собрания – к Пиру на весь Мир!

- Позвольте, - раздался неуместно  громкий возглас с невидимой галерки, - а как же спасение мира от Всемирного Потопа? Ради чего так много было сделано мастерами Галактического Ковчега, и зачем столько Храмов, Дворцов построено для спасающихся от бедствия?

Кто-то из присутствующих захихикал, а Глупость уверенно ответила за всех, обернувшись к крикуну оборотной стороной сути своей:

- Не волнуйтесь, дорогой  друг,  спектакль не завершён!  После очередного Пира мы продолжим дело спасения утопающих в морях информационной лжи. Мы продолжим  спасать  захлёбывающихся от словесного потопа, и потерпевших от лжи!
Невидимая галёрка изобразила коллективную улыбку и одобрительно захлопала в столь же невидимые ладоши, примеряя маски Правды, запасённые заранее для такого торжественного момента единодушия.  Пир начался без опоздания!



КОВЧЕГ  СОБИРАЕТ  ДРУЗЕЙ

Хорошо, когда есть место,
Где всегда светло и вкусно,
Поэтично, интересно!
Не бывает в Сказках пусто.
Хорошо, когда такое
Место ждёт тебя всегда,
И встречает, как родного,
Хоть не виделись года…

И почти не укоряет,
Что заходишь крайне редко,
Лаской рифмы одаряет,
И словцом поддержит метко.
Мало нас, кто помнит Дело
Среди важных личных дел.
Всех сплотить я не сумела,
Но с Ковчегом - кто хотел!

Кто в Морях - тому наградой
Хоровод – Водоворот!
А спешащим - мир шарадой,
И для них найдется плот.
Пир да праздник будет вскоре,
Ключ волшебный у тебя?…
В звездных далях небосклона
Чаша полная Огня.

***


Собственно говоря, это была зарисовка вполне реальных событий на нашем проекте сотворчества, а поводом для шаржа послужила тема рыбака с названием - ВСЁ.
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/


Сказка о Непрерывности. Феана

...




далее текст сборника - с иллюстрациями
https://online.pubhtml5.com/ucdb/agpa/